Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать»
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина

Екатерина Глебова («Перспектива»), специально для проекта «Жизнь без преград»

В Детском музыкальном театре Натальи Сац в понедельник покажут спектакли, поставленные по пьесам молодых авторов с инвалидностью в рамках проекта «Театральная перспектива». Один из выпускников проекта, автор пьес Женя Ляпин решил связать жизнь с театром и теперь учится в Школе-студии МХАТ. 

…Звездной августовской ночью маленькая свечка переходила из рук в руки, а ребята, сидевшие на поляне под открытым небом, делились своими впечатлениями. «Я рад, что приехал в лагерь, мне нравится ставить этюды», «мы тут за неделю стали как родственники», «в лагере ты узнаешь людей, но и сам открываешься»…

«А для меня этот проект — не просто ежегодная летняя традиция, — вступил в разговор Евгений Ляпин, тонкий хрупкий юноша на инвалидной коляске. — Отсюда выросла моя любовь к театру, с которым отныне связана вся жизнь. В этом году я поступил в Школу-студию МХАТ».

Проект «Театральная перспектива» стартовал в 2012 году: в летнем лагере подростки с инвалидностью под руководством профессиональных драматургов постигали азы драмы и писали свои собственные пьесы. Придумали этот проект в РООИ «Перспектива», чтобы дать возможность детям с инвалидностью раскрыть свои творческие способности, поверить в себя и в свои силы.

В отличие от остальных участников, 16-летний Женя Ляпин пришел в Театральную перспективу известным человеком — он окончил музыкальную школу по классу «сольное пение» и выступал на различных конкурсах, занимался танцами на колясках и в 2008 году со своей партнершей стал чемпионом Москвы среди детей. Женя писал стихи, играл роли в детском музыкальном театре «Волшебная флейта», был ведущим концертов и самых разных массовых мероприятий, а уж лауреатских грамот и дипломов многочисленных конкурсов, в том числе международных, было не счесть. И это все — с диагнозом спинальная амиотрофия, который Жене поставили в двухлетнем возрасте. Но родители решили: болезнь болезнью, а жить надо здесь и сейчас. Чего это стоило папе с мамой — отдельная история, тем более что еще совсем недавно окружающая среда была не просто недружелюбной к людям с инвалидностью, но скорее даже враждебной, и женины многочисленные и разнообразные таланты легко могли остаться известными лишь узкому кругу обитателей специнтерната. Однако родители шли навстречу стремлениям своего способного и любознательного сына: пока мог ходить, водили под руки, потом возили на инвалидной коляске, носили на руках, чтобы он мог заниматься музыкой и танцами, фотографией и английским, наконец, просто ходить в школу.

Но вот театр до некоторых пор оставался для него в стороне. Женя ходил туда не чаще 1-2 раз в год, с классом, и воспринимал скорее как нечто занудное, классическо-академическое. Поэтому, когда начался проект «Театральная перспектива», он даже не ожидал, что настолько увлечется.

«Мне понравилось сочинение пьес, — вспоминает Женя. — Изложение своих мыслей, и творческий подъем, когда ты сначала придумываешь историю, а потом просто ее рассказываешь, потому что в какой-то момент она начинает сама звучать у тебя в голове, и ты просто описываешь то, что тебе говорят персонажи».

Пьесы ребята писали вдвоем или даже втроем. Жениным соавтором была Настя Коробова, и у ребят получилась история-фэнтези про пришельцев, которые захватывают планету, про землян, сидящих в лагерях и мечтающих о свободе… Настя выписывала любовную линию героев, Жене достались схватки и сражения…

«Территория текста подростка — это важный выход для тревог, страхов и проблем, которыми бывает сложно поделиться даже с близкими, — считает режиссер Ольга Лысак, которая уже не первый год ставит спектакли „Театральной перспективы“. — Есть ли у меня настоящие друзья? Что будет, если останусь совсем один в незнакомом городе? Что, если я стану никому не нужен? Вдруг меня предадут? Все эти вопросы транслируется через текст и действие. Возникает терапевтический эффект, свойственный театру и теплой компании, и страхи постепенно отступают, исчезают».

Вместе в лагере оказалась команда подростков, занятых в одном процессе, объединенных не только тем, что все они имели инвалидность, но прежде всего общей творческой целью. «Мы горели этой темой, — вспоминает Женя. — Каждый писал свою историю, и по глазам было видно, что каждый находится там, в истории, а не в этом мире со своей инвалидностью».

Помимо пьес, в лагере было много разных мероприятий, в основном тоже творческих, и это становилось и отдыхом, и источником вдохновения. В процессе общения шел обмен идеями, иногда какие-то находки возникали буквально на глазах… Настя и Женя долго не могли придумать название для своих инопланетян, и тут к ним подошел Сережа Рябцев: «Гришу не видели? Нам с ним пьесу писать, а этот гришоид куда-то задевался»… «И тут мы - опа! — смотри-ка, раса гришоидов прилетела на планету захватить Землю, — рассказывает Женя. — Атмосфера была просто великолепная, и поэтому происходили маленькие чудеса».

Однако гораздо больше его потряс процесс постановки. Пьесу Жени и Насти взялась ставить режиссер Олеся Невмержицкая. Приезжая на репетиции и видя, как написанная им история превращается в жизнь героев на сцене, Женя был поражен. Оказалось, что в театре не обязательно просто произносить слова и изображать написанное автором. Можно сыграть таким образом, а можно иначе. Сыграли одну сцену, режиссер спросила у автора, это ли он имел в виду. Женя объяснил, что сочиняя, подразумевал совсем другие мотивы главной героини. Хорошо, сказала Олеся Невмержицкая, сейчас переиграем. Объяснила актерам, и внезапно Женя Ляпин увидел совершенно другую историю. Ткань спектакля создавалась прямо у него на глазах, рисунок можно было менять, добавлять красок, новых штрихов…

«Такое возможно только в театре, именно поэтому театр — уникальная площадка, где средств художественной выразительности, метафоричности ну просто пруд пруди», — уверен Женя.

Пьесы подростков с инвалидностью впервые были поставлены на сцене Малого театра. Собрался полный зал зрителей, авторов вызывали на сцену и бешено аплодировали.

«Конечно, приятно было получить свою порцию аплодисментов, — соглашается Женя. — Но для меня это уже не было новым впечатлением, интересно было другое — я находился в зале, когда играли мою пьесу, и имел возможность следить за реакцией зрителей, сравнивать их отклик на то, что закладывал в пьесу я».

После этого Женя Ляпин начал думать о том, чтобы сделать театр делом своей жизни. Сценическое пространство, требующее условности, давало возможность плести узор спектакля бесконечно, включая фантазию на полную мощность, придумывая метафоры, которые не только дадут понять, что происходит, но и позволят почувствовать происходящее.

«Если на сцене происходит в точности то, что написано в пьесе, я не очень понимаю, зачем я пришел в театр, — рассуждает Евгений. — Я мог и дома прочитать пьесу. А если мне рассказывают историю под тем ракурсом, который я не увидел самостоятельно, если режиссер вызывает меня на интеллектуальный диалог, происходит интеллектуальное и эмоциональное обогащение, тогда этот спектакль имеет для меня смысл».

Женя начал посещать подготовительные режиссерские курсы. Окончил школу с серебряной медалью и отправился покорять известный столичный вуз, где готовят и актеров, и режиссеров… В багаже были неплохие вокальные данные, потрясающие легкость и артистизм, с которыми он держался на сцене, а также солидный опыт в «Театральной перспективе»: после постановки своей пьесы Женя был актером в спектаклях других ребят, ведущим театрального альманаха, волонтером в летнем лагере, помогавшим придумывать истории новичкам…

Но в вузе ему дали на выступление лишь пять минут. А затем еще двадцать пять минут комиссия старательно объясняла молодому талантливому юноше, почему он не сможет у них учиться. Евгению сообщили, что на коляске он не сумеет преодолеть лестницы, что у студентов тяжелые нагрузки, а у него слабое здоровье и инвалидность. «То есть они за меня всё решили, — комментирует Женя. — Мне не дали даже шанса доказать, что я способен со всем этим справиться. Вот в этот момент я почувствовал себя инвалидом».

Он бы не был Женей Ляпиным, многократным победителем и лауреатом, если бы сдался. Кроме того, Женю поддерживали папа и мама, за него переживали друзья, болела вся организация «Перспектива». Конечно, он поступил — не сразу и не в тот же вуз, и не на режиссерское отделение… «У меня уже появились новые интересы, — поделился Женя. — Я понял, что мне интересно не только ставить спектакли, но и организовывать какие-то мероприятия, воплощать какие-то идеи. То есть я пришел к продюсированию, и с удовольствием этому учусь в Школе-студии МХАТ».

Между тем, подростки, писавшие свои пьесы в 2012 году, выросли, и появилась молодежь, студенты с инвалидностью, которым тоже был интересен проект Театральная перспектива. В свою очередь организаторы из РООИ «Перспектива» пришли к выводу, что нужно расширять круг участников. «Театральная перспектива» стала уже заметным творческим событием, в нем принимали участие известные профессиональные актеры и режиссеры, свои площадки предоставляли популярные столичные театры. Так появилась «Театральная перспектива 18+», и летний лагерь, где были написаны новые пьесы… Сюрреалистическая трагедия «Жизнь Джона Тьюэлла» Дмитрия Ворожкина, Владислава Семерикова; мелодрама «Кристина» Анастасии Селезневой, Дарьи Вторыгиной, сюрреалистическая мелодрама «Любовь и роботы» Григория Кузнецова, Елены Старчиковой и Ивана Суетина.

«Если у человека есть расположенность к творчеству, этот проект дает шанс прорасти скрытым талантам, — уверен Евгений Ляпин. — Это и обо мне можно сказать, и об Асе Ермаковой, которая тоже начинала с пьес в летнем лагере, а сейчас учится в литературном институте. Но даже если у человека другие приоритеты, то творчество все равно помогает раскрыться, избавиться от многих страхов и барьеров. Многим, и не только людям с инвалидностью, сложно и страшно сделать что-либо в этом мире. А здесь ты создаешь историю о том, что тебя волнует, и потом ты можешь выйти на сцену и получить отклик, почувствовать свою важность, поймать маленькую мысль — я могу! Это очень помогает поверить в свои силы. А человек, который верит в свои силы, очень многое может сделать».

…Маленький огонек свечи дрожал и прыгал в руках у девушки. «А я сначала не хотела сюда ехать, даже плакала, — призналась Анастасия Селезнева. — Два года назад я окончила школу-интернат, учусь дистанционно, и мне очень не хватает общения. И вдруг здесь прошло три дня, а кажется, что две недели. Я написала в лагере свою первую пьесу»…

РИА «Новости»
7-12-2015


Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]
Документальный спектакль студентов Школы-студии МХАТ показали в Перми, Анна Банасюкевич, РИА «Новости», [24-09-2012]
Дифирамб с Аллой Покровской, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-09-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru