Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Поезд идентичности
«В театре главное, чтобы все было про человека»
Режиссер Виктор Рыжаков

Светлана Полякова

Театральный режиссер Виктор РЫЖАКОВ – первооткрыватель «театра текста» на российской сцене, худрук Центра имени Мейерхольда и руководитель курса Школы-студии МХАТ, выпустившего уже несколько театральных хитов. В интервью «НИ» он рассказал о кулинарных «Иллюзиях», о встречах с Петром Фоменко и о том, чему он хочет учиться у своих студентов.

– В конце сезона состоялась ваша премьера в МХТ – «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева. Почему пару лет спустя после постановки автора в театре «Практика» вы решили сделать свою версию?

– Для меня, кроме всего прочего, уникальность этого текста в том, что в нем более 1000 раз произносится слово «любовь». Даже если вы просто выйдете к зрителю и в течение полутора часов будете произносить это слово такое количество раз, что-то точно изменится в этом зачерствевшем мире. Но нынешняя изощренная публика быстро разгадает ваше намерение. Вот мы и придумали театральную игру-провокацию со зрительным залом, совершенно не противоречащую, как мне кажется, структуре текста Ивана. Мы попробовали сделать игру с текстом еще и «рукотворной» – в реальном времени персонажи на протяжении всего действия готовят настоящий торт, который зрители в финале спектакля и съедают.

– Так же, как и в предыдущей постановке – спектакле «Пьяные», в «Иллюзиях» играют ваши коллеги по преподавательскому цеху и режиссуре – Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова, недавно выпустившая детский спектакль в театре имени Комиссаржевской, Янина Колесниченко, которая работает с воспитанниками школы Табакова. Не было ли проблем в работе с коллегами?

– Проблема была лишь в одном – мне не хватало изощренности, хитрости, чтобы отвлечь этих столь востребованных людей от других дел настолько, чтобы они забыли о существовании внешнего мира. Но наши общие репетиции и общение меня только обогатили. Открываю этих удивительных артистов каждый раз заново – в этом и заключается истинная ценность наших романтически-влюбленных отношений. 

– А кто из встреченных вами людей наиболее ощутимо повлиял на ваше мировоззрение и художественную мысль?

– Мои встречи с текстами Станиславского, Питера Брука. Или все три книги Анатолия Эфроса – с ними я до сих пор в диалоге. Или 40-минутный монолог Мастера, которым одарил меня Петр Наумович Фоменко после просмотра нашего спектакля «Июль». Его ученики познакомили нас задолго до этого, мы несколько раз встречались и даже обсуждали возможное сотрудничество, в котором великому Учителю отводилась, конечно же, роль Станиславского, а мне – еще не совсем зрелого Немировича, роль, скорее, директорская, чем творческая…

– То есть вы – несостоявшийся директор Мастерской?

– Не знаю, но такая интрига в моей жизни была. Случай поставил все на свои места – я опоздал с принятием решения на несколько часов. Прошло большое количество лет, и я был удостоен внимания этого мудреца, уже как творческая единица. Тогда, после «Июля», Петр Наумович сказал: «Я всю жизнь занимался театром текста, а вы, сочинив партитуру этого спектакля, все решили», – конечно же, он был великим актером, и это была профессиональная хитрость. Но я был счастлив: он мне практически не давал вымолвить слово – говорил и говорил о «театре текста»… Я даже щипал себя, проверяя, не во сне ли все это. А еще через несколько лет от него поступило предложение выпустить в Мастерской «Пять вечеров». Тогда театр Фоменко был закрыт для «чужих», а в нашем проекте участвовали люди из разных московских театров, но, к моему удивлению, Петр Наумович сказал: «Ну, и ничего страшного, справимся!» А дальше мы сдавали ему спектакль, он делился впечатлениями, что-то советовал, мы обнимались и плакали вместе, потом были долгие телефонные разговоры… И еще у меня сохранилось чувство вины – он все повторял: «Надо бы встретиться и обо всем как следует поговорить. Вам, конечно же, не интересны мысли старика?!» Я отвечал: «Ну, что вы?! Это так важно! Давайте договоримся». И несколько раз порывался к нему приехать. И всякий раз почему-то не получалось – из-за каких-то нелепостей, моих каких-то суетных дел или плохого самочувствия Мастера. Помню, 9 мая 2012 года я решил: «Все! Хочет не хочет, а я к нему поеду!» Позвонил: «Вы уж меня простите, но я к вам сейчас приеду, мне необходимо видеть вас именно сегодня!» – нахально и с наигранной уверенностью выпалил я… Он ответил категорично, что безусловно этому рад, но сегодня никак уже не получится – и вновь сослался на скверное самочувствие. Тогда мне уже было понятно, что это как бы наша игра «во встречу», и есть наше настоящее намерение – и мне было этого уже достаточно. Потому что мой внутренний диалог с Петром Наумовичем был уже запущен и по сей день продолжается. По-прежнему остаюсь в пространстве его удивительного обаяния и его размышлений о мире, человеке и театре. И еще было открытие: твоими друзьями могут быть люди, с которыми ты не встречаешься, более того, человека может уже не быть в живых, и он уже не сможет согласиться или не согласиться с твоей дружбой! Но главное, чтобы у тебя с ним был так называемый сговор, тайный спор о самом важном.

– В Европе почти нет учебных заведений, обучающих режиссуре, – будущие режиссеры работают при уже существующих мастерах и постигают профессию на практике. А вы не воспользовались случаем понаблюдать вблизи Фоменко…

– Помню тот трепет и восторг, с которым все наблюдали за рождением первых спектаклей Мастерской – это было совершенно новое неповторимое дыхание! Никакой зависти – только радость. И я наблюдал и думал: «Но ведь, чтобы попасть в эти смыслы или что-то открыть неведанное, надо так проживать целую жизнь. Не подменяя свой путь неотрывной жизнью рядом с Учителем». Это и стало причиной моего ухода от покровительства любимых учителей и великих подвижников театра – Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. Всегда ценил их искреннюю заботу, но ответно безмерно их любя, продолжаю свою режиссерскую практику вне стен МТЮЗа, где всегда господствовал их уникальный авторский театр. Это был их урок – свой сад надо выращивать на другой, новой земле.

– Через год вы выпустите курс, спектакли которого уже известны театралам, – «Фолкнер. Тишина», «Платонов. Встреча первая» и «Несовременный концерт». Труппа для своего, другого театра сложилась?

– Не будем торопиться, ведь это не зависит только от моего решения. У нас есть еще год, чтобы понять, можем ли мы продолжить нашу совместную историю и дальше. Компания, конечно же, складывается, но ведь это единственная возможность заниматься театром. Для меня отдельно актерского мастерства как такового не существует, есть опыт компании и мастерство играть в одну игру. Те, кто приносит в театр свою энергию, есть строители этого дела.

– Но вам бы хотелось иметь собственную труппу?

– У меня есть «внутренняя труппа», мой такой вот «дурацкий театр» (так мы называем его между собой). Периодически в него входят то одни, то другие люди. Светлана Иванова (Сергеева), недавно ставшая артисткой МХТ. Большая гвардия наших выпускников, теперь многие из них стали актерами МХТ. Фантастическая группа артистов театра «Сатирикон», с которыми я пережил важный совместный опыт. Полина Агуреева – моя гуру, очень мудрый и сильный человек, бесконечно учусь у нее. Все те, с кем я прошел «доковскую», а потом и «бездомную» историю, сочиняя спектакли вне какого-то театра. Иван Вырыпаев – он может не участвовать в какой-то моей истории, и даже пьеса может быть не его, но он часть моего театрального бытия. Есть такие люди и в европейском театре. Скажем, в Венгрии в Национальном театре, с которым я сотрудничаю на протяжении 10 лет, есть великая Мари Тёрёчик, которую для России открыл Анатолий Васильев – они работали над «Дядюшкиным сном». Эта восьмидесятилетняя актриса – призер Каннского фестиваля, всеобщая любимица, как в нашем театральном мире, быть может, Алиса Фрейндлих. Есть у меня такие симпатии и в немецком театре, и в эстонском, и в польском.

– Каким образом вы создаете компании в работе над спектаклями? Как умудряетесь ладить с такими сложными и разными людьми?

– Искушений много было – настоять на своем, с кем-то не продолжать сотрудничество, но Бог был милостив, и все трудности такого рода удалось преодолеть. Не было случаев, когда мне приходилось кого-то выгонять, высокомерно лишать права в чем-то участвовать. Если мы с кем-то расставались, то только по обоюдному согласию. Театр – это многообразие взглядов на мир. Неодаренных людей нет вообще, а уж те, кто провел в театре большое количество времени, – уникальные подвижники! Надо просто суметь разглядеть каждого их них. 

– Кто главный в работе над спектаклем? Вы?

– Закон. Есть определенные ценности. Это как конституция. Чтобы государство существовало, надо чтобы не чиновники им управляли, а закон. Человек может быть с ним в диалоге или противоречии, его можно изменять, спорить с ним, если закон уже не работает… Но ценность одна – человек. В этом смысле я точно наследник Станиславского. В театре главное, чтобы все было про человека. Включая отношения в труппе. Тогда преодолеваются косность, эгоизм, высокомерие – все наши пороки. Как сказала Светлана Алексиевич, надо сторожить в себе человека. А для этого театральное искусство – одно из самых благоприятных.

– Самое главное, чему вы хотите научить своих студентов в Школе-студии МХАТ?

– Никогда не хотелось их учить, хотелось у них научиться. А для этого мне всего лишь надо создать питательную среду, в которой они будут открываться, в которой с ними начнут происходить важные человеческие процессы, где они будут развиваться и радоваться счастью открытий. Учусь у них свободе, что чаще свойственна молодым людям, и неосознанной любви к театру, в которой они сейчас пребывают. А дальше они будут искать уже свой путь. Свой опыт или путь передать нельзя, его можно только пройти вместе.

Новые известия
Андреа Поркедду, 21-07-2015


Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru