Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Брусникинская театральная вселенная
Секунды тишины

Виталий Ченский

Российский режиссёр Виктор Рыжаков о смысле театрального творчества

Для московской театральной среды Виктор Рыжаков – одна из ключевых фигур, влияющих сегодня на её развитие. Для аудитории, менее вовлечённой в процесс – вдохновляющий пример человека, которому посчастливилось выбрать любимую профессию и которому хватает сил честно в ней существовать. В этом году он привёз на ГогольFest два своих спектакля. Неумолимую «Парикмахершу» по пьесе современного российского драматурга Сергея Медведева, поставленную с венгерским Театром им. Михая Чоконаи в 2009 году. И ужасно смешную интерпретацию «Ревизора» Гоголя, современный вариант которой сделан студентами третьего курса Школы-студии МХАТ им. А. П. Чехова. Постановки Рыжакова оказались среди самых ярких событий фестиваля Троицкого. В перерыве между ними режиссёр любезно согласился на интервью, во время которого, был вдумчив и откровенен.

Виктор, наше издание не специализируется на искусстве, «Компаньон» — это бизнес-журнал. Но искусство нас, конечно же, интересует, хотя бы потому, что оно сопровождает нашу жизнь, каким-то непонятным образом подпитывает человека. В том числе и бизнесмена. Конечно, говорить напрямую о бизнесе не обязательно сейчас…

Почему? В нашем мире все взаимосвязано.

Тогда я хотел бы предложить вам, чтобы мы попробовали обрисовать отношения между областью под названием «искусство» и тем, что называется «реальная жизнь».

Ну, например: вы сказали, что работаете в бизнес-издании. Это ваш бизнес. И то, чем занимаются люди в театре – это же тоже бизнес. Только у нас эквивалент другой. Если для бизнеса в традиционном понимании этого слова эквивалентом являются деньги, то для нас – что-то другое, что материальным оценить невозможно. «Бизнес», которым мы занимаемся, помогает прожить жизнь, не превратившись в морскую звезду. Ведь странно и страшно, когда у человека пропадают какие либо желания, кроме биологических и материальных, когда у него нет вопросов к этому миру.

Морская звезда — это образ отсутствия желаний?

Это моя ассоциация с человеком с застывшими мозгами. Он, действительно, подобен моллюску, который лежит на дне, тысячью присосочками ухватившись за эту жизнь. С ним ничего не происходит, он тоскует и погибает не понимая, зачем он здесь. Для того чтобы выжить, мы друг другу просто необходимы. Люди одного бизнеса нужны людям другого. Это как сообщающиеся сосуды. Человек, который умеет талантливо зарабатывать деньги, также способен осознать, что не только эта составляющая должна развиваться в его жизни, что рядом должны развиваться очень мощные общественные институты, которые позволят ему быть самим собой, идентифицировать себя в современном мире. Мне кажется, вкладывание денег в искусство и такой общественный институт, как театр свойственно очень продвинутым, мудрым людям. И в моей компании есть друзья, партнёры из серьезного бизнеса, которые помогают и поддерживают нас, для которых эта помощь давно стала естественной необходимостью. Они понимают, что если сегодня недостаточно духовного и интеллектуального пространства, нужно отправлять туда часть средств, чтобы оно расширялось. И никакое это не мессианство. Это нормальное состояние разумного современного человека.

То есть, это вполне прагматичная деятельность.

Прагматичная. Такая же, как охрана окружающей среды, общение со своими стариками, которым просто необходимо наше внимание… И, совсем уж простое сравнение – это как заниматься собственной гигиеной. Обычная необходимая часть жизни. Думаю, это норма для любого человека – заботиться о заполнении своего внутреннего пространства. Делать это нужно не деньгами, конечно же. Я часто задаюсь одним вопросом: «Зачем я всё это делаю, зачем всем этим занимаюсь?». И получаю один, может быть странный ответ: «Хочу спастись». Ну, правда, просто хочу спасти в себе человека. Потому что, как и всем, наверное, мне иногда кажется, что сейчас сорвусь, впаду во все грехи тяжкие, соблазнов ведь вокруг хоть отбавляй. Но ведь отчаяние берет, что в результате можно превратиться лишь, в ту самую пресловутую морскую звезду.

Спастись от чего вы хотите?

Ну, как от чего? Смешно, но весь мир, вся человеческая жизнь – это такое колоссальное испытание. От искушений, провокаций, которые вокруг. От зла спастись. Его же так легко зацепить. Оно в тебя войдёт и как ржа разъест. Театр — это спасение, такая особенная духовная практика. Через театр, через исследование человеческого существа можно обрести целостность, сохранить самое себя. Ну, спастись (улыбается).

А чем эта театральная практика отличается от таких практик, как, например, йога, которая состоит из вполне конкретных упражнений? Я говорю о йоге не только, как о физкультуре. В более «продвинутых» её вариантах есть упражнения для психического и духовного развития. А в театре…

Сам театр – это большое упражнение. Оно заключается в постоянном поиске ответов на важные вопросы. Это игра, такое моделирование жизненных историй. Воссоздание действительности. Создаёшь иллюзии и разоблачаешь. Все это требует огромных внутренних и физических усилий. Самосовершенствования. Йога, как путь к высочайшей самоорганизации личности, одна из древнейших и уникальных практик. Но если бы эти практики были, действительно универсальны, весь мир бы уже сел в асану, с утра до вечера занимался прослушиванием нидры и становился бы все совершеннее и лучше. К сожалению этого не происходит. Думаю, у каждого свой путь. Каждый должен найти свой способ проживать эту жизнь. В конце концов, существуют вещи, свойственные определённой культурной среде, и человеку рождённому в определённом месте, и ему необязательно преображаться в индийского йога. Но это духовное знание, безусловно, может расширить наше представление о мире, дать ключи к дальнейшему пути. В Москве живет такой удивительный учитель – Виктор Сергеевич Бойко (известный российский исследователь йоги, создатель собственной школы — Прим. Ред.), который согласился заниматься йогой с моими студентами. Это большое счастье. Йога стала частью его жизни, но он остаётся таким вот…

Местным?

Да. Самим собой! Видимо, каждому стоит просто выбрать свой путь. Может в этом и состоит жизнь. В бесконечном выборе и познании себя. В этом и состоит духовная сила — в том, какие вопросы ты себе задаёшь. Могут быть и бренные вопросы, куда без них. А могут быть и совершенно другие. Но вот как не бояться эти вопросы себе задавать?

Общение с пьесой – это способ сформулировать такие вопросы. Как вы их выбираете?

Тексты могут быть самыми неожиданными. Меня в этом смысле может бросать из стороны в сторону. Часто работаю с текстами Ивана Вырыпаева. Его пьесы это особенный мир, отдельная планета.

Почему Вырыпаев?

Мы вместе работали на Камчатке (в Камчатском театре драмы и комедии – Прим. Ред.), вместе искали что-то в театре, который казался нам устаревшим, нелепым и неискренним. Год репетировали «Горе от ума», пытаясь понять что-то в авторском слове. Поняли, что хотим найти что-то другое. Нам было ясно, что должны появиться новые тексты. И они стали появляться у Ивана. Он оказался литературно очень одарённым человеком. Сегодня он известный драматург, много пишет. У него сейчас свои большие проекты и планы, у меня свои. Ну, это наша биография… А наша совместная духовная практика ещё продолжается. Если есть время, мы встречаемся, и наши встречи носят характер очень философский (хотя мы можем смеяться и ёрничать друг над другом). Нам есть о чём поговорить. На этих встречах мне больше хочется слушать. Иван увлеченно анализирует окружающий мир, применяя только ему свойственную логику исследователя. Меня это бесконечно увлекает.

Что можно сказать о творчестве Вырыпаева? Как главная тема его текстов формулируется?

Это вопрос к человеку. Как он проживает свою жизнь. Вопрос, который задаёт Иван сам себе и через себя тысячам другим людям. Это вопросы жизни и смерти и, естественно, вопросы о боге. Он такой богоборец, конечно же. Противоречивая натура и очень неспокойный человек. И тоже постоянно ищет своё спасение. Я один из первых читателей его новых текстов. Иногда на правах нашей многолетней старинной дружбы мне дозволяется делать первую постановку. Новая пьеса «Пьяные», написанная по заказу Дюссельдорфского театра «Шаушпильхаус» — это как раз такой случай. Пока не понимаю, с какой стороны к этому тексту подойти, но при каждом прикосновении начинаю «вибрировать» и понимаю, что мне интересно сыграть в эту игру. Запланировано две постановки – в Дюссельдорфе и Московском Художественном театре.

Очевидно, рассказать сейчас, что это будут за спектакли, невозможно. Но сроки премьер уже определены?

Да. В конце февраля «Пьяные» должны выйти в Германии. В марте — в Москве. С конца октября начнутся постоянные репетиции, а встречаться обсуждать и пробовать с актерами начали ещё весной. Дело в том, что процесс подготовки спектакля имеет и свою невидимую часть. Мы много общаемся, читаем, я предлагаю выполнить какие-то задания, может, с первого взгляда никак не относящиеся к театру и к репетициям. Просто валяем дурака. Никогда заранее не известно из чего сложится вдруг та форма, через которую можно выразить то, что вызревает у каждого внутри.

Угадать, найти образ спектакля, пожалуй самое сложное в театре. Он может долго преследовать и никак не выражаться. Так было у меня с «Пятью вечерами» Володина. Эта пьеса преследовала меня многие годы, манила и очаровывала. Много-много лет. С юношества. И уже вышел прекрасный фильм, который надолго отсрочил наше свидание — меня это на время смирило. Но прошло время, и наш роман вновь возобновился. Я опять начал задаваться вопросами: «Что это за любовь такая особенная? Что это за такие двери, которые не может открыть человек по прошествии лет?». Наконец, эта история обрела свою жизнь в Мастерской театра Петра Фоменко с блестящей актерской компанией.

В одном из своих интервью описали театр, как духовную заправочную станцию. Мне очень нравится эта метафора. Вы можете рассказать, как на этой станции правильно «заправиться»?

В театр, действительно, стоит приходить, чтобы получить заряд энергии. Мне кажется, театр – это место тишины. Туда приходят, чтобы услышать что-то большее чем сама жизнь. Услышать что-то в самом себе. В эту секунда тишины, которая тебя пронизывает – и приоткрывается какая-то тайна о мире и о человеке. Вдруг на секунду ты становишься самим собой. Ведь на хорошем спектакле всегда бывают такие моменты, когда зал замирает. Артист произносит последнее слово, и вот сейчас в зале должны раздаться аплодисменты. Но никто не шевелится. Вдруг обрушивается эта долгожданная тишина. Конечно, это не всегда случается. Уверен, что быть может неосознанно, но человек приходит в театр для того, чтобы встретиться именно с этой тишиной. Сто процентов. Во всяком случае, мне как зрителю, необходимо это единение сцены и зала, это единое замирание. 

Жадно ищу эту тишину, готовлюсь к этой встрече с самим собой. Это секунды, когда человек особенно обострённо воспринимает всю эту земную жизнь. Никогда не забуду эту обжигающую тишину на спектакле Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг», мир остановился у меня внутри, со мной что-то произошло. Или спектакль Геннадия Опоркова в Ленинградском Ленкоме «С любимыми не расставайтесь». Тогда, совсем юным мальчишкой мне услышалось что-то такое, что преследует меня на протяжении всей жизни. Театр – место, где нужно быть очень открытым и внимательным. Нужно поверить, что артисты долго и серьезно готовятся к этой встрече со зрителем. И зрителю необходимо знать (многие, по-моему, этого не понимают), что без него – настоящего театра не состоится, что он такой же участник этого таинства, как и артист. И самое важное, что и он - зритель к этой встрече должен обязательно подготовиться.

Про артистов иногда говорят, что их игра была неудачной в этот вечер. А зритель бывает не в ударе?

Конечно. Зрительный зал — тоже живой организм. А театр — поле единой энергии: актера и зрителя. Одни приходят в театр для встречи с новым, им это почему-то необходимо, а другие, в поиске развлечений — просто чтобы разнообразить свою жизнь. Они еще не знают, что театр – это место, где не просто артист выступает. В театре происходит уникальный обмен энергиями смыслов и эмоций. Люди, которые ходили на спектакли Петра Наумовича Фоменко, готовились к этой встрече задолго. Находясь в ожидании, человек испытывает массу разнообразных чувств, подсознательно его природа готовится к этому особенному свиданию. И на спектакли Юрия Бутусова, сегодня, идут для того чтобы попасть в специальное магическое пространство театральной стихии, в котором может произойти важное событие. Но, конечно, если на те же спектакли придут случайные люди, быть может желающие отдохнуть или просто развлечься, с ними может и ничего не произойдёт. Даже самый великий театральный мир может развалится на глазах у этих псевдо-зрителей.

Виктор Анатольевич Рыжаков российский театральный режиссёр, актёр, театральный педагог (профессор).

Родился в 1960 году в Хабаровске. Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина, аспирантуру ГИТИСа. В 1995 году отправился на Камчатку, где шесть лет руководил Театром драмы и комедии. Во время работы «на краю света», познакомился с Иваном Вырыпаевым и стал одним из главных постановщиков его пьес («Кислород», «Бытие № 2», «Июль» и др.). Другие известные спектакли Рыжакова: «Маленькие трагедии» Пушкина («Сатирикон» Константина Райкина), «Пять вечеров» по знаменитой пьесе Александра Володина («Мастерская Петра Фоменко», 2011), «Прокляты и убиты» по роману Виктора Астафьева (МХТ им. Чехова).

​Рыжаков неоднократный лауреат главной театральной премии России «Золотая маска», фестиваля современной пьесы «Новая драма» и др. С 2001 года преподаёт в Школе-студии при МХАТ им. Чехова. Режиссёр-постановщик МХТ им. А. П. Чехова. Руководитель экспериментального театрального Центра имени Мейерхольда.

Компаньон.Ua
8-11-2013


Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru