Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира»
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина

Вадим Рудковский

Необыкновенная коллаборация режиссерского стиля Марка Захарова с текстами Владимира Сорокина – повод порассуждать не столько о том, как театр реагирует на современную общественно-политическую ситуацию, сколько о сценическом языке, которым эта реакция выражается. Сразу скажу, что с многочасовым исполином «Нация» в Мастерской Брусникина спектакль «Ленкома» не связывает ничего – кроме необъятной темы: Россия. И раскрывают её великий старик и молодежь диаметрально противоположными способами.

«Антиутопия по романам Владимира Сорокина „День опричника“ и „Теллурия“. Действие происходит через сто лет после премьеры». Так обстоятельно определен жанр нового ленкомовского спектакля в программке. Житие опричника Комяги (Виктор Раков) разворачивается в России, точнее, Москве: прежней страны нет, она, как в «Теллурии», распалась на десятки царств-государств, непробиваемой стеной отгородившихся и друг от друга, и от злокозненного Запада; и выхода из этого клаустрофобического ада в кокошнике (именно в нем выходит на сцену горланящая «Хаву нагилу» государыня-нимфоманка Арина Абрамовна – ее в очередь играют Екатерина Мигицко и Анастасия Марчук) не предвидится. Государь Платон Николаевич (Дмитрий Певцов) привлекает опричнину к расследованию одного нехорошего дела: ходит среди черни в самиздатовских списках пародия на государева зятя Урусова (Александр Сирин) и его возбуждающийся исключительно при пожарах фаллос. Нужно опричникам найти и обезвредить пасквилянта. Но и задание это – часть иезуитских политических интриг упивающегося вседозволенностью диктатора…

Подозреваю, что опасность в «Дне опричника» углядят, как ни парадоксально, антигосударственники, сторонники радикальных социальных перемен – он странным образом примиряет с властью, которой на сцене достается больше, чем в передачах сорокинского «Голоса Америки», что «бормочет программу „Русский мат в изгнании“ (в спектакле так называется книга, которой торгует вдова не выстоявшего супротив наезда опричнины столбового Куницына; эпизодическая героиня романа у Захарова избегает группового изнасилования и становится главным женским персонажем в исполнении Александры Захаровой). Ну а как же?!
Такого сквернословия в адрес главы государства нет даже в „Берлуспутине“, и не важно, что в „Дне“ это вымышленный герой Дмитрия Певцова, – очевидные аналогии неизбежны.
Всё то мракобесие, что так пугает и так мазохистски живописуется активными гражданами социальных сетей, тут грубо и зримо: опричный Приказ возглавляет богобоязненный (даже слово „жопа“ вослед „свечке“ не произнесет) упырь Батя (Сергей Степанченко), сиротскими приютами для детей казненных заправляет „пидагог“ Аверьян (Дмитрий Гизбрехт), союз с Востоком оборачивается включением котов в домашнюю кухню хабалки-провидицы Прасковьи Мамонтовны (Татьяна Кравченко), пылают костры из книг, драматургов уже годы как извели. И про медведей, сбивающихся в стадо, есть. И по спущенному с самого верха ханжескому запрету мата проходятся нещадно; тошнотворно лицемерное благолепие, накрывшее новую Россию, – один из генеральных мотивов спектакля, не брезгующего крепким словом (лучший и, кажется, даже не Сорокину принадлежащий неологизм – „злоебонство“). И сочится построенный на сцене мир похотью, что, по мне, так смелее иных политических иносказаний. 
И попадает Захаров в болевые точки, которых до вчерашнего дня и не существовало: вот государь, замысливший взрыв ракеты с Комягой, формулирует „слез не будет – выдавим“ – тут сразу и про катастрофу, и про реакцию агрессивного большинства на одиночек, сторонящихся нарочитой публичной скорби.
А „Не до круговухи, когда верховная власть ходуном пошла“ – чем не максима, годящаяся на все случаи российской жизни, когда ощущение, что всё висит „на говняном волоске“, не уходит даже в тучные годы?

Короче, никаким „несогласным“ не снилось, „Театр.doc“ отдыхает. Однако же, обходится без скандалов; и лютую сатиру на самих себя представители беспощадно заклейменной в спектакле власти проглатывают, не поперхнувшись; ходят в „Ленком“, как миленькие, и уважительно хлопают.
И это, в определенном смысле, загадка – каким образом Марк Захаров обращает нонконформистский по сути материал в более, чем конкорфмное представление. В этакую ласковую фронду.
Антиутопию, адресованную тем, кто любит на выходных пересмотреть „Обыкновенное чудо“ и „Мюнхгаузена“. И сам „Ленком“ – образец уютной стабильности, театр, в котором даже дизайн програмок не меняется с 1991-го года (а может, и того раньше, просто я впервые оказался на спектакле „Ленкома“ только в 1991-м).

Что зацепило Захарова в текстах Сорокина? Вряд ли заковыристые формотворческие и лингвистические игры.
Хотя начинается спектакль с вполне радикального жеста, практически не уступающего „Князю“, так раздражавшему посетителей „Ленкома“: Иван Агапов в роли священнослужителя Демьяна Златоустовича читает длиннющий монолог на „новоязе“ – изуверскую молитву из третьей главы „Теллурии“.
Если и несколько переиначенную, то в сторону радикализации ассоциаций: так самое её начало „Аще взыщет Государев топ-менеджер во славу КПСС. ..“ звучит „Аще взыщет Государев топ-менеджер во славу СС, КПСС. ..“ и далее (почти) по тексту. Скорее, Захаров почувствовал и нашёл своё в сорокинском драйве, в лихости сатиры и голливудской динамике (об этом в связи с текстами Сорокина вспоминают редко, акцентируя внимание на языке, но это там тоже есть, иначе не были бы его интеллектуальные провокации в списках бестселлеров): этот спектакль именно что интересно смотреть (и дело не только в том, что сюжет „Дня опричника“ я с 2006-го года, естественно, подзабыл). У Захарова дар, явленный еще во времена сотрудничества с Григорием Гориным, не то, чтобы подслащать пилюлю, но как-то органично (талантом, мудростью и отсутствием высокомерия по отношению к честно жаждущему развлечения зрителю) превращать любую злобу дня в трагикомическую романтическую притчу. И совестливый коренной опричник Комяга, конечно, наследник по прямой и Мюнхгаузена, и Ланцелота (из вольной киноэкранизации Шварца „Убить дракона“), и недавних театральных героев – Пера Гюнта (в новом спектакле Антон Шагин играет небольшую, но сильную роль денщика Федьки), Дымова (героя Александра Балуева в „Небесных странниках“, уже после премьеры переименованных в „Попрыгунью“) или Венички (Ерофеева, героя Игоря Миркурбанова в „Вальпургиевой ночи“).
Не меняются в „Ленкоме“ не только программки и бутерброды в буфете (очень их люблю), но и уникальное умение облекать предельно острые темы в формат доступного и добротного зрелища.
И, кажется, только здесь публика встречает выход любимых артистов аплодисментами (может, потому и пострадал богомоловский „Князь“, отменивший вообще любые аплодисменты).

Я смотрел „День опричника“ сразу за „Нацией“, студенческим спектаклем Мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ. Уверен, что эта постановка, сыгранная всего три раза в музейных залах усадьбы Голицыных (это новый филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, где в обычное время вплоть до марта идет отличная выставка видеоарта и инсталляций „Прогулка с трубадуром“) и Музея Москвы, станет театральной легендой новейшего времени. Общего с „Днем опричника“, вроде бы, и ничего, кроме глобальной задачи: оба высказывания – про Россию. 

Ориентируются брусникинцы не на фантастику, а на документальный театр, „Нация“ – результат их многодневного путешествия из Москвы во Владивосток. В сентябре на фестивале „Арт-миграция“ ребята играли в Боярских палатах двухчасовой эскиз „Транссиб“, серию сценок, выросших из интервью с реальными людьми, апофеоз вербатима (наподобие хита „Это тоже я“, что сделали в „Практике“ брусникинцы предыдущего курса).
Теперь „Нация“ преобразилась в сложноустроенный (в том числе, и логистически) эпос в четырех частях.
Сначала в лекционном зале усадьбы Голицыных (она же – бывший Институт философии и нынешний Дом впечатлений) показывают неигровой фильм Ольги Привольновой „Насквозь“, динамичную, лаконичную и с блеском смонтированную хронику работы над спектаклем: люди в поезде и за его окном. Потом ведут в пространство, где Юрий Квятковский устраивает „Бал железнодорожников“, волне ослепительное музыкально-драматическое шоу. Документальные тексты становятся песнями и танцами. От рэпа до фолка, от торжественного вальса (когда под музыку Шостаковича из „Широко открытых глаз“ стали кружить пары, изображающие современных проводниц, полицейских и пассажиров всех мастей, я почувствовал себя внутри сокуровского „Русского ковчега“, так же уничтожавшего границы между „здесь и сейчас“ и вековой российской историей) до изнурительной биомеханики.

С „Бала“ – на обычно закрытый четвертый этаж, в неосвещенные (каждому зрителю выдается фонарик) заброшенные аудитории, где молодые актеры играют часть, поставленную самим Брусникиным, единственный фрагмент „Нации“, что сохранил черты документального театра. Кодой, уже во втором корпусе Провиантских складов Музея Москвы – полуторачасовой перформанс Андрея Стадникова, режиссера-беспредельщика. В „Слоне“ он брал зрителей в заложники, заставляя физически ощутить несвободу. Новое испытание, по мне, еще более сурово.

Эту часть „Нации“ играют в длиннющем ангаре, где зрители сидят вдоль многометровой инсталляции. Актеры, начинающие перформанс гипнотическим маршем, вскоре рассредотачиваются вдоль всего пространства и почти до самого финала выполняют монотонные действия, у каждого – свои. Прерываются лишь на время монолога, у каждого – по одному (за самоотверженное участие в таком эксперименте им, считаю, надо не то, что пятерки на экзамене по мастерству, а памятник поставить). Начинается очередной монолог, когда у ног останавливается медленно пересекающий ангар игрушечный поезд с микрофоном. Хорошо расслышать можно только те тексты, что произносят тот артист, который оказался напротив тебя, и еще один-два исполнителя справа и слева; и только их можно хорошо рассмотреть.
Передвигаться по залу – чтобы расслышать и рассмотреть всё и всех – запрещено: сиди, пригвозжденный к стулу, наблюдая лишь за страдальцами напротив и мучительно вслушиваясь в истории, доносящиеся издалека (в мой вечер запрет был нарушен, иначе лично я вряд ли бы выдержал).

В эту истязающую и наблюдателей, и исполнителей конструкцию заложено много достаточно внятных смыслов: потерянность в безразмерном и бесприютном русском пространстве, безысходность и беспросветность, остановившееся время, оно же – судорожное безвременье, обитатели которого сохранили лишь способность к зацикленным до бесконечности физическим актам.
Отправляя в этот вселенский тупик, Стадников не то, что не хочет быть доступным – наоборот, стремится к созданию почти невозможных для зрительского выживания условий. Действует ровно наоборот Захарову, у которого даже из ада в финале находится, пусть иллюзорный, но выход.

Какой способ высказывания нужнее и важнее, я не знаю, хотя ответ, кажется, напрашивается сам собой.
Вроде, по всему, выигрывает доходчивый, демократичный, броский, но не слишком сложный технически „День опричника“. Но о трудновыносимом экзистенциальном ужасе, который исследует Стадников, не получится говорить в терминах Бродвея.
В „Дне опричника“ – скромное музыкальное формление Сергея Рудницкого, такой среднестатистический, иллюстративный score, easy come – easy go, в четвертой части „Нации“ – изощренные саунд-партитуры Дмитрия Власика, использующего вместо обычных нот стук ног, дыхание, звон колокольчиков, крик (кульминационный эпизод The Same – из тех, что вряд ли когда-нибудь забудешь). Интересно, кстати, будет ли Стадников в возрасте Захарова также пессимистичен, или вера в надежду и любовь приходит с годами? Так или иначе, как бы ни был тяжел этот опыт, само существование и „Ленкома“, и Мастерской Брусникина дарит совсем не иллюзорную радость.

Сноб
28-12-2016


Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), [13-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru