Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Переворот

Дмитрий Лисин

Студенты Мастерской Дмитрия Брусникина из Школы-студии МХАТ наращивают темп. Довели до ума зрителей «Практики» свой осенний эксперимент с текстами Пригова. Теперь это полновесный драматический концерт. «Советский» агитационный драмконцерт – территория незабвенной группы «АвиА», но брусникинцы добавили, собственно, игры. Игра состояла не столько в показе пламенных, но циничных комсомольцев 60-80-х годов прошлого века, сколько в транслировании внутренней логики эпохи, приведшей к распаду советского человеческого гештальта, к социальному взрыву 90-х, перешедшему в нынешнюю скрыто-болезненную форму. Режиссёр Юрий Муравицкий заметил логику мутации, поэтому, наверное, поставил спектакль из двух радиопьес Пригова, развив тему законного отдыха трудящихся «Я играю на гармошке» запретной темой «Революция».

Забегая вперёд, выскажем финальную мысль-агитку: тихую домашнюю иронию Пригова брусникинцы постепенно, с помощью барабанов и гитар, умудрились превратить в бешеный комсомольский рейв на Красной площади. Ставить сейчас пьесы Пригова – акт гражданской иронии, сарказма и борьбы с общественной саркомой. Смотрите «Переворот», но очередь за билетами будет длинна, как мысль концептуалиста, думающего, что мысль важнее материала. Согласимся и начнём со смысла.

Итак, они начинают с тихих стихов про очередь, источник советского счастья. Потому что если Пушкина с Лермонтовым и Блоком поставить в очередь, писать они станут только о счастье. А то ишь, чего удумали – о страстях, горестях, тягостях и несправедливостях всяких нехороших писать, невзирая на солнечный кодекс строителя коммунизма. Спели про килограмм салата рыбного, про вот котлеточку зажарю. Стал ясен метод Пригова: стишки выкинулись не у Пригова, а у коллективного «хомо советикуса», испытывающего пронзительный стыд от своей бытовой избыточности, то есть политической мелкотравчатости и невидимости. Рубиновый глаз Кремля никогда не разглядит поедателя курицы – сокрушаются Пригов, Гоголь, Достоевский и примкнувший к ним Кафка – но с учётом правящего эпохой жесточайшего обериутского минимализма. Даже совестно нет силы, вот поди ж ты на. Целу курицу сгубила на меня страна. Философско-политический хит о грязной посуде пропевают двумя парами голосов тихонько, под «никитинскую» гитарку. И ведь в этих строчках весь Пригов Дмитрий Александрович:

Только вымоешь посуду

Глядь — уж новая лежит

Уж какая тут свобода

Тут до старости б дожить

Сокращение смысла до действенной суггестии лозунга – именно то, что управляет общественной жизнью. Вполне можно обойтись без философско-искусствоведческих ярлыков, слово концептуализм не даёт ничего, кроме той же вожделенной политтехнологам гипнотической плакатности. Именно против оскудения, шунтирования, шельмования и усыхания смысла боролся Дмитрий Пригов, против превращения ноэмы в номер, табличку, расписание, уголовный кодекс, доктрину, привычку и инстинкт собаки Павлова. Делал он это интуитивно, но совершенно точно – превратив самого себя в номер, табличку, расписание, привычку и собаку. Пардон, в собаку превращался Кулик, наследник. Да что там говорить, всё нынешнее богатство театрально-кино-литературных, так сказать, художеств, включая самые редкие, неизвестные народу ответвления contemporary art, – можно назвать наследством, укоренившемся в русском языке именно из-за бурной деятельности Пригова. Даже финальное торможение приговской жизни произошло символом плеромы, полноты – в дату смерти вошли три семёрки. Итак, посмотреть спектакль брусникинцев – многое понять о принципах иронического антисоветского стихосложения и кое-что осознать из постсоветской жизни. Одинаковость – вожделенна превыше всего, вот лозунг, связывающий всё советское с постсоветским. Актёры и актрисы одеты идентично, в какие-то мосторговские клетчатые рубашечки и штучные штанишки фирмы «Большевичка», благодаря стараниям художницы Кати Щегловой. Конечно, Минлегпрома давно нет, но есть китайский пошивочный цех, одевающий одинаково весь мир. На сцене все были в очках – вылитые МНС эпохи развитой социалистической НТР. Внезапно составилась тихая очередь за кипятком из клетчатых одинаковых брусникинцев, потирающих натруженные очками глаза. От сего зрелища защемило сердце у зрителей – нахлынула советская память. Притом это было чрезвычайно смешно. Театральная работа с позабытыми образами – чистый психоанализ. На самом деле, такие коллективные Никитины и учёные секретных лабораторий у Пригова отсутствуют в пьесах, потому что тотально присутствуют Вася, Петя и Колюня, плюс раздеваемая товарищами рабочими девица, плюс хармсовская мёртвая старушка. В центре внимания, по центру сцены оказался Юрий Межевич, сладкоголосый, с искренней улыбкой гопника шестого разряда, призывающего публику спеть. Вот она, жизнь рабочей молодёжи: Ремарка: девушка пытается вырваться, но ей это не удаётся. Вася силён, силён. – Я ей не нравлюсь – А тебе нравлюсь, Петя? – Очень ты мне Васенька, нравишься. (Девушка, извиваясь, пытается вырваться из рук Пети, Колюни, и Васи). – Помогите, товарищи, помогите! – Ложи её! Сцена кончается припевом – убежала сука, исполняемым Василием Михайловым а ля контртенор, вследствие чего зрители валяются в конвульсиях. Веселье и в том, что на уровне жестов и аккордов спектакль пародирует советские и несоветские рок-оперы, коим несть числа. Так что коллектив одинаковых «интелей» на сцене, команда советского НИИ-ящика, это такой же приём намеренного раздвоения внимания, как и у Пригова в любой почеркушке. Юрий Муравицкий догадался, что не надо показывать слесаря Васю-Колю как что-то отдельное от научного, так сказать, комсомола. Коля-Вася не пишет стихов, а попытка Пригова влезть в их шкуру, как и показ этой попытки брусникинцами – приводят к раздвоению внимания. Раздвоение внимания (у Пригова и зрителей) – богатство и основа творчества, в отличие от раздвоения самого сознания, приводящего к нищете, гражданской войне, революции, перевороту. Вот и весь концепт. Это состояние раздвоенного внимания – цель опыта, будь то написание специальных стихов, от лица исследуемого Васи-Коли, будь то наблюдение спектакля, поставленного по этим спец-стихам. А уже таким тренированным вниманием можно впервые внимать жутковатой реальности, изучаемой антропологами и приводящей к раздвоению психологического и социального статуса. Социальная шизофрения – следствие этой реальности, неизбежное следствие уравнивания людей по всем параметрам. Почему? Огромная тема, но Пригов как раз занимался показом этой темы. Концептуализм? Лозунг Джозефа Кошута о том, что искусство — это сила идеи, а не материала, слишком абстрактен. Лучше сказать, концептуализм это попытка исследовать древнейшим методом душевный мир человека, придавленного тоталитаризмом. А древнейший метод – театр, актёрство, смещение точки сборки, в идеале – перевоплощение здесь и сейчас. То есть надо стать Колей-Васей и умудриться посмотреть на себя отклеившимся вниманием сознания, сохранённого во время «сна» исполнения роли. Рискованно, предельно рискованно. Ведь из сна, где ты давишь, сука, тараканов, раздеваешь, бл.ть, юных комсомолок и старушек, напевая нежным голосом мудака песню крокодила Гены, – можно и не вернуться. Итак, после отдельных стихов разыграли пьесу «Я играю на гармошке», плавно и неукротимо мутировавшую в пьесу «Революция», триллер о восстании – то ли мирных демонстрантов, то ли вторгшихся марсиан с нейробиологическим оружием. Потому что ритм нарастает, Пётр Скворцов за барабанами входит в раж, очкариков на сцене колбасит и корёжит, Алексей Любимов, отрываясь от саксофона, читает зловещий рэп: Отрывают, отхватывают какие-то куски чего-то, сочащегося красным. Ужас, темнеет, вспышки и круги. Тепло, спать. Девичьи голоса настаивают – иди сюда, иди сюда. Московская резня бензопилой, ходынская давка и митинг имени похорон товарища Сталина заканчиваются странным танцем киборгов, почти как на концерте хорошей панк-группы. Хотя до прыжков со сцены на зрителей дело не дошло, чудовищная разница между нежными начальными аккордами а ля Никитин и бешенством финала впечатляла. Вот что значит коллективное творение музыки Игорём Титовым со товарищи.

Итак, свершилась почти идеальная, тонко и вдумчиво исполненная инсталляция текстов Пригова в музыку и сознание зрителей. Конечно, ещё есть, куда стремиться. Дмитрий Пригов дружил со всеми музыкантами, понимающими театральность, но самая близкая спектаклю «Переворот» дружба – с Сергеем Курёхиным. Это к тому, что исполнение Мастерской Брусникина двух пьес Пригова похоже на гипотетическое исполнение этих пьес конгениальной «приговскому» времени «Поп-механикой». Конечно, это была бы не классическая композиция «Ибливый опоссум», но нечто аналогичное. Ускорение ритма произошло бы значительно быстрее, степень экстатического безумия зашкалила бы сразу. Вместо одного саксофона Алексея Любимова ревела бы дюжина саксов и группа «Среднерусская возвышенность», вместо одного ударника Петра Скворцова ударял бы весь Пекарский-стайл плюс Тарасов, а про рецитацию и говорить нечего – на подпевках у «Аукцыона» пел бы хор Пятницкого, ну или группа Стаса Намина с Пугачёвой. Мы это к чему? А к тому, что всегда есть к чему стремиться, даже если Пригов и Курёхин не с нами.

Русский журнал
Татьяна Лисина, 31-01-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru