Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Крест ставить рановато
О нестандартном празднике, устроенном «Дождем» в честь своего четырехлетия

Вера Цветкова

В который раз убеждаюсь: умеет «Дождь» удивить! Вот где нестандартность и креативность, как они есть на самом деле. Если бы все вокруг было таким по внутренним ресурсам и внешним проявлениям, это был бы другой мир. Одаренный. Приемлемый.

Когда тебе звонят из пресс-службы канала и зовут на нечто, чего и сами толком не могут объяснить («Будет что-то вроде спектакля, но не спектакль… делали студенты Школы-студии МХАТ с курса Брусникина»), ты, конечно, удивляешься, но не так, чтобы очень. Это же «Дождь». И, конечно, обещаешь непременно быть. Это же «Дождь».

Придя в назначенный час, застаешь в знакомом дворе на Берсеневской набережной толпу людей с нормальными, а не, как обычно, ламброзовскими лицами. Официанты разливают шампанское, а «Дождевые» формируют из толпы группы по 35 человек (всего четыре) и с интервалом в 15 минут запускают внутрь. В процессе принимает активное участие Наташа Синдеева, как всегда, позитивная, энергичная и притягательная. Успеваю спросить ее, есть ли новости по поводу продления аренды. Успевает ответить: «Мы здесь до 21 июня. Но разрешили постепенно вывозить имущество».

Потрясающее Божье создание! Будь я на ее месте, в лучшем случае сидела бы в позе роденовского мыслителя и роняла слезы, в худшем – билась головой о все мыслимые стены. А она устраивает праздник для партнеров, рекламодателей и прочих друзей канала. Словно никогда не звучало для нее гениального вопроса Ежи Леца «Если стена крепче головы, что делать тогда?».

Мы еще только поднимались в студию по лестнице вслед за поводырем, девочкой с плакатиком в руках, а ощущение праздника уже разрасталось внутри. Усадили нас напротив проходной «Дождя» (изнутри), как перед сценой; в глубине студии, в выгородке, тихонько гудела первая группа. (Когда мы перейдем на ее место, на наше приведут и посадят третью группу.) Пусто, непривычно… Из своей каморки вышел охранник и обратился к нам: «Я здесь с первого дня, Сергей меня зовут. Хочу сказать: ни один телик так не устроен. „Дождь“ расположен в шоколадном цехе…» Парень был столь органичен и убедителен, что я поначалу было решила – охранник и есть, обученный по такому поводу. Это же «Дождь», у них вон и на ресепшен сидит девушка, окончившая Эдинбургский университет. Но нет, то был один из третьекурсников Школы-студии МХАТ. «Пятерка» за предмет «актерское мастерство».

Впорхнули две девушки, на одной бейджик «продюсер Наталья Зуева», на другой «PR-директор Даша Симоненко». Я подалась вперед – подружка! «Даша» с прижатой к уху трубкой и спущенной с одного плеча блузкой, подтянув, как аист, одну ногу, закачалась-завибрировала на месте и, растягивая слова, заговорила: «Несколько человек надо заполучить, я над этим работаю… В принципе да… Твою же мать!» Воплощенный сексапил и оживший набросок Судейкина – Дашка, безусловно, прекрасна, но не эта же краска главная! (Когда позднее я поделюсь с ней впечатлением, узнаю, что сама она осталась крайне довольна своим манящим образом.)

Стали поступать «зрители» – типажи, каждый со своим монологом. Человек с огромной зеленой розой на лысине (прообраз Андрея Бартеньева?) радостно читал стихи («Дождь весенний к нам вернулся!»). Недобрый пенсионер в очках изрек: «Яйца курицу не учат. Вы начинаете погоду с Вашингтона!», а добрый пенсионер в кепке сказал: «Сколько же у вас красивых лиц. .. Я ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Держитесь!»

Нашу группу перевели в выгородку «новостной стол», где нас поджидали четыре «основательницы» «Дождя». Стол оказался длиннющим, состоящим из нескольких соединенных трапеций; мы подсели. «Основательницы», не замечая нас, вспоминали, как все начиналось: «Три идиотки, ничего не понимающие в телевидении, и профессионал Вера Кричевская». Я знакома с Кричевской – девочка, ее изображавшая, была весьма схожа с оригиналом и в тексте, и в тоне: «Наташа никогда не хотела делать оппозиционный канал. У нее была одна позиция: хочу, чтобы все было честно и чтобы все о нем говорили. У Синдеевой главный посыл – нужно дружить. Я ушла с „Дождя“ потому, что не могу работать в бесконечном хаосе». А девочке, изображающей саму Наташу, удалось полностью овладеть ее интонациями – закрой глаза, не отличишь («Специфика нашей страны: мы никогда не знаем, что будет завтра. Сейчас все очень черно, но крест ставить рановато»). Подтянулись «главный оператор», «ведущая Мария Макеева», «ведущий Тихон Дзядко»; нам продемонстрировали рабочее совещание с дискуссией о «Новостях».

В следующей выгородке происходил бурный спор между «руководством», которому «Наташа» по скайпу возражала на предмет возможности раздобыть к празднику розовые шарики. Спор сопровождался лирическими отступлениями вроде: «Помню, идет совещание, входит филиппинка с младенцем на руках и передает его Наталье. Наталья, не прерываясь ни на миг, принимается кормить грудью. Вот тогда я понял, что у нас, может, чего и получится» («главный редактор Михаил Зыгарь»). И следом за ним уж не помню кто: «Если „Дождь“ переедет в задницу мира, в какой-нибудь куцый офис. .. Лучше умереть от инфаркта, чем от рака. Я верю, Наташина удачливость вытащит нас». Особую достоверность действию придавала уткнутость каждого «начальника» в свой айфон.

В маленькой студии нас поджидали с монологами шестеро ведущих – «Михаил Козырев», «Юлия Таратута», «Павел Лобков» и пр. Еще нам здесь показали реконструкцию выпуска новостей с поеданием бананов (после известного инцидента с футболистом «Барселоны»; поддержка акции против расизма).

И, наконец, мы оказались в кабинете Синдеевой, один на один с ее мужем и инвестором Александром Винокуровым. «Винокуров» вещал: «Дождь» – это бизнес, не бизнес? Да хрен его знает. С бизнесовой точки зрения его давно пора бы было закрыть. Он нужен Наталье – она артистка, любит сцену, внимание. Когда надо врать, работать по заданию – это всегда видно, – могла бы Наталья работать на другом канале? Наверное, до поры до времени. Сейчас идет такая информационная войнушка…“ Я слушала вполуха, разглядывала кабинет. Много детских фотографий. Много розового (любимый цвет Синдеевой): розовый слон, розовый самовар, розовый холодильник. На столе перед креслом – почему-то тарелка гречневой каши. Над креслом справа затейливая коряга-дракон, над креслом слева – чудная эмаль с аистом, заглатывающим лягушку: головы уже не видать, но передними лапами стискивает тонкую шею аиста. И подпись „Никогда не сдавайся!“. Вошла „Наташа“: „Я очень открытая и ужасно искренняя, я очень люблю людей, но не могу научиться хвалить сотрудников… мне не за что просить прощения – я не враг. Сейчас я очень хочу встречи с Путиным“. Была она в футболке с изображением президента с короной на голове.

На этом спектакль (действо, перформанс?), подготовленный курсом Дмитрия Брусникина, закончился. Все группы, поднявшись на шестой этаж и пройдя через редакцию „Большого города“, собрались на крыше. Где под винище и шашлычок люди принялись обмениваться впечатлениями и делиться соображениями. От Дмитрия Брусникина я узнала, что его ребята два месяца ходили на „Дождь“ под видом стажеров: сидели на летучках-совещаниях, рылись в архиве, задавали вопросы сотрудникам. В итоге был написан текст-сценарий этого спектакля-перформанса. И все это – ради одного показа для 140 человек! Недаром я для себя отметила, что брусникинский курс по канонам Школы-студии МХАТ нестандартный: не однокалиберные статные красавцы, а обычные „ребята с нашего двора“ и, видимо, абсолютно преданные своему делу трудяги. Которые в какой-то момент опять взяли действие в свои руки, оказывается, спектакль еще не закончился!

Потом нас прямо с крыши вывели в эфир вечерних новостей… Потом появились „Мумий Тролль“ и Петр Налич. .. А розовые шарики численностью в сто штук, чья необходимость обсуждалась при нас в совещательной комнате, были запущены в вечернее небо.

Независимая газета
6-06-2014


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru