Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта

Виктор Борзенко, Валерий Яков

В скором времени в Et Cetera начнется очередное строительство (театр расширяет свою площадь), а в легендарной «Маяковке» – долгожданная реконструкция. Два эти события связаны тем, что и стройкой, и реконструкцией будет руководить один человек – Леонид ОШАРИН. 

– Леонид Вячеславович, хотелось бы начать с весьма примечательного факта. Мало кто знает, что вы не только директор Театра им. Маяковского, директор его Сцены на Сретенке, но и возглавляете, к тому же, театр Et Cetera…
– Все началось с того, что я в Et Cetera курировал стройку, работая в Театре им. Маяковского, но недавно меня назначили и директором Et Cetera. Александру Александровичу сложно было отказать.

– Не позавидуешь – работа на два фронта.
– Фактически на три. Потому что я еще и руководитель продюсерского курса в Школе-студии МХАТ. С Владимиром Георгиевичем Уриным мы первый курс набрали.

– Это курс будущих директоров?
– Он называется продюсерский факультет. То есть, в принципе, он готовит к продюсерской деятельности и к руководящей работе в театре.

– По какому критерию вы студентов отбираете? Нужен, наверное, минимальный опыт в администраторской сфере?
– С опытом работы было бы, конечно, идеально. Хорошо, если бы люди шли за вторым высшим образованием. Но идут, в основном, вчерашние школьники, которые о продюсировании имеют весьма общее представление. 

– Еще, наверное, и звучит престижно: Школа-студия МХАТ, продюсер, директор.
– Да, не все, в принципе, понимают, какую судьбу выбирают, но наша задача увидеть в абитуриенте потенциал и максимально дать ему те знания, которые необходимы в профессии. А дальше ребята уже сами достигнут нужного уровня, если не будут лениться. Жизнь подкорректирует их навыки.
Мы набрали 22 человека. Если хотя бы шесть человек из них останется в профессии, – это будет очень хорошо.

– Ваши коллеги не раз говорили о том, что сегодня просто катастрофа с кадрами: директор театра – профессия штучная, на вес золота. Бывает, что место остается вакантным целый сезон, а то и больше…
– Так и есть. Все дело в том, что в России (в силу целого ряда причин) не первый год наблюдается кризис института директоров. И вся надежда на молодежь – ту самую свежую кровь, которая всегда очень нужна.

Но тут ведь какая еще проблема? Прежде чем стать директором или заместителем директора, необходимо получить опыт. Как правило, для этого нужно поработать администратором, но поскольку сфера бюджетная, то зарплаты не самые высокие (в среднем – 30-40 тыс. рублей). Не все готовы идти на такой риск, часто переходят в смежные профессии, от чего театральное дело, конечно, страдает.

Хотя надо отдать должное современной молодежи: сейчас встречаешь очень много активных, талантливых людей, которые готовы рвать и метать во благо своего театра.

– То есть главная цель – растить не своих приемников, а именно последователей?
– Это, на самом деле, идет уже не первый год. Чем отличается Школа-студия МХАТ? Там каждый курс ведет либо директор, либо продюсер. Одним курсом руководит, например, директор «Мастерской Фоменко» Андрей Воробьев, другим – экс-директор МТЮЗа Марк Литвак, третьим – продюсер Аркадий Цимблер, четвертым – продюсер международных программ МХТ Александр Попов. То есть это все люди, которые не понаслышке знают о нашей профессии. Лично я рад тому, что оказался в паре с Владимиром Уриным. Потому что для меня это первый опыт, я только-только начал преподавать.

– Если говорить о театре, то здесь вы начали уже давно. Сейчас сразу три театра на ваших плечах. Наверное, вам нужны хорошие помощники, тем более что Et Cetera приступает к очередному строительству…
– Здесь история такая. Я бы никогда не согласился брать на себя еще один столь ответственный фронт работы, если бы в Et Cetera не сохранилась та команда, которую я сам создавал. Она мало чем изменилась за годы моего отсутствия. Там есть на кого опереться. И, кстати говоря, в Театре им. Маяковского тоже уже сформирована такая команда, которая многие задачи может решать самостоятельно (мы только стратегическое направление определяем вместе). Не было бы столь сильных команд, я бы на предложение Калягина вынужден был отвечать отказом.
– Но а в стройку ввязываться сейчас, когда на дворе кризис, не страшно?
– Строительство меня совсем не пугает. Наоборот. Оно крайне необходимо театру, потому что здание Et Cetera, грубо говоря, недостроили. Здание стоит просто обрубленное, хотя, по первоначальному проекту, его центральный вход должен быть на Мясницкой улице – там, где сейчас пустырь. Есть возможность сделать настоящую театральную площадь – так, что этот уголок Москвы приобретет, наконец, завершенный вид. 

– А что там будет? Кажется, у театра появится, наконец, полноценная подземная парковка…
– Нет-нет, никаких подземных историй там не будет, поскольку под этой площадью проходят коммуникации метрополитена. Некоторые вентиляционные каналы и шахты построены в 1935 году. Их трогать мы, естественно, не станем. Теоретически это возможно, но такой проект обошелся бы для города в разы дороже, да и вряд ли нам удалось бы реализовать его в ближайшие годы. Поэтому решили остановиться на традиционном варианте. Это будет завершение фасада здания и строительство новых помещений общей площадью порядка 3,5 тыс. квадратных метров.

– Что там будет?
– Во-первых, там будет главный вход уже с нормальным фойе. Сейчас, насколько вы помните, в нашем фойе располагается и буфет, и гардероб. Кроме того, оно совершенно не рассчитано на то количество людей, которое может вместить наш зрительный зал. Соответственно, все это переносится во входную группу в новый корпус.

Во-вторых, будут, наконец, построены дополнительные помещения: репетиционные залы, карман основной сцены. Строители расширят площадь малой сцены. К тому же, появится место для хранения декораций. 

– Парковки как-то предусмотрены?
– С парковками очень серьезные проблемы. Скорее всего, проект не будет предусматривать ни одного парковочного места. Ввиду исторически сложившейся застройки паркинг может быть только под землей.

– Бывает еще и паркинг наверху.
– Мы думали и об этом. Все варианты прорабатывали, включая даже наземную парковку прямо перед театром. Но все-таки огромное количество вентиляционных шахт не позволяет разместить там стоянку машин. Впрочем, на Тургеневской площади возле банка ВТБ-24 есть подземный паркинг на несколько сотен машин. Это всего лишь в ста метрах от театра, и наши постоянные зрители давно им пользуются.

– В этом плане в Театре им. Маяковского ситуация, видимо, гораздо хуже…
– Реконструкция Большой Никитской улицы, к сожалению, лишила наших зрителей последней надежды хоть как-то припарковать машину в окрестностях. Остались только платные карманчики под два-три автомобиля, которые, понятно, всегда заняты. Жалуются не только зрители, но и артисты: во дворе театра места тоже очень мало. Там часто проводится погрузка декораций. Но даже если он свободен, припарковать можно не больше четырех машин. 

И вряд ли ситуация в ближайшее время изменится. Насколько я понимаю, у города нет стратегической задачи сделать дополнительные паркинги в центре. Напротив, политика направлена на то, чтобы разгрузить центр от автомобилей. Хочешь в театр? Езжай на общественном транспорте либо на такси. Видимо, так.

– Еще одна тема, связанная с инфраструктурой, – театр и инвалиды. Такое ощущение, что сегодня, к счастью, инвалиды активнее стали посещать театры – появились пандусы и подъемники…
– Так и есть. Хотя, признаться, В театре Маяковского подъемников еще вы не найдете.

– Старинное здание…
– Да, в этом году ему исполняется 130 лет. Мы стоим в первой очереди на реконструкцию. Нам пообещал и министр культуры Москвы Александр Кибовский, и вице-мэр столицы Леонид Михайлович Печатников, что нас должны включить в адресно-инвестиционную программу 2018-2021 года. Внешне здание находится в более-менее нормальном состоянии. Но с точки зрения инженерных сетей, состояние его очень плачевное. Последний капитальный ремонт проводился здесь 60 лет назад. Все остальное – это лишь «косметика». Множество слоев краски, сгнившие трубы, отсыревшие провода, высохшая изоляция и т.д. Даже фундамент и перекрытия подлежат замене и укреплению. Поэтому новый проект предполагает реконструкцию всего комплекса зданий, учитывая в том числе и монтаж подъемников для инвалидов. В данный момент инвалидов приходится поднимать просто на руках.

– Между тем, они довольно частые гости в вашем театре.
– Да, приходят, мы помогаем. И это, конечно же, радует. В театре Et Cetera аналогичное сотрудничество началось немного раньше. Мы и фестиваль там проводили «Кино без барьеров», когда посещало театр до 50-ти колясочников. Бывают целевые спектакли, когда приходит порядка 25-30 колясочников. Но поскольку в зрительном зале поставить такое количество колясок негде, то часть из них размещаются в двух боковых сценах – там есть свободный доступ и заехать туда довольно легко.

– То есть они смотрят спектакль на уровне сцены?
– Да. И количество таких мероприятий в Et Cetera становится все больше и больше.

– Кроме того, вы ведь довольно активно развиваете свои интернет-ресурсы: ваши зрители могут смотреть спектакли в сети, хотя некоторые директора против подобных нововведений…
– Я смотрю на это как раз с оптимизмом, поскольку, во-первых, глупо идти наперекор современным интернет-технологиям, а, во-вторых, человек увидит спектакль в сети и ему захочется прийти в театр – посмотреть его воочию. Несколько лет назад СТД проводил конкурс на лучший театральный сайт России, и мы («Маяковка») получили гран-при. И с тех пор он у нас уже несколько раз модернизировался. Сейчас мы опять очередную модернизацию сайта проводим с той целью, чтобы быть для зрителя максимально доступными. Сайт фактически начинает превращаться в инструмент продажи билетов. Преимущество в том, что в отличие от других интернет-касс ты покупаешь билеты без посредников.

– А билетная мафия сегодня есть? Вы сталкивались со спекулянтами?
– Спекулянты появляются, как только выходит удачный спектакль и все билеты, особенно в выходные дни, заранее раскупаются. Перекупщики это чувствуют и, как правило, появляются возле кассы – предлагают билеты с рук.

– Вы как-то боретесь?
– Бороться с этим можно только развивая продажу электронных билетов. Хотя и там еще недавно паразитировали так называемые роботы-спектакулянты… Попробую объяснить. Когда целый ряд театров ввели у себя на сайтах возможность надолго бронировать билеты с выкупом через несколько дней, спекулянты мгновенно этим воспользовались и в первые же дни продаж стали бронировать по много билетов на длительный срок. То, что удавалось им сбыть из этой брони, они, естественно, выкупали, а остатки возвращали театру. В итоге, мы несли серьезные убытки, поскольку нельзя ведь проверить, кто именно забронировал билеты – спекулянт или потенциальный зритель. Наконец, мы решили значительно сократить время брони. И сократили до 30 минут. Покупаешь билет в течение 30 минут, он – твой. А нет – не судьба.

– Больная тема для любого директора: театр и старшее поколение артистов. С одной стороны, труппы переполнены, с другой – не принято расставаться с артистами, которые достигли пенсионного возраста, иначе потеряется сама суть русского репертуарного театра, у которого всегда были свои «старики»…
– Проблема действительно наболевшая. Однако для Театра им. Маяковского никакой катастрофы она не представляет. Сейчас у нас в труппе шесть возрастных артистов, которые не выходят на сцену, но театр платит им зарплату, оказывает социальную помощь, что абсолютно в порядке вещей. Если в театре таких артистов 15-20 человек, то финансово это было бы обременительно, и, видимо, такие театры есть.

У нас, например, до сих пор в труппе народная артистка СССР Татьяна Карпова, которой недавно исполнилось 100 лет. Она давно не играет, но всегда с нами, и мы с удовольствием помогаем ей. Природа русского репертуарного театра такова, что когда человек проработал в труппе 30-40 лет, с ним не принято расставаться. Тем более что наши не играющие возрастные артисты до сих пор надеются и верят, что еще непременно выйдут на сцену или хотя бы в чем-то другом помогут родному театру. Разубеждать их нельзя и лишать такой возможности – тоже.

– Римас Туминас, конечно, хорошую историю придумал, когда собрал всех корифеев в своей «Пристани».
– В принципе, у нас старшее поколение тоже загружено достаточно серьезно. Мы стараемся, чтобы у каждого актера было по пять спектаклей и больше. Когда пришел Миндаугас, мы в первый год заняли 75 человек.

– Это те люди, которые давно ждали ролей?
– И они в том числе. Тот же Анатолий Лобоцкий и Татьяна Аугшкап по 10 лет не играли ничего нового – участвовали только в старых спектаклях. Но с приходом Миндаугаса внутренний ритм театра поменялся (сейчас у нас выходит от шести до восьми премьер в сезон), отчего загруженность получается достаточно серьезная. У нас три площадки. Поэтому даже если по две премьеры на каждой сцене поставить, то вот уже шесть получается.

– А лично вы, как директор, отвечаете и еще за две площадки в театре Et Cetera. Мы опять возвращаемся к той же теме, но все равно – очень интересно узнать, у вас не возникает внутреннего раздрая, когда появляется материал, который можно было бы с одинаковым успехом поставить там или там?
– Нет. Это невозможно. Потому что конкуренции между театром Et Cetera и Театром Маяковского нет никакой. Это два абсолютно творчески полноценных коллектива – со своей историей и со своим репертуаром, и со своей художественной программой. У каждого театра есть свой зритель и репертуар не пересекается.

– Не пересекаются, но между тем, каждый театр мечтает привлечь молодежь, чтобы обязательно была, как вы говорите, свежая кровь. Делают ставки на талантливых, хорошо себя зарекомендовавших ребят, которых, в общем-то, немного…
– Понимаю, о чем вы говорите. Но все же на данный момент между нашими театрами не возникало никакой конкуренции. Все дело в том, что здесь разные репертуарные подходы. Художественную программу Театра им. Маяковского определяет Миндаугас Карбаускис, а театром Et Cetera в творческом плане руководят Роберт Стуруа и Александр Калягин – художники совершенно разных стилей. Конечно, чисто теоретически интересы к кому-то из приглашенных режиссеров могут пересечься, но я смотрю на это спокойно: Москва большая – всем места хватит. 

– А в психологические проблемы коллективов вы вникаете? Это же классическая история в любом театре: в кабинет заходит одна актриса – жалуется. Приходит следующая – жалуются на ту, которая только вышла. Природа театра.
– Ну, на самом деле, нет такой острой проблемы. Естественно, возникают разные ситуации, небольшие конфликты, мелкие нестыковки, но над творческим процессом они не превалируют. У нас в Театре им. Маяковского в сезон работает, как минимум, пять режиссеров. Даже если в каждом новом спектакле будет занято по десять человек, это уже получится полсотни артистов. При таком насыщенном ритме жизни заниматься интригами просто некогда. То же самое и в Et Cetera. Как у Чехова: дело надо делать.




Справка
Леонид Ошарин
Родился: 22 января 1973 года
Образование: Ивановский государственный энергетический институт. Аспирантура Российская академия государственной службы при Президенте РФ по специальности «управление государственными и муниципальными заказами».
Театральная карьера: с 2001 года работает в Москве: начинал в должности заместителя директора по художественно-постановочной части в театрах «Человек» и «Жар-птица». Затем перешел на работу в театр Et Cetera, где работал главным инженером, заместителем директора по строительству нового здания, а с 2005 года — директором театра.
В 2011 году назначен директором Московского академического театра имени Маяковского, в 2015 году — директором театра Et Cetera.







Театрал
3-10-2016


Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru