Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Молодой МХАТ на иркутской сцене
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым»
Педагог и режиссер самого обсуждаемого театрального проекта – о своем новом курсе и о том, каким должен быть современный театр.

Интервью : Александра Мендельская

В терминологии современного театра «брусникинцы» – совершенно обособленное понятие. Его нельзя определить форматом, потому что, в первую очередь, Брусникин – реформатор, ратующий за театр без границ, и его Мастерская – это поток бесстрашных экспериментов, в котором задействована плеяда топовых режиссеров, продюсеров, драматургов и, конечно, несколько поколений выпускников Школы-студии МХАТ. Будучи центром притяжения этих творческих единиц, Дмитрий Владимирович Брусникин виртуозно дирижирует их «броуновским движением», подбирая нужных авторов, пространства и главное – идеи, которые впоследствии обречены стать коммерчески успешными. И пока «старшие» не вылезают из новостной повестки театрального мира и делают заметные шаги в кино, знаменитый мхатовский наставник взращивает следующий курс. Уже в этом сезоне второкурсники готовы представить на суд зрителя свою первую самостоятельную работу: 19 и 20 октября они покажут вербатим – жанр документального спектакля, ставший визитной карточкой «брусникинцев» – «До и после» на фестивале TERRITORIЯ 2016. В преддверии этого события Bazaar.ru не упустил шанс первым познакомиться с новым набором Брусникина, а также поговорить с режиссером о его отношениях с разными поколениями студентов, о составляющих успеха современного театра, а также о том, есть ли жизнь после Мастерской.

Режиссер и педагог Дмитрий Брусникин давно известен публике, но феномен «брусникинцев» возник сравнительно недавно. Как вы думаете, почему именно выпуск 2015 года смог «выстрелить» и превратить Мастерскую Брусникина в столь востребованный театральный бренд?

Я, честно говоря, до конца не понимаю, в чем причина. Я давно занимаюсь педагогикой, и те прошлые курсы, на которых я преподавал еще вместе с Аллой Борисовной Покровской, с Романом Ефимович Козаком, в большинстве своем были достойны того, чтобы из них делать труппы. Но обстоятельства не складывались, а причины разные. Например, у Романа Козака был Театр им. Пушкина, и туда уходили многие выпускники: сейчас труппа этого театра по большей части из них и состоит. 

Но было же в этих ребятах что-то особенное?

Определенно, произвел сильный эффект экзамен, который мы делали на первом курсе на основе новой методологии – вербатима. Мы никогда раньше в Школе-студии МХАТ таким не занимались. Этот спектакль захотели взять себе сразу несколько театров: мы остановили свой выбор на театре «Практика». Так родилась постановка «Это тоже я», которая до сих пор там идет, и скоро в ней примут участие нынешние мои второкурсники.

Вы можете сказать, что «брусникинцы» – продукт своего времени?

Время влияет, но не в том смысле, что оно какое-то другое. Я много раз говорил, что создание театра – это не чья-то конкретная воля. Это не была воля одного Юрия Петровича Любимова – создать «Театр на Таганке», и не была индивидуальная воля Олега Николаевича Ефремова – создать «Современник». Это ситуация такая: конкретному обществу необходим способ выражения через этих людей. Не просто так собрались в одном месте талантливые люди, и все получилось. В этом есть некое таинство.

Cоздание театра – это не чья-то конкретная воля

Вы как-то повлияли на то, что ребята остались вместе после выпуска?

Людям необходимо вокруг чего-то собираться, и в данном случае они собираются вокруг меня – и так уже несколько поколений. При этом и младшие выпускники, и старшие хотят быть вместе. Есть центр, который их притягивает, но в то же время это некая самостоятельная форма театра. Фильтрация людей, пожалуй, в большей степени зависит от меня. И наша методология – это попытка не закрыть дверь, а открыть. Но не стоит относиться к этому как к проходному двору, куда может забежать любой, натворить что-то и убежать. Попыток сохранить труппу через спектакль было много, но, к сожалению, организационно это сложно сделать. Поэтому у меня всегда была мечта – создать такое экспериментальное пространство, где эти спектакли могли бы жить и перерастать во что-то новое.
Дмитрий Брусникин, свитер Uniqlo, пиджак Thom Krom

Театр «Практика» стал таким экспериментальным пространством?

Театр «Практика» сейчас больше всего похож на такую площадку. В какой-то степени ею стал и Центр им. Вс. Мейерхольда. Хотя, откровенно говоря, в Москве экспериментальных пространств практически нет. Министерство культуры пытается все время реорганизовывать театры, а их не надо реорганизовывать, их надо отдавать молодым, реформировать. Современный театр невозможно строить на воспоминаниях: поддерживая несуществующие театры, искусству пользы не принесешь. Нужно делать театральные центры и экспериментировать – в этом моя цель. Мне кажется, многие театры Москвы должны переориентироваться на такой формат.

Театр существует для зрителя, который, будем честными, не всегда воспринимает новые форматы. Как переориентировать публику?

Надо создать пространство, где люди имели бы возможность пробовать, в том числе и публика. При этом важно, чтобы это не превращалось в «театр одного актера», как это происходит на некоторых площадках.

Вы хотели бы сохранить эту форму театра, этот актерский состав?

Ничего не надо сохранять, не люблю я этих терминов. «Сохранять» – это охранять, то есть как будто выставили охрану, и никого не пускают. И в какой-то момент то, что охраняется, превращается во что-то неживое, экспонатное, как в музее. Система не развивается, нет кислорода. Я убежден, что на этом принципе построена и система Станиславского: она не закончена, она развивается каждую секунду. Меняются мир, восприятие, технологии – это все составляющие системы.

Поддерживая несуществующие театры, искусству пользу не принесешь

А что, по-вашему, необходимо театру, чтобы существовать?

Понятно, что есть какие-то базовые вещи. Например, лет 30 назад понятия «малая сцена» не существовало: когда мы открывали Малую сцену МХАТа, это было единственное в своем роде пространство в стране. Открывали его Анатолий Александрович Васильев, Кама Миронович Гинкас, Роман Григорьевич Виктюк – все основные режиссеры революционного толка, пришедшие за Товстоноговым, Ефремовым. А театр на кухне? А театр в квартире? Все это отдельные формы, которые имеют право на существование. Но, я думаю, сейчас в театре роль художника стала наиболее значимой. Раньше у художника была больше оформительская функция, а сейчас визуальная идея имеет большое влияние на общее восприятие постановки. И это невероятно интересно, не говоря уже о том, что художник может фактически создать театр без актера. Безусловно, и продюсирование должно быть на уровне, и новые интересные площадки – это все необходимо для существования театра.

Вы преподаете с 1990-х годов: когда для выпускников актерских вузов была более благоприятная ситуация – тогда или сейчас?

Мне больше нравится то, что происходит сейчас – эти молодые люди более свободны. Раньше выпускник любой театральной школы должен был идти на показы в театры и там во что бы то ни стало «продать» себя. На последних курсах редко удавалось сохранять дружескую атмосферу, начинались разлады – и человеческие, и профессиональные, потому что студенты нервничали из-за своего будущего. Более перспективные оставались при театрах, и это была ситуация зависимости. «Неоперившиеся» актеры влетали в театральный мир, начинали обслуживать театры и их потребности и часто пропадали, исчезали там. Несмотря на то, что в вузе подавали большие надежды.

То есть сейчас в Мастерской у актеров есть возможность продолжить обучение, остаться под вашей опекой?

На самом деле Школа-студия МХАТ предлагает к моменту выпуска такой продукт, который вполне конкурентоспособен, а зачастую даже опережает многие театры. Коллектив более живой, экспериментальный – и в его успехе много составляющих. Но дело еще вот в чем: за время преподавания я наблюдал много проектов, которые умирали по окончании обучения. И мне всегда было невероятно жаль их бросать: столько сил и времени вложено, а все остается на уровне очередного экзамена. А ведь рождаются и совершенно уникальные вещи – не с точки зрения какой-то продюсерской задачи, а с точки зрения живого творчества.

Одна из ваших выпускниц, Анастасия Великородная, как-то призналась в интервью: «Сейчас большую ценность я представляю внутри нашей труппы, а не сама по себе – и я это осознаю». Хочется понять, не является ли Мастерская неким способом продлить студенчество, отсрочить тот момент, когда каждый сам за себя?

На определенном этапе жизни человеку необходимо находиться в команде. Поэтому так сложилось, что в большей части спектаклей, которые выходили в Мастерской, был задействован весь курс. Порой неожиданно даже для меня. В то же время, мы придумали такой проект – моноспектакли. Каждый актер Мастерской должен на протяжении некоторого времени – сезона, двух, трех – поработать в системе моноспектакля: актеру надо найти автора, нащупать свой материал, свое пространство, своего режиссера – и осуществить самостоятельную постановку. И тому есть замечательный пример. Актер Миша Плутахин на протяжении четырех лет обучения показывал множество этюдов: у него была своеобразная идея о Дон Кихоте. Он играл это в какой-то кукольной манере, не в чистой драматической форме. Зная его задумку, я познакомил его с замечательным режиссером Евгением Ибрагимовым – и так родился моноспектакль «Дон Кихот. Послевкусие», который сейчас идет в «Практике». Уникальная вещь. А Женя, поработав с Мишей, предложил Мастерской новые идеи. Вот так сложилось: нам хорошо с ним, а ему – с нами.
Александр Золотовицкий, Оскар Нигамедзянов, Никита Ковтунов и Кирилл Одоевский, футболки Uniqlo

В одном из интервью вы говорили, что деления на амплуа сейчас нет и по типажам вы не отбираете студентов. Каким образом тогда происходит отбор в Школу-студию?

Он происходит чудесным образом, у меня нет какой-то методологии. «Щелкает» или нет, происходит контакт или нет. Бывает, конечно, я ошибаюсь.

Каким образом тогда собирается тот или иной состав спектакля? В репертуарном театре все понятно: есть определенный актерский состав, внутри которого худрук распределяет роли. Вы же делаете некую новую форму театра, где люди приходят, уходят, меняются режиссеры, поколения, есть студенты, есть состоявшиеся актеры… Каким образом все оказываются на своих местах?

На первом курсе идет общая работа, а со второго курса они расходятся по педагогам и делают отрывки – на одного, двух, максимум на троих. Как раз у моего нового курса сейчас наступил этот период. А мы и на третьем курсе, и на четвертом выпускали спектакли, в которых сразу участвовали все: «Бесы», «Конармия», «Это тоже мы». Любой спектакль – это живое существо, организм, который программируется на какое-то время жизни. Зная это, педагог, делающий отрывок (акт), понимает, что сейчас ему надо довести артиста до определенного состояния – как спортсмена, чтобы он выдал максимум на экзамене, овладел определенной методологией. Это обстоятельство имеет временное ограничение: они должны прожить эту пьесу, сыграть ее не в комнате, а на большой сцене. Но бывает, когда творчество доходит до определенной точки, когда нельзя остановить, и у режиссера, педагога случается открытие – и что тогда с этим делать? В этом смысле нет никаких законов: только те, которые определены этическими нормами. И происходит постоянный диалог: я их учу, а они – меня. Они сначала ученики, но на каком-то этапе превращаются в коллег. И сейчас они в прекрасной форме, в прекрасном художественном состоянии – и я не могу это не использовать.

Вы чувствуете разницу поколений? По прошествии первого года обучения вы можете сказать, в чем особенность вашего нынешнего курса?

Конечно, они разные все. Люди вообще друг на друга не похожи. Безусловно, общие тенденции поколения есть, они – дети своего времени. Но вместо того чтобы искать общее, мне интереснее рассмотреть в каждом некую уникальность, нетипичность. Пожалуй, в этом и есть задача нашего центра – найти главный инструмент человека, выявить его природу, потому что другой такой природы нет.

Они сначала ученики, но на каком-то этапе превращаются в коллег

Но если говорить о том, что ваши нынешние ученики принадлежат к так называемому поколению Z, у них есть свои особенности восприятия. Вы подстраиваетесь под них, выбираете специально материал?

Да, мы ищем подход постоянно. Тем не менее, в каждом авторе можно найти что-то важное и понятное. Найти этот контакт – наша задача как педагогов. Например, спектакль «Выключатель» по Курочкину родился из задания по современной драматургии. Мы пригласили на встречу Павла Руднева, и он прочитал им лекцию по современной драматургии, назвал лучших, на его взгляд, авторов. До этого 90% студентов говорили, что это «графомания» и «давайте лучше Островского». А начав читать, они прониклись, влюбились в Курочкина, Вырыпаева… Понятно, что и Чехова никто не отменял. Без него и МХАТа бы не было. Студенты уже с первых курсов начинают искать свое, я отправляю их на читки, их и старшие забирают с собой – самовольно.

Вы слывете очень добрым и лояльным педагогом. Ребята пользуются этим? Часто спорят с вами?

Я не знаю, наверное, пользуются. И спорят, конечно. Но это все творчество. Любой спорный вопрос, даже этического порядка, касается творческого процесса.

Кто вы для них – наставник, друг, режиссер?

Нет такого названия. Я делюсь с ними своими знаниями и своими незнаниями. И они со мной делятся тем же. У нас происходит взаимный обмен: у меня с точки зрения присутствия опыта, а у них – с точки зрения отсутствия. И так мы заполняем пустоты друг друга – это очень интересно, в этом вся соль нашего взаимодействия. Когда мой предыдущий курс, например, показывал мне те наработки, которые они привезли из экспедиции по «Конармии» – а это была одна из первых работ Максима Диденко как режиссера, – там был большой процент этюдов с обнаженным телом. Сначала у меня было отторжение (все-таки мы в учебном заведении), но они смогли перешагнуть, сделать по-взрослому. И я понял, что они это не для эпатажа, что это не желание Максима – актеры почувствовали, что так нужно выразить материал. Это вызвало у меня уважение. 
Анастасия Плетнер, Анжелика Кадышева и Оскар Нигамедзянов

Такая свобода возможна только в рамках Школы-студии, как вы считаете?

В чем мхатовская Школа уникальна – она семейная. Она маленькая, она создавалась как лицей, по типу Пушкинского лицея, еще во время войны. Представляете, в то тяжелейшее время думать о будущем, создать учебное заведение – это же блестящая, красивая идея!

Расскажите про участие вашего курса в фестивале TERRITORIЯ 2016, который будет проходить на новой площадке Театра Наций. Насколько мне известно, это будет первая самостоятельная работа вашего нового курса.

Фестиваль «Территория» каждый год придумывает и реализует некий социальный театральный проект совместно с разными фондами. В этом году «До и после» был инициирован Фондом «Артист». Когда-то Сергей Орлов, попечитель фонда, увидел наш документальный спектакль «Это тоже я» и остался под большим впечатлением. И предложил сделать что-то подобное вместе. У фонда «Артист» есть подопечные, большое количество – это пожилые люди, всю свою жизнь посвятившие театру. Не только актеры, но и осветители, костюмеры, администраторы. Их истории рассказывают наши второкурсники. Получается очень благородно.

И наверное, весьма ответственно. Не страшно выпускать второкурсников?

Поскольку мы сейчас занимаемся документальным театром на уровне методологическом, я посчитал нужным отправить туда второкурсников. Это будет их первый полноценный спектакль, в котором «старшие» – актрисы Марина Васильева, Анастасия Великородная и Даша Ворохобко – выступают как кураторы. Кроме того, мы сформулировали идею спектакля: люди, которые уходят из профессии, говорят ей «до свидания» и говорят это через совсем молодых актеров, которые, в свою очередь, говорят ей «здравствуйте». Ребята познакомились с подопечными фонда и вот уже три месяца ходят к ним в гости и документируют истории их жизней. Два совсем разных поколения говорят об одном – о театре.

Мы несколько месяцев ждали эту съемку с вашими студентами. Не могу не поинтересоваться, вы их сознательно пока оберегаете от повышенного внимания?

Не могу сказать, что оберегаю. Просто бывает это вовремя, а бывает не вовремя. Тогда мы, видимо, находились в некоем цейтноте. К тому же все зависит от психологического состояния коллектива. В какой-то момент надо всех посторонних выгнать и не пускать, пошептаться, а в какой-то момент, наоборот, показать. Я, может, их и оберегаю в какой-то степени, но они так плотно заняты, что у них отвлекаться нет времени.

Как вы считаете, юным артистам медийность вредит?

К этому надо относиться как к некой игре, немного с иронией. Конечно, медийность – двигатель. Чем круче издание, тем лучше, тем интереснее с ним сотрудничать. А если относиться к этому как к созданию некого творческого продукта, это тем более интересно.

Вы думаете о коммерческом будущем спектакля, начиная работать над ним? Как относитесь к коммерческим коллаборациям в современном театре?

Конечно, думаем, но не надо воспринимать это как препятствие, надо ставить это в творческую задачу. Ведь если говорить о Мастерской, то мы отталкиваемся всегда от интересной идеи, которая не может не быть успешна по определению. Что касается коллабораций, мне кажется, это закономерная тенденция сегодняшнего дня и за этим будущее. Один из удачных примеров – недавняя постановка «Черный русский»: Лена Новикова, продюсер Мастерской, сделала абсолютно самостоятельный проект вместе с Дашей Золотухиной. У нас тоже есть с ними совместные планы.

Вы наблюдали за тем, как создавался «Черный русский». Есть проект «Твоя игра» Федора Елютина. Как в таких проектах не уйти в откровенно коммерческую историю?

Гармонично совместить творчество и коммерцию – это задача создателей проекта, продюсеров. Мы к ним и обращаемся за этим. А для нас, для Мастерской, это попытка поработать с новой формой, с новой площадкой – поиск нового. Например, мы сейчас готовим совместный проект с рестораном «Кафе Пушкинъ» – многосерийный спектакль по «Евгению Онегину».

По моим ощущениям, вы и сами неплохо продюсируете свои спектакли. Есть ли у вас некое чутье, выстрелит идея или нет?

Тут немного по-другому. Когда начинаешь заниматься каким-то проектом, влюбляешься в него сам и, общаясь с создателями, участниками, партнерами и будущими зрителями, влюбляешь их в свою затею. Насколько тебе как автору удастся это сделать, настолько успешным и будет проект.

Harpers' Bazaar
13-10-2016


Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru