Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: В Саяногорске побывал молодой МХАТ. 
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных»

Школа-студия МХАТ в ноябре отметила юбилей – 70 лет. О том, чем живет сегодня ведущий театральный вуз, «Театралу» рассказал Игорь Золотовицкий – актер, режиссер и педагог, а с июня 2013 года и ректор Школы-студии.

 — Что изменилось за эти 70 лет, из которых Вы отдали Художественному театру ровно половину – в общей сложности с обучением?
 — Изменилось многое. Даже не знаю, много это или мало – 70 лет? К примеру, советская власть продержалась именно столько – около 70-ти. Дистанция существенная. Но для сравнения: Великую китайскую стену строили 2 000 лет.
Помню, как на юбилее известного мхатовского актера Владимира Кашпура в 2006 году я задал ему наивный вопрос: «80 лет – это много? Как вы ощущаете свой возраст?» Владимир Терентьевич, человек с легендарной биографией, фронтовик, однокурсник Невинного, Филозова, Покровской, двух Лазаревых, Журавлевой, мне отвечает: «Сынок, не поверишь: как пять минут!»

Наверное, 70 лет – много, раз кардинально поменялось государство, идеология, мировоззрение людей. Момент основания Школы – очень волнующий, даже судя по скупым описаниям в документах и воспоминаниях. В 1943-м году в разгар войны Немирович-Данченко решил срочно организовать актерскую школу при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием. Спустя месяц, Владимир Иванович Немирович-Данченко умер, а Школе-студии МХАТ присвоено его имя. Вступительные экзамены летом 1943-го проходили в помещении театра, в нижнем фойе, где за длинным столом сидели экзаменаторы великие основатели театра: Москвин, Качалов, Книппер-Чехова…
Любопытный факт: людей отзывали с фронта, чтобы они учились в этой школе. Значит, была такая огромная вера в победу. Сейчас Школа-студия это культовое место, не побоюсь этого слова.

 — Какие главные задачи у Вас как у ректора Школы-студии?
 — Расширить пространство, ведь мы ютимся в тех помещениях, которых хватало 70 лет назад. А сейчас катастрофически не хватает. Меня удивляет, что министерство обращает внимание только на те области, где скандалы, чехарда кадровых перестановок, угроза закрытия. Сразу приезжает министр и целый десант экстренной помощи. А где все вроде бы стабильно и цивилизованно, туда никак!

Я меньше полугода на должности ректора, но уже выучил все термины, например, оптимизация штатного расписания. Это мы провели. Конечно, отчитываемся по каждому рублю из полученного гранта от президента. За это спасибо. Иначе бы мы не могли существовать.

Катастрофическая ситуация с помещением для факультета сценического костюма под руководством народного художника России, профессора Элеоноры Маклаковой. Факультет является единственным в стране, который готовит художников и технологов по костюму для театра и кино. Студенты здесь овладевают уникальными технологиями моделировать костюмы из кальки, крафта, картона и папье-маше, а также искусством «изысканного обмана», создающего имитации драгоценных тканей, золотого и жемчужного шитья, вышивок, кружев. Целая коллекция их работ хранится в Доме Актера, так как нас лишили помещения на Дмитровке. Это настоящие раритеты искусства, штучный товар.

Есть цели, которые на повестке каждый день. Задача привлекать к преподаванию ведущих специалистов. Ведь прав Олег Табаков, который говорит, что преподавать должны действующие режиссеры и актеры. Надо, чтобы были лучшие. Табаков занят коллекционированием труппы МХТ, и схожая задача у руководства Школой-студией МХАТ. Поэтому зав. кафедрой на продюсерском факультете – Владимир Урин, генеральный директор Большого театра. А все руководители курсов этого факультета – действующие продюсеры, передающие свой практический опыт. Факультетом сценографии и театральной технологии заведует Станислав Бенедиктов, народный художник, член-корреспондент Российской Академии художеств, главный художник РАМТа. 

Вопрос о привлечении авторитетных педагогов всегда стоит. Однако, нам и на сегодняшний день есть, чем гордиться. Каждый зав. кафедрой – это личность. Марина Брусникина создала свой неповторимый жанр спектаклей. Это Театр Марины Брусникиной. Сейчас она едет в Гарвард ставить спектакль с ребятами, с которыми я летом занимался в Бостоне. Привезет этих американских артистов сюда. Алла Сигалова – тоже самобытный человек-театр – руководит кафедрой сцендвижения. Недавно она поставила дипломный спектакль «Равель МР3».
Высокий авторитет у известного педагога по сценическому бою и фехтованию. Андрей Ураев – заслуженный работник культуры РФ, автор уникальных методик обучения, один из учредителей международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», участник Международного фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага», проводимого в Москве, учредитель ежегодной премии имени Москвина-Тарханова, вручаемой лучшему студенту Школы-студии МХАТ. 

Кафедры сильные. Только места для репетиций не хватает. Так и напишите: «Золотовицкий закричал – дайте нам площади! Нет пространства!» (Смеется) Чтобы и дальше успешно укреплять педагогический состав, нужно иметь фонд зарплаты соответствующей этой высокой задаче. Конечно, с протянутой рукой я не хожу, следуя завету Булгакова: «Никогда ничего не проси, сами придут и все дадут». Не прошу, но настоятельно информирую министерство о трудностях.

 — Возникают ли новые методики в обучении?
 — Школа должна быть консервативна. Никто не отменял алфавит. Ты должен знать таблицу Менделеева, будь ты лаборант или Нобелевский лауреат. Я бы сказал, что руководство дает карт-бланш мастерам курсов. Это высокая степень доверия. Однако руководство контролирует процесс обучения. Наша задача выпустить артистов универсальных, то есть достаточно гибких и чутких, способных работать с разными режиссерами в разной манере.

 — Говорят, Кирилл Серебренников пришел в Школу-студию со своими методиками, со своим взглядом на то, что должен уметь современный артист. Потребовал более обстоятельного знания современной драматургии и смежных с театром искусств.
 — Может быть, он что-то нарушил в правилах, но он готовил актеров и режиссеров именно для себя. В Гоголь-центре костяк составляют его ученики. Режиссеру легче работать со своими актерами, чем переучивать чужих выпускников. Но как разумный человек, он не отвергал базовую школу. Ведь в педагогике не приживаются экстремисты, которые требуют убрать целые дисциплины вроде сценической речи. Якобы это лишает актера самобытности. Кто-то в запальчивости хочет убрать «старика Станиславского», понимая его учение поверхностно. Кто-то декларирует театр, где важнее всего донести информацию. Все эти лозунги о новых приемах в итоге обнаруживают свою несостоятельность.

 — Сегодня все говорят о современном театре, но мало кто его видел. Это стало расхожей шуткой в театральных кругах.
 — Каждое время диктует свою театральную правду. Интонация меняется: то что вчера было круто, сегодня режет слух. Если посмотреть запись спектакля «На дне» с нашими народными-пренародными, то кажется, что все поют, будто бы чуть переигрывают. Словно это не драма, а опера. Но тогда это было верхом эмоциональной насыщенности, эталоном правды. Конечно, интонация спектаклей 70-80-х годов другая. Однако, наивно думать, что простая разговорная интонация «как в жизни» сразу даст актеру современный язык. По большому счету, найти свою тональность – это и есть предмет искусства. Тут у каждого свой ключ.

 — Какой будет театральная школа через следующие 70 лет?
 — Алексей Баталов как-то хорошо сказал: «Ничто не заменит эмоциональный контакт – живое к живому». Поэтому как бы не теснили театр другие виды коммуникаций – Интернет, телевидение, все равно живой человек на сцене очень притягателен.

 — Если пофантазировать: может ли наступить время, когда обучение заменит вживление чипов с обучающей программой?
 — Упаси Бог! Только живой человеческий контакт педагога и ученика. Хочу, чтобы танцу учились у станка, фехтовали шпагами, а не световыми лучами, как в «Звездных войнах».

 — Кстати, у режиссеров богатая фантазия по поводу близкого будущего. Кирилл Серебренников как-то сказал: «Возможно, наступит время новых технологий театра. Например, съел таблетку – увидел спектакль в своих фантазиях».
 — Нет, таблетки, клизмы и микстуры никогда не придут на смену хорошему театру! Это опасные технологии. Чего доброго и влюбляться начнут с помощью фармацевтики.

 — Хочется, чтобы обучение проходило в хороших традициях?
 — Сердце радуется, когда студенты играют спектакль по роману «Война и мир». Ведь там столько гуманистических мыслей. Они обязательно должны стать порядочными людьми. Мне хочется в это верить. Кто из выпускников останется в профессии? Что их ждет в будущем? Надеюсь, хорошее гуманитарное образование даст им нравственный стержень в жизни. После такой прекрасной литературы невозможно делать гадости. Может быть, это звучит пафосно, и смысл многих слов стал затертым, но для меня они важны.

 — Как сегодня существует учебный театр?
 — Хорошее, намоленное место, но этот театр нуждается в современной реконструкции. Сцена узкая, без карманов. Прошлый век, одним словом. Хочется и более современное освещение, и машинерию. Поэтому курс Димы Брусникина выпускает спектакль «Бесы» в Боярских палатах СТД. Сводчатые кирпичные потолки сразу дают другое дыхание спектаклю. Алла Сигалова выпустила спектакль в ЦИМе, благо худрук ЦИМа наш педагог Виктор Рыжаков.

 — Насколько активно Школа-студия пополняет именно труппу МХТ?
 — Бывает по-разному. Конечно, право выбора лучших выпускников всегда есть у МХТ. Последний выпускной курс Константина Райкина перекочевал в его «Сатирикон», что закономерно. Однако 3-4 человека попали в МХТ. 

 — Педагоги Школы-студии МХАТ обязательно должны быть ее выпускниками?
 — Я считаю, что такая замкнутость изжила себя, и уже не имеет смысла. Конечно, есть приверженцы одной школы, как в спорте есть ультрас, состоящие из болельщиков только одной-единственной футбольной команды. Олег Ефремов впервые отбросил такую кастовую замкнутость. Единственный критерий – талант, это никто еще не отменял.

 — Лично у вас было три выпуска. Чем запомнился каждый?
 — Мы очень ответственно к этому относимся с Сергеем Земцовым, когда набираем курс. Особенно трепетали в первый раз. Переполнял груз ответственности. Сейчас уже опираемся на прошлый опыт, и прошел страх совершать ошибку. Каждый мой выпускной курс – какой-то особенный. Первый выпуск стал костяком молодой труппы МХТ. Вообще, это объективная реальность – куда ни глянь – везде наши выпускники. Наш выпуск 2006 года был сильным. Реальное тому подтверждение: только что закончились съемки фильма Владимира Хотиненко «Бесы». Главные роли играют выпускники этого курса – Максим Матвеев (Ставрогин), Антон Шагин (Верховенский), Алексей Кирсанов (Кириллов).
Сейчас волнуюсь за свой выпускной курс, за их будущее. К сожалению, из Москвы никто не хочет уезжать.

 — Почему выпускники не хотят ехать провинцию?
 — Не хотят, а напрасно. В Тюмени построили потрясающий театр. Худрук просит приехать моих выпускников, предлагает квартиры, хорошие зарплаты. Полный карт-бланш, вплоть до того, что могут пригласить своего режиссера на постановки. Не хотят! Боятся выпасть из столичной обоймы, потерять связи.

 — Говорят, что Вы тоже принимаете деятельное участие в судьбе своих выпускников. Ведь Антона Шагина вы порекомендовали в «Ленком»?
 — Так удачно все совпало. Кстати, Антон не забывает свою альма матер, и сейчас он совершенствует свои навыки фехтования с педагогом Школы-студии Андреем Ураевым, чтобы сниматься в историческом фильме. Его еще не утвердили, но он сам стремится быть на высоте. Это правильно: чтобы удержаться в обойме ведущих актеров, надо работать не покладая рук. Кстати, Антон Шагин был лауреатом премии имени Москвина-Тарханова в 2006 году за успехи в освоении сценического боя.

Надо признаться, их курсу выпуска 2006 года вообще повезло, но они это везение заслужили. Им повезло сразу сняться в хорошем кино. Пришел Валера Тодоровский, хороший мой товарищ, посмотрел их дипломные спектакли и взял несколько актеров для съемок в своих фильмах «Тиски», затем в знаменитых «Стиляги» – Максима Матвеева, Антона Шагина, Катю Вилкову. Это был большой успех. Например, Максим Матвеев меня радует своими работами в МХТ. Я видел его профессиональный рост на последних гастролях в Праге со спектаклем «Последняя жертва», где он играет Дульчина.

Я слежу за работами своих ребят. Это тоже дает ценный опыт. Талант надо поддерживать, как необходимо беречь и обустраивать свой дом. Очень много на моей памяти людей, которые свой талант разбазарили, пропили, продали… Радуюсь, когда мои выпускники развивают свои способности, стремятся к росту. Юля Галкина много снимается и работает в театре, Наташа Попенко активно работает в театре у Калягина. Несколько человек с этого курса работают в Таллинне. Кто-то рванул сразу – в смысле популярности. Я по себе знаю, как важно сниматься в кино, хотя я сам такой вяло-киношный артист. Многие из них пока не снимаются, но тем не менее живут насыщенной творческой жизнью. Отсутствие шумного успеха не умаляет их значимости и масштаба.

 — Вы как-то смело и точно сказали, что взаимоотношения учитель-ученик всегда взаимообучающие. Невозможно только учить, не перенимая что-то для себя.
 — Педагог – вампирская профессия. Ты всегда подпитываешься от них молодой энергетикой. Они несут ритмы современной улицы, и ты тоже начинаешь жить чуть по-другому. Уже не можешь забронзоветь, и острее чувствуешь это время именно сегодняшнего дня. Услышать их, понять, почему они не соответствуют твоим ожиданиям, совершают такие поступки, выбирают именно такие актерские краски. Иногда полезно оказаться неправым. Понять свою неправоту – качество сильного человека. Это лучше, чем ворчать и гундеть, что наше время было правильнее, нажимать рычаги своей власти. Вообще ученики часто радуют нас. На днях Илья Бочарниковс наш выпускник поставил спектакль «Наш городок». Практически со своими ровесниками.

 — Есть ли критика со стороны активно работающих режиссеров к уровню образования?
 — Моя позиция в отношении критики: не любишь ты этого актера – не работай с ним. Выпускники нашего вуза сейчас в обойме лучших театральных коллективов и кино-проектов. Например, Софья Сливина, моя выпускница 2010 года, играет главную роль в премьере Генриетты Яновской «С любимыми не расставайтесь». Очень радостно за нее, ведь Яновская очень тщательно выбирает себе актеров, стремится чтобы актер развивался, испытывая ответственность за его судьбу.

 — Многие выпускники жалуются, что формулировка в дипломе «актер театра и кино» фиктивная, ведь с кинокамерой практически не работают.
 — Больная тема. Проблемы работы с кинокамерой есть даже во ВГИКе! У меня жена там преподает, и тоже жалуется.

 — Вот любопытно, 4 года – это много или мало для дипломированного артиста?
 — Бездарному и 10 лет мало, а талантливому достаточно. Я стремлюсь к тому, чтобы основное обучение закончилось к концу 3-го курса, а на 4-м только эксплуатировать спектакли. У нас один раз был такой эксперимент на курсе Олега Табакова, где учились Ирина Апексимова, Валерий Николаев, Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Шенталинский. Они учились фактически 5 лет, только последний год просто играли спектакли. Но это мог себе позволить только Табаков. Он обладает феноменальным авторитетом и пробивной силой, умеет генерировать идеи и реализовывать их. 

 — Что дает опыт знакомства с зарубежными театральными вузами?
 — Культурная жизнь Китая меня потрясла. Пекин полон афиш серьезных концертов, а не попсы. Одних только пианистов дипломированных 20 миллионов! Это фантастика. Мы приехали в театральную академию Пекина. Голову сносит от их благополучия. Танцевальный зал размером с площадь дает огромные возможности. Кстати, Гарвард просто атаковали китайцы. Если так пойдет и дальше, они будут доминировать на планете. Будущее за той нацией, которая вкладывает большие деньги в обучение. Это дальновидная государственная политика Китая. К сожалению, или к радости, даже не знаю.

Театрал
Марина Квасницкая, 25-11-2013


В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru