Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Молодой МХАТ на иркутской сцене
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором»

Денис Сутыка

На вручении дипломов в Школе-студии МХАТ сообщили неожиданную новость. Оказывается, курс Виктора Рыжакова не будет пробоваться в театры, а останется единым коллективом. В связи с этим корреспондент «Театрала» задал несколько вопросов руководителю курса, худруку Центра Мейерхольда Виктору Рыжакову.

– Виктор Анатольевич, слышал, что инициатива создать Студию исходила от самих студентов?
– Ну, не совсем так, конечно! Дело не столько в их инициативе, сколько в том, что за четыре года жизни в мастерской у большинства сложилось понимание достоинств коллективного существования и даже нашлось такому желанию практическое подтверждение. Последние полтора года мы регулярно участвовали в разных фестивалях и много гастролировали. И после все вместе много разговаривали, обсуждали, спорили. Вот тогда в этих беседах сложилось это непростое решение. Да, история такая случается не часто, это скорее исключение из правил. Люди нашей профессии по природе своей индивидуалисты. А театр – это все равно дело командное, какигра в футбол. Невозможно же просто колотить в ворота и стать первоклассным игроком. Станиславский бесконечно настаивал, театр – искусство коллективное. Поэтому, чтобы «играть в театре», нужно быстрее всего осознать, что ты особенная боевая единица, но всё же часть единого целого. Казалось бы, прописная истина, но обрести это знание – трудноватая задача.

– Собственно и в жизни так. Каждый сам хочет забить свой гол…
–Ну, если согласиться с тем, что театр – это модель мира, то в нем так же сложно научиться жить и работать, как и в социуме. Если мы не будем пытаться этого делать, то мир попросту рухнет. Театр всё-таки не изобразительное искусство, где вполне себе возможно существовать автономно. И даже не оркестр, у которого хотя бы есть фиксированная партитура. Театр по своей сути еще более эфемерен. В его организации множество скрытых подводных камней и особенностей, которые требуют постоянного внутреннего труда, пристального внимания, невероятного терпения и бесконечного поиска. К тому же театр – это искусство, существующее во времени: здесь и сейчас! То, что было откровением вчера, сегодня уже банальная очевидность. Меняется язык, законы восприятия, интонации, появляются всё новые и новые технологии. Поэтому и художник, пытающийся разобраться в мироустройстве, естественно, не может оставаться вне контекста нового времени. Проще говоря, то, что происходит за окном, и есть действительная реальность, которая не может не воздействовать и не изменять нас, точно как и зрителей, почему-то спешащих в театральные залы, которые так же вовлечены во все эти события и являются ее составляющей частью. Мир изменяется каждую секунду. И то, что театр – искусство, существующее во времени,– еще одна сложность, которую необходимо осознать. Вот и оказывается, что вкалывать и учиться этой профессии приходится всю жизнь.

– Как вам кажется, может быть, время и создало предпосылки к тому, что студенты решили объединиться в Студию? Так ведь было и со Студией Вахтангова, и со Студией Мейерхольда, да мало ли с кем еще…
– Скорее всего, это взаимосвязанный процесс. Само время требует сегодня более сложной и четкой организации театрального дела, новых моделей театрального строительства. Еще более изощренным становится действительность, еще сложнее и крепче должны срабатывать механизмы организации любого человеческого сообщества. Мне бы хотелось, чтобы всё в нашем «будущем» складывалось естественным путем. Совместное житие – тонкая композиция, живая. Предугадать результат заранее почти никогда невозможно. Разговор о человеке идет с первого дня жизни там, где родители создают среду, в которой хотели бы, чтобы малыш развивался в полноценную самостоятельнуюличность.

Так и в театре. Конечно же, не всё и не всегда получается, но для меня это самый важный процесс: понять что-то про себя за эти годы важнее, чем что-то раз и навсегда закрепить. Научиться терпению, почувствовать вкус к преодолению важнее, чем безошибочно выговаривать сложнейшие скороговорки. Обрести за эти четыре года вкус к совместному фантазированию, сочинительству и каждодневному труду важнее иного понимания. Научиться бесстрашно падать и ошибаться – важнее твердой поступи и самонадеянной уверенности в своих умениях.

Полюбить сам процесс бесконечного поиска, полюбить эту повседневную «трагичную жизнь» и театр, как познание этой жизни, – вероятно это и есть наше искомое… Вообще нет большего человеческого счастья, чем научиться любить свое дело. Ведь мы знаем, что когда человек влюблен, он самый счастливый. Поэтому так важно уже в школе пристраститься любить сам этот процесс и все трудности, которые с ним связаны. Ну, как полюбить летать что ли, где всегда надо преодолевать некие преграды и собственно страх…

Мне кажется в этом и кроется секрет прекрасной, а с другой стороны, чудовищной профессии под названием театр. И еще. Искусство актера – человековедение чистой воды. Опасная зона! Вот и выходит, что наше объединение сегодня, скорее осознанная потребность совместного лабораторного пути на этой особенной территории. Амбициозная?! А как иначе?! Хочется же всей командой сразу в Лигу чемпионов!

–Только что закончились вступительные экзамены. Понятно, что у каждого мастера субъективный подход. И все же, когда вы видите, что все ребята талантливы, но нужно сделать выбор, какими критериями вы руководствуетесь?
– Не могу сказать, что это всегда рациональный процесс. Но скорее всего, настоящий выбор происходит только тогда, когда ты пытаешься складывать картину «целого». Сегодня поступает очень много талантливой молодежи. Вообще каждый человек одарен по-своему. Но распознать меру и особенности его таланта, создать среду, в которой он раскроется – это задача уж точно непростая. Большинство людей в силу различных жизненных обстоятельств закрыты. Талант же актерский – это особенные свойства: способность оставаться открытым, почти бесхитростным, обаятельным, заразительным, жизнелюбивым. Не знаю, может кто-то определяет его и по-другому.

В актерство чаще всего идут люди, которые, несмотря ни на что, умеют радоваться жизни. Им хочется вызывать в других эмоции, им нравится, когда люди улыбаются или плачут. Причем плачут не от отчаяния или злости, а от открытия и осознания каких-то простых вещей. От неожиданного понимания того, что как бы судьба ни складывалась, человек живет, любит и, увы, умирает. Художник – это ведь необычный человек, человек, который не согласен с устоявшимся порядком вещей на Земле. И перед ним, по большому счету, стоят непростые задачи: сделать так, чтобы в мире стало чуть теплее, чуть радостнее. Это такие простые человеческие вещи, о которых мы часто забываем.

Нередко искусство театра стараются подменить каким-либо интеллектуальным знанием, а иногда впадают в герметичность: театр отказывается от внимания к человеку и занимается самим собой. Когда мы пытаемся рассказать про самих себя и себе подобных, выразить свои трудности перевода этой жизни, возникает что-то очень ценное для тех людей, которые почему-то, несмотря на большое количество развлечений и возможностей иного времяпрепровождения, приходят в театральный зал. Ведь ни для кого уже не секрет, что театр – это не актеры, репетирующие спектакль, и не зрители, приходящие в зал, а те часы и минуты, когда они сходятся в едином пространстве. В этот момент и может возникнуть ТЕАТР. То есть зона особенного соединения, какая-то другая реальность. А все остальное – подготовка. Все делается ради того, чтобы две эти стороны получили что-то чрезвычайно важное от этого взаимного схождения. 

– Вы сказали, что художник должен быть не согласен с действительностью…
– Да, художник – это человек, который не согласен с тем, как устроен наш сумасшедший мир. Но это не значит, что чтобы его изменить, нужно устраивать революцию. Есть более тонкая сфера духовного мира. Человек, пришедший в компанию, где царит уныние, и изменивший ее атмосферу, уже творец. А творчество в повседневной жизни может проявляться бесконечно.Только человек должен это скорее понять и начать самостоятельно создавать свой неповторимый счастливый мир. 

– Простите, если резко меняю тему, но хочется спросить: а что тревожит вас сегодня как режиссера?
– Собственное несовершенство. Вот кажется, что уже многое пройдено и многое научился понимать, но в какой-то момент видишь, что вообще ничего не знаешь про эту жизнь и вновь ощущаешь свое бесконечное несовершенство. А самое большое отчаяние заключается в том, что невозможно противостоять злу. Совсем рядом война, а ты ничего не можешь сделать. Там люди гибнут, а ты не знаешь, как их от этого уберечь. Несовершенство – налицо!Ты не можешь организовать свою жизнь, защитить людей от страданий, неправильных действий и поступков. Сам совершаешь бесчисленное количество ошибок.А может, если говорить цинично, смысл самой жизни человека заключается в этом проклятом бесконечном «сизифовом труде». Смешно?! Но с другой стороны, мы же знаем, что мечты непременно сбываются, вот только нельзя перестать катить этот камень. Важно присутствие!

– Вас часто сегодня приглашают на экзамены в другие вузы. Какие проблемы в сфере актерского образования могли бы выделить?
– Да, проблем всегда много. Это же живой процесс. Но главная наша ошибка одна: мы часто занимаемся собой, а не делом. Начинаем спорить, как и по какой школе лучше учить, ссылаемся на авторитетов и учителей. Давно пора осознать: нет школы Станиславского! Она умерла вместе с ее величайшим автором! Но есть его поистине уникальное наследие, которое помогает развиваться и познавать профессию в современном контексте. К. С. оставил нам красные флажки, которые помогают не сбиться с пути. И все же, до сих пор находятся «специалисты», которые пытаются непременно дословно перенести его «систему» в нынешний день, причем всегда это выглядит, как безнадежно «испорченный телефон».

Если ты называешь себя последователем Станиславского, не забивай никому мозги и не вводи в заблуждение учеников, что ты представляешь им школу великого артиста. Школа – понятие глубоко личностное. А это уже твое понимание, твоя интерпретация и значит твоя «школа». Твоя ответственность! Ты сам учитель! Вот и пытайся разобраться и создать нечто последовательное и, конечно же, уже свое новое понимание пути. Мне кажется, что практикующий в школе человек не должен бояться брать на себя ответственность. Кто-то мне возразит и скажет, мол, ну да, тогда мы таких дров наломаем. Однако не наломав дров, никто и никогда ничему не научится. В Школе-студии МХАТ у каждой мастерской свой путь. Нет повторяющихся педагогических систем. Мастерская Брусникина не боится пускаться в новые для школы практики изучения реальной действительности, Золотовицкий с Земцовым постоянно обновляют арсенал педагогического инструментария… Кирилл Серебренников, не имея педагогического опыта, рискнул набрать актерско-режиссерский курс и собственной практикой доказал, что скорее надо учиться не по каким-то «чужим методикам» и «системам», не утверждать исключительную правоту своей Школы, а, собственно, вновь по крупицам собирать свою театрально-педагогическую практику, строить свой идеальный театр, и дело сладится.

Разве не только в работе и поиске рождается новая школа?! А значит, традиция непрестанной и бесстрашной селекции новых тенденций и направлений, привитая Школе-студии еще Табаковым и Смелянским, работает. Ну, а у кого-то другой ориентир: что на все это скажут наши праотцы?! Когда человек боится делать самостоятельные шаги, он обращается ко всем мыслимым и немыслим источникам, начиная со Станиславского и заканчивая Священным писанием, да вот только никак не разглядит в нем своего собственного настоящего пути.

– Вы довольно много работаете с современной драматургией. Простите за наивный вопрос, но лично вы что в ней находите?
– Да ведь во все времена театр не мог существовать без современного текста. Это его естественная необходимость.Через многоголосье новой драматургии можно расслышать сегодняшнее настоящее. Для меня труды Гоголя, Островского, Толстого, Достоевского имеют огромную ценность. Но и тексты Ивана Вырыпаева лежат с ними на одной полке.

Все знают: Московский Художественный театр состоялся не на пустом месте. Если бы театр последовательно не работал с современной драматургией, с произведениями Чехова, Горького, Булгакова, Андреева, то неизвестно, как бы сложилась его судьба. Эти авторы начинали свою авторскую историю на сцене в Камергерском. Собственно и этими открытиями сегодня знаменит МХТ. Если мы говорим о том, что современную драматургию обвиняют в банальности или мелкотемье, то почитайте, что писали о Чехове или Булгакове в их время. А о Володине?! Какое было противостояние! И тогда одергивали театр: у нас есть классика, зачем вам еще что-то новое и несовершенное? Какая новая драма, что вы предлагаете?! И Петрушевская в 80-е годы тоже была неудобным новатором, а сегодня ее причисляют к советским классикам. Тоже ведь тогда не вписывалась в привычный порядок теми драматургические стандарты. Да сколько еще примеров.

За последние 10-15 лет появилось много талантливых драматургов, смело практикующих, изучающих современный театр, работающих в новом языковом пространстве и потрясающе слышащих время. Время же и покажет, кто из них вырастит в «великих мастеров драмы», о которых будут потом непременно писать в учебных пособиях. Постоянно читаю новые пьесы, со многими авторами общаюсь и работаю, за некоторыми пристрастно наблюдаю. А быть может, скоро мы переживем новый ренессанс.

Словом, то, что традиция работы театров с современной драматургией вернулась – большая общая победа. Еще вчера от слов «новая драма», «современная драматургия», у многих «деятелей театра» менялось выражение лица, а сегодня – это неотъемлемая часть тетра. И для того, чтобы появился «новый Чехов», нужно создавать насыщенную питательную среду. Именно в серьезном литературном контексте и рождается настоящий АВТОР – только не в пустоте.

Новые известия
11-08-2016


Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru