Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет»

Известный актер и режиссер рассказал нам о булгаковской мистике в своей жизни, как учился играть у любимца Сталина, что для него значит неравный брак, почему снимает своих учеников по блату, а жену, наоборот, в кино старается не звать

 — Дмитрий Владимирович, у нас на ТВ сейчас показывают сериал «Неравный брак» (канал «Украина»), в котором вы сыграли главную роль — немолодого мужчину, влюбленного в молоденькую девушку, которая в силу обстоятельств вынуждена выйти за него замуж. А что в вашем понятии значит неравный брак?

 — Это прежде всего одноименная картина русского художника Василия Пукирева. Помните? Церковь, скрюченный в угодливой позе священник, жених — «старезный», на ладан дышащий, но богатый дворянин и невеста — девушка молоденькая, бледная, едва на ножках от волнения стоит. В советские времена эту популярную картину во всех учебниках размещали — она ведь сделана с точки зрения социальной, мол, поглядите, как богатый класс эксплуатирует менее обеспеченные слои населения. А вообще… что такое неравный брак!? Разница в возрасте… Вообще это интимное дело. Но если это действительно чувства, если это действительно любовь, то какие могут быть препятствия! Никаких, даже возрастных! Только вперед! Повторюсь, если это, конечно, серьезные, глубокие чувства.

 — Вы играли в спектаклях «Бал при свечах» (по роману «Мастер и Маргарита») и «Дни Турбиных» по Булгакову. Мистика булгаковская вас не преследует?

 — А что есть такое поверье?

 — Конечно, причем о нем первыми заговорили вовсе не журналисты, а сами актеры.

 — Ну раз так… Я действительно очень долго гастролировал со спектаклем «Бал при свечах», переиграл там очень много персонажей, почти все мужские роли, включая Воланда. Да, с этими поездками были связаны некие мистические странности, например неожиданно гас свет в зале. Хотя с проводкой и выключателями было все в порядке — специально проверяли перед выступлениями, и все равно освещение вдруг само по себе вырубалось под чистую. С «Днями Турбиных» — нет, ничего мистического не происходило. Хотя… Много лет назад, когда мы готовили этот спектакль, еще молодыми студентами, выпускниками четвертого курса, мы поехали с нашим режиссером-постановщиком в Киев, на Андреевский спуск, пошли к дому Булгакова, просто посмотреть. Тогда ведь музея еще и в помине не было (он открылся только в 1989-м. — Авт.), и когда мы проходили мимо окон, со второго этажа раздалась песня: «Здравствуйте дачники, здравствуйте дачницы». Если помните фильм «Дни Турбиных» Владимира Басова, то там эту песню пел Андрей Ростоцкий, игравший Николку Турбина (а в недавнем сериале «Белая гвардия» песню пел уже Константин Хабенский — Алексей Турбин. — Авт.). Оказалось, когда мы проходили под окнами, по телевиденью как раз шла картина Басова. Но, наверное, это случайное совпадение, мистикой вряд ли назовешь.

 — Играя Турбина, вы брали кого-то за образец?

 — Вы знаете, для художественного театра это знаковая роль. Ее играл Николай Хмелев, первый исполнитель Турбина. Он, кстати, и умер на сцене во время спектакля. Этому актеру рукоплескал сам Сталин, любимой пьесой которого были «Дни Турбиных». Так что игра этого великого актера повлияла на меня самым прямым образом! У него я и учился.

 — В театре вы играли Александра Ульянова — брата Ленина. Среди актеров, которым тоже довелось играть революционных вождей, сейчас модно рассказывать, что в те времена они выходили на сцену играть подобных героев чуть ли не из-под палки.

 — Несогласен. Даже наоборот — тогда это была очень интересная творческая задача. Лично я не рассматривал эту роль как политическую, мол это же старший брат самого Владимира Ильича! Нет, мне была интересна психологическая сторона этого персонажа. Я пытался понять и постичь, что может чувствовать и о чем может думать молодой, 21-летний человек, запертый в четырех стенах в ожидании смертной казни. Его ведь в итоге казнили — за покушение на жизнь императора Александра III. 

 — Вы начинали как актер, потом стали режиссером — сняли популярные сериалы «Саломея», «МУР есть МУР». В чем причина такой перемены?

 — Просто не хватало мне актерства, казалось, что я могу больше и лучше.

 — А что приносит больший доход? Игра в кадре или за кадром?

 — Актером все-таки выгоднее работать: времени занимает меньше — пока режиссер закончит одну картину, артист в четырех может успеть сняться. Кроме того, на актере и ответственность не такая большая. А на режиссере все! Тем более что я такой: вникаю во все, буквально в каждую деталь, в реквизиты, грим. В этом смысле я вредный.

 — Ваше главное киношное разочарование?

 — Ты снимаешь картину, тебе кажется, что ты все здорово сделал, а потом продолжение этой картины вдруг снимают другие люди! Обидно! Это своего рода разочарование. Хотя это бизнес. Или ты снимаешь картину, которую ты считаешь достойной для большого количества зрителей. А ее ставят не в то время, когда большинство людей на работе, или не на том канале. Ты не попадаешь в формат. Все это сложно!

 — Вы еще преподаете в школе-студии МХАТ. По блату берете своих учеников к себе в кино?

 — Конечно! Я всегда снимаю своих учеников. Это не означает, что они играют главные роли — скорее эпизоды. Ведь для них это замечательная практика.

 — Однажды вы сказали, что против того, чтобы в кино играли беременные актрисы…

 — Это не так. Меня просто переврали. Когда я снимал сериал «Саломея», то пробовал на главную роль актрису Евгению Крюкову. Она прошла несколько проб, мы ее утвердили и уже готовы были снимать. Я в это время уехал отбирать натуру, и вдруг мне позвонили и сказали, что Женя беременна. Это было, мягко говоря, неожиданно. Ведь она нам ничего не сказала. Конечно, мы могли попробовать ее снимать, но это было страшно рискованно. Никто ведь не знает, как будет проходить беременность, а мы могли поставить под угрозу весь проект. Пришлось ей отказать.

 — Ваша жена Марина тоже актриса. Вам легко ее снимать!?

 — Она у меня уже давно больше режиссер (спектакли «Сонечка», «Дворянское гнездо»), чем актриса. Она, как и я, заканчивала актерское отделение, сегодня она очень известный режиссер в Москве. У нее гораздо больше театральных постановок, чем у меня.

 — Бывало такое, что она обижалась на вас за вашу режиссерскую жесткость!?

 — Нет. Я сознательно не снимал ее много. Лишь в небольших ролях. Мы стараемся друг другу не мешать, чтобы не пересекать жизнь с работой.

ВЫПУСКНИК ОЛЕГА ЕФРЕМОВА

Имя: Дмитрий Брусникин
Ро?дил?ся: 17.11.1957 в Потсдаме (Германия)
Карьера: актер, режиссер

Окончил школу-студию под руководством Олега Ефремова. В годы учебы встретил свою будущую супругу — сокурсницу Марину (их браку уже 34 года, а сыну Филиппу — 30 лет). С 1993 года преподает в школе-студии МХАТ как мастер курса, среди его учеников: Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина. В кино снимается с 1983 года. Самые известные работы: «Прохиндиада 2», «Петербургские тайны», «Марш Турецкого», «Сыщики», «Гражданин начальник», «Неравный брак». Как режиссер снял «Саломею», «МУР есть МУР», «Закон и порядок». Заслуженный артист России. 

Екатерина Хоменко

Сегодня (Киев)
20-02-2013


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru