Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Материя в движении
«Конармия» в Центре имени Мейерхольда

На сцене Центра имени Мейерхольда студенты Школы-студии МХТ (курс Дмитрия Брусникина) играют «Конармию» — фантазию на темы произведений Исаака Бабеля в постановке молодого петербургского режиссера Максима Диденко. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Актеры рассаживаются вместе со зрителями: пока публика занимает места в амфитеатре Центра имени Мейерхольда, исполнители друг за другом садятся за длинный стол в глубине сцены, сидят статично, лицом к зрительному залу. Мизансцена волей-неволей напоминает о тайной вечере. Вот только Учителя в этом собрании уже нет. И все, что происходит потом, на самом деле есть поиски той гармонии, что навсегда утрачена,— поиски жестокие и даже кровавые, вспыхивающие надеждами и теряющиеся в отчаяниях. Истории времен Гражданской войны, положенные на бумагу Исааком Бабелем,— для подобного внутреннего сюжета материал, конечно, благодатный (а для режиссера, видимо, это вообще очень близкая эпоха, недавно он ставил успешный мюзикл «Ленька Пантелеев» в петербургском ТЮЗе).

Всего несколько минут нужно для того, чтобы библейская гармония оказалась разрушена — и вот уже не только люди, но и столы со стульями вовлечены в текучий танец. Какая-то сила вдруг перемешала, скрутила тела и предметы, отправила их в длинное путешествие, которое предстоит пройти и зрителям. «Конармия» превращена автором либретто и режиссером Максимом Диденко в содружестве с художником Павлом Семченко, композитором Иваном Кушниром и группой хореографов в музыкально-драматически-танцевальное действо, в котором легко увидеть отголоски многих театральных стилей минувшего, от экспериментов тех лет, что наступили вскоре после описанных событий, до студенческих «зримых песен» сравнительно недавнего прошлого. Спектакль словно возвращает нас к представлениям о том, что на сцене важны не только индивидуальности, но и подвижная артистическая «биомасса», способная быстро и красиво менять свои физические параметры.

Если и можно предъявить спектаклю серьезные претензии, то в первую очередь они будут касаться внутренней драматургии — из-за ее недостатков зрительская память с трудом потом восстанавливает последовательность и логику эпизодов, названия которых стройными белыми буквами высвечиваются на черном заднике. Но каждый из них выразителен. Материя спектакля находится в состоянии непрерывной трансформации — сценический мир страдает и томится, просыпается опилками, разламывается на куски и вновь собирается, кутается в знамена революции и раздевается донага — иногда в буквальном смысле, во всяком случае, это касается мужской части ансамбля. Иногда «Конармия» предстает лихим, грубоватым площадным зрелищем, иногда осваивает язык аллегорических картин. Кажется, напугать ужасами Гражданской войны (можно было бы предположить, что такая задача была бы актуальной) — последняя задача, которую ставят перед собой создатели спектакля. Об убийствах и насилиях, о мечтах и заблуждениях здесь говорят (вернее, в основном поют) отстраненно, познавая не столько законы истории, сколько возможности сцены и выбранного синтетического жанра.

Конечно, разглядеть актеров по отдельности и понять их возможности тоже можно. Курс Дмитрия Брусникина за последний год стал одним из героев московской театральной жизни — и в оживление общего столичного пейзажа внес свой заметный вклад. В «Конармии» много поют и двигаются — по-разному, медленно и быстро, громко и тихо, возвышенно и шутливо, так, словно пытаются показать преимущества всей группы как полноценного театрального организма. Любопытно, что драматические эпизоды и диалоги в спектакле выпускников мхатовской школы выглядят наименее убедительно — актеры в них теряют естественность, как теряют ее часто «заговорившие» танцоры или певцы. И все-таки все вместе они выглядят очень хорошо. Говорят, у выпускников есть планы не расходиться и создать что-то вроде студии. Еще говорят, что для этого сейчас самое неподходящее время — ни денег нет, ни сил думать о будущем. Но в истории театра не раз было так, что в трагические времена рождались жизнестойкие театры.

КоммерсантЪ
Роман Должанский, 5-12-2014


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru