Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Великий Сибирский Путь… веры
ОАО «РЖД» обеспечивает не только транспортное сообщение, но и духовное

Вокзал – тот же театр с режиссёрами, артистами, зрителями, репертуаром – расписанием. С ответственными за декорации, в которых проходит театральное действо. Зря что ли в театре есть железнодорожное название профессии – «машинист сцены». Вчера на Ярославском на поезде «Россия» № 002М маршрутом Москва – Владивосток – Москва по третьему звонку в путешествие по Транссибирской магистрали отправилась творческая группа мастерской известного российского актёра, режиссёра и педагога в Школе-студии МХАТ – Дмитрия Брусникина. Корреспондент «МоЖ» провожала их в дорогу.
Часто ли в нашей жизни присутствует вера? Ну, в том же театре, например. Говорят, её стало меньше. Вот смотрят зрители порой на игру актёра – нашего соотечественника, современника – и чувствуют его неубедительность, фальшь. В театре, в отличие от реальной жизни, это ощущается, пожалуй, острее. И не прощается. Потому что люди приходят туда специально, чтобы увидеть «настоящее». «Не верю!» – говорил в таких случаях К. С. Станиславский. 

Примерно так начался наш разговор с Дмитрием Брусникиным накануне отъезда, когда мы встретились в кафе рядом с театром МХТ им. Чехова, чтобы поговорить о мотивах этого необыкновенного путешествия практически по чеховскому маршруту.

И дело вовсе не в пробелах образования. Российская театральная школа всегда была лучшей в мире. А в чём-то таком неуловимом… Или переживаний, эмоций стало больше в быту, и на сцену, на жизнь образа не хватает. Или нынешнее стремительное время не оставляет возможности для глубокого изучения «натуры». Или актёр сам не верит в правду того, что показывает. А может быть, зритель изменился, и ему нужна какая-то другая театральная эстетика.

И мы не одиноки в этом. В Европе кризис «театральной веры» начался давно. Именно поэтому на рубеже XIX–XX веков там возник и стал популярным жанр документального театра ВЕРБАТИМ (от латинского VERBATIM – дословно). Театральное представление, построенное на факте, где актёры произносят реальные монологи людей, основанные на собственных наблюдениях. То есть то, что действительно происходило в жизни. Документу же не верить нельзя.

В российской системе театрального образования, в частности, в мастерской Дмитрия Брусникина этот метод – наблюдения, когда актёр изучает «натуру», глубоко пропитывается чувствами, эмоциями, обстоятельствами жизни своего будущего персонажа, а потом перевоплощался в его образ, – применялся всегда. Чтобы актёр был убедительным, чтобы ему верили, нужно, чтобы он сам верил. Это такая актёрская убеждённость. Его ученики ходили по клубам, кафе, ресторанам, вокзалам, электричкам, снимали людей на видео и брали у них интервью. На самые разные темы, например, что для вас Родина? А потом показывали этюды своего перевоплощения в персонаж – мимику, жесты, специфику и мелодику речи – и сдавали по ним экзамен. В 2011 году такой экзамен первокурсников-«брусникинцев» перерос в шестичасовой спектакль – «Это тоже я» – с аншлагом. Зрители чуть ли не висели на люстрах. И теперь он стал полноправной частью репертуара мастерской, с показами на площадках Москвы – в Театре Практика, например, – и вопросом у входа: «Нет ли лишнего билетика?».
– Это невероятно, – говорит Дмитрий Брусникин. – Никакая литература не может заменить живых, настоящих людей, которые говорят то, что они чувствуют, как видят окружающий мир. 

И вот теперь ВЕРБАТИМ Брусникина на железной дороге. Они проедут в трёх вагонах, один из которых – частный и будет их штабом и учебным классом, через всю Россию (при поддержке фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» и Первого телевизионного канала) – 9298,2 км, 12 областей, пять краёв, две республики, один округ, почти 90 городов. Пересекут 16 крупных рек, среди которых Волга, Иртыш, Енисей, Амур, Обь. Будут брать интервью у попутчиков и железнодорожников, проводников. Через две недели вернутся в Москву. Затем репетиции, экзамен и собственно сам спектакль.

Почему именно стальная магистраль и Транссиб? «Брусникинцам» нужны люди – новые, обычные – «рядовые» и разные, которые будут с ними откровенны. Может быть, отличающиеся от жителей Центральной России. Всего за 100 км от «центра» отъедешь, и разница уже чувствуется. Им нужно «настоящее», правда. Где человек бывает, как на духу? На исповеди у священника и с попутчиком в дальней дороге. В первом случае, потому что не боится – каким бы ни был грешником, ему отпустят, простят и защитят – верой. Во втором – потому что он никогда больше не увидит собеседника, его «жилетку». И дорога «отпустит» – она всё уносит куда-то, оставляет позади.

Условия «дорожной культуры», в которые попадут будущие интервьюируемые – попутчики наших героев, – непредсказуемость, замкнутое пространство, время, вынужденное подчинение распорядку и свобода. Социальные отношения уникальны для этого вида искусства. Многие творческие люди, писатели искали в Транссибе новое знание и реальность, вдохновение, личностный и социальный опыт, самопознание, самоидентификацию… А. П. Чехов когда-то отправился через всю Россию на Сахалин, суровый остров, ставший «местом невыносимых страданий», за очищением души, свежим воздухом свободы, познанием страны, иной жизни и самого себя. Александр Солженицын – в 1994 году проехал на поезде от Владивостока до Москвы, бразильский писатель П. Коэльо.

В этой обычной-необычной реальности ученики Дмитрия Брусникина – будущие актёры театра и кино, многим из которых нет ещё и 18 лет, проведут целый кусок жизни. Узнают страну через людей и людей через страну. Обретут убеждённость, чтобы стать убедительными. И будут налаживать эту частично утерянную связь актёра со зрителем, восстанавливать немного утраченную веру.

У одного из своих недавних собеседников – гостей нашего издания – я спросила: зачем сегодня люди ходят в театр. Ответ на этот вопрос был предсказуем и понятен. Разговор о «театре Дмитрия Брусникина» стал его неожиданным дополнением.

У каждого театра и режиссёра свой путь к зрителю. Но все дороги лежат через диалог, который идёт на языке одной из сторон – «его величества Театра». Дмитрий Брусникин со своим театром решился на рискованный эксперимент – к выбору языка пригласить «его величество Зрителя». Поможет ли это «взаимопониманию», рассудит сцена. Вернее, самый строгий экзаменатор, сидящий по другую сторону рампы. Тот, который будет помогать в поисках «правды жизни» участникам этого удивительного путешествия. ..

Светлана Новаковская

Гудок
2-02-2016


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru