Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: От топота копыт
Вне контекста, вне времени

В Москве в рамках нового фестиваля хореографии «Context. Диана Вишнева» в «Гоголь-центре» прошло обсуждение актуальнейших проблем в области хореографии в формате Public talk. Возможности реализации молодых и талантливых хореографов в России и на Западе, разделение сцен на классическую и современную, образ универсального танцовщика и современного актера обсудили идейный вдохновитель фестиваля, прима-балерина Мариинского театра, principal dancer Американского балетного театра Диана Вишнева и завкафедрой пластического воспитания школы-студии МХАТ Алла Сигалова. В зале также присутствовали худрук Роттердамской танцакадемии Самуэль Вюрстин, генеральный продюсер фестиваля Алексей Боков, сертифицированный педагог по технике «гага» Янив Абрахам, преподаватель современной хореографии в Академии танца Бориса Эйфмана Константин Кейхель и хореограф-постановщик Владимир Варнава.


Встретились, поговорили


С первых же минут участники перешли к обсуждению универсального образа артиста, и идеалом универсального артиста Алексей Боков назвал Диану Вишневу, символизирующую в русском балете соединение несоединимого, – классику и современность.

Диана, в свою очередь, много говорила о зарубежных коллегах, которые далеко ушли вперед. В качестве примера она привела французов.

– Определение артиста есть, – соглашается она. – И сводится оно к редактированию классического балета. Это не значит, что ты начинаешь что-то менять в классической школе и данном направлении, но эстетика обновления возникает уже сама по себе. Во Франции, к примеру, у каждого большого театра невероятные бюджеты и открытость. У них репертуар, как и сами сцены, разделен на современный и классический. Та же тенденция наметилась и у нас. Однако разнообразие сцен, репертуара у наших французских коллег появились не на пустом месте, а благодаря помощи государства. У них много небольших театров в маленьких городах, которые также стараются шагать в ногу со временем. Известные хореографы работают не только в больших театрах, но и маленьких, сидят там от 4 до 6 лет. У них выработана целая система. Что же касается Голландии, их знаменитой танцевальной школы “Korzo”, то они, когда впервые увидели меня, смотрели на меня как на экспонат. Я приехала, а они с интересом наблюдали за мной, что я делаю. Уже одно мое присутствие было для них новостью.

У каждого артиста должно быть свое внутреннее ощущение артиста. Эмоции и глубокие чувства раскрываются только в современном балете. И когда я только начинала, у нас был танцовщик, который заявил, что ему здесь делать нечего. Мне было удивительно слышать это от того, кто столько сил отдал классическому балету и столько всего нового сделал в классическом репертуаре. Но теперь я понимаю, что это было его ощущение артиста как личности.

– Начну с дополнения, которое появилось у меня в ходе выступления Дианы, – поясняет Самуэль Вюрстин. – Качества, которые характеризуют современного танцовщика – это любопытство и любознательность. Последнее – это движущая сила. И если его нет, хореограф будет прибегать к тому, что он знает и что ему давно знакомо. Поэтому очень важно идти вперед, не отказываться от всего, что было в прошлом, а двигаться. Это качество должно характеризовать всех хореографов по всему миру от Австралии до Новой Зеландии, и не только артистов, но и публику. В России нет причины, почему бы это не могло развиться.

– Я работаю в израильской компании «Бат-Шева», – дополняет коллегу Янив Абрахам, хореограф из танцевальной компании, преподающий своим ученикам «пластику без правил» или «гага». – И наша «гага» – это не техника вовсе, а язык тела. Когда художественный руководитель нашей школы Охад Нахарин начинал работать, он не использовал в своем языке балетную терминологию. Во время создания новой постановки мы всегда общаемся на своем языке. Например, мы договариваемся, что то-то и то-то будем называть «бла», «бла», «бла». В следующий раз эти слова вспоминаем и снова используем их. Такой язык дает нам возможность создавать свою историю в своем языковом пространстве, и это позволяет постоянно что-то надстраивать. Благодаря чему наше тело в постоянном развитии. 

– Я тут была на отдыхе, – вспоминает Диана Вишнева, – и заметила одну вещь: люди на Западе более открытые. У нас многие занимаются фитнесом, а в Америке все одержимы танцем. Рядом с профессионалами занимаются обычные люди. Я как-то разговорилась с ними, среди них оказался пожарный. На занятии там преподавали технику для тела. Я спрашиваю его: зачем вам тонус, физика? А он отвечает, мне интересно.

Лаборатория стиля


Но раскрыть себя артисту не в творческой среде невозможно. Поэтому от обсуждения артиста участники перешли к обсуждению театра и фестиваля.

– Этот фестиваль – это эксперимент. Мы называем наш театр лабораторией, так как каждый раз ищем новые приемы, чтобы не повторяться и так получается, что выходим за рамки зоны комфорта, – рассказывает Константин Кейхель, поставивший в рамках фестиваля «Экспонат». – И это большой нонсенс – организовать такой фестиваль, чтобы можно было поделиться своими мыслями, творчеством. Я всегда считал, что в процессе работы важно не только научить, но и научиться чему-то самому, тогда творческий процесс доставляет максимум радости.

– Вы говорите великолепные слова о том, как любой из нынешних фестивалей жизненно необходим нам. Страна большая, город большой, и фестивалей на всех не хватает, – Алла Сигалова появилась совсем незаметно, попросила Алексея Бокова освободить ее «законное» место и уже стоит перед аудиторией с микрофоном в руках. – А ведь фестивали как грибы должны расти повсюду. И то, что делает Диана, – это ее взгляд на современный и классический балет. Когда она росла, уже что-то начало появляться, в мои годы вообще не было возможности видеть, слышать все это, но даже любая возможность ездить за границу была уникальной. Мы занимались тем, что бегали, прорывались на мастер-классы, стучались в закрытые двери. Теперь мир распахнут, куда хочешь, туда и езжай. И все эти разговоры о том, что мы бедные, несчастные, я не потерплю. Даже в те времена у нас был великий Леонид Якобсон. Сейчас тоже много великих имен. Все в ваших руках! Идите, дерзайте!

– Но готов ли современный зритель воспринять эту технику, имеет ли он для этого необходимый уровень? – спрашивает ее Алексей Боков.

– И все равно вы не всегда можете полностью раскрыться и отдаться эмоциям, – утверждает американец Брайан, который пришел на обсуждение в качестве зрителя. – Меня удивляет отношение публики и хореографов к своей работе. Американские хореографы открыты публике и всегда стремятся вовлечь ее в процесс создания, что отличает ее от россиян. У вас все иначе. Несколько недель назад я увидел выступление Дианы и это была моя первая встреча с классическим балетом. Я понял, насколько эта девушка эмоциональна и честна сама с собой. Ее творчество заставило поверить меня в то, что в России есть какое-то другое искусство.

– Да, стереотипы порой уводят нас в сторону, но танец уводит от стереотипов еще дальше, – считает Самуэль Вюрстен. – Соединить традицию и звучание современных голосов – это значит бросить вызов времени. И эта задача вполне выполнима.

– А чтобы вы посоветовали нашей публике, чтобы они тоже подняли задницу и взялись за дело? – Вишнева шутит в такт Сигаловой, пару минут назад призывавшей своих студентов оторвать задницу.

Но та как будто не слышит ее иронии и продолжает доказывать американцу, что американский балет не сравним с русским, и отношение публики здесь не причем.

– То, что вы пытаетесь сделать, это совсем «не выжженное поле», – говорит она. – У нас люди давно так работают, у нас был гениальный хореограф. Но по моему разумению, хореограф должен вовремя уходить или умирать, чтобы то, что он делает, не превратилось в полное дерьмо. Вы совершаете колоссальную ошибку, вы хотите увидеть, что мы здесь развиваемся, и сами понимаете, что это большая натяжка. Вы хотите быть похожими на нас, но мы не сможем быть похожими на вас, потому что у нас другая история, мы другой путь прошли. У вас нет театра. Гарвардский театр – один из десяти, который есть в Америке. И у вас другая история, другие традиции, у вас нет великолепных танцовщиц. А то, что сотворила Диана, – это не характерно ни для одной и ни для другой страны. Танцовщица умудрилась остаться одной ногой в классике, а другой перешагнуть в современный танец. И этот фестиваль – ракурс Дианы на современную хореографию. 

– На самом деле я не делаю ничего такого. Я делаю это своей душой, – Диана рассказывает присутствующим, что она не сделала ничего такого, чтобы заслужить такую хвалу. Но в этом зале ее творчество, вдохновляющее и резонирующее со всем другим,стало темой обсуждения № 1.

Диалектика музыки и тела


Спикеры переходят от обсуждения своих внутренних проблем к вопросам аудитории. Первой о возросшем интересе к балету говорит журналистка, при этом стимулом к интересу называет скандалы вокруг Большого театра. На этой фразе Сигалова грубо перебивает ее. «Если у вас такой интерес, то нам с вами не о чем говорить», – заявляет она.

Следующую попытку начать разговор предпринимает Ольга с портала Lifedance.ru. Она много говорит о локальных занятиях хореографией и молодых непрофессионалах. Суть вопроса сводится к тому, почему молодые люди непрофессионалы выступают перед пустыми залами? И нужно ли тогда развивать хореографию на локальном уровне? Как стимулировать публику?

Преподаватель МХАТа спрашивает ее, почему непрофессионалы должны собирать полные залы, если порой профессиональные театры не могут собрать зрителей и великие артисты выступают перед пустыми залами.

В стороне от диалога о профессионалах и непрофессионалах не может остаться лишь один из участников Янив Абрахам. Он долго и с жаром говорит о том, что любые непрофессионалы, занимающиеся на самых разных площадках, – это ваша будущая публика и ваш шанс увеличить количество постановок, театров, хореографов и фестивалей.

– Если эти люди придут завтра в зал, они заполнят его, и у хореографов появится больше стимулов, что-то показывать и работать, и еще больше публики придет в следующий раз. И чем больше людей будет приходить, тем больше вы получите денег в рамках фестиваля, – поучает он коллег. – Мы провели мастер-класс на этом фестивале для ста непрофессиональных танцовщиков, так как считаем, что необходимо воспитывать публику, которая завтра появится в зале. Революция не делается за один день. Я приезжал к вам в 2002 году и видел, что российская публика готова. Нужно только двигать ее вперед.

С ним никто не спорит. И на следующий вопрос из зала – что первично в балете: музыка или пластика, и должна ли музыка стать адресной или нужно работать с той, которая уже написана – Сигалова предлагает ответить одному из молодых хореографов.

– Многое еще зависит от идеи, от ваших взаимоотношений с композитором, – объясняет Константин Кейхель, – но музыка, прежде всего, должна быть в вас самих. 

– Когда говорят на современном хореографическом языке, и считают, что мы договариваемся, как понять, что наш язык понятен залу? – немолодая женщина задает этот вопрос, чтобы научиться разговаривать со зрителем на своих танцевальных занятиях, которые ведет где-то в Подмосковье.

– Мы говорим о техническом исполнении танца, языке тела, нашем внутреннем языке. Это какие-то технические и стилистические задачи, это абстрактная история. У зрителя она своя, другая и может быть не той, что у актеров, – отвечает ей Диана Вишнева.

– Но что для вас тогда главное в творчестве: свое собственное видение или задумка хореографа?

Диана: – И то, и другое. Когда ты начинаешь работать с хореографом, он для тебя бог. Ты забываешь о себе, из какой ты системы вышел. Ты просто пластилин в его руках. Но не каждый на это пойдет.

Постскриптум: о разблокировке свободы


Вопросов больше нет. Алла Сигалова рассказывает о своем разочаровании от встречи, подводя общий итог:

– У меня осталось грустное впечатление. Посмотрела аудиторию, здесь сидящую. Нет молодых хореографов, в основном собралась непрофессиональная публика. Я вчера была на открытии декабрьских вечеров, там велся разговор о судьбе современной музыки. Великий музыкант говорил о том, что существует определенный «джентльменский набор» из сочинений великих композиторов, которых слушают все и которых продюсеры приветствуют. Они называют это культурным продуктом, делают его продаваемым. Но современное искусство не менее продаваемо. Эта тенденция всегда существовала в мире. Надо двигаться в своей профессии, и может быть зал на спектакле окажется не так пуст, как полон, и вас пригласят работать. И зрители поймут, что восприятие искусства – это личное восприятие и личная свобода, которая была истреблена в нас. У нас много табу и закрытости. Нам сложнее двигаться по этому пути. Нам многое надо разблокировать, и это дело очень сложное.

Подготовила Слушательница Академии журналистики КоммерсантЪ — Елена Лодыгина

КоммерсантЪ
12-12-2013


От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]
Документальный спектакль студентов Школы-студии МХАТ показали в Перми, Анна Банасюкевич, РИА «Новости», [24-09-2012]
Дифирамб с Аллой Покровской, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-09-2012]
Предлагаемые обстоятельства, Livejournal.Ru, [9-09-2012]
«Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Новые Известия, [2-07-2012]
Видас Силюнас: «Надо работать, надо развивать свою красоту, растить ее в себе, создавать себя», Сайт Министерства культуры РФ, [2-07-2012]
Интервью с педагогом Школа-студии МХАТ Алексеем Гуськовым, Журнал «Триумф» (Калининград), [1-07-2012]
Шекспир психоаналитика, Алла Шендерова, Ваш досуг, [27-06-2012]
Театральный режиссер Виктор Рыжаков: «Любые изменения начинаются с тебя самого», Афиша Калининграда, [15-06-2012]
Выпускники Школы-студии МХАТ задали тон на «Кинотавре», Трибуна, [13-06-2012]
«Балтийские сезоны»-2012": на "Трамвае «Желание» из Калининграда — к звёздам театральных подмостков, Россия 1 Калининград, [13-06-2012]
«Трамвай „Желание“ останавливается здесь»:, Афиша Калининграда, [8-06-2012]
В Калининграде начались экзамены для желающих поступить на актёрский факультет школы-студии при МХАТ, Россия 1 Калининград, [7-06-2012]
Одинокий «Жаворонок» на сцене МХТ, Livejournal, [28-05-2012]
«Ну и страшная же ты», Труд, [25-05-2012]
Timely Revival of Joan of Arc in Anouilh's'Lark', Джон Фридман, The Moscow Times, [24-05-2012]
Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Ваш досуг, [23-05-2012]
The Final Cut — реквием по послевоенной мечте, Thankyou.Ru, [22-05-2012]
Один Байрон: Меня всегда завораживала Россия, Российская газета, [19-05-2012]
«Метаморфозы» на «Платформе», OpenSpace.Ru, [2-05-2012]
«Мы пришли к Овидию, хотя изначально хотели ставить по Mortal Combat», Камила Мамадназарбекова, Газета.Ру, [27-04-2012]
Разыграли Овидия, Газета, [24-04-2012]
Спектакль «Метаморфозы»: превращенная молодость, Олег Зинцов, Ведомости, [24-04-2012]
На «Платформе» показали «Метаморфозы» Овидия в формате открытой репетиции, Новая газета, [23-04-2012]
На свободе. С чистой совестью, Профиль, [16-04-2012]
С песней шагом, шагом, Анна Гордеева, Московские новости, [11-04-2012]
Кирилл Серебренников: «Посадить девочек на семь лет! Ребят, вы что, с ума сошли?», The Village, [6-04-2012]
«Концепция театра-дома трещит по швам, на смену идет театр-компания», РБК-daily, [2-04-2012]
В театральном центре «На Страстном» – премьера спектакля “The Final Cut” в постановке Аллы Сигаловой, «Новости культуры», [29-03-2012]
В театральном центре «На Страстном» — премьера спектакля “The Final Cut” в постановке Аллы Сигаловой, Канал Культура, [29-03-2012]
Светский лев, Могилевские ведомости, [28-03-2012]
Казимир Лиске и Один Байрон: чтобы создать театр, надо быть с людьми, РИА Новости, [16-03-2012]
Ведь и я - Карамазов, Ольга Фукс, ITI Info, [14-03-2012]
Стрелка сейсмографа в России отклонилась…, Культурная эволюция, [1-03-2012]
Режиссер «Отморозков» Кирилл Серебренников: «Я не хочу всё время говорить, что во всём виноват Путин», Тайга.Инфо, [7-12-2011]
Кирилл Серебренников: «Я социальное животное, и меня это волнует», Siburbia, [7-12-2011]
Odin Biron, American Star of Stage, TV, Джон Фридман, The Moscow Times, [29-11-2011]
Театральный «Письмовник», Алена Карась, Российская газета, [7-11-2011]
An Olsen Sister Finds a Spotlight All Her Own, The New York Times, [11-10-2011]
Перестройка на Винзаводе, НГ-Антракт, [23-09-2011]
Предлагаемые обстоятельства, Livejournal.Ru, [9-09-2011]
Игорь Золотовицкий: Без террора нельзя — начнется бардак, Собеседник, [19-06-2011]
Игорь Золотовицкий: «Талант — это умение сказать просто о важном», Театрал, [17-06-2011]
Дифирамб Игорю Золотовицкому, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [12-02-2011]
Костюмчик роли пришелся впору, Наталия Каминская, Культура № 7  19 — 25 февраля 2009 г., [5-03-2009]
Игорь Николаевич ШНЕЙТЕР, Культура № 17 — 18, [15-05-2008]
Премьера театр., Коммерсантъ, [12-03-2008]
Танец без сабель, Огонек № 9  2008, [25-02-2008]
Александр Калягин вручил посмертно премии Боровскому и Шейнцису, Взгляд, [13-11-2007]
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, [4-10-2007]
Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, [1-10-2007]
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, [1-10-2007]
Без вины женатые, Итоги, [19-02-2007]
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [15-02-2007]
Лубок по-русски — 2, Марина Давыдова, Известия, [14-02-2007]
Тепличное растление, Алла Шендерова, Коммерсант, [13-02-2007]
И курица птица, и женщина — человек, Евгения Шмелева, Новые Известия, [13-02-2007]
Нашли, что искали, Анна Гордеева, Время новостей, [13-02-2007]
Руководство для желающих жениться, Ольга Егошина, Новые Известия, [12-02-2007]
Самое важное, «Итоги», [12-02-2007]
Признания красавчика-людоеда. Десять лет спустя, «Час» (Рига), [12-02-2007]
Русь-тройка жует сено, «Час» (Рига), [10-02-2007]
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, [8-02-2007]
Азбука артиста (так мы учились…), Вера Павлова, Time Out, [7-02-2007]
Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, [6-02-2007]
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, [5-02-2007]
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, [5-02-2007]
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, [5-02-2007]
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, [2-02-2007]
Бальзаминов, Мария Хализева, Ваш досуг, [2-02-2007]
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, [2-02-2007]
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-02-2007]
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, [1-02-2007]
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, [1-02-2007]
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, [1-02-2007]
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, [1-02-2007]
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, [1-02-2007]
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, [1-02-2007]
Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, [02-2007]
Пушкин, вплетенный в детектив, «Город и Горожане» (Нижний Новгород), [30-01-2007]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 28.01.2007 г., [28-01-2007]
Коварный мoлодец Брехт, Владимир Колязин, Независимая газета, [26-01-2007]
На встрече с актерами Калягин прослезился, ИТАР-ТАСС, [23-01-2007]
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [23-01-2007]
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [20-01-2007]
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, [20-01-2007]
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, [18-01-2007]
Волшебная лампа Ала-Аддина в государственном музыкальном театре п/р В. Назарова, Театрал, [16-01-2007]
Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, [16-01-2007]
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, [15-01-2007]
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, [15-01-2007]
Финита ля комедия, Итоги, [15-01-2007]
Финита ля комедия, Итоги, [14-01-2007]
Христианская мама, Алексей Белый, Московский Комсомолец, [13-01-2007]
Александр Абдулов отдыхает с двумя женами сразу, Татьяна Хорошилова, Российская газета, [12-01-2007]
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, [12-01-2007]
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, [12-01-2007]
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, [11-01-2007]
ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ АЛЕКСАНДРА МОХОВА, Мила Каралова, Московский Комсомолец, [11-01-2007]
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, [11-01-2007]
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, [11-01-2007]
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, [11-01-2007]
Второе счастье Александра Мохова, Мила Каралова, Московский Комсомолец, [11-01-2007]
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, [11-01-2007]
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, [11-01-2007]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru