Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних
Что готовят брусникинцы в их первой постоянной резиденции и зачем москвичи ходят в театр?

Настя Курганская



Весь прошлый год Мастерская Дмитрия Брусникина — выпускники его актёрского курса в Школе-студии МХАТ — играли спектакли и организовывали театральные и междисциплинарные проекты на разных площадках Москвы. В начале июня стало известно, что одна из самых знаменитых театральных трупп Москвы обретёт постоянное место и с нового сезона станет главным резидентом театра «Практика». The Village поговорил с Брусникиным о новых работах, современной драматургии и о том, зачем люди ходят в театр.

О театре «Практика» и ближайших планах

—Прежде чем говорить о будущем, следующем сезоне и планах, хочется спросить, как вы определяете «Практику»? Какой это театр для театральной среды Москвы, страны и лично для вас? Современная драматургия и важность фигуры драматурга — его главные особенности?

— На мой взгляд, это уникальный театр, как и, например, «Театр.doc». «Практика» возникла при невероятной энергии, энтузиазме и таланте Эдуарда (Боякова, создателя «Практики». — Прим. ред.), но естественным образом. Просто пришло время и появилась потребность в таком небольшом театре, основой которого является драматург. Потому что площадки для драматургов в Москве, в общем, не было. Ситуация и сейчас довольно сложная — не очень понятно, каким образом авторам пробиваться на театральную сцену, поскольку у крупных государственных театров и их руководителей своя художественная политика и внутренние специфические проблемы.

Конечно, я не могу сказать, что в Москве не ставят современную драматургию. Ставят. Но это не основное направление работы театров. А Эдуард создавал именно такое место — театр современной драматургии. Потом эту эстафету подхватил Иван, и в какой-то момент «Практика» стала театром автора и режиссёра Вырыпаева, в ней игрались практически все его пьесы. Это тоже был невероятно интересный опыт. Сейчас настал какой-то иной новый этап: мы попытаемся услышать то, что было в этом театре при Эдуарде, при Иване, как-то это компилировать, развивать и двигать дальше, потому что «Практика», безусловно, — уже знаковое место для Москвы. Я чрезвычайно благодарен и руководству театра в лице директора Юрия Милютина, и Департаменту культуры в лице Кибовского, которые предложили нам, Мастерской, этот вариант — стать резидентами театра.

— Получается, концепцию театра вы видоизменять не будете?

— Понимаете, театр — настолько живая и подвижная вещь, что концепция возникает от того, что там происходит: кто ставит и кто ставится, когда, с кем, кто приходит смотреть. Таким образом и возникает концепция в современном театре.

— А кто, по-вашему, ходит в «Практику»?

— Это любопытно. Я всегда вижу очень интересные и умные лица, всегда очень много молодёжи. При этом не могу сказать, что в этом небольшом зале сидит только молодёжь. Думаю, это люди, которые ходят в театр затем, чтобы слушать, ведь театр — отражение современности. Мне кажется, что эта публика хочет слышать современность и слушает её через театр. То есть она не ходит туда как на ритуал. Очень часто в театр ходят именно так: давно не были, надо сходить, давай спросим знакомых или поищем в соцсетях, что-то найдём. Люди же, которые постоянно ходят в театр, имеют с ним контакт, они отслеживают, каким образом театр реагирует на то, что происходит вокруг. Это диалог, беседа. Это вопрос и ответ.

Мы действительно живём
в каких-то замкнутых системах, будто
в вакууме, варимся
в своей среде

— Мастерская станет основным резидентом театра. Как будет устроена работа, с чего начнёте первый сезон в этом качестве?

— Специфика нашей Мастерской заключается в том, что мы никогда не играли на одной площадке. Мы путешествуем по Москве, играем, как известно, в ЦИМе, в «Боярских палатах», в «Театре.doc», в «Практике», в театре-студии «Человек», даже на заводе «Кристалл» и так далее. Спектакль делается специально для какого-то пространства, и, пожалуй, это станет одним из новшеств для «Практики» — надеюсь, мы сможем использовать не только её сцену, но и перемещать театр в какие-то новые, неизведанные для нас места.

Например, сейчас мы сделали эскиз в «Боярских палатах» — «Кандид» Вольтера. Либретто в стихах написали Катя Троепольская и Андрей Родионов, а Андрей Бесогонов создал к нему, на мой взгляд, совершенно замечательную музыку. Студенты Гали Солодовникой и Полины Бахтиной из «Британки» (Британской высшей школы дизайна. — Прим. ред.) занимались оформлением и костюмами. Классический оркестр из пяти человек исполняет музыку Бесогонова, а актёры Мастерской поют, танцуют и так далее. И мы понимаем, что нам в «Боярских палатах» тесно, как, в общем, будет тесно и в «Практике», поэтому нужно другое пространство. Мы ведём переговоры с разными местами, ищем способы взаимодействия, чтобы делать работы в коллаборации. Так что, наверное, это будет не площадка «Практики», а что-то другое. Но это будет спектакль «Практики» и Мастерской.

В наших ближайших планах — «Чапаев и Пустота» Пелевина в постановке Максима Диденко уже на сцене «Практики», он должен появиться в ноябре. Мы будем доделывать и организовывать премьеру «Кандида». Мы также ведём переговоры и с Иваном Вырыпаевым, который специально для нас заканчивает пьесу. Надеемся, что зимой, после праздников, состоится премьера этой пьесы, которую он сам же поставит. 

— Будут ли инклюзивные проекты?

— Вероятно, да, мы же в этом смысле тоже славны. Но пока всё на стадии переговоров, сейчас говорить об этом преждевременно. Мы продолжаем проект с фондом «Со-единение» — будем играть «Чайку». Это не совсем имеет отношение к «Практике», это спектакль фонда, в котором Мастерская участвует своими силами, актёрами, мозгами и идеями.

— Появится ли в «Практике» своя образовательная программа или другие подобные проекты?

— Да, эта программа тоже в стадии разработки, но она обязательно будет. Главным образом потому, что у нас в Мастерской теперь есть первый курс Школы-студии МХАТ, и весь образовательный процесс, который проходит в Школе-студии, частично будет проходить и в «Практике», и на других площадках.

Мы ещё четыре года назад придумали переносить часть экзаменов в другие пространства — скажем, Пушкинского музея. Там мы сдавали, например, экзамен по сценической речи, когда занимались древними греками. У нас с музеем тесная связь, думаю, мы продолжим это делать и планируем вовлекать в процесс зрителей.

— Таким образом театр привлекает новую аудиторию?

— Если обратиться к философии современного театра, то, конечно, традиционная площадка тесна для него, он начинает экспериментировать, уходит в совершенно разные форматы. Как правило, первый этап этого эксперимента связан с поиском иного пространства. Это тащит за собой и совершенно другие актёрские технологии, документальный театр, вербатим и так далее. А в целом любая идея, которая возникает у организаторов или администрации институций вроде того же Пушкинского музея, связана с тем, что они хотят несколько изменить состав посетителей. То есть да, они хотят привлечь иного зрителя. Все находятся в поисках зрителя. Что это значит? Они ищут контакт. Они тоже ищут контакт с современным зрителем — жителем этого города.

О поколении двадцатилетних и депрессии

— Если посмотреть на спектакли, поставленные по современным пьесам, о поколении нынешних 20-30-летних, получится, что этот молодой зритель — потерянный, довольно никчёмный, бегущий от реальности человек.

— Театр всегда говорит о проблеме. Например, последний спектакль, который мы сделали в «Практике», — «Девушки в любви» драматурга Ирины Васьковской. Это как раз то, о чём вы говорите. А автор, между прочим, очень молодой человек, ей 26 лет. Она анализирует в какой-то степени себя, свою природу и ощущение мира. А, например, Вампилов — это что в этом смысле? В драматургии Чехова разве существуют какие-то надежды? Нет, Чехов пишет о крайних проявлениях безнадёжности.

— Но герои Чехова не такие однозначные и плоские. 

— Поверьте мне, в современной драматургии герои совсем не плоские. Просто они ищут свой язык, который меняет форму подачи и диалога со зрителем. Это всё — предмет исследований. Почему, например, сейчас так популярен фестиваль «Любимовка», почему так много людей приходят на читки пьес? Это потребность зрителя слушать текст. Не смотреть, а слушать. Это тоже очень важно анализировать. Другая интересная тенденция — сейчас очень много молодых женщин-драматургов. Гораздо больше, чем мужчин. Что это означает? Загадка.

— Но вы работаете с молодёжью и теперь у вас молодёжный театр. Вы согласились бы с такой её характеристикой?

— С тем, что у молодёжи существует некое депрессивное состояние? Понимаете, талантливый драматург забирается в душу своего персонажа так глубоко и так разнообразно там существует и вытаскивает оттуда проблемы, что находит всё — и бездонность, и свет, и темноту. Разве можно покрасить одним цветом драматургию Петрушевской, разве она ведёт нас к светлому будущему? Нет. Так и современная драматургия. 

О театре в медиа и сарафанном радио

— Другая тема, которая очень занимает, — это взаимодействие медиа и театра. Люди театра очень заняты и довольно замкнуты, медиа пишут о театре мало, потому что им тоже нужен этот зритель, читатель.

— Люди театра действительно очень замкнутые, это проблема, надо открываться. Но я не думаю, что все такие. У меня есть ощущение, что что-то проходит, наступает нечто другое. Что касается самих спектаклей: я уже давно живу на этой территории и лучшего способа привлечь на неё зрителя, чем сарафанное радио, не знаю. Таким образом и возникает театр, так было всегда: кто-то что-то смотрит, это производит на него впечатление, он рассказывает другим и так далее.

— Сарафанное радио не всегда раскручивает то, что нужно.

— Нет. Зритель бывает разный, но когда он находит свой театр, он его и раскручивает. Разный зритель оттого, что он ждёт от театра специфических вещей. Мы начали наш разговор именно с этого — кто, зачем и как ходит в театр. Либо театр является частью жизни зрителя и он ходит туда, чтобы анализировать, что происходит вокруг, или он ходит, потому что так положено — раз в полгода бывать в театре.

— возвращаясь к публикациям в медиа, в основном это анонсы. Анализ, критические рецензии перестают быть актуальным жанром.

— Да, анализа на самом деле нет.

— Но у театра и медиа много потенциальных возможностей делать что-то вместе с теми же целями — образование и так далее.

— Совершенно согласен. Поэтому мы и пытаемся делать такие истории, в которых открываем двери и говорим: «Приходите к нам на репетиции, участвуйте, создавайте из этого свой журналистский продукт». Для чего, не знаю: для популяризации театра как такового, для своего или его развития. Не знаю, для чего, но важно эти силы призывать. Например, мы делаем с Мастерской проект «Кандида», зовём Британскую высшую школу дизайна, Консерваторию, ансамбль современной музыки, хореографов. Почему мы делаем совместный проект? Потому что мы хотим выйти из запертого пространства.

Мы действительно живём в каких-то замкнутых системах, будто в вакууме, варимся в своей среде. Что ещё может в этом смысле сделать театральное сообщество? Мне кажется, нужно впускать кислород, создавать открытые системы и как можно больше театральных центров, потому что в этом огромном городе мы имеем всего две независимые площадки — Центр Мейерхольда и Центр на Страстном. И то второй можно назвать открытой площадкой условно, потому что, к сожалению, там мало что происходит. Куда может обратиться независимый проект? Нет таких мест, это ужасно. Но движение есть, и я рад, что хотя бы что-то происходит.

The Village
24-06-2016


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru