Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Поезд идентичности
Вне контекста, вне времени

В Москве в рамках нового фестиваля хореографии «Context. Диана Вишнева» в «Гоголь-центре» прошло обсуждение актуальнейших проблем в области хореографии в формате Public talk. Возможности реализации молодых и талантливых хореографов в России и на Западе, разделение сцен на классическую и современную, образ универсального танцовщика и современного актера обсудили идейный вдохновитель фестиваля, прима-балерина Мариинского театра, principal dancer Американского балетного театра Диана Вишнева и завкафедрой пластического воспитания школы-студии МХАТ Алла Сигалова. В зале также присутствовали худрук Роттердамской танцакадемии Самуэль Вюрстин, генеральный продюсер фестиваля Алексей Боков, сертифицированный педагог по технике «гага» Янив Абрахам, преподаватель современной хореографии в Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель и хореограф-постановщик Владимир Варнава.


Встретились, поговорили


С первых же минут участники перешли к обсуждению универсального образа артиста, и идеалом универсального артиста Алексей Боков назвал Диану Вишневу, символизирующую в русском балете соединение несоединимого, – классику и современность.

Диана, в свою очередь, много говорила о зарубежных коллегах, которые далеко ушли вперед. В качестве примера она привела французов.

– Определение артиста есть, – соглашается она. – И сводится оно к редактированию классического балета. Это не значит, что ты начинаешь что-то менять в классической школе и данном направлении, но эстетика обновления возникает уже сама по себе. Во Франции, к примеру, у каждого большого театра невероятные бюджеты и открытость. У них репертуар, как и сами сцены, разделен на современный и классический. Та же тенденция наметилась и у нас. Однако разнообразие сцен, репертуара у наших французских коллег появились не на пустом месте, а благодаря помощи государства. У них много небольших театров в маленьких городах, которые также стараются шагать в ногу со временем. Известные хореографы работают не только в больших театрах, но и маленьких, сидят там от 4 до 6 лет. У них выработана целая система. Что же касается Голландии, их знаменитой танцевальной школы “Korzo”, то они, когда впервые увидели меня, смотрели на меня как на экспонат. Я приехала, а они с интересом наблюдали за мной, что я делаю. Уже одно мое присутствие было для них новостью.

У каждого артиста должно быть свое внутреннее ощущение артиста. Эмоции и глубокие чувства раскрываются только в современном балете. И когда я только начинала, у нас был танцовщик, который заявил, что ему здесь делать нечего. Мне было удивительно слышать это от того, кто столько сил отдал классическому балету и столько всего нового сделал в классическом репертуаре. Но теперь я понимаю, что это было его ощущение артиста как личности.

– Начну с дополнения, которое появилось у меня в ходе выступления Дианы, – поясняет Самуэль Вюрстин. – Качества, которые характеризуют современного танцовщика – это любопытство и любознательность. Последнее – это движущая сила. И если его нет, хореограф будет прибегать к тому, что он знает и что ему давно знакомо. Поэтому очень важно идти вперед, не отказываться от всего, что было в прошлом, а двигаться. Это качество должно характеризовать всех хореографов по всему миру от Австралии до Новой Зеландии, и не только артистов, но и публику. В России нет причины, почему бы это не могло развиться.

– Я работаю в израильской компании «Бат-Шева», – дополняет коллегу Янив Абрахам, хореограф из танцевальной компании, преподающий своим ученикам «пластику без правил» или «гага». – И наша «гага» – это не техника вовсе, а язык тела. Когда художественный руководитель нашей школы Охад Нахарин начинал работать, он не использовал в своем языке балетную терминологию. Во время создания новой постановки мы всегда общаемся на своем языке. Например, мы договариваемся, что то-то и то-то будем называть «бла», «бла», «бла». В следующий раз эти слова вспоминаем и снова используем их. Такой язык дает нам возможность создавать свою историю в своем языковом пространстве, и это позволяет постоянно что-то надстраивать. Благодаря чему наше тело в постоянном развитии. 

– Я тут была на отдыхе, – вспоминает Диана Вишнева, – и заметила одну вещь: люди на Западе более открытые. У нас многие занимаются фитнесом, а в Америке все одержимы танцем. Рядом с профессионалами занимаются обычные люди. Я как-то разговорилась с ними, среди них оказался пожарный. На занятии там преподавали технику для тела. Я спрашиваю его: зачем вам тонус, физика? А он отвечает, мне интересно.

Лаборатория стиля


Но раскрыть себя артисту не в творческой среде невозможно. Поэтому от обсуждения артиста участники перешли к обсуждению театра и фестиваля.

– Этот фестиваль – это эксперимент. Мы называем наш театр лабораторией, так как каждый раз ищем новые приемы, чтобы не повторяться и так получается, что выходим за рамки зоны комфорта, – рассказывает Константин Кейхель, поставивший в рамках фестиваля «Экспонат». – И это большой нонсенс – организовать такой фестиваль, чтобы можно было поделиться своими мыслями, творчеством. Я всегда считал, что в процессе работы важно не только научить, но и научиться чему-то самому, тогда творческий процесс доставляет максимум радости.

– Вы говорите великолепные слова о том, как любой из нынешних фестивалей жизненно необходим нам. Страна большая, город большой, и фестивалей на всех не хватает, – Алла Сигалова появилась совсем незаметно, попросила Алексея Бокова освободить ее «законное» место и уже стоит перед аудиторией с микрофоном в руках. – А ведь фестивали как грибы должны расти повсюду. И то, что делает Диана, – это ее взгляд на современный и классический балет. Когда она росла, уже что-то начало появляться, в мои годы вообще не было возможности видеть, слышать все это, но даже любая возможность ездить за границу была уникальной. Мы занимались тем, что бегали, прорывались на мастер-классы, стучались в закрытые двери. Теперь мир распахнут, куда хочешь, туда и езжай. И все эти разговоры о том, что мы бедные, несчастные, я не потерплю. Даже в те времена у нас был великий Леонид Якобсон. Сейчас тоже много великих имен. Все в ваших руках! Идите, дерзайте!

– Но готов ли современный зритель воспринять эту технику, имеет ли он для этого необходимый уровень? – спрашивает ее Алексей Боков.

– И все равно вы не всегда можете полностью раскрыться и отдаться эмоциям, – утверждает американец Брайан, который пришел на обсуждение в качестве зрителя. – Меня удивляет отношение публики и хореографов к своей работе. Американские хореографы открыты публике и всегда стремятся вовлечь ее в процесс создания, что отличает ее от россиян. У вас все иначе. Несколько недель назад я увидел выступление Дианы и это была моя первая встреча с классическим балетом. Я понял, насколько эта девушка эмоциональна и честна сама с собой. Ее творчество заставило поверить меня в то, что в России есть какое-то другое искусство.

– Да, стереотипы порой уводят нас в сторону, но танец уводит от стереотипов еще дальше, – считает Самуэль Вюрстен. – Соединить традицию и звучание современных голосов – это значит бросить вызов времени. И эта задача вполне выполнима.

– А чтобы вы посоветовали нашей публике, чтобы они тоже подняли задницу и взялись за дело? – Вишнева шутит в такт Сигаловой, пару минут назад призывавшей своих студентов оторвать задницу.

Но та как будто не слышит ее иронии и продолжает доказывать американцу, что американский балет не сравним с русским, и отношение публики здесь не причем.

– То, что вы пытаетесь сделать, это совсем «не выжженное поле», – говорит она. – У нас люди давно так работают, у нас был гениальный хореограф. Но по моему разумению, хореограф должен вовремя уходить или умирать, чтобы то, что он делает, не превратилось в полное дерьмо. Вы совершаете колоссальную ошибку, вы хотите увидеть, что мы здесь развиваемся, и сами понимаете, что это большая натяжка. Вы хотите быть похожими на нас, но мы не сможем быть похожими на вас, потому что у нас другая история, мы другой путь прошли. У вас нет театра. Гарвардский театр – один из десяти, который есть в Америке. И у вас другая история, другие традиции, у вас нет великолепных танцовщиц. А то, что сотворила Диана, – это не характерно ни для одной и ни для другой страны. Танцовщица умудрилась остаться одной ногой в классике, а другой перешагнуть в современный танец. И этот фестиваль – ракурс Дианы на современную хореографию. 

– На самом деле я не делаю ничего такого. Я делаю это своей душой, – Диана рассказывает присутствующим, что она не сделала ничего такого, чтобы заслужить такую хвалу. Но в этом зале ее творчество, вдохновляющее и резонирующее со всем другим,стало темой обсуждения № 1.

Диалектика музыки и тела


Спикеры переходят от обсуждения своих внутренних проблем к вопросам аудитории. Первой о возросшем интересе к балету говорит журналистка, при этом стимулом к интересу называет скандалы вокруг Большого театра. На этой фразе Сигалова грубо перебивает ее. «Если у вас такой интерес, то нам с вами не о чем говорить», – заявляет она.

Следующую попытку начать разговор предпринимает Ольга с портала Lifedance.ru. Она много говорит о локальных занятиях хореографией и молодых непрофессионалах. Суть вопроса сводится к тому, почему молодые люди непрофессионалы выступают перед пустыми залами? И нужно ли тогда развивать хореографию на локальном уровне? Как стимулировать публику?

Преподаватель МХАТа спрашивает ее, почему непрофессионалы должны собирать полные залы, если порой профессиональные театры не могут собрать зрителей и великие артисты выступают перед пустыми залами.

В стороне от диалога о профессионалах и непрофессионалах не может остаться лишь один из участников Янив Абрахам. Он долго и с жаром говорит о том, что любые непрофессионалы, занимающиеся на самых разных площадках, – это ваша будущая публика и ваш шанс увеличить количество постановок, театров, хореографов и фестивалей.

– Если эти люди придут завтра в зал, они заполнят его, и у хореографов появится больше стимулов, что-то показывать и работать, и еще больше публики придет в следующий раз. И чем больше людей будет приходить, тем больше вы получите денег в рамках фестиваля, – поучает он коллег. – Мы провели мастер-класс на этом фестивале для ста непрофессиональных танцовщиков, так как считаем, что необходимо воспитывать публику, которая завтра появится в зале. Революция не делается за один день. Я приезжал к вам в 2002 году и видел, что российская публика готова. Нужно только двигать ее вперед.

С ним никто не спорит. И на следующий вопрос из зала – что первично в балете: музыка или пластика, и должна ли музыка стать адресной или нужно работать с той, которая уже написана – Сигалова предлагает ответить одному из молодых хореографов.

– Многое еще зависит от идеи, от ваших взаимоотношений с композитором, – объясняет Константин Кейхель, – но музыка, прежде всего, должна быть в вас самих. 

– Когда говорят на современном хореографическом языке, и считают, что мы договариваемся, как понять, что наш язык понятен залу? – немолодая женщина задает этот вопрос, чтобы научиться разговаривать со зрителем на своих танцевальных занятиях, которые ведет где-то в Подмосковье.

– Мы говорим о техническом исполнении танца, языке тела, нашем внутреннем языке. Это какие-то технические и стилистические задачи, это абстрактная история. У зрителя она своя, другая и может быть не той, что у актеров, – отвечает ей Диана Вишнева.

– Но что для вас тогда главное в творчестве: свое собственное видение или задумка хореографа?

Диана: – И то, и другое. Когда ты начинаешь работать с хореографом, он для тебя бог. Ты забываешь о себе, из какой ты системы вышел. Ты просто пластилин в его руках. Но не каждый на это пойдет.

Постскриптум: о разблокировке свободы


Вопросов больше нет. Алла Сигалова рассказывает о своем разочаровании от встречи, подводя общий итог:

– У меня осталось грустное впечатление. Посмотрела аудиторию, здесь сидящую. Нет молодых хореографов, в основном собралась непрофессиональная публика. Я вчера была на открытии декабрьских вечеров, там велся разговор о судьбе современной музыки. Великий музыкант говорил о том, что существует определенный «джентльменский набор» из сочинений великих композиторов, которых слушают все и которых продюсеры приветствуют. Они называют это культурным продуктом, делают его продаваемым. Но современное искусство не менее продаваемо. Эта тенденция всегда существовала в мире. Надо двигаться в своей профессии, и может быть зал на спектакле окажется не так пуст, как полон, и вас пригласят работать. И зрители поймут, что восприятие искусства – это личное восприятие и личная свобода, которая была истреблена в нас. У нас много табу и закрытости. Нам сложнее двигаться по этому пути. Нам многое надо разблокировать, и это дело очень сложное.

Подготовила Слушательница Академии журналистики КоммерсантЪ — Елена Лодыгина

КоммерсантЪ
12-12-2013


Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru