Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Началось новое удушение»
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра»
Худрук Центра Мейерхольда Виктор Рыжаков

Татьяна Власова

В Центре Мейерхольда показали итог годовой работы лаборатории, где режиссеры и композиторы работали на равных, – междисциплинарный проект «В чаще» по тексту Акутогавы. Как это отвечает новым задачам театра, что значит «стратегия событий», «внутренняя труппа», «новая искренность» и «дурацкий, или картонный, театр», еще одним примером которого стал премьерный спектакль «Саша, вынеси мусор», Виктор Рыжаков рассказал «Театралу».
– Театр-развлечение, по вашим словам, не соответствует времени и его запросам. Решением каких задач, как вам кажется, театр должен заниматься сегодня? И как они решаются в ЦИМе?

– Мне кажется, задачи театра сегодня меняются, потому что время изменилось. 21 век: новые технологии, интернет – мир стал виртауален. И театр сегодня – одна из немногих альтернатив нашему бесконечному онлайн общению, той виртуальности, в которой мы проживаем. Поэтому театр каждый раз становится событием: приходишь и как будто прорываешься сквозь толщу своих девайсов, откидываешь их на полтора или три часа и становишься частью совершенно другого пространства. И поэтому столь важно, как мы организуем это пространство, как мы сегодня поведем диалог со зрителем – это задачи нового театра. Естественно, его содержательная часть – все равно разговор о человеке. Но прорваться к нему становится все сложнее: мир обогатился большим количеством приспособлений, которые все больше закрывают человека от самого себя.

Именно поэтому мы говорим о пространстве междисциплинарном, в котором театр начинает развиваться не параллельно, а пересекаясь с другими искусствами и институциями. Форма самого театра может в результате меняться – посмотрите, какое многообразие сегодня театральных форм. Но здесь важно не потерять сути самого театра, а это – искусство коммуникации. Нужно установить ее, эту тонкую связь, за которой человек и приходит. Как говорил Питер Брук, «зритель приходит в театр для встречи с невидимым». Вот как это невидимое передать через медиа средства, которыми сегодня заполнен театр? Как за всеми колоссальными возможностями, с которыми так интересно работать, не потерять человека?

Работы ЦИМа рассматривают эту проблему с разных сторон. Мы говорим об образовании зрителя, мы говорим, что должны выступать сегодня медиатором между современным искусством и залом – хотим мы этого или нет, современное искусство становится частью сегодняшнего театра. Приходит совершено другое поколение, которое разговаривает на интернет-языке. Необходимо знать этот язык, знать это настоящее время, продолжать исследование во времени – изучать человека и его способ восприятия сегодняшней действительности.

– Что касается тех, кто приходит. Зрительское сообщество очень неоднородное. Есть постоянный зритель, который ходит на все премьеры, есть профессиональный, который так или иначе связан с театром, и есть массовый, который 1-2 раза в сезон забегает. Вы с какой категорией работаете?

– В ЦИМе мы сталкиваемся с любознательным зрителем, который приходит на поиск и эксперимент, которому интересна новация в театре, которому интересны новые формы, а не имя, уже ставшее событием. Ведь все идут на Боба Уилсона как на состоявшееся событие, театральный бренд. Люди могут сидеть в зале, ничего не понимая, даже в отчаяние приходить, но в какой-то момент им все равно начнет казаться, что они все понимают.

Мы же говорим, о том пытливом зрителе, который не заручается уже сформированным мнением, а ищет сам. Многие зрители готовы на внимательный и длительный процесс разглядывания, особенно когда с ними начинают говорить на равном языке – не языке знания, а языке исследования – когда мы хотим что-то открыть для себя и приглашаем зрителя стать соучастником поиска.

Одна из премьер ЦИМа – результат композиторско-режиссерской лаборатории, спектакль «В чаще». Это 4-х частное произведение, которое подготовили пять режиссеров и четыре композитора по тексту Акутагавы. Мне кажется, это как раз тот разговор о сегодняшнем мире, тот поиск способов, через которые мы и пытаемся этот мир рассматривать и изучать. Не знаю, чем все закончится, но мне безумно интересно в этом участвовать. И не из-за того, что эта история родилась в нашем Центре, не из-за того, что над ней работают мои младшие коллеги, магистранты нашей режиссерской Мастерской. Просто это очень увлекательная и важная работа. Сергей Невский является ее куратором как композитор, я – как режиссер. В проекте заняты замечательные артисты. Это одна из тех премьер, на которую мы ждем именно особенного, внимательного зрителя.

– Вы говорили, что «на смену политики управления театром, должна прийти стратегия событий». То есть театр в идеале должен стремиться к тому, чтобы каждая премьера становилась событием, как приезд Боба Уилсона, и ориентироваться, прежде всего, на пиарщиков, как у курса Дмитрия Брусникина (во многом благодаря которым – надо отдать должное – курс стал событием)?

– Пиар-технологии, конечно, сработали. Понятно, что сегодня, кроме молодости и амбициозного желания изменять театр, нужны еще годы колоссального труда, испытаний. Но если бы не было пиар-кампании, ни один чиновник не распознал бы в новом, никому неизвестном коллективе исключительность. Чиновники не могут этого сделать. Нужно создать авторитетное общественное мнение по отношению к творческому поиску и желанию новой компании развивать театральный язык. Сегодня пиар-технологии нацелены, прежде всего, на то, чтобы привлечь профессионального зрителя и внимание тех людей, от которых зависит, выделять на новый театр бюджет или нет. И, конечно, без этой помощи любой театр сейчас не может обойтись. Опять же, надо разделять: есть пиар-технологии, которые заставляют людей платить деньги, а есть те, которые заставляют поверить в новых креативных людей. И чиновники, от которых зависит вопрос финансирования культурных проектов, уже не могут на это не ориентироваться.

А дальше – время покажет. Самое главное – самим не заиграться и серьезно не поверить, что «мы супер-крутые». Да и не это главное. Для того, чтобы сегодня что-то действительно изменить, нужно каждый день своей жизни сделать событием.
Стратегия событий дает возможность сделать театр особенным местом не только в городе, но и особенным местом в нашем профессиональном и человеческом сообществе. И это уже не мало.

– Из недавнего интервью узнала, что у вас есть «внутренняя труппа», куда входят Иван Вырыпаев, Светлана Иванова-Сергеева, Полина Агуреева и другие. За счет проектов ЦИМа эта «труппа» приросла новыми людьми?

– «Внутренняя труппа»… ну, ведь это такие люди, которые сопровождают тебя как-то особенно и многие годы. Да, конечно, сегодня появляются те, в которых вновь влюбляешься. И тоже мечтаешь идти рядом, работать и идти дальше. Наша последняя премьера, которой открылся сезон в ЦИМе, «Саша, вынеси мусор», по пьесе Натальи Ворожбит, придумана в удивительной компании: Саша Усердин, Инна Сухорецкая и Света Иванова-Сергеева. Саша просто замечательный, редкий артист, за которым я долго наблюдал и загадывал, что обязательно наступит момент, когда мы попробуем вместе работать. Он очень тонкий, глубокий, содержательный человек. Инна Сухорецкая, просто уникум театральный и человеческий. Это мои «прибытки» в ЦИМе. 

И, конечно, Мастерская в Школе-Студии МХАТ, которая как раз за брусникинцами идет, мой выпускной 4-й курс. С этого сезона они начинают свою жизнь в Центре Мейерхольда, будут играть здесь спектакли, которые мы уже представляли зрителям Сибири, Кубани, Ярославля, Воронежа, Петербурга, Беслана, Парижа, Будапешта. Большая палитра гастролей за прошлый год будет продолжаться, у нас намечены поездки в Сибирь, Камчатку, Латвию, Венгрию, США, Хорватию. Еще мечтаем опять проехать по России. Самое большое мое желание, чтобы за эти годы они успели внимательно рассмотреть страну.

– А что отличает актеров, которые заслужили ваши личные симпатии? Есть у них нечто общее?

– Все они какие-то неспокойные люди. Может быть, даже настолько неспокойные, что бывают не очень удобными для окружающих. Но они особенные, они как-то по-особенному живут. У них есть другие что ли претензии к этому миру, как будто они хотят его изменить. Иван Вырыпаев – человек, который всегда находится в открытом диалоге с миром, бесстрашно задает вопросы и формулирует ответы, это его особый дар литератора и художника. Другие делают это посредством своего актерского дарования. Их человеческое и сценическое существование покоряет мое воображение. 

– Знаете, когда я год назад спросила Агурееву, какой театр она любит, она сказала: «Люблю „дурацкий театр“. Люблю, когда человек нелепый, потому что в нелепости лучше всего проявляется его сущность». А вы какой театр любите? Переадресую вопрос.

– Мы, наверное, про одно и то же говорим с Полиной. Потому что есть нормальные театры, а здесь, у нас, все как-то по-дурацки получается. Этот термин периодически у нас возникает, иногда мы называем его «картонным», «нелепым», где все вроде как бы не по-настоящему. Все, что мы делаем – бесконечная игра, очень смешная и не очень серьезная. Но в результате этой дурацкой игры могут складываться очень и очень серьезные вещи. Мы все время находимся в диалоге друг с другом про «этот театр». Сегодня он продолжается и с совсем начинающими моими коллегами, с теми, с кем мы изучаем искусство театра в Школе-студии (смеется). По-моему, овладеть искусством театра – так же не просто, как и овладеть искусством жить.

Жизнь наша состоит из нелепостей, и люди, которые попадают в эти нелепые ситуации, и есть мы сами – люди, которые могут над собой посмеяться. И если мы не способны на это, то как же можно вообще говорить в театре о человеке?

– Премьерные «Иллюзии» в МХТ вы называете игрой-провокацией. Чем же он провоцирует, текст и спектакль?

– Конечно же, театральная игра – это лишь провокация. Ведь настоящий театр рождается в зрительном зале, а не на сцене. И наше дело – спровоцировать зрителя, чтобы спектакль разместился в его голове. Это игра с его собственными историями и связями с миром. Если во время действия зритель не начнет перебирать всю свою жизнь и натыкаться на свои личные события, то никакого спектакля не произойдет. Надо, чтобы человек, выйдя из театра, что-то понял про себя, что-то переоценил, чтобы у него начался диалог с самим собой, и чтобы он вспомнил, что имеет на это полное право.

– В связи с этой премьерой вы употребили термин «новая искренность». Как она проявилась здесь и вообще как часто вам встречалась в театре последнее время?

– «Новая искренность» – наверное, то, что каждый раз пытаешься ухватить в своей работе. Это выражение Пины Бауш, которая называла свою жизнь в театре «поиском новой искренности». Употребляю этот термин, который подчеркивает возможность быть в диалоге с самим собой – не обмануться и не потерять главного и говорить каждый день о важных вещах так, чтобы это не звучало вульгарно, пафосно и пошло. Всегда привожу такой пример. Вот вчера сказал девушке: я люблю тебя. Эти слова вырвались сами от полноты чувств. А через неделю пытаюсь их повторить и понимаю, что они уже фальшивы. Можно, конечно, произнести их вполне осознанно, но в этот момент со мной чего-то важного уже не происходит. Когда мы говорим о «новой искренности», мы говорим о бесконечном обновлении в жизни и в театре: то, что прозвучало сегодня, завтра уже может не прозвучать.

Еще знаете, было такое выражение, у кого-то из окружения Станиславского: «на холодной сковороде яичницу не пожаришь». Не может равнодушный, спокойный человек заниматься театром, он должен постоянно быть в особенном (смеется), «раскаленном» состоянии. Не бояться искать самоё себя.

– Новый сезон в ЦИМе, как вы уже сказали, открылся премьерой «Саша, вынеси мусор». Как произошла ваша встреча с пьесой Натальи Ворожбит?

– Это какие-то мистические вещи, у меня было ощущение, что эта пьеса должна возникнуть. Мне почему-то так очень хотелось. И когда узнал, что у Наташи появился совсем новый текст, то подумал: это, наверно, она и есть. И угадал. Мы же все время находимся в поиске нового текста – можно бесконечно общаться с «великими покойниками», но нет большего счастья, чем работать со своими современниками, с людьми, с которыми можешь соприкасаться и в повседневной жизни. В этом смысле я очень счастливый человек. У меня есть этот уникальный опыт. Даже не опыт, а достояние. 

– Киевлянка Ворожбит говорит, что наступило однозначное время, и сегодня у нее есть однозначная позиция, ей совершенно очевидно, что хорошо, что плохо. Это не делает пьесу однозначной, политически тенденциозной?

– Для меня – нет. Я даже этого совершенно не чувствую. На самом деле, суть художника в том, что он делает, а не в том, что он говорит. Очень не просто сегодня вербально проартикулировать свою позицию. Рискуешь попасть в иллюзию слов. Но мир сложнее, и в нем нельзя прожить, говоря два слова, «да» или «нет». Нужно не бояться искать ответы на многие и многие вопросы. Настоящий же вопрос, естественно, не может быть поставлен ребром: ты с кем, с красными или с белыми? Или: с кем вы, работники культуры? Здесь главное – остаться с самим собой.

В этой Наташиной пьесе – особая выразительность. В ней нет однозначности, водораздела между «хорошо» и «плохо». Но есть уникальный художественный образ. Конечно же, из этого не следует, что у автора нет человеческой позиции. Наташа – удивительно чуткий, неравнодушный и справедливый человек. А любой человек – существо эмоциональное, и зачастую эмоции им управляют. Художник же все время находится в поиске духовной силы… Может быть, эта особенная сила даст нам возможность остановить все, что происходит. Есть мы и Шукшинский крик – «люди, что же с нами происходит?!» – он сегодня, как никогда, приобретает космический масштаб. Кто-то пытается переложить вину на социальные группы, национальные группы – виноваты американцы, украинцы, русские. Но мы же понимаем, что проблема в нас самих. И для того, чтобы изменить ситуацию, нужно изменить что-то и в себе, стать сильнее что ли, принять ответственность на себя. И это уже не слова. В этом и есть сила театра.

– Эта постановка – ваш ответ на милитаризацию общества?

– Не знаю, как по-другому выразить свое отчаяние перед тем, что в 21 веке люди, имея колоссальный исторический опыт, продолжают убивать друг друга, как будто нет у нас исторической памяти. Некого винить. Мы же нетерпимы, мы только осуждаем. И любой мой оппонент сейчас скажет: «Ну что, я буду на это смотреть? Я буду защищаться», – и моментально попадет в пространство слабости. Надо понять, что и от кого мы сегодня защищаем? Какие ценности? Чего мы хотим-то? Надо найти то, ради чего мы здесь. Человеку уже не хочется удивляться, он стал прагматичным. Ему кажется, что жизнь – материальная, грубая вещь. А ведь это не так. На самом деле, этот мир – хрупкий. 

– Люди, которые видели первые показы, говорят, что достаточно схематичную пьесу про то, что даже мертвецы восстают, чтобы защитить Украину, вам удалось усложнить и сместить акценты в сторону гендерных отношений. 

– Не задумывался над этим. Это же процесс не рациональный. Каждый человек понимает то, что он хочет понимать. Но архетип матери, образ женщины, которая защищает своих детей, само женское начало – имеет тайный смысл, обладает сакральной силой. Ведь не Одиссей же прождал свою Пенелопу 30 лет (смеется). Этот миф о любви вновь возрождает Александр Володин в своей пьесе «Пять вечеров». Мне, действительно, кажется, что есть вещи, которые помогают лишь женщине выстоять в этом агрессивном, воюющем мире. Мужчина – воин, он будет завоевывать сначала женщину, а потом «место под солнцем», в которое должен ее привести. И в пьесе Наташи Ворожбит женщины – главнее что ли, они и принимают решение о мире. И, конечно же, пьеса далека от схематичности.

– То есть это все-таки не спектакль «про войну как она есть»?

– Не знаю, «про что» в результате получился этот спектакль. Это очень глубокая, бытийная история про человека, про то, что мы еще не знаем в себе, про наш бесконечный внутренний выбор между «быть или не быть». Мы были очарованы пьесой Наташи. Кажется, что так всегда бывает с важным текстом, когда сам автор может не понимать всей его глубины – всего масштаба написанного. Но ведь еще важнее, как распорядиться этим достоянием.

– Почему вы приблизили спектакль к самой стене? Почему выбрали это пространство?

– Как-то оказалось, что происходящее в пьесе должно вытеснить сам театр. Как бы загнать его к крайней стенке. Оставить тонкую полоску, куда артисты могут лишь протиснуться. Так получился «плоский» или, как я люблю называть, «картонный театр», в котором сам спектакль уместился лишь на линии шириной в 50 см. И дело скорее не в сцене, не в ее масштабе. А в приближенности самого разговора к какой-то совсем предельной дистанции, на которой это предельное дыхание и интонация становятся важнее всего остального.

– Мне запомнилось, как вы сформулировали одну из главных задач театральной школы – «помочь человеку за 4 года сформулировать те вопросы, на которые он будет отвечать очень долго – может быть, всю жизнь». На какой вопрос вы отвечаете еще со времен своего студенчества?

– Есть вещи, из разряда профессиональных тайн, переданных Станиславским, с которым, кажется, я все время нахожусь в диалоге. Он говорил, что если ты вдруг почувствовал, что тебя волнует в жизни героя, если ты понял, «про что» будешь играть эту историю, никогда не произноси вслух. Никому. Иначе этот манок или найденный, обретенный тобой смысл исчезнет. И вопрос сразу обесценится (смеется). Вот честно, есть вопросы, которые сопровождают меня на протяжении всей моей жизни. Но вот же в чем штука: оказывается, что, на самом деле, они, эти несчастные вопросы, во всей драматургии, литературе, искусстве – одни и те же.

Театрал
7-10-2015


«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]
Документальный спектакль студентов Школы-студии МХАТ показали в Перми, Анна Банасюкевич, РИА «Новости», [24-09-2012]
Дифирамб с Аллой Покровской, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-09-2012]
Предлагаемые обстоятельства, Livejournal.Ru, [9-09-2012]
«Новое поколение не будет отягощено нигилизмом и усталостью», Новые Известия, [2-07-2012]
Видас Силюнас: «Надо работать, надо развивать свою красоту, растить ее в себе, создавать себя», Сайт Министерства культуры РФ, [2-07-2012]
Интервью с педагогом Школа-студии МХАТ Алексеем Гуськовым, Журнал «Триумф» (Калининград), [1-07-2012]
Шекспир психоаналитика, Алла Шендерова, Ваш досуг, [27-06-2012]
Театральный режиссер Виктор Рыжаков: «Любые изменения начинаются с тебя самого», Афиша Калининграда, [15-06-2012]
Выпускники Школы-студии МХАТ задали тон на «Кинотавре», Трибуна, [13-06-2012]
«Балтийские сезоны»-2012": на "Трамвае «Желание» из Калининграда — к звёздам театральных подмостков, Россия 1 Калининград, [13-06-2012]
«Трамвай „Желание“ останавливается здесь»:, Афиша Калининграда, [8-06-2012]
В Калининграде начались экзамены для желающих поступить на актёрский факультет школы-студии при МХАТ, Россия 1 Калининград, [7-06-2012]
Одинокий «Жаворонок» на сцене МХТ, Livejournal, [28-05-2012]
«Ну и страшная же ты», Труд, [25-05-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru