Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Поезд идентичности
Колёса диктуют вагонные…
Известный актёр, режиссёр и педагог Дмитрий Брусникин – о железной дороге, любви артиста к зрителям и личности в современном обществе

Творческая группа мастерской Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ совершила путешествие по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и обратно с целью сбора материала для своего спектакля в рамках популярного и модного ныне театрального проекта – документального театра ВЕРБАТИМ. Его драматургия – интервью с попутчиками, железнодорожниками, жителями городов. Корреспондент «МоЖ» провожала их в дорогу и встретилась с Мастером сразу же по возвращении в его альма-матер и родном доме – школе-студии.



– Дмитрий Владимирович, как прошла ваша поездка? Как вам понравился сервис?
– Всё было прекрасно. Нас сопровождали два проводника – муж с женой Анатолий и Лариса Киселёвы. Они с нами беседовали, заботились о нас. Дети взяли у них интервью. Мы перезнакомились со всей поездной бригадой, со всеми проводниками. За это время они рассказали нам не только о своей профессиональной деятельности, но и о своей жизни, судьбе, семьях. Мы общались с начальником поезда –
Сергеем Мироновым, он тоже, наверное, будет героем одного из наших этюдов. Поезд дальнего следования – это такие пространство и время, которые, наверное, сближают людей. И они как-то откровенничают, говорят то, чем в обычной жизни, как правило, не делятся. Так воздействует дорога.

– А как физически вы ощущали себя в этом дальнем путешествии? Ведь вам не раз пришлось пройти через смену часовых поясов.
– Для ребят это было испытание, потому что они никогда не ездили на такие расстояния. Ну, в общем и для нас, взрослых, тоже. В принципе это поступок – проехать до Владивостока и обратно. Смена часовых поясов была, пожалуй, самой главной трудностью. Когда ты летишь на самолёте и переставляешь часы, делаешь это как-то автоматически. Передвигаешь стрелки и понимаешь, что там, куда ты прибыл, просто другое время. А когда едешь в поезде, чувствуешь, как идёшь вместе со временем. А потом эти часы накапливаются, и не понимаешь – то ли их прибавлять, то ли отнимать. И в какой-то момент утром просыпаешься и не понимаешь – утро или вечер. Полное нарушение ориентации во времени. Это любопытный, совершенно неожиданный эффект.

– На железной дороге есть такое понятие – бархатный путь…
– Я понял, о чём вы говорите. Когда мы ехали туда, наш вагон был прикреплён к локомотиву, и мы вообще не чувствовали никакой качки. Был как раз бархатный путь. А обратно мы следовали хвостовым, это был уже совсем не бархатный. (Улыбается). «Когда на море качка и бушует ураган», знаете ли…

– Вашим ученикам удалось, как вы говорили, «нащупать живого человека»? Понять, почувствовать уникальность каждого – выполнить важнейшую задачу в вашем проекте – ВЕРБАТИМе, чтобы потом правдиво их показать на сцене? Получилось увидеть страну через людей и людей через страну?
– Думаю, да, любой человек, который проделывает такой путь, больше узнаёт о своей стране. Больше почувствует её волей-неволей. Это совершенно очевидно. Дальнее путешествие по железной дороге само по себе заставляет думать о месте, времени, в которых ты живёшь. Ребята собрали огромное количество материала – невероятно интересного. Это самые разные люди в разнообразных ситуациях. В поезде, на вокзалах, в городах, где мы останавливались, больших и маленьких, в Иркутске, Улан-Удэ, Уссурийске, на Байкале… Они встретились с мэрами трёх городов, записали разговор друг с другом двоих из них. Были на бурятском празднике. И даже ходили к шаманам. Всего сцен, наблюдений и монологов, наверное, порядка 300–400. В пути они раз или два в день приносили нам расшифрованные аудиозаписи, читали. Потом будут показывать этих людей. Премьеру спектакля «Транссиб» мы планируем показать в сентябре в Екатеринбурге.

– У вас был опыт совместного выступления с оркестром Юрия Башмета. На «Транссиб» будете привлекать каких-либо представителей мира искусства?
– Да, мы играли спектакль с государственным симфоническим оркестром Юрия Башмета «Новая Россия» – «Волоколамское шоссе» по одноимённой пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера. О Панфиловской девизии, попавшей в октябре 1941 года в окружение под Волоколамском. Это хроника оборонительных боёв под Москвой. Постановщиком, кстати, была моя супруга – режиссёр МХТ имени Чехова Марина Брусникина. На «Транссиб» тоже будем приглашать и музыкантов, и художников. А сейчас уже с нами работают драматурги, среди которых Андрей Стадников, наш давний соратник и партнёр. А также творческая группа кинодокументалиста и режиссёра Ольги Привольновой, ученицы известного сценариста и кинорежиссёра Марины Разбежкиной.

– Среди театралов встречаются люди самого разного возраста – от школьников до старцев. А кто – ваш зритель?
– До определённого момента это были в основном молодые люди. Но в последнее время к нам стали тянуться и более старшие поколения. Тут дело в том, что специфика некоторых наших спектаклей такова, что зритель не сидит, а стоит, потому что находится среди актёров и является в некотором смысле его участником. Вот, например, «Бесы», который мы играем на площадке Союза театральных деятелей РФ «Боярские палаты». Для молодого человека это нормально – провести на ногах 30–40 минут. А для возрастного порой бывает трудновато. Но тем не менее число зрителей старшего поколения всё время увеличивается. Людям интересно увидеть на сцене жизнь, правду, поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем. Вот билетов на март, например, уже нет.

– А это правильно – с точки зрения педагогики и актёрской профессии – в таком ещё совсем молодом возрасте выходить на практически профессиональную сцену?
– Чем раньше актёр выходит на публику и начинает работать непосредственно со зрительным залом, тем лучше. Тем быстрее у него начнут вырабатываться так называемые «актёрские мышцы». Опыт –
другими словами. Принято считать, что ощущение этих «мышц» приходит в зрелом возрасте. Но, на мой взгляд, гораздо раньше. Есть материал, который студенты театральных вузов просто обязаны проходить, играть в самом начале обучения. ВЕРБАТИМ, построенный на документальном материале и наблюдениях, мне кажется, очень сильно развивает актёрские возможности.

– Мир искусства, творческий мир довольно сложный в плане человеческих отношений. Я имею в виду зависть к успеху, например. В мастерской известного режиссёра театра и кино Петра Фоменко главный принцип существования был: «восхищение друг другом»…
– Пётр Наумович замечательно умел создать такую атмосферу. Я, когда общаюсь с «фоменковцами», вижу в них это. Или, например, в советское время был такой актёр – Георгий Епифанцев, он играл Прохора Громова в фильме «Угрюм-река». Популярнее артиста, наверное, в тот момент в стране не было. Он оканчивал вот эту школу, где мы сейчас с вами находимся. На этом же курсе учился Геннадий Ялович, известный по многим фильмам, в том числе «Москва слезам не верит» в роли доктора наук на пикнике, друга Гоши. И Владимир Семёнович Высоцкий, кстати, тоже учился здесь. Так вот, студенты этого курса называли друг друга не иначе, как гений. Причём в обычном, будничном разговоре. Вот разговариваешь с Геной про Жору, он говорит: «Ну, Жора… А как же, он же – гений». Разговариваешь с Жорой про Гену. Он: «Ну, Гена…. Он же – гений». И в этих словах не было никакой фальши и иронии. Тут не только они сами, вся страна скажет. Это очень важная штука. Мне кажется, такое восхищённое отношение коллег по цеху друг к другу позволяет человеку как-то иначе ходить по Земле.

– А вы в своём наставничестве по какому пути идёте? Каков ваш взгляд на формирование ментальности ваших учеников?
– Я, как и когда-то мой учитель Олег Николаевич Ефремов, никого из своих ребят не выделяю. Потому что это профессия, в которой очень легко перейти грань, когда человек заболевает звёздной болезнью. А что это значит? Пренебрежительное отношение к коллегам. Понимаете? Когда человек говорит: «Меня интересует только моя собственная персона. А всё остальное не волнует». Я стараюсь учить ребят жить в коллективе, единым организмом. Интересами одной общей задачи. Когда существуют хорошо сработанная команда и какая-то общая энергетика. В прессе есть даже такая расхожая фраза, штамп: «коллективный разум и тело „брусникинцев“. В театральной педагогике, кроме формирования чисто профессиональных умений и навыков, важно воспитать личность. Как, впрочем, и в любой другой. Но в актёрской, уж точно совершенно, это чрезвычайно важно. И чтобы эта личность была не только хорошим исполнителем, но и созидателем и умела жить и работать в коллективе.

– У вас нет ощущения, что нашему современному обществу вообще в целом недостаёт личностей?
– Старшее поколение тоже часто так говорит: вот, в наше время личностей было больше. Вы знаете, я думаю, меньше их не стало. Не хватает среды, где они могут вырасти и проявить себя. Нужно создавать условия, чтобы человек проявился как личность.

– У вас довольно необычная профессиональная философия: актёры должны, как адвокаты, защищать и отстаивать своего персонажа. Что это означает? Я никогда не слышала такого.
– Это значит – полюбить „предмет своего исследования“ и найти в нём индивидуальность и уникальность. Каждый человек – это же Богом выпущенное в этот мир создание, с Богом данной душой. И нужно охранять и оберегать его, каким бы он ни был – хорошим или плохим. В том числе и актёру на сцене – своим театральным языком. Не высмеивать и уничтожать, доказывать бессмысленность его существования, а искать смысл его жизни на Земле.

– Вы как-то сказали: „Хочу, чтобы мои ученики растили в себе только одно чувство любви. Тогда всё произойдёт. Потому что любовь – единственный долгосрочный проект, способный жить“…
– Красиво как я сказал… Мне так нравится. (Улыбается). Взаимоотношения, построенные на любви, ты будешь помнить, сколько бы ни прошло времени. Любое негативное чувство человеческая природа старается забыть, а позитивное оставляет в памяти. Это в какой-то степени инстинкт самосохранения, который в каждом срабатывает. И даже если хорошего было совсем немного по факту. Но со временем это хорошее в памяти увеличивается и становится огромным, событийным. Вот у того же Достоевского в „Братьях Карамазовых“ последний монолог Алёши Карамазова говорит именно об этом, как раз об этой любви. Только она на самом деле формирует и воспитывает человека.

– Вам принадлежит ещё одна фраза: „Когда мои ученики мне рассказывают то, что они чувствуют, я им – то, что знаю“. Что вы имеете в виду?
– Они только вступают в жизнь, поэтому знают пока мало, но чувствуют. И „расшифровать“ это, понять и проанализировать зачастую не могут. Я им даю знания о мире, жизни, ценностях, взаимоотношениях людей, профессии… В том числе те, о которых мы с вами сейчас говорили. Потом они будут рассказывать то, что знают, тем, кто уже что-то чувствует.


Беседовала Светлана Новаковская

Гудок
2-03-2016


Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]
«Система Станиславского — театральная таблица Менделеева», Алла Шевелева, Известия, [13-11-2013]
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, [13-11-2013]
Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА Новости, [12-11-2013]
В Москве прошёл торжественный вечер, посвященный 70-летию школы-студии МХАТ, Канал «Культура», [12-11-2013]
Путин: школа-студия МХАТ славится великими традициями просветительства, РИА Новости, [11-11-2013]
Секунды тишины, Компаньон.Ua, [8-11-2013]
Актера тянет к славе, как оленя — лизать соль, Труд, [8-11-2013]
К 70-летию Школы-студии МХАТ увидел свет её «Семейный альбом», Канал «Культура», [8-11-2013]
Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Легендарные выпускники МХАТа посетят юбилей своей Школы, Московский комсомолец, [8-11-2013]
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Вечерняя Москва, [8-11-2013]
Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, [8-11-2013]
Сохранить свое лицо за 70 лет, Трибуна, [8-11-2013]
Школа-студия МХАТ презентовала «Семейный альбом» к своему 70-летию, Радио «Культура», [8-11-2013]
МХТ представил книгу, посвященную 70-летию Школы-студии, Наталья Курова, РИА Новости, [8-11-2013]
«Второе видение» в Боярских палатах, Свободная пресса, [4-11-2013]
Авангард в движении, Экран и Сцена, [30-10-2013]
Театральный обозреватель «Новых Известий» стала лауреатом международной премии Станиславского, Новые известия, [28-10-2013]
«Я ненавижу комплименты», Лариса Каневская, Новые известия, [25-10-2013]
«Никаких тут правил нет. Никаких», [23-10-2013]
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Наша газета, [16-10-2013]
Шалости гормонов, Майя Крылова, РБК-Daily, [10-10-2013]
Картины Ларионова и Гончаровой переведут на язык театра, Lenta.Ru, [26-09-2013]
Алла Сигалова: Талант заметен сразу. А вот есть ли у него «потолок» – выясняется со временем, Вечерняя Москва, [16-09-2013]
Драматургия слова от Марины Брусникиной, Областная газета (Иркутск), [11-09-2013]
Алла Сигалова: Не могу топтаться на месте, Труд, [10-09-2013]
Московский режиссер Андрей Ураев усадил 15 человек на один стул, D-fakti (Даугавпилс, Латвия), [5-09-2013]
Дифирамб с Анатолием Смелянским, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [23-06-2013]
«Бесы» в Школе-студии МХAТ. Курс Д. Брусникина, http://starkino.livejournal.com/, [17-06-2013]
Отзыв Сергев Волков о двух спектаклях курса Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого, Livejournal.Ru, [17-05-2013]
Айова — Москва: театральный мост, Голос Америки, [15-03-2013]
Гости из будущего: мастерская Константина Райкина, Блог журнала «Театр», [13-03-2013]
Пушкинский. Театральный…, Литературная Россия, [8-03-2013]
Виктор Рыжаков: Ни одна премия не делала меня умнее, счастливее, талантливее, Вечерняя Москва, [27-02-2013]
Достоевский как тест на профпригодность, Канал «Культура», [26-02-2013]
Дмитрий Брусникин: «Когда играл Воланда, в зале сам по себе гас свет», Сегодня (Киев), [20-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
По сравнению с Пушкиным «Гарри Поттер» отдыхает — режиссер Марина Брусникина, Псковская лента новостей, [10-02-2013]
«Система Станиславского — это большой миф», Эксперт, [28-01-2013]
ART / ЭТО ТОЖЕ Я, SNC, [25-12-2012]
Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, Канал «Культура», [13-12-2012]
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АНАТОЛИЙ МИРОНОВИЧ!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [13-12-2012]
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, Канал Культура, [13-12-2012]
Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА «Новости», [13-12-2012]
Письмо младшему другу, Видмантас Силюнас, Экран и сцена, [13-12-2012]
Один из тысячи, Российская газета, [12-12-2012]
…ПОСИЛЬНЕЕ «АССЫ» СОЛОВЬЕВА, ПТЖ, [24-11-2012]
Виктор Рыжаков: «Театр — особая форма духовной деятельности», Театрон, [21-11-2012]
«Гогольревизор». Театр Школы-студии МХАТ, Index-Art, [21-11-2012]
Театральный критик и историк Инна Соловьева отметила юбилей, Канал Культура, [19-11-2012]
«Окончательный монтаж» Pink Floyd, Московский комсомолец, [9-11-2012]
Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Вечерняя Москва, [8-11-2012]
Срез общества глазами актеров-второкурсников Школы-студии МХАТ, Афиша, [31-10-2012]
Виртуозы новой немецкой сцены, Владимир Колязин, Независимая газета, [31-10-2012]
Актерская школа из США привезла в Москву спектакль «Дом Бернарды Альбы», Канал Культура, [18-10-2012]
Жить надо вертикально, [18-10-2012]
И жизнь, и шоу про любовь, Ирина Алпатова, Театрал, [17-10-2012]
Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» — на фестивале «…Станиславский продолжается», Канал Культура, [15-10-2012]
Русская театральная школа: миф или сохранение традиций?, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [13-10-2012]
Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА «Новости», [11-10-2012]
«Это тоже я»: серия монологов в «Практике», Ваш досуг, [10-10-2012]
Студенты школы-студии МХАТ сыграли реальных людей с улицы, Метро, [8-10-2012]
Премьера спектакля «Это тоже я», Русский блогер, [6-10-2012]
Попытка диагноза, Александра Машукова, Ведомости, [5-10-2012]
Фестиваль «Текстура» в Перми: Опять ждем перемен, Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2012]
Современность, которая стала историей, Российская газета, [2-10-2012]
Казимир Лиске: «Творчеством надо заниматься там, где тебя понимают», Новая газета в Нижнем Новгороде, [28-09-2012]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru