Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр

Тараканова Ольга

Он незаметно перевернул российское театральное образование, разомкнув герметичное университетское пространство в сторону живых людей. Вырастил одну из самых бодрых актерских команд Москвы — «Мастерскую Брусникина». Готовился перевернуть вверх дном театр «Практика», важнейшую площадку для современной драматургии, где буквально за несколько дней до смерти стал художественным руководителем и куда смог вернуть мощного, но опального после скандала с «Тангейзером» менеджера Бориса Мездрича. Вечером 9 августа Брусникин умер от сердечной недостаточности — вслед за Олегом Табаковым, Михаилом Угаровым и Еленой Греминой.

Закономерность, не совпадение: я узнала о смерти Брусникина по пути на премьеру с актерами из его «Мастерской». Потому что не увидеть его учеников на очередной актуальной премьере почти невозможно. Слово «брусникинцы» стало использоваться в прессе, кажется, чаще, чем слово «Брусникин».

Они играют в спектаклях на лучших экспериментальных площадках от «Практики» до Центра им. Вс. Мейерхольда. Часто — всем курсом Школы-студии МХАТ, который еще до выпуска в 2015 году начал соревноваться с «Седьмой студией» Кирилла Серебренникова за статус самой яркой молодой команды в российском театре. Правда, если Серебренников почти сразу привел своих выпускников в Гоголь-Центр и занимал в основном в собственных спектаклях, то Брусникин консолидировал вокруг студентов модных режиссеров — Максима Диденко («Чапаев и пустота»), Семена Александровского («Война еще не началась»), Юрия Муравицкого («Переворот»).

Появляются они и в еще более крупных проектах — поодиночке или группами. В «Ученике» того же Серебренникова, где главную роль религиозного фанатика Вени сыграл «брусникинец» Петр Скворцов. В мучительно прекрасной «Родине», где речи советских партфункционеров и актуальных чиновников озвучивают пятеро актеров из «Мастерской».

«Брусникинцами» обычно называют только два молодых курса, но среди первых наборов не меньше громких имен. Например, Дарья Мороз и Александра Урсуляк, которые определяют актерский образ спектаклей Константина Богомолова и Юрия Бутусова. Или Юрий Квятковский — первопроходец иммерсивного театра в России и режиссер «хип-хоперы» «Копы в огне».

Назвать громкие работы самого Брусникина куда труднее. Да, в 90-е он много появлялся на сцене МХТ: образование у него, собственно, актерское, он выпускник Олега Ефремова. В МХТ эпохи Табакова тоже играл, ярче всего — в этапных спектаклях Виктора Рыжакова, которые перенесли пронзительно-исповедальную драматургию Ивана Вырыпаева из подвалов «Практики» и Театра.doc на большую государственную сцену. Еще снимался в криминальных драмах, некоторые даже режиссировал — и для независимого телевидения рубежа веков («Петербургские тайны»), и для актуальных федеральных каналов («Ищейка»).

Он сказал в одном из интервью:

Школа[-студия МХАТ] — это основное место моей работы. С одной стороны, это всегда передача опыта. С другой — в какой-то момент за четыре года обучения возможны и конфликты. Но если человек […] способен декларируемое доказать, то я это только приветствую. […] На мой взгляд, нужно давать как можно больше свободы в проявлении себя. Только таким образом человек может понять, что он что-то значит Дмитрий Брусникин

Собственно, в выверенной прозрачности, готовности быть скорее медиатором, чем демиургом, и состоял феномен Брусникина. Он всегда подчеркивал, что ценит интенсивность и непосредственность актерского присутствия на сцене больше формальной выточенности режиссерских партитур. Его собственные спектакли от этого часто смотрелись несколько старомодно — качественно, бодро, но как-то излишне просто. Однако Брусникин и не скрывал, что делом жизни считает не режиссуру, а педагогику.

«Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще», которую я вчера смотрела, закончилась минутой молчания и слезами актерской команды. Но все полтора часа спектакля Анастасия Великородная, Александр Золотовицкий и Анастасия Лебедева существовали в режиме бодрейшей ультравитальности, который и характеризует работу «Мастерской Брусникина».

Иногда такая льющаяся через край энергия молодости даже кажется неловкой — излишне оптимистичной, самоуверенной. Но она же указывает и на живой, часто остро политизированный интерес ко всему вокруг. К интеллектуальным текстам о Высоцком, которые довольно дерзко, показательно иронизируя над авторитетами от Иосифа Бродского до Марии Степановой, представляли семеро «докладчиков» в Еврейском музее. Или к горожанам — от полицейских и бездомных до школьников и художников, монологи которых собирали на улицах во времена расцвета протестного движения для университетского экзамена и неожиданно вырастили в первый хитовый спектакль — «Это тоже я. Вербатим».

Собственно, с превращением вербатима и документального театра в основу актерского образования и связана та тихая революция, которую, как принято считать, совершил Брусникин в Школе-студии. Самый яркий пример здесь — проект «Транссиб», в котором вся «Мастерская» провела почти неделю в поезде до Владивостока и под руководством группы драматургов общалась с попутчиками, собирая материал для спектакля.

Спектакль, говорят, получился спорный: многие собеседники «брусникинцев» превратились из живых и сложных людей в карикатурные типажи русской жизни. Но в целом такой театр кажется случаем, когда репетиционный процесс и предварительное художественное исследование гораздо важнее предъявленного публике результата. Молодые богемные актеры повидали такое, чего не повидали бы никогда.

Тем более что за время учебы студенты Брусникина общались также и с куда более особенными группами. Например, расспрашивали пожилых актеров об их профессиональном прошлом в благотворительном проекте фонда «Артист» и работали в инклюзивной школе «Со-единение» над эскизом «Чайки» с участием людей, у которых нарушены слух и зрение. 

Еще одной находкой Брусникина был акцент на важности актерского самопродюсирования, прагматичном подходе, который все еще мало распространен в излишне творческой театральной среде. Он настаивал на том, чтобы актеры не боялись приходить с инициативами на разные площадки, хотя и всегда жалел, что из государственных учреждений по-настоящему открыт для таких предложений только ЦИМ, проектный театр без труппы. В итоге из этой установки родилась серия моноспектаклей, большинство из которых сейчас идут в «Практике» — два года назад «Мастерская» стала резидентом театра.

В «Практике» Брусникина назначили исполняющим обязанности директора в мае этого года. Из новостей стало известно, что тихий Брусникин всерьез способен перевернуть игру в «Практике»: 8 августа он переместился на должность худрука, а директором стал Борис Мездрич, тот самый, которого уволили из-за скандально известного «Тангейзера». Три года он не работал в театре и вот — вернулся. А сам Брусникин день пробыл на месте художественного руководителя. Мы никогда больше не узнаем, как они могли бы сработаться.

Подводя театральные итоги — 2017/18, почти все критики называли событием «сезона большой катастрофы» арест Серебренникова и три смерти — Табакова, Угарова, Греминой. Уже тогда было ясно, что важнейшим содержанием наступающего «Года театра» будут не масштабные празднества, а полуподпольный поиск способов существования без надежных опор. Смерть внимательного, спокойного и последовательного Брусникина — потеря очередной из таких опор.

ТАСС
10-09-2018


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru