Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Началось новое удушение»
Кристальный слон

Дмитрий Лисин

Мастерская Дмитрия Брусникина показала самую необычную за четыре года своей деятельности вещь, экспериментальный спектакль «Слон», настолько же странный, насколько и неожиданный. Режиссер Андрей Стадников, художник Шифра Каждан, композитор Дмитрий Власик и хореограф Александр Андрияшкин плодотворно поработали с очень яркими выпускниками Школы-студии МХАТ, ставшими уже новым театром. Место для эксперимента было выбрано на пустом, законсервированном для будущей лофтовой жизни заводе «Кристалл». Этот бывший источник царской, советской, постсоветской огненной воды солиднее выглядит, нежели расположенный по другую сторону Яузы «Винзавод», известный своей художественно-театральной силой. Снаружи краснокирпичный квартал «Кристалла» похож на дворцы Петергофа, не по архитектуре и цвету, а по странному ощущению: не царский, но дворец — для жизни мифических, идеальных товарищей рабочих. 

Внутри трехэтажного цеха все выложено белым туалетным кафелем и царит не просто удручающая пустота, но ощущается присутствие вакуума. Давно уж нет ни трехсменного праздника труда, ни огненной воды, ни товарищей рабочих, ни СССР, где было ЦК КПСС, ради которого трудился спеццех разлива спецводки. В этом огромном цеху и прошла ударная встреча брусникинцев со зрителями. Сначала в небольшом зале, потом в холле, в финале — под крышей с огромными арочными окнами, где естественный закат Солнца заменил всю возможную светотехнику. Собственно, работа актеров с невероятным для театра пространством и была главной игрой, создающей атмосферу. Если с чем «Слона» и сравнивать, по параметрам геомантики, то с прошлогодней работой Ромео Кастеллуччи в подземном коллекторе рядом с заводом Микояна. Ну, или с нынешней экскурсией по Москве, поставленной фирмой «Римини Протокол».

Итак, в спектакле нет з/к (официальное сокращение «заключенный каналоармеец» стоит во всех документах с 1920-х по 1950-е годы). Нет наколок слон, «смерть легавым от ножа», зато есть попытка заставить зрителя не быть зрителем шоу, но стать созерцателем себя. Сердце любит одну навеки, и эта одна — мы сами. Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН, где жертвы особого режима тов. Сталина играют в тюремном театре пьесу Арбузова «Таня», перемежая с пьесами «Интервенция» Славина и «Далекое» Афиногенова. Первые десять минут — тишина, они стоят. Хотя, подозреваю, скрип, зевота, шуршание программками и покашливание озадаченных зрителей входят в партитуру композитора Дмитрия Власика. Затем началось скольжение текстов промеж друг друга. Они произносили слова бесстрастно, как трава под порывом ветра, одновременно начиная десяток фраз и внезапно бросая — лучшая метафора обезличенности, обесчеловеченности, безнадежности. Они подергивались и принимали странные конвульсивные позы. В финале первой части случилось страшное — они забились в судорогах, падая на кафельный пол и вскакивая, прыгая и крупно дрожа, издавая коллективный вопль, называемый в сталинском концлагере песнью. Кстати, похожая механика сотрясений советских зомби уже была у них в «Перевороте», спектакле «Практики». Но там не было настолько вырожденного, всасывающего, суггестивного пространства. С (малых) лет одни несчастья.

Интермедия в холле, в предбаннике цеха, была посвящена музыке Власика, уловившего идею Кейджа — тишина есть внешний природный звук, создающий любую музыку без насилия. Белый шум ткет внутреннюю погоду настроения. Позвякивание, покашливание, потрескивание, невнятное чтение скороговоркой, а бывает — свист урагана и грохот ливня. В спектакле есть все, что вокруг прямого высказывания, нет только самого высказывания. Это вернейший метод «затопить тональ», включить боковое снотворное зрение, нырнуть в собственную память, остановить мир, настроить восприятие на тончайшие вещи. И тогда ни в коем случае нельзя использовать звукоусиление, так и было в первых актах. Насчет второй части в огромном зале тоже уверен: лучше иногда зрителям в ухо орать и свистеть, благо пространство позволяло любые маневры, чем усиливать и посылать звук на динамики. Коллективное подсознание восполнит лакуны восприятия. Слон топчет мягко, всасывает вакуумно. Ключ ума. Пусто в бывшем дворце спирта.

Кристальная тишина произведения Дмитрия Власика «4:48» есть не только оммаж «4:43» Джона Кейджа, но середина актерских состояний в «Слоне». Автоматические движения, отправляющие железки по кафелю, плюс звон пластинчатого колокола и еле слышные гусли создают пунктирное звуковое полотно и убаюкивают глубоко, на уровне ощущений. Осознанное ощущение есть возгонка тьмы ощупываемого материала, то есть восприятие. А осознанное восприятие есть мысль. Прав Алексей Лосев. Но что такое осознание, как не концентрация внимания? Театр этому способствует. Но круг осознанного, то есть качество и глубина восприятия зависят от объема неосознанных ощущений, то есть тьмы. Если иссякает болото снов и высыхает тьма неосознанного, то и восприятие мертвеет, мутирует в догму и автомат, что приводит к появлению и развитию способности тиранить и мучить все живое. Помните фильм «Звонок»? Странный мальчик дает ключ к пониманию всего жуткого, когда говорит — мама, ты не понимаешь, та девочка совсем не спит. 

Второй акт — двухчасовое разыгрывание перемежающихся диалогов из пяти артхаусных фильмов обо всех видах телесно-душевного насилия: «Бронсон» Рефна, «Конформист» Бертолуччи, «Горькая луна» Полански, «Голод» МакКуина, «Мастер» Пола Томаса Андерсона. Здесь актеры перестали быть неопределенной общностью, обрели имена, свои и экранные. Во втором «кинодействии», видимо, из глубин пяти картин пришли мысли:

1. Это странно, но когда вы не знаете имен актеров — восприятие совсем другое. А когда вы видите много спектаклей одного театра, восприятие приобретает нужную «квалификацию», чтобы заметить нюансы борьбы индивидуальностей за возможность стать на время спектакля другими.

2. Ошибаются режиссеры и искусствоведы, думая, что современным театром правят индивидуальности актеров. Мол, если нет интересного человека, нет и актера. Правит неизменное древнее искусство превращения, забывания себя и остановки внутреннего диалога.

3. Маленькие фигурки на краю огромного цеха вырастают, подходя вплотную, действуют и запоминаются вернее, нежели в обычном театре — все дело в масштабе изменения перспективы. Несмотря на кажущуюся, из–за огромного пространства, затянутость диалогов, несмотря на изнывание некоторых зрителей, никто не забудет «Слона».

4. Те фильмы, которых не видел, не поддавались восприятию, созерцание закатного блеска солнца в стеклах домов было сильнее. А узнаваемые цитаты тревожили отсылкой к артхаусным сюжетам, то есть тоже отклеивались от восприятия. Глаз видит, ухо неймет. Это суггестивно, блаженно, но мучает не готового к медитации зрителя.

5. Видимо, такие эксперименты невозможно описывать объективно, но это и есть цель Ромео Кастеллуччи, было целью Ежи Гротовского и Анатолия Васильева. Каждому зрителю свой отдельный спектакль, по мере восприятия

6. Закон новой музыки тишины и закон психоаналитического сеанса: Спать! Но не совсем спать, а плавать на границе дня и ночи, сохраняя сознание. Тогда активизируется глубинная память, что хорошо показано в фильме «Мастер». Киносон, квазисон от воздействия магии кино, киномонтажа — подделка, суррогат кушетки Фрейда, Юнга и Рональда Л. Хаббарда, основателя сайентологии. 

И если диалоги кого-то не задели, то катание на тележках, разворачивание к огромным окнам цеха задело всех. Какие фильмы, когда вчерашний день невозможно вспомнить. Мутация общественного сознания обгоняет заржавевшую механику личной памяти. «Слон» — отказ от сценического копирования монтажа, которым занимался цикл спектаклей «по фильмам» в Гоголь-центре. А если отказать монтажу кино, что останется? Правильно, видеть сны наяву, глядя в окно, замечая все оттенки уходящего дня. Брусникинцы крутые перцы, уникальное театральное племя, раз отказали в малейшем «драматическом» удовольствии публике, но одна зрительница их переплюнула — пыталась вылезти на крышу цеха. Ее бы подвергнуть психоанализу. Дочитав статью, вы заснете.

Созерцание заката требует двух-трех часов, и если оставить в цеху только сцену из «Мастера», хватило бы времени допросить всех зрителей прямо во время кайфового катания на телегах — голосом Алисы Кретовой проникавшим внутрь костей. Алиса целых три мужских роли проговорила — Мастера из «Мастера» и двух священников — из «Конформиста и “Голода». Красавицы, комсомолки и спортсменки Алина Насибуллина и Марина Калецкая были моделями в стильных платьях от Каждана, двойниками, с одной роль на двоих. Петр Скворцов говорил за голодающего зэка из «Голода», Юрий Межевич удивил мощным голосом и песнями архетипического зэка из «Бронсона». Please release me cause I don’t love you anymore. Изящная Марина Васильева в роскошном платье цвета морской волны страдала за героиню «Горькой луны”, мощного исследования принуждения и рабства в сексе. Им бы проводки микрофонов взять и отсоединить, во славу тишины. Зачем им микрофоны, когда они девичьими руками таскают на телегах по три зрителя зараз. А потом завезти бы уснувших пассажиров в подвал готовой продукции и оставить в темноте, но с фонариками. Наверняка под „Кристаллом“ лабиринт подвалов. Мы мало что осознаем из воспринятого — вот ключ психоанализа. Подсознание. 

Бывший завод огненной воды, конечно, подпорчен ремонтом и неаутентичным пластиком оконных рам, кастрирован отсечением всех гофрированных и гладких труб. Но железный мусор станков по углам есть, легкий Роман Колотухин разбудил звоном железа в финале. Пару раз они кричали во всю глотку, и это было подобно попаданию под водопад, ибо смывалась вся кинодрема, зритель просыпался все в том же вакуумном цеху. Пластичный Гладстон Махиб и спокойный Сергей Карабань тоже кричали, а быстрая Мария Крылова опасно нарезала круги на самокате, пока строгая Настя Великородная и элегантный Алексей Мартынов мелькали в квадратуре цехового круга. Казалось, еще чуть-чуть, и они перейдут в состояние импульсивной внезапности движений, идеальное для танца Буто. В самом конце наступил пипец, и не фильм „Пипец“, а жуткий свист в исполнении фирменной сирены. Мне почему-то вспомнились отсутствующие в цеху талантливые игроки во „Второе видение“, „Бесов“, „Это тоже я“ и „Конармию“ — Василий Михайлов, Игорь Титов, Василий Буткевич, Алексей Любимов и Ольга Воробьева. Такова сила привычки видеть их вместе во всех постановках. Слонармия. Это тоже я.

Да, забыл главный суггестивный момент — героическую роль Дарьи Ворохобко, два часа кряду читающей восемь закольцованных стихов Пауля Целана, без усилителя, ходя кругом вокруг зрителей, потом внутри зрителей и актеров, сминая плоских экранных персонажей Холливуда мощной исцеляющей дланью. Взяла и освятила, постфактум, гигантский цех водки для ЦК КПСС в Царском казенном винном складе № 1. Читка способом православной чеканки звука становится отчиткой, изгнанием бесов. Пошутим в духе накатывающего вакуумного времени: а кто из нас не бес — спрашивают своими антисоциальными, буржуазными, антисоветскими, подрывными фильмами главари мировой секты масонского артхауса — Николас Вендинг Рефн, Бернардо Бертолуччи, Роман Полански, Стив МакКуин и Пол Томас Андерсон.

Из разговора чиновника с театроведом: — А о чем спектакль, для кого рецензия? — Понимаете в чем дело, этот спектакль для тех, кто уже понимает, без рецензии…

Сигма
10-06-2015


«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]
Документальный спектакль студентов Школы-студии МХАТ показали в Перми, Анна Банасюкевич, РИА «Новости», [24-09-2012]
Дифирамб с Аллой Покровской, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-09-2012]
Предлагаемые обстоятельства, Livejournal.Ru, [9-09-2012]
«Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Новые Известия, [2-07-2012]
Видас Силюнас: «Надо работать, надо развивать свою красоту, растить ее в себе, создавать себя», Сайт Министерства культуры РФ, [2-07-2012]
Интервью с педагогом Школа-студии МХАТ Алексеем Гуськовым, Журнал «Триумф» (Калининград), [1-07-2012]
Шекспир психоаналитика, Алла Шендерова, Ваш досуг, [27-06-2012]
Театральный режиссер Виктор Рыжаков: «Любые изменения начинаются с тебя самого», Афиша Калининграда, [15-06-2012]
Выпускники Школы-студии МХАТ задали тон на «Кинотавре», Трибуна, [13-06-2012]
«Балтийские сезоны»-2012": на "Трамвае «Желание» из Калининграда — к звёздам театральных подмостков, Россия 1 Калининград, [13-06-2012]
«Трамвай „Желание“ останавливается здесь»:, Афиша Калининграда, [8-06-2012]
В Калининграде начались экзамены для желающих поступить на актёрский факультет школы-студии при МХАТ, Россия 1 Калининград, [7-06-2012]
Одинокий «Жаворонок» на сцене МХТ, Livejournal, [28-05-2012]
«Ну и страшная же ты», Труд, [25-05-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru