Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов»

Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов. Ты кто? Ты, выходящий на эту площадку, ты — исполнитель или художник?»
Актёр, режиссёр, художественный руководитель мастерской в школе-студии

Студентов Мастерской Брусникина, заканчивающих в этом году школу-студию МХАТ, ещё на втором курсе называли самодостаточным театром. В январе, накануне выпуска нового спектакля «Переворот», который играется на сцене театра «Практика», Oppeople встретились с Дмитрием Брусникиным в фойе. В зале шёл прогон, и на протяжении всего разговора играла музыка, и доносились голоса актёров. А мы в это время разговаривали о студентах, желании репетировать и необходимости чистить совесть.

Курс, который в этом году выпускает школа-студия — это далеко не первые студенты, у которых Вы преподаёте. Какое у Вас ощущение от курса, чем он отличается от предыдущих?
Ну-у, каждые четыре года люди совершенно разные, и это заметно на самом деле. Запахом другие, ощущением, вкусом… В моё время всё-таки существовал некий «институт кумиров». А вот эти ребята — совсем другие. Они свою историю с нуля пишут и разбираются с тем, что есть — сами, с чистого листа.

Да, все это говорят. Даже в самой школе-студии есть шутки по поводу «особенности» этого курса, «отдельности» его от других. 
Мне кажется, что наша мастерская, я сейчас остался один в этой мастерской, — она всегда отличалась от других. Они вот вчера играли «Это тоже я» в учебном театре, и там афиш понавесили разных, за последние, наверное, 20 лет. Я смотрю: «О, вот наш курс». И думаю: сколько из этого курса получилось хороших актёров? Можно ли было из него делать театр? Можно. А можно ли было из того делать? Можно. Но почему-то не делалось. Потому что это не решение людей, это как-то само происходит — чудесным, чудным образом. Чудесным, чудным образом.

Ситуация с помещением и собственным театром для Вашего курса находится сейчас в подвешенном состоянии?
Ну-у, чего-то у меня есть какая-то уверенность, что всё будет хорошо. Ведь главное, на самом деле, пережить этот год с точки зрения отсутствия паники. Я сам этого не испытывал, но видел всё время. Когда студенты заканчивают, у них начинается паника (в этот момент из зала начинает качать тяжёлая музыка — Прим. Ред.), и если какие-то связи были налажены, естественно, эти связи начинают разрушаться. Ребята задумываются об индивидуальном существовании, каждый думает о себе, о том, куда он пойдёт. И начинается такой, в общем…

Кому-то банально надо где-то жить.
Да. 

(пауза)
Главное, пережить эту панику и успокоиться. Дело же не в том — какие крыши. Это раньше мы так думали. Но вот мы сейчас сидим в театре «Практика». Нас сюда пускают репетировать, нас сюда пускают играть. Крыша — есть. Играем в «Боярских палатах», в Центре Мейерхольда.

У Сергея Женовача была такая афиша — «Шесть спектаклей в поисках театра».
Ну, вот у нас тоже есть порядка шести-семи спектаклей, и мы хотим к концу сезона ещё набрать, и получится такой репертуар, который мы будем предлагать.

Какими Вы видите идеальных выпускников Вашей мастерской?
Это моя мечта, я хочу к этому стремиться: чтобы современный актёр, который заканчивает школу-студию МХАТ, нашу мастерскую — был художником, личностью. Чтобы он не был исполнителем, а был самодостаточным творцом. То, что мы предлагаем в нашей мастерской, я надеюсь, каким-то образом помогает им в этом смысле развиваться. Вот, например, мы придумали такую программу: нашли с помощью Мити Мозгового из СТД какие-то деньги, пригласили Наталью Ворожбит (драматург и сценарист — Прим. Ред.), и она проводила со студентами третьего курса класс, где они сами писали пьесы. Ну, наши дети! И вот в некоторых работах меня страшно радует способ мышления. Они написали двадцать четыре пьесы и оказались по другую сторону. Поняли, что могут что-то предложить своим друзьям. Они выступали в роли авторов, брали какого-то режиссёра, а остальные им помогали. Весь процесс крутился. Оказалось, что это чрезвычайно полезный опыт. Удивительно, но процентов 80— это был стоящий материал!
Важно дать им эту возможность, создать территорию, чтобы они могли выражать себя. Если ты помнишь, в институте есть самостоятельные работы, так вот мне давно больше нравится смотреть самостоятельные работы, чем педагогические. (Вздыхает).

Самому стать художником — это в первую очередь нести ответственность за то, что ты делаешь.
Да, это ответственность. Это становление мозгов. Ты кто? Ты, выходящий на эту площадку, ты — исполнитель или художник? Мне кажется сейчас время такое, когда они должны брать на себя инициативу и включать волю. И чем раньше, тем лучше. Да, они больше хулиганят, у них больше нареканий от деканата. Может быть, я совсем уж такие не педагогические вещи говорю, но пусть сейчас иногда нет головы, такта, воспитания, — со временем это придёт. Нам надо просто иметь терпение и пережить это.

Вы пришли в театр как актёр, а в какой-то момент стали репетировать в качестве режиссёра. Вы помните, как произошёл этот переход?
Ты знаешь, я совсем не помню, потому что он случился как-то органично. Так получилось, потому что мы учились у Ефремова на актёрско-режиссёрском курсе. Среди нас было пять человек специально набранных режиссёров. Немногие из них остались в профессии, но на том курсе учились Козак, Брусникина, Феклистов, Лисовская.
Это, наверное, зависит от учителя, который научил работать с текстом, научил нас разбирать. И когда мы закончили, мы сразу с Козаком остались преподавать на следующий год. В общем, первые свои режиссёрские работы мы делали в кругу друзей. Это когда не хватает актёрства, когда хочется что-то такое заварить, когда есть энергия и много сил, когда кажется, что не хватает двадцати четырёх часов. Всё зависит от человека, сколько он сам вложит в эти двадцать четыре часа.

Ваша мастерская сейчас выпускает здесь, в «Практике», спектакль «Переворот» по Пригову, о чём он получается?
Понятно, что это поколение — нынешний курс — никогда не фанатело от Пригова. Чуть более года назад Юра Муравицкий предложил сделать эту работу, но не как отдельный полноценный спектакль, а как участие курса — больше даже, участие музыкальной группы, образованной на курсе (Postanova) — в той композиции, которую он делал для Приговской выставки. В контексте этой выставки читались две пьесы, отобранные Муравицким. Увидев то, что получается, я сказал Юре: «Давай не будем это бросать». Потому что есть такое понятие — «текст работает». И вот этот текст сегодня работает. Думаю, он очень точно попадает в сегодняшние мысли, контексты, ситуации. Это всегда вдруг происходит. 

На курсе есть Чацкий?
Да, конечно. Каждый.

Есть ли у Вас такой человек с которым вы бы хотели поговорить и что-то спросить?
Да, я бы хотел поговорить с учителем. Мне часто кажется, что я с ним разговариваю. С учителем и с другом. У меня было два таких важных человека в жизни, которых мне не хватает. И всё равно какие-то диалоги у нас случаются. И, конечно, с авторами.

У Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба» есть сцена, где профессору Штруму нужно подписать бумагу в поддержку репрессивных действий государства. Он уходит подумать в туалет, потом возвращается и подписывает. Когда оказываешься перед выбором поступиться своими принципами и не страдать или наоборот, как нужно поступить?
Нет, у меня никогда такого опыта не было. Я не подписывал никогда ничего, только если в защиту. Но понимаю, что это невероятно драматичный момент. У меня недавно с нашим выпускником, довольно известным режиссёром, состоялся такой разговор. Говорили мы с ним часа четыре в машине. Вот ему пришлось поставить подпись, и он пришёл со мной разговаривать после этого: «Что мне делать дальше, как мне теперь жить?» Я понимал, что человек находится на грани какого-то серьёзного поступка, и я даже в какой-то момент боялся за него. Да, он испугался и подписал, и не знал, как с этим быть.
Помнишь, были такие сценаристы — Дунский и Фрид («Служили два товарища», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и др.)? Это два человека, которые отсидели по полной программе. И у меня было несколько встреч с Фридом. Он мне рассказывал об этом времени. Оба получили в 18 лет по десятке (потом ещё пять) за 58-ю статью — «антисоветская деятельность», и им ещё приписали подготовку теракта. Он рассказывал: «Знаете, все думают — пытки… как волю человека сломать… Очень всё просто. Тебе не дают спать два дня, и на третий день ты подписываешь всё, что угодно, даже что ты — японский император. Только отстаньте от меня». Такой момент наступает довольно быстро, и он есть у любого человека, всё зависит от того, сколько это может длиться. У молодого человека, про которого я рассказывал, воля отказала через десять-пятнадцать минут. Он сопротивлялся, а потом подписал, но это не значит, что он плохой человек. Это значит, что методы — мерзейшие. Надо говорить о мерзейших методах, а не о людях, которых заставили проходить этот ад. Вот и всё.

В периоды какой-то более спокойной жизни оно не так часто анализируется, но сейчас слово «совесть» надо как-то чистить. Отмывать каким-то образом. Надо вообще говорить о совести. Ведь каждый же человек внутри себя понимает то, что совесть подсказывает. Вот мне кажется, что есть совесть у Звягинцева. Они могут говорить как угодно, могут его критиковать и т.д., но я так рад, что там есть совесть.
Мне кажется, сейчас нужна честность. Нужно честно о чём-то поговорить. Уже устали все от анекдотов, от стёба, и они (зрители) хотят каких-то серьёзных разговоров.

Олимпия: Да наоборот, все хотят развлечений. В основном про Звягинцева пишут — «опять беспросветчина и чернуха».
Ну мы же их не слушаем. Как они нас не слушают, так и мы их. 

Русский артист — он очень долго договаривается со зрительным залом, стесняется: «Вообще-то я хороший артист, вы извините, вы только сразу не уходите». А вот у Брука актёры как бы говорят: «Да. Вы проделали огромный путь, чтобы смотреть на меня!» В этом есть невероятное достоинство. Я хочу, чтобы они (указывает на дверь зала, откуда беспрерывно качает музыка и доносятся тексты — Прим. Ред.) чувствовали, что у них есть достоинство и никогда не были под залом, чтобы были — наравне, а иногда и над.

OpPeople
25-02-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru