Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”

В театре «Практика» внеплановая премьера — музыкальный спектакль по текстам лидера русского концептуализма Дмитрия Пригова «Я играю на гармошке» и «Революция». На сцене — студенты мастерской Дмитрия Брусникина (Школа-студия МХАТ). Те самые брусникинцы, про которых все говорят, но почти никто ничего не знает. За сценой — режиссер спектакля, лауреат премии «Золотая маска» Юрий Муравицкий и руководитель курса Дмитрий Брусникин. Мы поговорили с обоими про то, что это за феномен такой — брусникинцы и чего ждать от спектакля.

Как только ваших не называют: явление, феномен. Говорят, сцену театральную взорвали. Вы не устали слушать комплименты? Не боитесь, что их перехвалят?

Нет, комплименты приятно слушать. У меня как-то спросили: «Запрограммировали ли вы успех? Хотели ли этого успеха?» А ведь все мастерские, которые я выпускал и которыми я занимался вместе с Романом Ефимовичем Козаком, были хорошие. Просто мы никогда не занимались пиаром. Не думали, что это важно. А потом появился спектакль и появились люди, которые что-то в нем разглядели. Я имею в виду девочек наших, которые знакомят меня с вами. Возникла какая-то цепочка, необходимая, нужная связь. Театр — дело коллективное. Значит, пришло время этому поколению каким-то образом чему-то научить близлежащие поколения и будущие. «Современник», «Таганка» же не случайно возникли. Они были нужны.

Вы у них многому учитесь?

Да, конечно. Я, собственно говоря, и занимаюсь этим так долго, потому что важно, чтобы происходил обмен.

Что они вам дают?

Они мне дают очень много. Они мне приносят ту музыку, которую они слушают, они мне приносят ту литературу, которую они читают, в которой я уже ни черта не понимаю. Но я это читаю для того, чтобы с ними разговаривать, для того, чтобы задавать вопросы, для того, чтобы что-то находить, говорить им о том, что это уже было, что это я читал в других вариантах. Таким образом происходит обмен. Когда они мне рассказывают то, что они чувствуют, а я им рассказываю то, что я знаю.

Как думаете, они вам подражают?

Нет, и я тоже об этом говорил совсем недавно. Это та причина, по которой они достойны своего театра. Они работают на чистом поле, на чистом листе. Вот наше поколение или, там, следующее за нами поколение — там существовал институт кумиров, институт подражательства. Половина «Современника» разговаривала голосом Ефремова, да я сам говорил его голосом. Или половина артистов разговаривала голосом Высоцкого. А сейчас, когда задаешь детям вопрос «А где бы вы хотели работать?», у них нет этого театра. Они свою историю пишут с нуля, и это хорошо. Это не значит, что они все предыдущее обесценивают и зачеркивают. Рассказать, что было ценного до них, — это уже наша задача.

Вы отчисляли кого-то с курса?

По-моему, да, на первом курсе. Но я не злой, и они пользуются этим. У нас очень плохая дисциплина. Я так устаю от дисциплины, и мне кажется, что, как только начинается муштра, уходит какое-то доверительное отношение, возникает страх. А на страхе ни черта не построишь, на страхе можно построить тоталитарный коллективчик, и, наверное, на какой-то период он может удивить, поразить и заинтересовать, но это не долгосрочный проект. Потому что на страхе долго не продержишься, а на каком-то ощущении свободы высказывания — можно, но это трудно удерживать. Вообще демократию трудно удержать.

В какой-то момент может возникнуть панибратство.

Нет, панибратства не возникнет, хоть они и приходят с чистым полем в голове, но не в чистое поле. Они приходят в Школу-студию. А Школа-студия МХАТ создавалась во время войны, в 1943 году. Непонятно вообще, куда там дело-то повернется, и вдруг Немировичу-Данченко приходит в голову создать школу. Фантастика, конечно. И она создается как некий лицей, какое-то элитарное заведение. В те времена, когда цензура гуляла так сильно, там преподавал Даниэль Синявский. Каким-то образом власть позволяла, чтобы воспитывались артисты, даже так. Чудо! То есть они приходят в это волшебное место, хотя, может быть, и не знают его историю. Конечно, я не говорю о том, что в Школе-студии все сохранилось. Но, в отличие от Щукинского училища или ВГИКа, у нас в Школе-студии все друг с другом здороваются.

Знаете, что еще интересно. Спектакли возникли из учебного плана. А в какой-то момент появились серьезные предложения, и многие режиссеры теперь предпочитают работать с вашими студентами, а не приглашать опытных актеров.

Почему им интересно с нами — потому что это большая свобода творчества. В театре есть какие-то рамки, какие-то ограничения. Ты должен выпустить в определенный срок, ты должен отработать какие-то идеи. Здесь у тебя есть право на эксперимент, на ошибку, на провал, можно и в лужу сесть. Пожалуйста, садись в лужу, мы обсудим эту лужу. В театре как-то не всегда так получается, в театре сел в лужу — расстрел. Человек, севший в театре в лужу, очень долго потом сохнет, а иногда и не высыхает еще. Я, например, знаю одного очень известного режиссера, конечно, не буду называть его фамилию, но помню, что однажды он так сел в лужу, что потом лет пять вообще не касался театра. Слава Богу, что выздоровел после этого, сейчас доведет ту пьесу до конца, наверное. Театр — это такая штука. Актриса взяла и уничтожила крупного серьезного режиссера, уничтожила лет на пять.

Вам не кажется, что иногда ребят начинают критиковать как взрослых, состоявшихся актеров, что критики немножко забывают о том, что это студенты?

Они стали выходить на публику, и они стали работать актерами, да, они не получают за это деньги, им платят стипендию, но они работают на публику, которая купила билеты, публика заплатила деньги. И то, что к ним относятся как к артистам и критикуют как артистов, — это хорошо, а как к ним можно еще относиться? Так и должны относиться. Это прекрасно, что ставится такая высокая планка.

Вам не будет обидно их отпускать после выпуска? Может быть, пришло время для вашего брусникинского театра? Как Фоменко в свое время сделал. Или Серебренников.

Во-первых, я их не держу. У нас такая договоренность. Хотите вместе — значит будем вместе. Дверь открыта. Обидно, когда уходят, да. Но в новом году будем набирать новую мастерскую. Хорошо, если удастся сохранить и эту. Об этом мы сейчас говорим с городом, и если страна полностью в кризис не свалится, то, может быть, что-то там произойдет. На этом курсе 23 человека. И ведь преподают у них люди, которые сами учились в этой школе. Юра Квятковский, Сережа Щедрин. Всё ребята с одного курса, наш с Козаком курс. Это актеры спектакля Юры Бутусова в театре Пушкина. Это два наших курса. Они сейчас в очень хорошем творческом возрасте, у них сейчас очень хорошая набранная энергия, правильная. Им нужно проявляться, им нужно создать условия. Хоть это и дело вроде бы случайной удачи, но если создать условия, то возможны какие-то большие события. Но нужно только услышать это, как в свое время Юра Бутусов услышал Сашу Урсуляк.

Что бы вам хотелось в качестве напутствия, пожелания сказать им или, может быть, предостеречь от чего-то?

Мне кажется, наступает время, когда очень важно быть честным. Пусть даже по-конформистски, пусть молчаливо, но честным. Потому что если театр будет честным, то он будет нужен, а если нечестным — то не нужен.

Игор Титов
Играет на саксофоне и на других инструментах. Он у нас лидер музыкального движения. Вообще у него лидерские наклонности, и он даже, наверное, будет развиваться куда-то в сторону режиссуры. Было несколько заявок такой работы.

Дарья Ворохобко
Она пришла к нам из Большого театра, из балета. Танцевала ведущие партии и даже на первом курсе совмещала и то и другое, долго не могла понять, где же ей продолжать карьеру. И в результате выбрала нас, мы победили в споре с Большим театром, и сейчас ее друзья ходят к нам на спектакли.

Даша Авратинская
Вообще она Николаева. Но очень не любит, когда упоминают, что она дочь известных актеров, но я не вижу в этом ничего ужасного. Дочь Валерия Николаева и Ирины Апексимовой. Замечательный человечек. Это на самом деле ее основная проблема, это проблема многих детей известных людей, она борется с этой проблемой, как только она освободится от нее, то многое сможет. Ей для этого нужен успех какой-то самостоятельный.

Сергей Карабань
Сережа сейчас как раз староста. Это чудесный совершенно человек из города Минска, из Белоруссии, со сложной судьбой. Но он очень талантливый.

Оля Воробьева
Про Олечку можно сказать, что она в пути, что она такой человек, который ставит себе очень высокую планку, потенциальная отличница, и это ей очень мешает. Но она очень исполнительный человек, у нее зарыты такие выразительные вещи, которые еще нужно долго-долго искать, ей самой прежде всего. И надо перестать быть ученицей. Вот, например, у нее есть фантастическая работа (они сейчас участвовали в фестивале «Пятая нога»), и она сделала видеоклип на стихи современных поэтов, на мой взгляд, просто прекрасный видеоклип, с таким собственным удивительным взглядом, с такой трогательностью. Вот что ей нужно.

Петр Скворцов и Вася Будкевич
Они дружат и поступали как друзья, они были маленькие очень, им было лет по 16, и тогда они не раскрывались так ярко и полноценно, но мы их взяли. Я невероятно счастлив, что они с нами, потому что они одни из тех самых людей, на которых можно ставить. Это такие крепыши, это основа.

Марина Васильева
Она у нас недавно стала звездой. Снимается в кино. О ней много говорят, пишут. Очень одаренная актриса и пришла уже такой. Нервный человек, невероятно нервный, но очень талантливый.

Юра Межевич
Человек из города Челябинска, который был отобран по телемосту, не я его отбирал, а педагоги, но они углядели его и позвали на конкурс, и он к нам приехал. Он очень долго адаптировался, привыкал долго к Москве, страдал, очень мучился, очень долго чувствовал себя абсолютно одиноким в пространстве. Но мне кажется, что сейчас он набирает силу. Во-первых, он прекрасно сейчас выглядит, мне кажется, у него сейчас такой хороший период.

Миша Плутахин
Он был долгие годы старостой курса, а потом взмолил, чтобы его освободили от этой должности, иначе он перестает заниматься творчеством. Мы его освободили, и теперь он занимается исключительно творчеством.

Юрий Муравицкий, режиссер, театральный педагог
Это будет спектакль-концерт по двум пьесам Пригова — «Переворот» и «Я играю на гармошке». Плюс стихи. Такая своеобразная литературная композиция. Не хочется спойлерить и выдавать какие-то вещи. То, что сказано, — уже слишком много. Когда я думаю про эту историю, удивляет искренне, что Пригова до сих пор не ставили. Кто-то сказал про эту пьесу, что это не пьеса, а рассказ о пьесе. Приятно ощущать себя первопроходцем. Хочется пробовать всегда, придумывать что-то заново, новый язык сочинять. Но надо быть готовым к тому, что не получится. Самое главное для меня — энергия в театре. Масса людей считает, что главное — это некие смыслы или какая-то форма. Мне же кажется, что энергия. А у детей она очень взрывная. Они студенты, да, но в какой-то степени работать с ними даже легче.
Во-первых, из-за того, что у них уже очень большой опыт работы с разными режиссерами, в том числе и с молодыми в экспериментальных проектах. Из-за этого у них есть некая подвижность, им не нужно долго объяснять какие-то вещи, и они, конечно, еще не обросли своими представлениями. Они реагируют иначе. «Пригов? О, Пригов, круто!» Им не все равно, что ставить. Но они быстрее соглашаются на эксперименты. У меня в руках фактически пластилин, из которого можно слепить абсолютно все, что хочется. Получается какой-то интересный коктейль. Коктейль Молотова. Случайно ничего не бывает. Мне кажется, что главное — это мастер, человек, который готов вложить в студентов, которых он набирает, и сделать на него ставку больше, чем на курс. И, конечно, стечение обстоятельств.

Interview
15-01-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru