Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Эта дорога ведет к театру?
Курс Дмитрия Брусникина станет резидентом в театре-студии «Человек»

На днях в МХТ имени Чехова прошла традиционная церемония вручения дипломов выпускникам Школы-студии МХАТ этого года – актерам, сценографам, продюсерам. Но главная новость, которая стала известна в этот день, состояла в том, что курс Дмитрия Брусникина получил счастливую возможность продолжить свою жизнь, извините за выражение, в искусстве – теперь в стенах театра-студии «Человек». Об этом объявил руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский, который тут же вручил Брусникину документы, свидетельствующие о его назначении заместителем художественного руководителя Московского драматического театра «Человек». А выпускники «Мастерской Дмитрия Брусникина» в полном составе становятся теперь резидентами театра-студии.

Кибовский прочел письмо основателя и руководителя «Человека» Людмилы Рошкован, одновременно очень трогательное и серьезное: «Ситуация, которая сейчас сложилась вокруг „Мастерской Дмитрия Брусникина“, меня как творческого человека очень беспокоит по нескольким причинам. С Дмитрием мы много лет дружим. Когда под моим руководством театр-студия „Человек“ создавался, то и Роман Козак, и Игорь Золотовицкий, и Дмитрий Брусникин, которые позже стали ведущими педагогами Школы-студии МХАТ, активно помогали в формулировании нашей общей идеи. С тех пор театр-студия „Человек“ стала популярной московской площадкой, нацеленной на эксперимент в театре. Свидетели эволюции нашего театра в один голос говорят, что это целая театральная эпоха. И на этой площадке мы показывали спектакли по современной драматургии, экспериментировали, и всем хватало места для творчества. „Мастерская Дмитрия Брусникина“ совершила любопытный прорыв в системе российского актерского образования, который будет оценен по достоинству только в будущем. Но уже сейчас мы можем помочь цельному, хорошо организованному курсу продолжить свою эстетическую линию. Попытка увязать традиционное актерское образование Школы-студии МХАТ с новейшими тенденциями мировой сцены (документальный театр, синтетический театр, современная пластика, новая музыка и пр.) привело к созданию поколения артистов новой формации, существующих в одной эстетической парадигме. Как художественный руководитель театра-студии „Человек“, заручившись поддержкой директора театра, я приняла решение пригласить мастерскую в свой театр. Предлагаю Дмитрию Владимировичу должность моего заместителя. Мы обращаемся к Департаменту культуры города Москвы разрешить „Мастерской Дмитрия Брусникина“ полноценно работать внутри нашего театра. Тем самым экспериментальная линия театра-студии „Человек“ будет изящно продолжена, закольцована».

Кибовский оценил в этой истории корпоративность среды, сказал, что «это – великолепный пример, когда сама театральная среда – корпоративное сообщество людей, работающих в театре и любящих его, – преодолевает самые большие и неразрешимые проблемы», а заместитель мэра Москвы Леонид Печатников выразил надежду, что «выпускники вместе с Брусникиным повторят не полностью, но в лучших традициях путь любимовской Таганки. И „Человек“ станет таким же любимым и знаковым театром для города Москвы».

Слова о преодолении больших и неразрешимых проблем, я думаю, изящно и округло напоминают о том, что первоначально, несколько месяцев назад, курсу Брусникина уже подобрали площадку Театра Романа Виктюка, это один из знаменитых мельниковских рабочих дворцов культуры на Стромынке. Конечно, место, больше подходящее для самых разнообразных экспериментальных спектаклей, чем крошечный подвал «Человека» в Скатертном переулке. Но с Виктюком не сложилось. Договоренность с мастером была, разумеется, курс Брусникина не упал ему как снег на голову, но потом (брусникинские ученики не успели даже войти в здание) из театра за подписью Романа Григорьевича пошли письма в самые разные инстанции, где говорилось о том, в частности, что для Виктюка принять в своих стенах такие спектакли невозможно, мол, в «Конармии» со сцены звучит мат и – что самое ужасное – в какой-то момент актеры выходят на сцену голыми. Я «Конармию» видел, мата там никакого не было. Виктюка кто-то ввел в заблуждение. Но с таким бэкграундом стало понятно, что творческое сотрудничество становится сомнительным.

Подвал в Скатертном переулке – место тоже знаковое. Театральные зрители со стажем, конечно, помнят, как здесь играли Козак и Феклистов «Эмигрантов» Мрожека, еще один знаменитый спектакль тех лет – «Елка у Ивановых», позже гостеприимством и широтой эстетических взглядов Людмилы Рошкован пользовался Сергей Женовач и его актеры. В общем, впору говорить о редкой в театральной среде традиции, за что, конечно, земной поклон Рошкован.

Дальше, правда, встанет вопрос о том, в какой форме проявит себя эта резидентура. Само понятие, надо сказать, введено в наш театр совсем недавно, когда Кирилл Серебренников, возглавив Гоголь-центр, одновременно пригласил в театр сразу три коллектива – свою «Седьмую студию», хореографическую компанию «Диалог Данс» и SaunDram Владимира Панкова. Но в итоге пришлось от этой замечательной идеи отказаться, поскольку в наших условиях никак, я понял, официально этот статус оформить нельзя. Можно сдавать сцену в аренду, например, но театральная резидентура предполагает какие-то иные формы мирного сосуществования. Можно вспомнить, как тогдашний директор МХАТ СССР нашел возможность принять на работу актеров будущего «Современника» – он их принял по договору как бригаду шабашников.

У «Мастерской Дмитрия Брусникина» уже целый репертуар, причем некоторые спектакли уже приписаны к тем или другим площадкам. Наверное, там они и останутся, а вот новые будут уже выпускать в подвале «Человека». Совершенно очевидно, что свежая кровь может взбодрить жизнь и самого театра-студии – тут, вполне в традициях К. С. Станиславского, новую жизнь начинают с новой студией.

Что еще? Председателем Государственной экзаменационной комиссии в Школе-студии МХАТ был в этом году Валерий Фокин, он, напутствуя брусникинцев, сказал: «Это важно, когда курс не распадается. Это редко случается. Это никогда не происходит формально. Но важно, чтобы не наступило головокружение от успеха. Планка всегда уходит от нас, даже тогда, когда нам кажется, что вы ее достигли».

Независимая газета
Григорий Заславский, 2-07-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru