Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов
Кристальный слон

Дмитрий Лисин

Мастерская Дмитрия Брусникина показала самую необычную за четыре года своей деятельности вещь, экспериментальный спектакль «Слон», настолько же странный, насколько и неожиданный. Режиссер Андрей Стадников, художник Шифра Каждан, композитор Дмитрий Власик и хореограф Александр Андрияшкин плодотворно поработали с очень яркими выпускниками Школы-студии МХАТ, ставшими уже новым театром. Место для эксперимента было выбрано на пустом, законсервированном для будущей лофтовой жизни заводе «Кристалл». Этот бывший источник царской, советской, постсоветской огненной воды солиднее выглядит, нежели расположенный по другую сторону Яузы «Винзавод», известный своей художественно-театральной силой. Снаружи краснокирпичный квартал «Кристалла» похож на дворцы Петергофа, не по архитектуре и цвету, а по странному ощущению: не царский, но дворец — для жизни мифических, идеальных товарищей рабочих. 

Внутри трехэтажного цеха все выложено белым туалетным кафелем и царит не просто удручающая пустота, но ощущается присутствие вакуума. Давно уж нет ни трехсменного праздника труда, ни огненной воды, ни товарищей рабочих, ни СССР, где было ЦК КПСС, ради которого трудился спеццех разлива спецводки. В этом огромном цеху и прошла ударная встреча брусникинцев со зрителями. Сначала в небольшом зале, потом в холле, в финале — под крышей с огромными арочными окнами, где естественный закат Солнца заменил всю возможную светотехнику. Собственно, работа актеров с невероятным для театра пространством и была главной игрой, создающей атмосферу. Если с чем «Слона» и сравнивать, по параметрам геомантики, то с прошлогодней работой Ромео Кастеллуччи в подземном коллекторе рядом с заводом Микояна. Ну, или с нынешней экскурсией по Москве, поставленной фирмой «Римини Протокол».

Итак, в спектакле нет з/к (официальное сокращение «заключенный каналоармеец» стоит во всех документах с 1920-х по 1950-е годы). Нет наколок слон, «смерть легавым от ножа», зато есть попытка заставить зрителя не быть зрителем шоу, но стать созерцателем себя. Сердце любит одну навеки, и эта одна — мы сами. Соловецкий лагерь особого назначения, СЛОН, где жертвы особого режима тов. Сталина играют в тюремном театре пьесу Арбузова «Таня», перемежая с пьесами «Интервенция» Славина и «Далекое» Афиногенова. Первые десять минут — тишина, они стоят. Хотя, подозреваю, скрип, зевота, шуршание программками и покашливание озадаченных зрителей входят в партитуру композитора Дмитрия Власика. Затем началось скольжение текстов промеж друг друга. Они произносили слова бесстрастно, как трава под порывом ветра, одновременно начиная десяток фраз и внезапно бросая — лучшая метафора обезличенности, обесчеловеченности, безнадежности. Они подергивались и принимали странные конвульсивные позы. В финале первой части случилось страшное — они забились в судорогах, падая на кафельный пол и вскакивая, прыгая и крупно дрожа, издавая коллективный вопль, называемый в сталинском концлагере песнью. Кстати, похожая механика сотрясений советских зомби уже была у них в «Перевороте», спектакле «Практики». Но там не было настолько вырожденного, всасывающего, суггестивного пространства. С (малых) лет одни несчастья.

Интермедия в холле, в предбаннике цеха, была посвящена музыке Власика, уловившего идею Кейджа — тишина есть внешний природный звук, создающий любую музыку без насилия. Белый шум ткет внутреннюю погоду настроения. Позвякивание, покашливание, потрескивание, невнятное чтение скороговоркой, а бывает — свист урагана и грохот ливня. В спектакле есть все, что вокруг прямого высказывания, нет только самого высказывания. Это вернейший метод «затопить тональ», включить боковое снотворное зрение, нырнуть в собственную память, остановить мир, настроить восприятие на тончайшие вещи. И тогда ни в коем случае нельзя использовать звукоусиление, так и было в первых актах. Насчет второй части в огромном зале тоже уверен: лучше иногда зрителям в ухо орать и свистеть, благо пространство позволяло любые маневры, чем усиливать и посылать звук на динамики. Коллективное подсознание восполнит лакуны восприятия. Слон топчет мягко, всасывает вакуумно. Ключ ума. Пусто в бывшем дворце спирта.

Кристальная тишина произведения Дмитрия Власика «4:48» есть не только оммаж «4:43» Джона Кейджа, но середина актерских состояний в «Слоне». Автоматические движения, отправляющие железки по кафелю, плюс звон пластинчатого колокола и еле слышные гусли создают пунктирное звуковое полотно и убаюкивают глубоко, на уровне ощущений. Осознанное ощущение есть возгонка тьмы ощупываемого материала, то есть восприятие. А осознанное восприятие есть мысль. Прав Алексей Лосев. Но что такое осознание, как не концентрация внимания? Театр этому способствует. Но круг осознанного, то есть качество и глубина восприятия зависят от объема неосознанных ощущений, то есть тьмы. Если иссякает болото снов и высыхает тьма неосознанного, то и восприятие мертвеет, мутирует в догму и автомат, что приводит к появлению и развитию способности тиранить и мучить все живое. Помните фильм «Звонок»? Странный мальчик дает ключ к пониманию всего жуткого, когда говорит — мама, ты не понимаешь, та девочка совсем не спит. 

Второй акт — двухчасовое разыгрывание перемежающихся диалогов из пяти артхаусных фильмов обо всех видах телесно-душевного насилия: «Бронсон» Рефна, «Конформист» Бертолуччи, «Горькая луна» Полански, «Голод» МакКуина, «Мастер» Пола Томаса Андерсона. Здесь актеры перестали быть неопределенной общностью, обрели имена, свои и экранные. Во втором «кинодействии», видимо, из глубин пяти картин пришли мысли:

1. Это странно, но когда вы не знаете имен актеров — восприятие совсем другое. А когда вы видите много спектаклей одного театра, восприятие приобретает нужную «квалификацию», чтобы заметить нюансы борьбы индивидуальностей за возможность стать на время спектакля другими.

2. Ошибаются режиссеры и искусствоведы, думая, что современным театром правят индивидуальности актеров. Мол, если нет интересного человека, нет и актера. Правит неизменное древнее искусство превращения, забывания себя и остановки внутреннего диалога.

3. Маленькие фигурки на краю огромного цеха вырастают, подходя вплотную, действуют и запоминаются вернее, нежели в обычном театре — все дело в масштабе изменения перспективы. Несмотря на кажущуюся, из–за огромного пространства, затянутость диалогов, несмотря на изнывание некоторых зрителей, никто не забудет «Слона».

4. Те фильмы, которых не видел, не поддавались восприятию, созерцание закатного блеска солнца в стеклах домов было сильнее. А узнаваемые цитаты тревожили отсылкой к артхаусным сюжетам, то есть тоже отклеивались от восприятия. Глаз видит, ухо неймет. Это суггестивно, блаженно, но мучает не готового к медитации зрителя.

5. Видимо, такие эксперименты невозможно описывать объективно, но это и есть цель Ромео Кастеллуччи, было целью Ежи Гротовского и Анатолия Васильева. Каждому зрителю свой отдельный спектакль, по мере восприятия

6. Закон новой музыки тишины и закон психоаналитического сеанса: Спать! Но не совсем спать, а плавать на границе дня и ночи, сохраняя сознание. Тогда активизируется глубинная память, что хорошо показано в фильме «Мастер». Киносон, квазисон от воздействия магии кино, киномонтажа — подделка, суррогат кушетки Фрейда, Юнга и Рональда Л. Хаббарда, основателя сайентологии. 

И если диалоги кого-то не задели, то катание на тележках, разворачивание к огромным окнам цеха задело всех. Какие фильмы, когда вчерашний день невозможно вспомнить. Мутация общественного сознания обгоняет заржавевшую механику личной памяти. «Слон» — отказ от сценического копирования монтажа, которым занимался цикл спектаклей «по фильмам» в Гоголь-центре. А если отказать монтажу кино, что останется? Правильно, видеть сны наяву, глядя в окно, замечая все оттенки уходящего дня. Брусникинцы крутые перцы, уникальное театральное племя, раз отказали в малейшем «драматическом» удовольствии публике, но одна зрительница их переплюнула — пыталась вылезти на крышу цеха. Ее бы подвергнуть психоанализу. Дочитав статью, вы заснете.

Созерцание заката требует двух-трех часов, и если оставить в цеху только сцену из «Мастера», хватило бы времени допросить всех зрителей прямо во время кайфового катания на телегах — голосом Алисы Кретовой проникавшим внутрь костей. Алиса целых три мужских роли проговорила — Мастера из «Мастера» и двух священников — из «Конформиста и “Голода». Красавицы, комсомолки и спортсменки Алина Насибуллина и Марина Калецкая были моделями в стильных платьях от Каждана, двойниками, с одной роль на двоих. Петр Скворцов говорил за голодающего зэка из «Голода», Юрий Межевич удивил мощным голосом и песнями архетипического зэка из «Бронсона». Please release me cause I don’t love you anymore. Изящная Марина Васильева в роскошном платье цвета морской волны страдала за героиню «Горькой луны”, мощного исследования принуждения и рабства в сексе. Им бы проводки микрофонов взять и отсоединить, во славу тишины. Зачем им микрофоны, когда они девичьими руками таскают на телегах по три зрителя зараз. А потом завезти бы уснувших пассажиров в подвал готовой продукции и оставить в темноте, но с фонариками. Наверняка под „Кристаллом“ лабиринт подвалов. Мы мало что осознаем из воспринятого — вот ключ психоанализа. Подсознание. 

Бывший завод огненной воды, конечно, подпорчен ремонтом и неаутентичным пластиком оконных рам, кастрирован отсечением всех гофрированных и гладких труб. Но железный мусор станков по углам есть, легкий Роман Колотухин разбудил звоном железа в финале. Пару раз они кричали во всю глотку, и это было подобно попаданию под водопад, ибо смывалась вся кинодрема, зритель просыпался все в том же вакуумном цеху. Пластичный Гладстон Махиб и спокойный Сергей Карабань тоже кричали, а быстрая Мария Крылова опасно нарезала круги на самокате, пока строгая Настя Великородная и элегантный Алексей Мартынов мелькали в квадратуре цехового круга. Казалось, еще чуть-чуть, и они перейдут в состояние импульсивной внезапности движений, идеальное для танца Буто. В самом конце наступил пипец, и не фильм „Пипец“, а жуткий свист в исполнении фирменной сирены. Мне почему-то вспомнились отсутствующие в цеху талантливые игроки во „Второе видение“, „Бесов“, „Это тоже я“ и „Конармию“ — Василий Михайлов, Игорь Титов, Василий Буткевич, Алексей Любимов и Ольга Воробьева. Такова сила привычки видеть их вместе во всех постановках. Слонармия. Это тоже я.

Да, забыл главный суггестивный момент — героическую роль Дарьи Ворохобко, два часа кряду читающей восемь закольцованных стихов Пауля Целана, без усилителя, ходя кругом вокруг зрителей, потом внутри зрителей и актеров, сминая плоских экранных персонажей Холливуда мощной исцеляющей дланью. Взяла и освятила, постфактум, гигантский цех водки для ЦК КПСС в Царском казенном винном складе № 1. Читка способом православной чеканки звука становится отчиткой, изгнанием бесов. Пошутим в духе накатывающего вакуумного времени: а кто из нас не бес — спрашивают своими антисоциальными, буржуазными, антисоветскими, подрывными фильмами главари мировой секты масонского артхауса — Николас Вендинг Рефн, Бернардо Бертолуччи, Роман Полански, Стив МакКуин и Пол Томас Андерсон.

Из разговора чиновника с театроведом: — А о чем спектакль, для кого рецензия? — Понимаете в чем дело, этот спектакль для тех, кто уже понимает, без рецензии…

Сигма
10-06-2015


Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru