Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Пространство сновидения

Спектакль выпускников Школы-студии МХАТ (мастерская Дмитрия Брусникина) играется в пространстве бывшего водочного завода “Кристалл”. Производство на нем было прекращено лишь два года назад, но кажется, что он остается в таком виде уже в течение десятилетий. Стены, пол, потолок облицованы белой кафельной плиткой – ни в одной декорации “СЛОН”, перформанс о несвободе, не выглядел бы столь органично, как в этих заледенелых залах и коридорах остановившегося предприятия. 

Режиссер и драматург проекта Андрей Стадников сотрудничает со студентами Мастерской Брусникина с самого начала их обучения в Школе-студии МХАТ. Студенты Мастерской оказались в сфере внимания театральной общественности уже со второго курса: начали показывать полноценные спектак-ли, и в скором времени вербатим “Это тоже я” в театре “Практика” или “Конармия” по Бабелю в Центре имени Вс. Мейерхольда стали пользоваться не меньшей популярностью, чем другие репертуарные постановки, в которых заняты профессиональные актеры. Студенты собирают аншлаги и на своих музыкальных вечерах: на театральных площадках Москвы с 2013 года показывают спектакль “Врубаем Высоцкого”, а в пространстве Студии “Воздух” проходят песенные вечера брусникинцев. Дмитрий Брусникин стремится развивать в каждом студенте личность, не заглушая ее проявления актерской техникой и профессиональными навыками. Совсем недавно, после получения дипломов, курс целиком был принят в труппу московского театра “Человек”, а Дмитрий Брусникин был назначен заместителем художественного руководителя театра.

Но вернемся к спектаклю “СЛОН”. Действие последовательно сменяет три пространства, и сам спектакль состоит из трех частей: первая происходит в небольшом зале – театр заключенных в Соловецком лагере особого назначения (отсюда и название-аббревиатура – “С. Л. О. Н.”). Здесь у каждого из юных героев, которых с азартом и необыкновенной энергией воплощают на сцене недавние студенты Школы-студии, есть своя история – жизни, любви, встреч, расставаний. 

Вторая часть – промежуточная; интермедия. Зрители переходят в другое помещение, несколько больше первого, также освещенного лишь дневным светом. Зал полнится обрывками фраз, голосами, мерным звоном колокола. В центре комнаты распутывают соединенные в гирлянду металлические детали, похожие на большие скрепки. Актер в этом перформансе со звоном вынимает одну “скрепку” из конструкции, и по кафельному полу толкает в сторону другого. Атмосфера набухает металлическим эхом беспокойства.

В третьей части “СЛОНа” зрители перемещаются в самый просторный зал, смотрящий большими окнами на две стороны мира. Первые две части – “дневные”: в окнах светлое небо. На улице постепенно темнеет, и совсем скоро искусственный свет полностью заменит собой дневной. Финальная часть посвящена исследованию посттравматического синдрома войны, ее влияния на общество в целом и на конкретных людей в частности. Воздействие войны изучают через европейские фильмы, созданные в период c 70-х годов XX столетия и до наших дней. В спектакле цитируются сцены из шедевров европейского кинематографа: “Конформиста” Бернардо Бертолуччи, “Горькой луны” Романа Полански, сравнительно нового фильма “Мастер” Томаса Андерсона; лишь два из всех – “Бронсон” (режиссер Николас Виндинг Рефн) и “Голод” (режиссер Стив МакКуин) описывают жизнь заключенных. Все фильмы объединены не только темой войны, существует более глобальная общность – тема внутренней несвободы человека. Несвободы в обстоятельствах жизни, несвободы в отношениях.

Сцены отделяются одна от другой буквальной переменой угла наблюдения: актеры, как Хароны-перевозчики, передвигают в темноте платформы со зрительскими стульями. Публика оказывается спиной или лицом к действию, в центре зала или на линии периметра, бесконечно меняя точки обзора.

Вне пространства спектакля начинается гроза. Уютно загораются окна многоэтажек. По крыше барабанит дождь. Полумрак, тихие диалоги и статика сцен располагают к погружению в себя, к рефлексии. Не каждый к этому готов, зрители пытаются отвлечься: кто-то начинает перечитывать программку, кто-то достает смартфон. Сценки из незнакомых фильмов следуют одна за другой. В числе сюжетных линий есть и сквозная: встреча-любовь-расставание-встреча. Отношения двух героев развиваются в обратной перспективе, начинаются после разрыва. Зрители не увидят эту пару на сцене: все их разговоры – телефонные, они звучат из динамиков в перерывах между эпизодами из фильмов.

Герои – совершенно разные, но история к финалу получается единая, состоящая из бесконечной череды встреч и расставаний. В финале, после всех ссор, воспоминаний, бесконечных разговоров, разбросанные по залу зрители остаются в полной темноте. Кафе. Медленная музыка. Та самая пара встречается спустя многие годы разлуки; они тихо говорят о минувшей жизни, о том, что происходило с ними, кого они встречали и кого любили. Звучит мелодия Франка Синатры “Everybody loves somebody sometime” – каждый, непременно, кого-то любит. Фрагмент разговора повторяется раз за разом, и только через некоторое время понимаешь, что спектакль закончился. Зрители меланхолично и задумчиво расходятся в полумраке.

Первые две части “СЛОНа” все-таки можно счесть близкими к традиционному пониманию театрального спектакля: имеются сцена, действие, музыка, много света. Но третья часть – это перформанс, в котором нельзя проследить четкую сюжетную линию, он часто оставляет зрителя без звуков и высвеченных лучами софитов актеров. Зритель должен быть готов к созерцанию, но не красочного действия на подмостках, а того, какие эмоции вызывают в нем те или иные эпизоды и образы, – к самосозерцанию. Если удается, погружаешься в “пространство сновидения” и наблюдаешь, как и сам становишься частью этого пространства.
Камилла КОНВЭЙ

Экран и сцена
16-07-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru