Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Дмитрий Брусникин :: Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина

В минувший четверг, 9 августа, умер театральный режиссер Дмитрий Брусникин. Он хотел выйти на новый контакт со своим временем. И казалось, в этом году судьба улыбнулась ему — появилась надежда создать свой, ни на что не похожий театр. Но он не успел этим воспользоваться

Первый спектакль, в котором я его увидел, назывался «Путь». Он шел когда-то на Малой сцене во МХАТе на Тверском бульваре. Это были еще доисторические времена неразделенного МХАТа. Пьеса Александра Ремеза про семейство Ульяновых. Все сидят за круглым столом, покрытым белой скатертью, и разговаривают, разговаривают. А в центре спектакля очень красивый молодой человек под два метра роста. Помню, что он как-то много занимал места на этой малой сцене. Много забирал внимания даже не столько своей игрой, сколько фактурой, лицом, фигурой, бесконечными ногами и руками, которые не очень знал куда девать. Дмитрий Брусникин был слишком красив и высок, чтобы хлопотать лицом или стремиться захватить побольше сценического пространства. Он действительно был выше всех в прямом и переносном смысле. И впечатление было такое, как если бы несостоявшегося цареубийцу и террориста Александра Ульянова играл кто-нибудь из великих князей.

Брусникину вообще шли эполеты, погоны, лампасы. Он прекрасно смотрелся в костюмных мелодрамах. Никто из актеров его поколения не умел носить мундир так, как он в «Днях Турбиных», никому так не шел фрак. Он был князем по осанке, по какому-то своему внутреннему стержню, а не только по внешности, так удачно подошедшей к его знаменитой роли в сериале «Петербургские тайны» — князя Дмитрия Платоновича Шадурского. И в жизни Дмитрий был человеком чести и слова. Если бы ему полагался герб, то на нем обязательно должно было бы присутствовать слово «верность». Одна любовь и один брак на всю жизнь. И один Театр, которому он служил честно и преданно.

Есть актеры, которым не идет много говорить. Они берут другим — паузами, молчанием, незаметной сменой выражения лица. Думаю, что Олегу Николаевичу Ефремову больше всего импонировало в Брусникине его умение молчать. Он узнавал себя в Дмитрии, как отцы узнают себя в сыновьях. Но почему-то сейчас вспоминается наш разговор во время долгого переезда из Нью-Йорка в Нью-Хэйвен, где Ефремов должен был ставить «Иванова», а я — ему с переводом.

— Понимаешь, они другие, — сетовал Олег Николаевич. — Хорошие, качественные, но… другие. 

— Но это ж хорошо, что другие! — убеждал его я.

— Они не рассчитаны на длинную дистанцию. А в России надо жить долго.

Под «другими» имелись в виду Роман Козак, Лена Майорова, Дмитрий Брусникин. Тогда еще совсем молодые, только начинавшие свой путь. Символично, что в своем главном спектакле 90-х годов «Три сестры» Ефремов даст Брусникину роль Андрея Прозорова. Несбывшиеся надежды, вдруг разом ставшая ненужной потускневшая красота, рухнувшие планы на большую и достойную жизнь — вот что читалось в его фигуре, когда он покорно толкал впереди себя детскую коляску. При всем внешнем благополучии, в Брусникине всегда чувствовалась какая-то тайная печаль. И эта ранняя седина, которая не столько старила его, сколько добавляла какой-то пепельной, горькой краски во все его роли.

Что-то не складывалось в его отношениях с Художественным, особенно когда после смерти Ефремова туда пришел Олег Табаков. Тот вообще не очень-то жаловал и привечал бывших ефремовских фаворитов. Да и сама новая модель знаменитого театра, похоже, Брусникину была чужда. Играл он мало. Его режиссерские заявки на новые постановки чаще всего отклонялись или под каким-нибудь предлогом заматывались. В кино ничего особенно интересного не предлагали. Спасла театральная педагогика. Это был выход из замкнутого круга разочарований. Якорь, который держал его на плаву долгие годы. «Брусникинцы» — это на самом деле не одно, а несколько поколений блестящих талантов. Достаточно назвать имена Александры Урсуляк, Сергея Лазарева, Дарьи Мороз… Он знал, как много в жизни актера решает успех, и готов был радоваться чужим удачам. Но в его собственной жизни профессиональный успех значил мало. Почти ничего.

Он хотел выйти на новый, особый контакт со своим временем. Искал другую правду, мечтал о театре, где нет звезд, капризных и честолюбивых, нет всесокрушающего диктата режиссера, а есть сама Жизнь. Отсюда его неистребимая вера в вербатим, которую исповедовали создатели Театра.doc Михаил Угаров и Елена Гремина. Тут они нашли в лице Брусникина верного единомышленника. Особая театральная техника, предлагающая свой способ познания человека и действительности, способ честный и прямой, как диагноз, записанный в медицинской карте. На самом деле тут Брусникин шел за К. С. Станиславским. Буквально след в след. История сохранила в качестве курьеза рассказы об экскурсиях основателей МХАТа в ночлежку Хитрова рынка во время подготовительного периода к постановке «На дне». Что-то подобное предпримет спустя сто лет Брусникин со своими учениками, отправляясь в долгое путешествие по Транссибу в плацкартном вагоне, чтобы те слушали и записывали исповеди попутчиков, чтобы вглядывались в лица, про которые и думать забыл современный театр. Тюрьмы, больницы, дома престарелых — вот где разворачивалось действие главных спектаклей Мастерской Дмитрия Брусникина. Как и многим режиссерам-новаторам, ему не терпелось разрушить «королевскую» линию рампы. Хотя для тонких и впечатлительных натур прямые контакты с действительностью бывают опасны и даже противопоказаны. Он сам не без удивления рассказывал, как после посещения Басманного суда, где шло предварительное слушание дела Седьмой студии, вдруг тяжело заболел. Не фигурально, а буквально: высокая температура, слабость, депрессия… Увиденное не отпускало еще долго. Он очень переживал за Кирилла Серебренникова и его товарищей. И это то, что я знаю доподлинно, а сколько всего он скрывал, не говорил, храня невозмутимость и гордую офицерскую спину.

И вот в 60 лет, кажется, судьба улыбнулась Брусникину. Забрезжила надежда на свой театр, собственное творческое пространство в самом центре Москвы, в двух шагах от Триумфальной площади. Хорошее, правильное место под названием «Практика», где брусникинцы и раньше играли свои спектакли, но теперь этот подвал обещал стать для них домом. И уже объявлены планы, и назначен прекрасный директор, и город в преддверии мэрских выборов пообещал финансовую помощь. Ничем этим Дмитрий не успеет воспользоваться.

Сейчас от его ухода ощущение такое, что он все преодолел, всех победил, дошел до самого порога и рухнул как подкошенный. Сердце надорвалось, не выдержав дистанции, о которой мне говорил 30 лет назад Олег Ефремов.

Они ушли один за другим: Лена Гремина, Миша Угаров, теперь вот Дмитрий. Их имена как три выстрела посреди ночи. Почему? За что?

И опять на горизонте замаячило Троекуровское кладбище. Теперь вместе с Басманным судом это едва ли не главный театральный адрес Москвы. Такая вот финальная мизансцена, которую и в страшном сне нельзя было представить.

Прощайте, мои дорогие. Прощайте, князь!

Сноб
Сергей Николаевич, 12-08-2018


Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Дмитрий Брусникин в эфире радиостанции ?Эхо Москвы? (17.07.2000)



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru