Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: В Саяногорске побывал молодой МХАТ. 
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое»
Беседа с Виктором Рыжаковым о молодых артистах, их миссии и будущем

Специально для “Ъ-Lifestyle” ДАРЬЯ ШАМИНА поговорила с художественным руководителем Центра имени Вс. Мейерхольда Виктором Рыжаковым о его вчерашних студентах Школы-студии МХАТ, которые сегодня с его помощью создают собственный театр.
Из мастерской художественного руководителя Центра имени Мейерхольда Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ (9-я студия МХТ) выросла новая труппа со звенящим названием «Июльансамбль». Выпустившись летом этого года, артисты решили не расставаться, и теперь их спектакли идут на многих площадках Москвы, они активно гастролируют по России и другим странам. Впереди вторая после окончания Школы-студии премьера труппы — сегодня, 17 декабря на сцене ЦИМа будет показан спектакль «#ЧёСтихи». Виктор Рыжаков, как и его подопечные, много ездит по всему миру. Нам удалось застать его не в Москве, а в Петербурге — важном для режиссера городе, где, например, ежегодно проходит фестиваль «Пять вечеров» имени А.  Володина. Сам Рыжаков — его бессменный директор. В рамках фестиваля состоятся и гастроли «Июльансамбля» — команда привезет нашумевший музыкальный спектакль «Современный концерт». Впрочем, о фестивале Рыжаков не говорил. Во время небольшого путешествия по Петербургу он все больше рассказывал о молодых артистах, воспитании, идеологии и вообще о том, каким может быть современный театр и какими способами к нему можно приблизиться.
— Начну немного издалека. Как вы набирали курс, который сегодня стал «Июльансамблем»? Каким был главный критерий отбора? Наверное, у каждого мастера почти с самого начала есть ощущение того, какая собирается команда.
— Это было не так уж и давно. (Смеется.) Каких-то сформулированных критериев не существует… Во всяком случае, у меня точно. Есть интуиция и желание найти, угадать людей, которым действительно необходимо заниматься театром. В этом смысле МХАТ — богатая школа, в которую поступает, наверное, каждый желающий поступить в театральный вуз. А нам надо просто набраться терпения — огромное количество, почти четыре тысячи, абитуриентов надо прослушать, чтобы отобрать 20 человек. Так что да, здесь важнее терпение. И желание рассмотреть в этих молодых людях что-то особенно настоящее. Для меня это был счастливый случай — выбор именно этих молодых ребят, потому что теперь я даже не представляю, если бы это были другие люди. Для меня каждый из них очень важен и незаменим. Что же касается критериев, это дело почти неосознанное и потому такое… Вопрос этот касается скорее подведения итогов, чем начала пути. Ведь в процессе актерского и человеческого взросления постоянно что-то меняется. Нет навечно закрепленных вещей, нельзя сказать: «Теперь будет только так». Время меняется, человек меняется. Они очень молодые люди… И мне надо ухватить что-то особенное у них, чего — сам не понимаю еще. Да и мои знания не во всем и пригождаются. (Улыбается.) Правда-правда. Я же человек прошлого века. Нужно что-то самому угадать и продвинуться вместе с ними.
— Помните ли вы момент — а может, это было сразу — интуитивное чувство, когда вы поняли, что курс продолжит совместный путь по окончании обучения? Ведь далеко не все курсы остаются командой после выпуска, хотя многие хотят.
— Просто мы так работали: договорились, что все будем учиться делать вместе, потому что театр — дело коллективное. Значит, с первого дня мы и должны овладеть этим искусством коллективного творчества. Договорились о конвенциях нашего общего существования и старались их просто придерживаться. А мысль, что мы можем быть вместе и в дальнейшем…
— Была изначально?
— Нет, нет конечно, но само собой… Само собой родилось это решение, когда пришло время думать: и что же дальше?! Так сложилось, что все четыре года мы добивались взаимопонимания, ансамблевого существования, долго привыкали и притирались друг к другу. Театр-то по другим законам и не построить. А Школа для нас была тот же театр. Именно так и была устроена модель нашей мастерской. Не было никаких поблажек. Наоборот! Наши правила общей жизни были гораздо жестче театральных. Была большая требовательность к самим себе прежде всего и к окружению соответственно. Сказать, что решение не расставаться стало неожиданным, нельзя. (Пауза.) Но осознание того, что это все-таки произошло, удивляет меня до сих пор.
— Еще один вопрос из разряда «воспоминаний». Это всегда важно, когда речь идет о новой труппе. Могли бы вы хотя бы условно разделить на этапы обучение будущих артистов «Июльансамбля»?
— Наверное, было два периода. Первый — до нашего первого публичного зрительского выступления, которое состоялось волею судьбы в Париже. В рамках театрального фестиваля, в котором участвовали только профессиональные театры, а Россию представлял Лев Абрамович Додин с двумя своими спектаклями Gaudeamus и «Вишневый сад». Это был 2015 год… Мы представляли два только что родившихся спектакля из своей жизни. И это был наш счастливый случай, и это был настоящий успех. Тогда мы все впервые почувствовали, что можем жить как отдельный театрик. Для всех стали очевидны усилия всего нашего каждодневного труда. До этого мы три года почти без выходных вкалывали. (Смеется.) Надо было что-то понять в профессии. Мы искали свой способ коммуникации с залом. Свой язык прочтения текста. Свой способ разговаривать с этим миром. Мы пытались сформулировать собственные вопросы, темы. Пытались понять «про что мы». И настолько были увлечены этим, что неожиданно свалившийся фестиваль и успех наших спектаклей застали нас врасплох. Это была и радость большая, и в какой-то степени подтверждение правильности выбранного нами пути.
— Вы сказали, что на протяжении нескольких лет искали основные темы и способы коммуникации с залом и с миром. Могли бы вы как-то сформулировать то, что уже найдено на сегодняшний день. Что принципиально важно для вас и для ребят?
— Осмыслить время… Осмыслить время — сейчас самое необходимое. Ответить на вопросы, связанные со временем. Как сохранить связь этих времен? Что с нами происходит? Почему мы как будто бы повторяем одни и те же ошибки? В сущности, мы ведь находимся в одном временном пространстве: меняются «декорации», эстетические признаки, но человек так и не становится счастливее. Как будто бы сопротивляется тому, чтобы быть совершеннее. Нам важно разобраться в ошибках прошлого поколения. Вот мы и исследуем понятия «семья», «родная кровь», «исчезающее» или «истекающее время» в спектакле «Фолкнер. Тишина» (спектакль по роману «Шум и ярость» — “Ъ”). Другой спектакль, «Несовременный концерт», состоит из простых человеческих историй, собираемых еще на первом курсе. Изучали старость! Много общались со стариками, пытались разобраться и понять, какие же ценности остаются с человеком на всю жизнь, что остается в человеке из жизни навсегда, о чем он вспоминает и чем живет, доживая свои последние годы. И правда ли, что любовь является главным достоянием человечества.
Потом мы занимались творчеством Андрея Платонова. Это самая трагическая и удивительная литература XX века. Платонов-автор создает свой собственный литературный язык… Не случайно в этих работах по Платонову мы по-особенному строили коммуникацию со зрительным залом, пытаясь рассмотреть самые тонкие стороны человеческого бытия (спектакль «Платонов. Фро» с успехом шел в Москве, а также был показан на Международном Платоновском фестивале искусств в Воронеже в 2016-м — “Ъ”).
Еще есть спектакль, собранный из стихов современных поэтов, поэтов XXI века, которые пишут про сегодня. (Речь о готовящейся премьере «#ЧёСтихи» — спектакле, выросшем из студенческой работы 9-й студии. — “Ъ”.) Общение с этими авторами уже становится частью нашей биографии. Московский ресурс позволяет общаться с достаточно большим количеством людей каждый день. Интернет-пространство помогает сразу реагировать на что-то важное… И в этом спектакле у нас есть возможность менять стихи в зависимости от времени и от контекста, в котором мы оказываемся. Это как в джазе — импровизация. Одно стихотворение может заменяться другим, может быть подхвачено и продолжено другим автором.
Такая же импровизация и наш спектакль «Современный концерт», собранный из музыкальных произведений — мы перепеваем шлягеры XX и XXI века. Берем фактически столетие. Пытаемся распознать, расслышать песни — о чем все они? Каждое поколение про свое пело эти песни. А сегодня в зале сидят и пожилые люди, и молодежь. Наверное, эта наша игра про время в них особенно попадает. Энергия осознанной молодости, желание протестовать против обыденности жизни и утилитарности мира. Почему обязательно мир должен состоять из непримиримых вещей? Почему человек должен идти убивать? Это было не нашим открытием, а той зоной, в которой мы соединялись со всеми этими музыкантами. Получилась целая команда художников против разорванного мира, против нашей человеческой близорукости. Мы задавались вопросом, почему, прожив жизнь, человек теряет потребность жить именно так, как мечтал об этом в молодости? Как мечта превращается в компромиссную обыденную жизнь?.. Может, мы мутируем. Человек перестает слышать и общаться с миром только в тот момент, когда он перестает любить. В молодости человек нахален, бескомпромиссен — прежде всего по отношению к себе и к тому, как он будет проживать эту жизнь… Что же человек теряет со временем? Может быть, нам надо еще сто раз сыграть этот спектакль, чтобы что-то самим расслышать и понять? Во время спектакля я нахожусь в зрительном зале, и иногда мне кажется, что я вместе с артистами-исполнителями что-то начинаю понимать. Да, это невозможно постичь до конца — это бесконечная череда фантазий, приходящих в голову смыслов, которые развеиваются так же, как и сон. Это понимание, знание связано с очень мощным ощущением — ощущением бесконечности времени и какой-то особенной жизненной энергии… Или, наоборот, все дело в несуществующем, в том, что времени не существует… Существует реальность, в которой человек должен каждый день проживать свою жизнь. И это трагично, с одной стороны. Но с другой? Мы же счастливые люди. Мы можем еще спастись. Сегодня театр — место, где реально человек может спастись от преждевременного старения (конечно же, я говорю не о физическом старении, скорее о духовном). В определенный момент человек ломается, что ли… и бытовая часть его жизни становится для него более важной. Вдруг деньги начинают заменять то, что когда-то не измерялось никакими материальными эквивалентами. Наверное, про это и спектакли, родившиеся в нашей мастерской, почти все. Такое ощущение, что нам надо успеть разгадать какую-то тайну. Мы понимаем, что важно осмысление человеческого бытия, находящегося сегодня в герметичном пространстве самого себя… Но как ощутить этот мир, как ощутить эту бесконечность, у которой нет границ? Нет даже времени, а есть только возможность полета. Но как научиться летать? Не это ли главный вопрос, на который хотелось ответить человекам тысячи и тысячи лет? Вот мы и путешествуем! А нашими попутчиками и помощниками являются наши замечательные авторы: Фолкнер, Платонов, Чехов, Пушкин… Мы с ними в особом теперь контакте.
Сегодня в наш театр приходят, и нас ждут в разных городах, и мы надеемся на дальнейшее доверие и внимание к нам. Мы очень много ездим по России и в этом году рассчитываем продолжить наши поездки и изучение страны. В каждом городе встречаемся с творческой молодежью, нашли даже новый жанр рассказа о своей школе и своем собственном театральном пути… Конечно, в этом много самоиронии. Но эти путешествия имеют для нас большое значение. Ведь никогда не знаешь, во что выльется та или иная встреча.
— Вы предугадали многие из моих вопросов, в том числе о гастрольной программе. Кажется, что это не просто гастроли, а некий принцип вашего существования. 
— Да, мы даже имеем сформулированные цели. У нас очень многое запланировано: экспедиции, фестивали, гастроли, творческие встречи. Это средство нашей коммуникации с миром. Общение, которое необходимо для того, чтобы не чувствовать себя простыми «театральными туристами». Даже предстоящая поездка по Латинской Америке уже наполнена планами, связанными с изучением нового автора.
— Чувствуется ли разница между работой в Москве, в регионах, в Европе?
— У театра нет «домашней площадки» — может, как раз для того, чтобы не было ощущения «тапочек». Центр Мейерхольда — это место, где мы выполняем свою резидентскую миссию. Помимо спектаклей, мы участвуем и в других проектах Центра — и в данном случае это позиция всей творческой команды, не только моя, как художественного руководителя Центра Мейерхольда. Надеюсь, для актеров я не начальник, скорее старший коллега, тот режиссер, который заинтересован пройти с ними собственный путь. У нас много мечт… Осуществятся ли они за этот год? (Пауза.) Этот год — год классики. Хотя есть планы с молодой драматургией и молодыми режиссерами, которые уже сделали первые свои маленькие эскизы. К лету мы планируем запустить в жизнь три новых спектакля, один из которых начинает с группой готовить молодой венгерский режиссер.
— То есть «вброс» в классическую историю предполагается?
— Даже не то чтобы в классику, а в литературу, которая отвечает за связь времен. (Улыбается.) Ох, если все случится… А Латинская Америка? Это неизведанная территория, на которой можно бесконечно открывать новые смыслы. (Пауза.) Чтобы понять, что ты — человек мира, недостаточно просто передвигаться. Надо искать отражения и с ними взаимодействовать. Получить собственное представление о мире. Поиск через культурные традиции места дает очень много энергии для постижения собственных смыслов. В конце мая мы провели в Хорватии почти десять дней и получили подтверждение тому, что в общении со зрителями на новой, неизвестной ранее территории может состояться какой-то особенный человеческий контакт. Невероятный азарт… Общение с совершенно незнакомыми людьми. С людьми, живущими в совершенно другой культурной среде и других условиях. Так потихоньку накапливается какое-то наше особенное знание о человеке, которому, конечно, черт побери, так непросто сохранить самое себя. И это очень важное знание для актера. Вот поживем и увидим. Все это чрезвычайно интересно. Свой путь! И страшно. И трудно, конечно. И… ладно, надо жить!
— Кстати, почему все же «Июльансамбль»? Я догадываюсь, конечно, и читала в пресс-релизе недлинное объяснение. Но хотелось бы услышать от вас напрямую…
— «Июль — месяц-герой» — это текст из пьесы Вырыпаева. Почему это так? У каждого человека свой июль. Время мечты. Это из детства все. Не начало, а середина лета. Когда ты точно понимаешь, что тебя ждет, еще только середина. 2 июля объявили о зачислении новой группы молодежи в Школу-студию МХАТ. С этого момента и началась их совершенно новая история. В июле этого года мы стали театром. И вообще, июль — это круто. Красиво. Июль — это когда ты совершенно свободен. Когда ты можешь принадлежать только своей мечте. Еще это время собирать камни. Особенное время.
— А это название родилось от какого-то общего ощущения?
— Название родилось у меня внутри. Это важное для меня название. Может, неправ, что придумал это название и не стал ждать общего решения. (Улыбается.) Просто нельзя было долго думать.
— Теперь вопрос, который немного уведет нас в сторону от творческих планов, но он имеет огромное значение. «Июльансамбль», насколько мне известно, окружен сильным менеджментом. Что не так-то часто встречается в современном театре, в том числе среди молодых команд. Откуда же сегодня берутся мощные молодые театральные менеджеры? Как обстоят дела с образованием в этой сфере?
— Школа-студия МХАТ уникальна тем, что она очень маленькая, но соединяет сразу несколько театральных профессий. Это, конечно же, артисты, также есть сценографический факультет, где готовят уникальных специалистов в областях технологии, сценографии, театрального костюма; продюсерский факультет развивается по двум направлениям. И Школа построена таким образом, что интеграция происходит уже в процессе обучения. В театре можно работать в разных направлениях, мы много беседуем на эти темы. Мне кажется, молодое поколение больше готово к театру. Назревает серьезный театральный перелом. Молодые люди больше ориентируются в этом пространстве, больше понимают, что нужно. Всегда были люди, которые хотят служить в театре. Конечно, понятно, что театр может быть уникальным, может по-настоящему менять жизнь человека, зрителя. И это ни в каком денежном эквиваленте нельзя измерить. Мне нравится системность молодых людей, продюсеров, которые сейчас приходят в театр. Они амбициозны и одновременно требовательны к себе и окружающим. Уверен, на первом месте у них любовь к театру. Просто им неловко в этом признаваться. (Улыбается.) Это как с девушкой — когда вы пытаетесь организовать свою совместную жизнь, вы же не говорите бесконечно о своих чувствах! «Делаю, потому что очень сильно ее люблю!» Так и в театре. Продюсер — человек внутренних эмоций. И это, конечно, мужская профессия, требующая дотошной пунктуальности и системности. Театр сегодня, разумеется, не может быть только театром художника или театром продюсера. Важно, чтобы театр соединил эти вещи в единое целое. Помните важные слова Станиславского: «В театре — служат».

Коммерсантъ Lifestyle
17-12-2016


В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru