Logo
Title
Title



Главная :: Персоналии :: Выпускники :: 2000-... :: Олег Табаков :: Лариса кузнецова: «Я никогда не просыпалась знаменитой»
Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил

«Я всегда был профессионалом. И довольно скептически относился к диссидентству. Всегда был столь честолюбив, что считал: я своим ремеслом могу менять нравы». О ремесле, о нравах, о закулисной просвещенной монархии, о евроремонте в коммуналках, о новом здании «Табакерки» на месте «самого старого» здания «Современника» — с новым художественным руководителем Художественного театра, Мольером новой «Кабалы святош» беседует обозреватель «Новой газеты».

 — Олег Павлович, как вы себя чувствуете на месте Олега Николаевича?

 — Я не на месте Олега Николаевича. Я на своем месте.

 — Хорошо. Когда вы получили это предложение (или назначение?), вы сразу его приняли? Не раздумывая?

 — Я уже сочинил в свое время «поэтический» ответ: подлее было бы отказаться.

 — Почему?

 — Приходить человеку преуспевающему — в руины. Зачем? Я человек экономически независимый. Мои занятия театром хорошо оплачиваются. Работники «Табакерки» по уровню зарплаты в первой пятерке, а то и тройке московских театров. Зачем этому человеку идти во МХАТ? Это мой вопрос вам.

 — Поднимать его из руин? Если уж вы употребили это слово…

 — Я шел вернуть этому театру, заносясь в своих надеждах довольно высоко, соответствующую его имени работоспособность. Которой он отличался когда-то. Первые десять ефремовских лет это был очень работоспособный театр. У Олега было удивительное свойство: он умел собирать талантливых людей. Додин, Чхеидзе, Гинкас, Васильев ставили у него, и не один раз.

 — Судя по афише, у вас тоже ставят первые режиссеры страны.

 — Стараемся.

 — А сами вы не намерены…

 — Не намерен! Не намерен…

 — А в «Табакерке»?

 — Конечно.

 — Кстати, какова теперь ее судьба?

 — Нормальная судьба нормального живого театра.

 — Как они будут без вас?

 — Они со мной… С 74-го года я начал учить детей, просмотрев три с половиной тысячи. Объясните мне, зачем они мне сдались в 39 лет, в зените, можно сказать, славы? Между прочим, тратил деньги свои, уже довольно большие, — при моем, не скрою, неравнодушии к этой субстанции (смеется)… Зачем? Я строил свой театр. Тот, тот, подвал на Чаплыгина. И если через тридцать лет, после всех этих забав и затей, на площади Маяковского, на месте разрушенного «Современника» встанет театр под руководством Табакова — в этом есть логическое завершение истории.

 — Но вы же не можете разорваться. Вы же не двуликий Янус…

 — Я двуликий. Я даже, можно сказать, дву…пый… Меня всегда отличала раздражающая многих способность сидеть на нескольких стульях.

 — Вы писали о своем директорстве в «Современнике» «шесть лет позора»…

 — Ну, это кокетство… А если честно, то попытка исправить забывчивость моих товарищей по «Современнику», которые делают вид, что тех шести лет вроде как и не было, а Галина Борисовна получила этот театр непосредственно из рук Олега Николаевича. Но помилуйте! Кто бы в те поры — женщину! еврейку! не члена партии! — назначил главным режиссером? Без поддержки «дилехтора», назначенного горкомом, да еще весьма известного киноартиста? Кто бы ее назначил — куда-нибудь?

 — А свое теперешнее назначение вы ожидали?

 — Честно говоря, да. И синедрион все как-то пытался меня толкать в эту сторону…

 — Вы царедворец?

 — Нет. Я всегда был профессионалом. И довольно скептически относился к диссидентству. Всегда был столь честолюбив, что считал: я своим ремеслом могу менять нравы. «И истину царям с улыбкой возвещать…» Может быть, из-за этого дистанцирования власть всегда тянулась ко мне. В общем, вопрос, конечно, витал, и витал повсюду: кто, кроме?… Беда-то случилась в одночасье… Растерялись. Олег умер 24-го, а 9-го меня уже представили труппе.

 — Вы не ощущаете в этом… некоей… некоего…

 — Некоей — что? Судьбы?

 — Нет-нет…

 — Инсценировки?

 — Боже упаси. Некоего неудобства, что ли…

 — Неудобства? От чего? Вот если бы, не дай Бог, какой-нибудь живой театр остался без руководителя — и я бы туда явился. В свое время Михаил Васильевич Зимянин предлагал мне возглавить Таганку. Вот это было бы нелепо. Живой театр (да и при живом, кстати, режиссере). Я не согласился. Предвидел, какие страсти там разыграются. А Анатолий Васильевич Эфрос согласился. Я поступил — не скажу умнее, но хитрее.

 — То есть во МХАТ вы шли как на пепелище и отдавали себе в этом отчет? И не боялись погибнуть под этими столетними обломками?

 — А что, я похож на дурака?

 — Только не на дурака.

 — Я — артист. И я хитрый артист. К тому же я слишком честолюбив, чтобы терпеть поражения. Как актер — бывало. Но как человек дела — нет. Если уж я берусь… Руины — еще не смерть.

 — Может ли вообще театр, существующий столько лет, сохранить «душу живу»? Есть ли тому примеры?

 — Об этом мы поговорим через год. Под руинами теплится жизнь. Нам ли не знать.

 — Звучит довольно катастрофично. Мне ближе образ старой коммуналки, которую покупают с тем, чтобы выломать и вымести все изнутри и сделать там евроремонт.

 — Евроремонт — тоже не последнее дело. Новые полы из палубного бруса на Малой сцене, которых там никогда не было, мы уже настелили. Но если говорить о театре, то он собирается штучно. Как собиралась «Табакерка». И тогда это будет своя квартира. Своя семья. Свой театр.

 — Но тот подвал на Чаплыгина вы создавали с детьми, с молодежью, строили «под себя»: вы были гуру, учитель. Вы приглашали педагогов из нужного для вашего театра «теста»: Авангарда Леонтьева, Константина Райкина; растили режиссеров… А сюда вы пришли в готовый коллектив, причем не раз уже намекнули, что коллектив мертвый…

 — Нельзя так говорить! Это не коллектив мертвый, а театр мертвый, и не мертвый, а руины от театра, это разные вещи. Тут есть талантливые люди! Семчев, Женька Добровольская, Егор Бероев… Мхатовские мастера моего возраста… Да вы что! Какой же это мертвый театр! Это театр живой.

 — Вы хитрый артист. И я хочу понять, что вы имеете в виду под руинами и чем они отличаются от мертвого театра?

 — Руины — это люди, обделенные любовью, успехом и жизненными свершениями. Люди сидели без ролей. Артиста брали на раз — и забывали о нем.

 — Говорят, вы уже уволили группу артистов.

 — Лишних — уволил. И буду увольнять.

 — Говорят, там были люди из выпуска Ефремова.

 — Там были люди из разных выпусков. Я не планирую создание мемориала. И я не планирую вернуть былую славу. Я делаю свой театр. Я нежно люблю Валю Гафта и мечтаю сыграть с ним и Сашей Калягиным «В ожидании Годо» Беккета. Приглашал и буду приглашать Ольгу Яковлеву. Это, повторяю, штучное дело. По–од–но–му. Уже выпущен ряд спектаклей, пользующихся повышенным спросом. «Кабала святош» собирает 444 тысячи рублей. Это столько, сколько три года назад собирали десять спектаклей.

 — Тем не менее билеты продавались с рук.

 — Спекулянты.

 — Нет, по госцене.

 — Ну и что? Не пытайтесь меня смутить.

 — Смутить вас? Кого Анатолий Смелянский назвал «великим лицедеем»?


«Кабала святош» — по теперешним временам спектакль странный. Публика, конечно, идет «на Табакова», который сменил роль Бутона (в прежней постановке) на Мольера. У «великого лицедея» был шанс сказать о театре и его нравах. Сыграть новый «Театральный роман», поскольку ни подвалы Кабалы, ни подвалы Лубянки сейчас никого не интересуют. Золотая роль для Олега Павловича Табакова в его новом качестве. Но эта трактовка не привлекла режиссера Адольфа Шапиро. И мы увидели еще один, уже совсем не страшный, конфликт «художник и власть». Конфликт, который артист Табаков давно исчерпал как в жизни, так и на сцене. Ну гнобили его после 30 аншлагов в Праге. Ну не давали «народного» — засветился с другом-«отъезжантом» на вокзале. Ну посидел невыездным два года. А теперь мил всем и со всеми, хотя в душе и поплевывает на официальный бомонд и даже специального «премьерного» списка гостей нет у него в театре.

Сегодня гораздо интереснее гамбит «художник — художник». Почему не пошел Олег Табаков к Ефремову во МХАТ? Почему не пошел к Табакову во МХАТ Авангард Леонтьев? Во имя чего жертвуют артисты фигуры в этих довольно жестоких играх, скрытых от просцениума кулисами? На то и кулисы. Но на то — и трактовки…



 — Лицедей — очень правильное и хорошее слово в применении к вам. Но вот став большим начальником, возглавив крупнейший театр страны, с огромным хозяйством, — не обречены ли вы пожертвовать лицедейством, своим безудержным актерским кайфом?

 — Ну не-еет! Да вы что! Это даже какое-то глупое предположение! Вы посмотрите, сколько я играю. Я веселый человек. Сплю мало. Здоровье позволяет. Ничего не отдам! Если, конечно, меня будут здесь назначать на роли…

 — А вас могут не назначить?

 — Никогда я для себя ролей ни у кого не отбирал. Ни будучи директором «Современника», ни руководителем театра-студии, ни здесь. Это грязное дело, а я брезгливый.

 — Вы не собираетесь объединить «Табакерку» с МХАТом?

 — Нет. Это два разных организма.

 — Но вы же делаете вводы — и отсюда туда, хотя чаще — оттуда.

 — Это ловкая и нехитрая позиция, к сожалению, чуждая моим коллегам. Когда-то МХАТ не взял к себе «Современник», потом «Современник» отказался от ребят из подвала…

 — Я недавно узнала, как в полевых условиях, на кочевье где-нибудь, лечат гангрену. Прикладывают парные потроха: свежую, горячую кровь.

 — Вот именно! Ибсен (и, кстати, Немирович) считали, что срок жизни театра — 20 лет, жизнь одного поколения. Иссякает энергия. В 1924 году, на 26-м году жизни МХАТа, Станиславский и Немирович взяли и поглотили две своих студии. Кто были эти новобранцы? Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская… Из театра Корша приходит мой учитель — один из самых успешных, профессиональных русских актеров Василий Осипович Топорков. Кторов, Грибов, Станицын, Яншин, Орлов, Массальский, Комиссаров, Петкер, Ливанов, Хмелев!

 — Но именно этот момент и описан в «Театральном романе»! Кровищи-то было…

 — Правильно. Вы же говорите: кровь лечит. Все живое дается с кровью. Знаете, вот я смотрел, как моя жена Марина рожает моего сына Павла (она просила меня побыть). И когда я увидел на головке ребенка огромное кровавое пятно, я понял: все, кончаюсь. Как в рассказе Хемингуэя, помните, как индеец помер, когда жена его кричала в родах… Оказывается, кусок последа пристал к башке. Еще бы не с кровью. Все новое, все живое — только так.

 — Вы писали: ваш идеал, ваша мечта — это театр-семья. «Табакерка». Во МХАТе, при том, что Ефремов собрал у себя весь цвет театра, — такой семьи, видимо, не было…

 — Не знаю. Не жил. Не могу характеризовать… (проговорил О. Т. голосом Кота Матроскина).

 — О’кей. То, что вы застали, придя сюда…

 — Семья? Нет, не семья.

 — А что?

 — А вы сами же и сказали. Большая коммунальная квартира. В коммунальных квартирах разное происходит. Между четырьмя комнатами — очень тесные отношения, а в остальных пяти — не здороваются…


Олег (Лелик) с мамой и сводной сестрой жили в саратовской коммуналке из семи комнат. Это был полный коммунальный набор. Две старые еврейки — одинокие сестры. Важный железнодорожник из бывших с крикливой женой и тихими детьми. Люмпены-алкаши со сворой детей, в том числе дауном. Психиатр Кац с ангелом-женой Колавной. Маня-цыганка. И какая-то мифическая шпана под лестницей. Опыт коммуналки как один из самых полезных в жизни, вероятно, позволяет Олегу Павловичу без особого напряжения решать тяжелейшие проблемы психологической совместимости в таком, прямо скажем, адском гнезде, каким является крупнейший академический театр. Который, как все мы помним, уже пережил тяжелый раскол, не в силах выдержать собственный вес, объем и амбиции.


 — И как же вы справляетесь с этой матерой коммуналкой, состоящей к тому же на 70 процентов из звезд?

 — На трудности не жалуюсь. Демократию отменил. Вот прямо девятого, в первый же день. Худсовет, совет старейшин — мимо, мимо.

 — То есть диктатура?

 — Нет. Я просвещенный монарх. Очень просвещенный: у меня два высших образования: Школа-студия МХАТ и два года университета марксизма-ленинизма.

 — Это там у вас отбили охоту к демократии?

 — Поверьте, нет глупее занятия, чем насаждать демократию в театре. Бездарно. Выход пара. Псевдуха.

 — А между тем на Чаплыгина демократия у вас была.

 — Первые три года. Потом мы ее переросли.

 — Ваша реплика в «Кабале»: «Ненавижу королевскую тиранию!», в которую вы вкладываете столько пафоса, — это ВАША реплика? Или все-таки персонажа?

 — Моя, моя… Мне 66 лет. Как я могу относиться к тирании?

 — Но при этом вы тиран? Хоть и просвещенный.

 — Нет. Я — слуга царю, отец солдатам.

 — Все-таки слуга?

 — Да нет, не слуга, конечно. Не гнется уже позвоночник. Я государственный служащий. Государственный служащий и отец солдатам.

 — При всей своей многоликости и умении сидеть на многих стульях — кто вы все-таки по преимуществу? Психолог? Общественный деятель? Администратор? Актер?

 — Нет. Я актер, наверное, по способностям. А по генетическому коду — я собиратель. Так назывался большой подвал в «Правде»: «СОБИРАТЕЛЬ». Не всем было радостно, что я начинаю тогда, 20 лет назад, собственное театральное дело. Не все подписали письмо Гришину, чтоб дали мне этот несчастный подвал на Чаплыгина. Дмитрий Николаевич Журавлев подписал, Ульянов, Розов, Рихтер, Образцов… Олег Николаевич Ефремов не подписал.


Олег Ефремов не подписал письма. Олег Ефремов отверг свежие силы из подвала. Олег Ефремов ушел во МХАТ, забрав с собой не самых лучших. Сколько обид. Какой неистовый театральный роман. Никому не ответит великий лицедей Табаков, какие чувства обуревают его на месте… На этом самом месте. Никому из нас, любопытных и чужих. А своим — тем более. Разве только красавице-жене, своей Арманде, последней любви, выросшей из долгого, неистового театрального романа. Из тайны, которая, как все тайны в театре, — секреты Полишинеля. На то и кулисы. Но на то — и трактовки…


 — Свой театр. Театр Табакова. Театр-семья. Такой театр у вас уже есть, и нахлебались вы с ним — мало не покажется. Но есть, видимо, особое наслаждение (артиста, собирателя, организатора) в том, чтобы таким театром была не только «Табакерка», но и МХАТ?

 — Сто-оп, стоп-стоп. Вот видите — генеалогическое древо. Чем я гордился всегда, что театр на Чаплыгина есть маленькая веточка этого вот корня. Этого древа.

 — Почему?

 — По эстетике, по вере театральной, по способу выращивания актера, по способу выращивания спектакля, по способу существования на сцене…

 — Вы имеете в виду МХАТ Станиславского?

 — А как же? Я ж из этой школы. Они мне ремесло в руки дали, вот он (О. Т. размашисто указывает назад и вверх, где у него над головой висит большой фотопортрет Топоркова).

 — То есть вы разницы между двумя этими «своими» театрами как бы не делаете, что ли?

 — Теперь… теперь уже, наверное, не делаю. Те младше и успешней, эти — старше и опытнее.

 — Там семья, здесь — коммуналка…

 — Да. Пока да.

 — Семью-то, наверное, легче прокормить, чем Московский Художественный академический театр?

 — Жалоб не дождетесь. Что бюджет дает — на том и спасибо. Цеха, коммунальные услуги, зарплата, минимальные деньги на новый репертуар. А остальное — и суммы, конечно, несопоставимые — дают люди, которым нравится это делать. ЮКОС, МФК… Объявился как-то настоящий граф Монте-Кристо. Инкогнито. Дал миллионов 15 — рублей, рублей — не пугайтесь! — на новую сцену. Впервые за 104 года в театре появилась лаборатория. «Площадка молодняка». Все деньги пущены на развитие дела. Ремонт зала, Малая сцена, артистические… Теперь актер приходит на рабочее место — чисто. И артистки не гасят «бычки» о батарею, как бывало…

 — Но вот это добывание денег — для некоторых уже целая жизнь.

 — Да никакая это не жизнь! Надо все делать легко! Весело! Я и терял легко — на всех этих банковских аферах. Но и зарабатывал — смолоду и без натуги. Мой благодетель главный был дядя Коля Литвинов. Я у него на радио играл Комара. Сытый был парень, что вы! Минута стоила 18 рублей. Да и сейчас мне за мою работу платят неплохо.

Знаете, что я заметил? Люди радость получают, когда дают. Вот один кормилец спрашивает другого: и сколько ты ему (мне) даешь? Как? Всего? И такой спектакль? Это про «№ 13». А я-то своим даю втрое больше, а они все про…рают! Нет, это дело веселое! Угрюмство все губит. Черемуха должна быть! Я получаю свою колоссальную радость, когда выхожу на сцену. Если бы мне не давали играть — я бы платил, ей-богу. Немного, рубликов триста. Но приплачивал…

 — Ну у вас-то такой проблемы, я думаю, не встанет… Хотя задам грубый вопрос: вы ощущаете возраст?

 — Ощущаю, конечно. Артроз, то-се… А впрочем, не верьте вы мне. У артиста нет возраста. И болеть он не может.

 — И с молодой женой не забалуешь, верно? Требует того-сего…

 — Вы знаете, ничего не требует. Марина — удивительный в этом смысле человек. Она росла в интеллигентной семье, очень скромного достатка. Пришла ко мне первый раз читать — в маминой кофте. Надо было принарядиться — всегда мамино надевала, у нее ничего не было своего. Жила трудно. И привыкла работать и ничего не требовать.

 — А сынок?

 — Сынков у меня двое. И оба при деле. Старший — Антон, сам папаша девицы дивнощекой и пахарь на разных нивах. А меньшой… Вот прихожу со спектакля, где теряю в весе килограмм. А Паша говорит: «Олеж, давай попрыгаем». И прыгает с постели мне на плечи 12 раз. Изволь отработать. И после этого я могу еще спектакль сыграть.

 — Вы, Олег Павлович, производите впечатление счастливого человека…

 — Ну что ж, это верное впечатление.

P.S. 20, 21 октября в репертурар МХАТа возвращается «Чайка» в постановке О. Н. Ефремова с обновленным составом актеров: Аркадина — Ирина Мирошниченко. Треплев — Евгений Миронов.

Новая Газета
Алла Боссарт, 15-10-2001


Лариса кузнецова: «Я никогда не просыпалась знаменитой», Светлана Полякова, Культура, [4-10-2007]
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, [3-10-2007]
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, [13-09-2007]
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, [11-09-2007]
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, [10-09-2007]
Телят по осени считают, Марина Давыдова, Известия, [3-09-2007]
У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, [1-09-2007]
Директор Каспийского моря, Миаил Осин, Российская газета, [28-07-2007]
НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, [05-2007]
«Женщина должна быть под мужчиной…», Анжелика Заозерская, Труд, [13-04-2007]
Вера Глаголева. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [9-04-2007]
Действующие лица театра, Литературная газета, [29-03-2007]
Подержать Розова за палец, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [29-03-2007]
Классики в московском дворе, Наталия Каминская, Культура, [29-03-2007]
ТАБАКОВ УВЕКОВЕЧИЛ РЫЦАРЕЙ ТЕАТРА, Вера Копылова, Московский Комсомолец, [28-03-2007]
В cтолице открыли памятник лучшим советским драматургам, Елена Евгеньева, Комсомольская правда, [28-03-2007]
«У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), [26-03-2007]
Бенефис «Табакерки», Александр Черный, Московские новости, [16-03-2007]
Марина Зудина: «На сцене мужчины, как правило, удачливее женщин», Михаил Верный, МК-Бульвар, [5-03-2007]
Жизнь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [5-03-2007]
Театру Табакова — 20 лет, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, [3-03-2007]
Возьмемся за руки, свинья, Роман Должанский, Коммерсант, [3-03-2007]
Возьмемся за руки, свинья, Роман Должанский, Коммерсант, [3-03-2007]
И свадьбу справить, и дело поправить, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [2-03-2007]
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, [1-03-2007]
«Из таких вырастают Гамлеты», Новая газета, [1-03-2007]
Олегу Табакову строят новый театр, Известия, [1-03-2007]
Поверх барьеров, Григорий Заславский, Независимая газета, [1-03-2007]
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [1-03-2007]
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [28-02-2007]
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, [28-02-2007]
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, [28-02-2007]
Олег Табаков и Марина Зудина. «Наши чувства вспыхнули обоюдно», Мария Хализева, Татьяна Зайцева, 7 дней, [11-02-2007]
Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, [10-01-2007]
Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, [9-01-2007]
Прославленный режиссер Табаков в Дейвицком театре, SESTKA, [6-01-2007]
Русская легенда снова в Праге, KVETY, [21-12-2006]
Плодотворные встречи с мастером слова и его друзьями, Tomas Hejzlar, Halo Noviny, [16-12-2006]
А ЧОЙ-ТО ТЫ БЕЗ ФРАКА?, Ян Смирницкий, Московский Комсомолец, [16-12-2006]
Легенда, которая родилась благодаря джинсам, Владимир Гулец, DNES, Культура, [14-12-2006]
«Табакерка» бьет числом и умением, Марина Райкина, Комсомольская правда, [9-12-2006]
Актер Олег Табаков, приехавший в Прагу со своим театром «ТАБАКЕРКА», говорит:, Радмила Грдинова, PRAVO, [8-12-2006]
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, [8-12-2006]
Табаков со своим театром в Праге, Lidove noviny, [7-12-2006]
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, [1-12-2006]
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [1-12-2006]
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Михаил Садчиков, Мария Безрук, Леонид Павлючик, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Труд, [29-11-2006]
На экране и на сцене он кажется настоящим, живым человеком, Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), [29-11-2006]
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [22-11-2006]
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, [18-11-2006]
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, [7-11-2006]
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, [25-10-2006]
СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, [10-2006]
Артистам «Табакерки» не до сна, 7 дней, [14-09-2006]
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, [8-09-2006]
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, [6-09-2006]
Табакова освистали в подвале, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [6-09-2006]
ТАБАКОВ КРЕСТИЛ ДОЧЬ, Павел Константинов, Вечерняя Москва, [30-08-2006]
Табаков и Зудина окрестили дочку, Елена Красникова, Комсомольская правда, [30-08-2006]
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, [28-06-2006]
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, [21-05-2006]
Семнадцать мгновений таланта, Мария Челищева, Московский Комсомолец, [3-04-2006]
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, [31-03-2006]
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, [30-03-2006]
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, [28-03-2006]
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [28-03-2006]
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, [31-01-2006]
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, [12-01-2006]
Премия легкого поведения, Марина Шимадина, Коммерсант, [28-12-2005]
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, [24-12-2005]
10 минут счастья…, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, [12-12-2005]
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, [1-12-2005]
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, [14-11-2005]
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, [17-10-2005]
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, [17-10-2005]
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-10-2005]
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, [17-10-2005]
ВЕСЕЛЫЙ ВЕЧЕР, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-10-2005]
Пореченков и Хабенский поменяли пол, Алина Чернова, Комсомольская правда, [17-10-2005]
Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, [16-10-2005]
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, [14-10-2005]
Обвенчанная с «Табакеркой», Дмитрий Мельман, Московский комсомолец, [16-09-2005]
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [9-09-2005]
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, [9-09-2005]
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, [9-09-2005]
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, [8-09-2005]
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, [4-09-2005]
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, [1-09-2005]
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, [1-09-2005]
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, [1-09-2005]
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, [18-08-2005]
В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, [17-08-2005]
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, [17-08-2005]
Антон Табаков: Горжусь, что папа у меня всегда сыт!, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, [17-08-2005]
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, [17-08-2005]
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, [17-08-2005]
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, [17-08-2005]
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [17-08-2005]
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, [17-08-2005]
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, [17-08-2005]
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, [16-08-2005]
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, [10-08-2005]
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, [4-08-2005]
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, [1-08-2005]
Неаристократическая бледность сезона, Культура, [21-07-2005]
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, [1-07-2005]
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, [15-04-2005]
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, [14-04-2005]
Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, [14-04-2005]
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», [14-04-2005]
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, [6-04-2005]
Три вопроса Сергею Угрюмову, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, [31-03-2005]
В НАРОДНОЙ ДРАМЕ ПОДДЕЛОК НЕ ЗАМЕЧЕНО, Петр Леонидов, Вечерняя Москва, [28-03-2005]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: У НАС В ТЕАТРЕ ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ, Людмила Безрукова, Труд, [4-03-2005]
Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, [4-03-2005]
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [2-03-2005]
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, [2-03-2005]
Во весь рост, не боясь свинца, Алиса Никольская, Театральная касса, [18-02-2005]
Пули из прошлого попали в Диму из «Табакерки», Анна Орлова, Комсомольская правда, [3-02-2005]
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, [24-01-2005]
Извините, я из будущего, Ирина Алпатова, Культура, [20-01-2005]
Бисующий мальчик, Елена Груева, Ваш досуг, [8-01-2005]
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, [27-12-2004]
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, [22-12-2004]
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, [22-12-2004]
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, [16-12-2004]
Ну, мы даем, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, [9-12-2004]
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, [16-11-2004]
Марина Зудина: Я не общаюсь с теми, кто плохо ко мне относится, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [9-11-2004]
Комедианты смеются, Елена Груева, Ваш досуг, [6-11-2004]
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, [25-10-2004]
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, [6-10-2004]
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, [5-10-2004]
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, [17-09-2004]
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, [10-09-2004]
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [8-09-2004]
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, [7-09-2004]
«Когда хоронишь младших — это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, [7-09-2004]
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, [3-09-2004]
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, [31-08-2004]
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [6-08-2004]
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, [24-07-2004]
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, [9-07-2004]
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, [25-06-2004]
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, [25-06-2004]
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, [29-05-2004]
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, [27-05-2004]
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, [26-05-2004]
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, [26-05-2004]
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, [24-05-2004]
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», [22-05-2004]
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, [20-05-2004]
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, [20-05-2004]
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, [20-05-2004]
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, [20-05-2004]
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, [20-05-2004]
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [18-05-2004]
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, [13-05-2004]
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, [28-02-2004]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, [23-01-2004]
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, [17-01-2004]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, [26-12-2003]
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, [25-12-2003]
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, [24-12-2003]
Сентиментальный роман, Итоги, [23-12-2003]
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, [23-12-2003]
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, [22-12-2003]
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, [19-12-2003]
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, [19-12-2003]
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-12-2003]
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, [17-12-2003]
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, [17-12-2003]
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-12-2003]
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, [11-12-2003]
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, [27-11-2003]
Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, [27-11-2003]
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, [26-11-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-11-2003]
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, [29-10-2003]
Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, [8-10-2003]
Красавец из Бряхимова, Маргарита Микаэлян, Независимая газета, [14-08-2003]
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, [16-07-2003]
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, [26-02-2003]
На нас жизнь не кончается, Аргументы и Факты, № 48, [2003]
Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, [27-12-2002]
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, [2-12-2002]
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, [20-11-2002]
Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, [18-11-2002]
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, [18-10-2002]
От четверга до четверга, Елена Ковальская, Афиша, [4-10-2002]
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, [7-09-2002]
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, [5-09-2002]
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, [22-08-2002]
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, [12-07-2002]
Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, [30-06-2002]
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, [15-05-2002]
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, [9-04-2002]
Хитрый и двужильный, Ирина Корнеева, Время МН, [22-02-2002]
В компании с толстяком, Итоги, [26-10-2001]
Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, [15-10-2001]
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, [25-09-2001]
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, [23-09-2001]
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, [22-09-2001]
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, [15-09-2001]
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, [14-09-2001]
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, [14-09-2001]
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, [13-09-2001]
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, [13-09-2001]
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, [11-09-2001]
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, [11-09-2001]
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, [11-09-2001]
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, [11-09-2001]
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, [11-09-2001]
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, [10-09-2001]
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, [10-09-2001]
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, [9-09-2001]
К нашим зрителям, Олег Табаков, [8-09-2001]
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, [2-09-2001]
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, [27-07-2001]
Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, [8-07-2001]
На всякого мудреца? или «Табакерка» в Жуковском, Ирина Маслова, Жуковские Вести, [7-02-2001]
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, [1-02-2001]
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, [26-10-2000]
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, [21-09-2000]
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [15-09-2000]
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, [14-09-2000]
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, [14-09-2000]
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, [15-06-2000]
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, [9-06-2000]
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, [13-04-2000]
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, [8-04-2000]
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, [5-04-2000]
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, [5-04-2000]
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, [5-04-2000]
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, [4-04-2000]
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, [3-03-2000]
«?И МУЖЕСТВО РАЗРУШАТЬ СТЕРИОТИПЫ», Вера Звездова, Нижегородские новости, [11-02-2000]
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, [10-1998]
Феликс Круль на Гоголевском бульваре, Иван Федоров, Независимая газета, [26-09-1998]
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, [23-06-1998]
Соперники, Татьяна Шах-Азизова, Экран и сцена, [1-06-1998]
Натиск этих милых рук, Лариса Давтян, НОВОЕ ВРЕМЯ, [26-04-1998]
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-02-1998]
Мудрецы нового времени, Нина Агишева, Московские новости, [29-01-1998]
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, [28-01-1998]
ДВЕ ПРЕМЬЕРКИ В «ТАБАКЕРКЕ», Александр Соколянский, Неделя, [25-01-1998]
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, [22-01-1998]
Торговля умом на бойком месте, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [13-01-1998]
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, [6-01-1998]
Олег Табаков играет «Турецкий марш», Валентина Львова, Комсомольская правда, [5-01-1998]
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [30-12-1997]
Теорема Табакова, Виктория Никифорова, Русский телеграф, [27-12-1997]
Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, Вечерний клуб, [19-06-1997]
Назад к Островскому, Елена Владимирова, Первое сентября, [1997]
О сублимации и? любви, Александр Смольяков, [1997]
Привет от Сирано, Ирина Алпатова, Культура, [1997]
СЕНАТОР, МИЛЫЙ МОЙ СЕНАТОР, Марина Райкина, Московский комсомолец, [1997]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили все, Лоретта Вашкова, Радиогазета (Прага)
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Фильмография Олега Табакова на сайте Актеры советского кино
Биография и фильмография Олега Табакова на сайте проекта megabook.ru в Энциклопедии кино
Олег Табаков на сайте Школы-студии МХАТ



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru