Logo
Title
Title



Главная :: О нас :: История
Школа-студия открылась при Московском Художественном театре в 1943 году. Инициатором ее создания был Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из основателей Московского Художественного театра. 21 марта 1943 года на квартире у Владимира Ивановича заседали руководители МХАТ: «Я пригласил вас, чтобы поговорить о школе». Замысел, который он предложил, был в сущности завещанием великого режиссера и педагога: 25 апреля Немировича-Данченко не стало. 26 апреля Совнарком постановил увековечить его память, и в постановлении был пункт об основании при Художественном театре Школы-студии его имени.

Конкурс летом 1943-го проходил в помещении театра, в нижнем фойе, за длинным столом, как экзаменаторы сидели великие «отцы-основатели» — Москвин, Качалов, Книппер-Чехова. Первым ректором стал Василий Григорьевич Сахновский (Книппер-Чехова шутя, но и всерьез называла этого режиссера и блистательного театрального мыслителя единственным действительно интеллигентным человеком в советском Художественном театре. Немировичу-Данченко удалось вызволить его из ссылки, вернуть к репетициям «Гамлета»). Официальное открытие состоялось 20 октября 1943. Выступая перед первыми студентами, руководитель Художественного театра Хмелев привел запавшие ему слова Немировича-Данченко: «Я бы все силы свои отдал только школе, потому что это имеет огромное значение для искусства… Этому бы я посвятил остаток своей жизни».

Основой преподавания актерского мастерства в Школе стала система Станиславского, нацеленная на воспитание в актере острейшего чувства живой жизни на сцене, правды органической игры и одухотворенного мастерства.

Атмосфера в студии была наполнена ежедневным, ежечасным постижением смысла актерской профессии, и не только на занятиях по мастерству актера, но и на всех классах и лекциях. Устраивались встречи с писателями и великими артистами. Это были Книппер-Чехова, Пастернак и Ахматова, Рихтер и Эренбург и многие другие… Первый выпуск в 1947 году почти целиком влился в Художественный театр; об одаренности молодых говорил трогательный и полный выдумки спектакль по Диккенсу «Домби и сын» (1949). Может быть, они позднее могли завидовать своим сотоварищам, попавшим в театр менее взысканный «барской любовью» (счастливую жизнь прожил в Центральном детском Г. М. Печников, неизменно оставаясь ведущим актером), но несмотря на то, что их творческое становление пришлось на «дурные времена» родной сцены, имена М. В. Анастасьевой, А. В. Вербицкого, В. С. Давыдова, В. В. Калининой, Л. А. Кошуковой, К. И. Ростовцевой, Е. Н. Ханаевой, Е. А. Хромовой. М. В. Юрьевой в памяти зрителей связуются с ясными и крепкими сценическими впечатлениями. В театральной педагогике раскрылись таланты И. М. Тарханова, В. К. Монюкова, Т. И. Васильевой, О. Ю. Фрид.

В выпуске 1949 года лидировал Олег Ефремов; выпуск 1950 года был украшен именами Алексея Баталова — «звезды» советского кино и Лилии Толмачевой, которая вскоре прославится на сцене «Современника» — как один из его организаторов и его лирическая «прима». В 1951 году Студия выпустила Олега Борисова — начинавший как комик, он стал одним из великих современных трагиков, соединив аналитичность с предельной страстностью, с оголенностью нерва, с почти акробатическим владением темпераментом. Курс включал в себя людей одаренных весьма разнообразно: кроме Борисова тут учился Виктор Коршунов, имя которого неотъемлемо сегодня от полувековой истории Малого театра, энергичная и стойкая театральная деятельница Екатерина Еланская (когда придет время новых сцен, она окажется среди «первопроходцев» — организует театр «Сфера»). Год спустя студию закончил Николай Рушковский — без этого умнейшего, органически культурного актера не представить себе киевского театра русской драмы имени Леси Украинки.

Прочность унаследованной культуры была одной из примет выпускников Школы МХАТ. 

С самого основания Школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра. Эта традиция сохранилась и сегодня: большинство наших педагогов — сами выпускники мхатовской школы, ученики учеников Станиславского.

Среди руководителей курсов и преподавателей Школы-студии известные актеры и режиссеры, искусствоведы, ведущие театральные специалисты России в области сценического движения, танца, сценической речи. Большинство педагогов имеют опыт зарубежной работы.

Одновременно с актерским курсом в 1943 году был организован и постановочный факультет. Общение между актерами и постановщиками было очень тесное. Постановщики оформляли отрывки, акты и целые спектакли.

Первоначально предполагалось, что набор «постановщиков» будет однократным — с тем лишь, чтобы удовлетворить потребность самого МХАТа. Потом планы расширились. Сегодня едва ли не все заведующие постановочной частью ведущих московских театров — воспитанники Школы-студии. Расцвет факультета начался с 1946 года, когда к педагогическим усилиям художника-технолога Ивана Яковлевича Гремиславского присоединился Вадим Васильевич Шверубович: подобно Гремиславскому, отец которого был гримером Станиславского со времен Общества искусства и литературы, Шверубович (сын Качалова) был с мхатовской художественной и этической традицией связан кровно, и при нем не могло быть речи об ее вырождении. Чуткий к чужому таланту, прямой и гибкий, он воспитал дарования таких разных театральных живописцев и художников по свету, как А. Б. Матвеев, П. А. Белов, В. Г. Лесков, Е. Л. Удлер, таких организаторов театрального дела и педагогов, как А. Д. Понсов, М. М. Кунин, Л. И. Эрман, Э. П. Маклакова, такого исследователя, как В. И. Березкин (автор многотомного «Искусства сценографии мирового театра»), таких идеальных «людей тени», как бессменный мхатовский костюмер В. И. Желеткова. Среди учеников Шверубовича — выпускник 1977 года, прославленный сценограф Олег Шейнцис, чье кружащее голову новаторство всегда имеет за собой безупречную выучку и спокойствие технологического расчета.

В недрах Художественного театра в 1956 году родился театр «Современник», первые спектакли которого репетировались в аудиториях Школы-студии. Его создатели — студенты и недавние выпускники Школы — были воодушевлены своими педагогами, мечтавшими о возвращении к исходной идее Художественного театра, к «театру живого человека». Заведующий кафедрой искусствознания, читавший в Школе-студии историю МХАТ профессор Виталий Яковлевич Виленкин был непосредственным участником, а ректор Вениамин Захарович Радомысленский (легендарный «папа Веня», с его азартным призывом — «По коням!») — покровителем этой высокой и не вполне безопасной художественной авантюры на переломе века. Костяк «Театра молодых актеров» (он стал потом Театром-студией «Современник») составили воспитанники школы в Проезде Художественного театра (Олег Ефремов — выпуск 1949, Лилия Толмачева — выпуск 1950, Галина Волчек и Игорь Кваша — выпуск 1955, Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев — выпуск 1956, Олег Табаков — выпуск 1957, Влад Заманский — выпуск 1958).

Сегодня в Москве, Петербурге или в каком-либо крупном центре вряд ли найдется театр, где бы ни работали выпускники Школы-студии. Среди воспитанников мхатовской школы — признанные мастера российского театра и кино. Нужно ли давать характеристики таким артистам, как Лев Дуров (выпуск 1954), Леонид Броневой (выпуск 1955), Олег Басилашвили и Михаил Козаков (оба — выпуск 1956), Валентин Гафт и трагический погибший на съемках Евгений Урбанский (оба — выпуск 1957). Фантастически разнообразные дарования сошлись на курсе профессора Станицына, выпуск 1959-го: по алфавиту — Владимир Кашпур, Татьяна Лаврова (скоро все сойдут с ума по ней после «Девяти дней одного года»), Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Елена Миллиоти, Галина Морачева, Вячеслав Невинный (тоненький-тоненький, вылитый Хлестаков, миловидный фертик из Петербурга), Алла Покровская, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Геннадий Фролов. А через год с дипломом Школы-студии им.Немировича-Данченко выйдет на русскую сцену, обживет вроде бы враждебную МХАТу «Таганку» Владимир Высоцкий — «трагический баритон» эпохи.

Пусть не враз такими охапками цветущих талантов, но Школа-студия им.Немировича-Данченко и в более поздние годы дарила русскую сцену: отсюда пришли в театры и романтический, строющий роль на колебаниях, на мерцании красок Геннадий Бортников (выпуск 1962), и победоносная, уверенная в своих прямых средствах Вера Алентова (выпуск 1965), и пронзительный, прельстительный, дерзящий премьер «Ленкома» Николай Караченцов (выпуск 1967), и Авангард Леонтьев — изощренный, мастеровитый и таящий страдальческий нерв в глубине своих выдумок характерного актера (выпуск 1968); и Татьяна Васильева, Бог знает, навсегда ли, на время ли отказавшаяся от своего насквозь все пронизавшего драматического дара ради шутовства напропалую, ради славы непревзойденной фарсерки (выпуск 1969); и тонкий, мягкий Коршунов-младший, унесший в Малый театр изящество понимания ролей, прелесть точности (выпуск 1975); и - чорт возьми! — баловень Павел Каплевич, выпускник актерского факультета, включивший в свою работу театрального художника игровое хулиганство (выпуск 1980); и Александр Феклистов, с его оглушительно сильным началом (полузапрещенные и всеми увиденные «Эмигранты», где он играл в паре с однокурсником, Романом Козаком), с острыми зигзагами его пути, с его экспериментальной техникой, с его сбоями, без которого нет его искусства (выпуск 1982); и Михаил Ефремов со всей компанией, с попыткой «Современника-2» (1987); и занимательнейшие выпускники 1990 года — среди них Евгений Миронов и Владимир Машков, среди них Ирина Апексимова, среди них Юлия Меньшова, Андрей Панин, Александр Лазарев-сын; а за ними — Сергей Безруков (выпуск 1994). И так далее.

Перечисляя тех, кто разнес доброе имя Школы-студии МХАТ по стране и за ее пределы, не забудем: Школа продолжает выполнять и свою основную функцию. Созданная для того, чтобы постоянно обновлять театр-метрополию, она обеспечивает кадрами и сегодняшнюю его труппу. Абсолютное большинство тех, кто к началу XXI века несет в Художественном театре репертуар, — ученики Школы-студии. Проверим, начав с художественного руководителя (впрочем, мы уже написали: Олег Табаков — выпуск 1957 года. Он кончал ВУЗ на год позже художественного руководителя МХАТ им.Горького: Татьяна Доронина выпускница 1956-го, и счастлив, кто видел ее первые шаги в Ленинградском театре Ленинского Комсомола, их продолжение в Большом Драматическом у Товстоногова, — ее Надежду Монахову в «Варварах», ее Софью в «Горе от ума»). Далее можно идти по списку труппы МХАТ имени Чехова: все — и Дмитрий Брусникин, и Анастасия Вознесенская, и Нина Гуляева, и Владлен Давыдов, и Наталья Егорова, и Вячеслав Жолобов, и Игорь Золотовицкий, и Владимир Кашпур, и Евгений Киндинов, и Сергей Колесников, и Раиса Максимова, и Полина Медведева, и Ирина Мирошниченко, и Андрей Мягков, и Вячеслав Невинный, и Виктор Сергачев и многие другие — из одного гнезда, хотя этого и не скажешь по их оперению; а ведь мы стольких еще не назвали: экономней (в смысле места) назвать тех, кто тут не выпускник Школы-студии.

В составе Школы-студии органической частью является научно-исследовательский сектор. Под этим названием Школе-студии была придана существовавшая при МХАТ СССР Научно-исследовательская комиссия по изучению и изданию наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В настоящее время под грифом Комиссии (впоследствии — Сектора) изданы основные труды основателей МХАТа (второе, девятитомное, собрание сочинений К. С. Станиславского законченое в 1999 году). В 2003 году выпущено четырехтомное издание «Театрального наследия Вл. И. Немировича-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева). Классическим признан труд И. Н. Виноградской — четырехтомная «Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского» (новое издание, дополненное, с уточнениями и исправлениями вышло в 2003 году). В основном силами сектора (под редакцией А. М. Смелянского, И. Н. Соловьевой и О. В. Егошиной) был подготовлен двухтомник «Московский Художественный театр. Сто лет» (М., 1998). Здесь объединились цели театроведов-историков и исследователей современности. О. В. Егошина на основе рукописей ролей И. М. Смоктуновского выпустила книгу «Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского». Широкий резонанс имели три выпуска теоретических собеседований с ведущими мастерами мировой сцены — «Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века», М., 2001; «Режиссерский театр от Б до Я. Разговоры на рубеже веков», М., 2001. «Режиссерский театр от А до Я. Разговоры в начале века», М., 2004. (Авторы проекта и редакторы составители — А. М. Смелянский и О. В. Егошина). В 2005 году был выпущен двухтомник «Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко». (Составитель, редактор и комментатор И. Н. Соловьева). А. М. Смелянский выпустил «Предлагаемые обстоятельства» (Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999) и двухтомник «Междометия времени» и «Уходящая натура» (М.,2002 г.). Г. Ю. Бродская издала двухтомник «Вишневосадская эпопея» (Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. 2000 г.) В 2006 году выпущена книга «Художественный театр. Творческие понедельники и другие документы (1916—1919)». (Составитель и комментатор З. П. Удальцова.) В 2007 году И. Н. Соловьева опубликовала книгу «Художественный театр. Жизнь и приключения идеи».


© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru