Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Театр для жителей города
Режиссер Дмитрий Брусникин — о феномене россиян, рожденных не в Советском Союзе

Мастерская Дмитрия Брусникина начинает новый сезон. О молодом театральном коллективе заговорили четыре года назад — тогда студенты первого курса Школы-студии МХАТ сыграли спектакль «Это тоже я» в театре «Практика» и сразу полюбились московской публике. Дальше были новые постановки в Центре имени Мейерхольда, Боярских палатах, Театре.doc и на заводе «Кристалл», аншлаги, звание театрального открытия года, выпускной в саду «Эрмитаж» и подарок от города, который сохранил сложившуюся театральную труппу — новый дом в театре-студии «Человек». В конце сентября «брусникинцы» сыграют в «Человеке» первый спектакль. МОСЛЕНТА поговорила с основателем Мастерской, режиссером Дмитрием Брусникиным о феномене популярности «брусникинцев», пьесах по текстам Бориса Гребенщикова, финансировании и источниках идей для новых спектаклей.

— Мастерская Дмитрия Брусникина — один из самых ярких театральных коллективов сегодня. Ваших премьер ждут, билеты не задерживаются в продаже. Что изменилось в театральной Москве с вашим появлением?

Публика получила то, в чем была потребность. Когда-то было необходимо, чтобы возник «Современник», было необходимо возникновение Театра на Таганке, театра Петра Фоменко. Точно так же есть потребность общества в возникновении молодого театрального коллектива, как наш. Люди ждут отражателей современности, себя, они ждут диалога в театре. А молодое поколение и есть отражение сегодняшних людей и ситуаций. 

— Почему нужно идти на спектакли Мастерской?

Потому что это современный театр. Однажды Анатолия Васильева спросили, что такое современный театр. Он задумался и сказал: «Современный театр — это такой театр… который современный». Я лучшей формулировки не знаю. Здесь есть рождение чего-то. Театр, который переламывает, перерабатывает, переосмысливает именно сегодняшний день — с помощью классической литературы, современной литературы, современных стихов или стихов Пушкина, неважно. Он делает современный продукт.

— Это театр для всех или только для тех, кто понимает?

Это театр для жителей города. Чтобы они услышали, что у них не все так хорошо, как им кажется. Мы говорим о каких-то вещах, которые у нас болят, берем персонажей из современности. Например, в работе над Достоевским искали персонажей Достоевского в сегодняшнем Петербурге. Искали по лицам, задавали вопросы. Надо было найти современного, ныне существующего Свидригайлова, найти Соню Мармеладову. И это получилось.

— Чем вы отличаетесь от других?

У нас открытое пространство, мы не заперты. Чем мы отличаемся, например, от студии Сергея Женовача (основатель и художественный руководитель театра «Студия современного искусства» — прим МОСЛЕНТЫ)? Специфика его существования заключается в том, что там заперты двери: есть труппа, есть Женовач, который раз в год выпускает спектакль, туда не ходят новые режиссеры. Мы открыты к предложениям, хотим, чтобы к нам приходили люди с разными идеями. У нас не центростремительное, а центробежное существование. Поэтому мы сотрудничаем с разными современными драматургами и режиссерами — Максимом Диденко, Юрием Квятковским, Юрием Муравицким. Будем ставить спектакль с Иваном Вырыпаевым.

— Это не первый ваш курс, но почему именно эти студенты стали одной из самых обсуждаемых театральных трупп Москвы на первом году обучения?

Это люди, рожденные не в Советском Союзе. Они свободны, в них нет страха, они не знают, что такое идеологическая пропаганда. Они открыты к анализу и экспериментам, а зрителю это интересно.

— Мастерская Дмитрия Брусникина стала резидентом театра-студии «Человек». Успели обжиться?

Мы только начинаем привыкать к новому дому, пока смотрим немного со стороны. Художественный руководитель студии Людмила Романовна Рошкован мне не чужой человек, много лет назад я с группой молодых актеров — Романом Козаком, Александром Феклистовым — уходил из МХТ им. Чехова, и в «Человеке» мы создавали новый экспериментальный театр. Спасибо Людмиле Романовне, что в ситуации, когда договор с Виктюком лопнул как мыльный пузырь, она нам помогла, предоставив юридическое право быть там и сохранить труппу Мастерской. Сейчас мы деликатно, не мешая существующему репертуару, будем переносить в «Человека» по одному спектаклю в месяц.

— Когда премьера?

28, 29 и 30 сентября мы покажем в «Человеке» спектакль «Наташина мечта», который раньше шел в учебном театре Школы-студии МХАТ. В начале октября сыграем на новой сцене «Переворот» по текстам Пригова.

— Спектакли, которые идут на других площадках, — в театре «Практика», Боярских палатах, ЦИМе, Театре.doc — останутся там?

Мы постараемся сохранить репертуар на этих площадках, потому что одна из специфик существования Мастерской и выпуска спектаклей заключалась в том, что мы искали пространство под определенную идею. «Второе видение» и «Бесы» специально делались в боярских палатах, СЛОН Стадникова выпускался на заводе «Кристалл», и это была принципиальная позиция. Мастерская ищет и будет продолжать искать новые пространства. Мы не будем запираться ни в подвалах, ни в коробках сцены.

— Какие новые спектакли Мастерской мы увидим в ближайшее время?

Ближайшая премьера — спектакль «Сван», пьеса в стихах Андрея Родионова и Кати Троепольской. «Сван» выйдет в начале ноября в Центре им. Вс. Мейерхольда. На эту работу департамент культуры города Москвы выделил грант. В конце сентября мы должны получить от Евгения Казачкова пьесу по повести Бориса Гребенщикова «Иван и Данила», хотим поработать с прозой, стихами и песнями Гребенщикова. Есть идея поработать в новом для Мастерской жанре — сделать оперу по произведению Вольтера «Кандид». Это будет большая работа, в качестве режиссера хотим привлечь Лизу Бондарь, создавать декорации будем вместе с британской высшей школой дизайна и Галей Солодовниковой, музыкальное сопровождение обеспечит камерный симфонический оркестр. Это будет опера-исследование разных исторических и театральных эпох, в разных музыкальных стилях.

— Бюджет на новые постановки выделяет город?

Надеемся, что город будет помогать. Наверное, госзадание, которое мы получим в следующем году, будет учитывать нашу жизнь и наши планы. Будем привлекать меценатов. На содержание Мастерской в год, учитывая выпуск 5-6 новых спектаклей, нужно около 26 миллионов рублей. Сейчас у нас есть бюджет только на один квартал. Мы создали фонд Мастерской, который должен собирать спонсорские деньги. В нем уже есть несколько попечителей, которые нам помогают, но пока этих денег недостаточно.

— В спектаклях Мастерской обычно задействована вся труппа, это коллективное творчество. Будете развивать индивидуальность в артистах?

Да, это одна из важнейших задач. Мы придумали проект, который называется «Моноспектакли» — это будет 21 спектакль, по количеству участников Мастерской. Будем рассматривать в каждом индивидуальность в прямом смысле слова, использовать специфику и таланты каждого. Ведем переговоры с рядом режиссеров — Дмитрием Волкостреловым, Юрием Муравицким, Климом (Владимир Клименко — прим. ред.). В отдельных людях и названиях мы даже определились. У нас уже есть «Идиот» по Достоевскому, «Учитель словесности» по Чехову, Дон Кихот, героиня Петрушевской из повести «Время ночь».

— На эти постановки тоже нужны дополнительные средства?

Хотим сделать проект через грант, но это всего 2 миллиона рублей, их не хватит для выпуска 21 спектакля. На один спектакль уходит около 200 тысяч рублей, эти деньги сразу отдаются на гонорары режиссерам и драматургам. Будем искать спонсоров.

— Максим Диденко, с которым вы сделали «Конармию», один из самых громких спектаклей, продолжит с вами работу?

От Диденко есть заявка на большой спектакль «Чапаев и Пустота». Мы хотим повторить методологию выпуска спектакля «Конармия» по Бабелю, она заключалась в том, что мы нашли небольшое количество денег и отправили тогда еще третьекурсников летом на три недели в Комарово, под Питер. Оттуда, после трех недель работы в плотном, двенадцатичасовом режиме каждый день, они привезли практически готовый спектакль. Хотим сделать так же со спектаклем «Чапаев и Пустота». Нам нужна для этого такая же экспедиция в Монголию или Горный Алтай.

— Вы набрали новый курс в Школе-студии МХАТ. Будут ли взаимодействовать ваши новые студенты и актеры Мастерской?

Будем сотрудничать. В зимние каникулы мы придумали такой проект, не знаю, как его назвать — РЖД или Транссиб — хотим сесть в поезд, взяв с собой Стадникова и группу молодых драматургов, которые могли бы обрабатывать тонны текста вербатима, и поехать в сторону Востока. И через 2-3 недели вернуться оттуда со спектаклем «Это тоже я-2».

— Складывается ощущение, что вы сейчас занимаетесь не только творчеством, но и менеджментом. У вас есть помощники?

Все, кто в Мастерской работали педагогами, на них теперь легла дополнительная функция — это Юра Квятковский, Михаил Мокеев, Алексей Розин, Сергей Щедрин. И нам всегда нужны волонтеры, потому что идей и работы много.

— Какой ваш главный принцип в работе с актерами Мастерской?

Продолжать обучаться. Ребята стали профессиональными артистами, но когда артист говорит: «Я обучился, а теперь могу работать» — тут артист, бывает, заканчивается. Мы будем продолжать обучение в новых проектах. Например, чтобы поставить оперу «Кандид», пройдем целый курс культурологии: будем работать с художниками, музыкантами, писателями.

И я хочу, чтобы дети растили в себе только одно чувство — чувство любви. Тогда все произойдет. Потому что любовь — единственный долгосрочный проект, способный жить.

Дарья Симоненко

Мослента
15-09-2015


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru