Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Молодой МХАТ на иркутской сцене
Старикам тут место

Ника Пархомовская

Как в двадцать лет примерить на себя восемьдесят

В одной из самых «старых» стран мира о старости говорить не принято. Хотя пожилых людей в России сейчас примерно треть, и это самый высокий показатель за всю историю страны. Чего уж там: наряду с темой денег вопрос возраста воспринимается как болезненный даже в самых продвинутых кругах. Но если в Европе, где число пожилых также неуклонно растет, для них работают клубы по интересам, специальные туристические агентства и даже службы знакомств, то у нас жизнь после выхода на пенсию автоматически заканчивается. О старости стараются не упоминать. Общую тенденцию, как это обычно бывает, отражает и искусство. Если в литературе за всех «отдувается» одна Людмила Улицкая, то отечественных фильмов вроде «Любви» Михаиля Ханеке или «Одного года» Майка Ли в прокате нет и не предвидится. Что уж говорить о театре, где нынешних артистов в возрасте предпочитают именовать мэтрами.

Возраст указан
Это не значит, что тема возраста полностью изгнана с подмостков, но даже в таких откровенно тематических спектаклях, как «Пристань» Р.  Туминаса в театре имени Е.  Вахтангова или «Юбилей ювелира» К.  Богомолова в МХТ вещи все равно не называют своими именами, и немолодые звезды играют своих ровесников с таким видом, будто им самим слегка за сорок. Это такая тюзовщина наоборот: если в плохом детском театре главное — не признать в зайчике или лисичке травести предпенсионного возраста, то здесь главное — ни в коем случае не поставить знак равенства между актером и его не самым молодым персонажем, ведь старость ассоциируется у нас не с мудростью и временем подведения итогов/исполнения желаний, а с болезнями, одиночеством, нищетой и смертью.
В этом контексте смелость Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» вызывает уважение. Спектакль «До и После», созданный совместно с Благотворительным фондом поддержки деятелей искусства «Артист» и Театром наций на средства Сергея Орлова и Владимира Смирнова, Благотворительного Фонда «Образ жизни» и Центра «Благосфера», уже самим своим названием отсылает зрителя к «неудобной» теме. Речь пойдет о стариках: помимо их имен, фамилий, профессий в программке указан также и возраст, причем около одной из фамилий значится не только год рождения, но и год смерти (2016). Понятно, что чем дольше будет жить спектакль, тем больше печальных уточнений появится.

Но авторы (драматург Михаил Дурненков, режиссер Дмитрий Брусникин и художник Ксения Перетрухина) не боятся такого развития событий. Их спектакль о том, что смерть не страшна, а жизнь — прекрасна. Эта мысль не произносится вслух, но витает над каждым из пяти домиков, в которые приглашают зрителей юные артисты. Да-да, вы не ослышались: восьмидесятишестилетнего артиста Театра Советской Армии и девяностооднолетнюю актрису Театра имени Гоголя, восьмидесятилетнюю сотрудницу пошивочного цеха Театра Оперетты и ее ровесницу, начальницу женского костюмерного цеха Большого Театра, артиста театра имени Пушкина 1934 года рождения и его супругу, арфистку из «Москонцерта», играют совсем юные студенты Школы-студии МХАТ. 

Личное дело
Перед нами вербатим. Это не пересказ биографии, не жизнеописание, не панегирик и не актерский этюд. Это личное впечатление каждого из начинающих актеров об актере пожилом (а также костюмере, директоре, режиссере — человеке театра, одним словом), щедро приправленное песнями, анекдотами и юным задором. Около домиков выстраиваются очереди, и услышать все истории за один раз решительно невозможно, тем более, что некоторые рассказываются в доверительной, интимной обстановке, тет-а-тет.
Вместе все — и зрители, и актеры — оказываются лишь в самом начале («до» спектакля, когда им поют речитатив о вкусном пироге) и в самом конце («после»), когда их усаживают в зале, чтобы показать черно-белые фотографии персонажей. Это спектакль про одиночество, про то, что перед лицом смерти ты всегда один, независимо от того, есть ли у тебя семья и дети. Он про то, что в итоге неважны карьера, заслуги перед отечеством, звания и регалии. Удивительно, как убедительно удается донести эти простые мысли совсем еще подросткам, которые, по идее, должны думать ровно противоположное. Может, и вправду чудо творят личные встречи с собственными «героями», походы в гости и поездки на дачу, помощь по хозяйству и разговоры до поздней ночи?

В этом спектакле нет бутафории и реквизита, сценические костюмы сведены к минимуму (шаль, бабочка, скромный шейный платок). Но в нем есть атмосфера — гостей, уютного дома, семейного быта. Это очень простой и очень правильный спектакль, доказывающий, что за социальным театром будущее. И пафос его сводится не к пустому нравоучению («старикам везде у нас почет»), а к банальному, казалось бы, призыву слушать и слышать других, не замыкаться в себе и не бояться открываться. Не знаю, мог ли получиться спектакль таким пронзительным, если бы актеры не познакомились предварительно со своими персонажами и не «поработали» волонтерами, но главное, что открытия их были, скорее, человеческого, чем творческого характера. О чем ребята охотно говорят и сами, не стесняясь признаваться в том, как сложно им было по ходу репетиций. 

Разговор наедине
Анжелика Катышева, исполнительница роли Нины Валентиновны Веселовской, актрисы театра Станиславского и театра Киноактера: «Наши кураторы предложили нам с героиней сначала посмотреть друг на друга, а потом уже решать. Нина Валентиновна согласилась, хотя так до конца и не понимала, как я буду рассказывать ее историю, как “вставлю” ее портрет в спектакль».
Саша Золотовицкий, исполнитель роли Владимира Емельяновича Захарова, директора Большого зала Московской консерватории: «Владимир Емельянович мне “достался”, потому что я увлекаюсь музыкой, но, если честно, до музыки так и не дошло. Сначала я вообще был недоволен результатом. На первых наших встречах он пошел по протоптанной дорожке: если послушать другие его интервью, он и мне говорил то же самое. Так что приходилось продираться сквозь дебри, бороться с устоявшейся картиной мира, которая обычно бывает у пожилых людей».
Анжелика: «Я даже в конце показала Нине Валентиновне свой текст, потому что боялась, что расскажу посторонним что-то лишнее и личное».

Саша: «Текст своего монолога я Владимиру Емельяновичу не показывал. Если честно, мне очень страшно, потому что тексты других ребят более безобидные. А мой не злой, но все равно очень личный. И я знаю, что ему было некомфортно, когда я некоторые вопросы задавал. Чем адекватнее человек, тем страшнее ему рассказывать о себе».
Анжелика: «Нина Валентиновна очень интеллигентна, но держит тебя на большом расстоянии, близко не подпускает. Когда я задавала ей вопросы, мне все время казалось, что я чересчур навязчива, могу ее обидеть. Мне было сложно спрашивать про ее семью, и из разговора я быстро поняла, что она не хочет рассказывать про мужа».
Саша: «Собственно, вся моя сцена построена на том, как я подступаюсь к этому человеку. Мне кажется, я так его до конца и не осознал: ощупал, но не дотронулся. Конечно, он фанатик своего дела. И когда я спрашивал его про личную жизнь и взаимоотношения с семьей, он говорил, что больше всего времени проводит на работе, где ему хорошо, и откуда он не выходит. Мне было интересно пойти к нему домой, но мы встречались исключительно в консерватории. Он возражал против того, чтобы я пришел домой, хотя изначальный смысл проекта был в том, чтобы мы помогали, приносили продукты, убирали. Но Владимир Емельянович не немощный, он абсолютно самодостаточный: может спокойно сходить в магазин, помыть окна и т. д. Ему девяносто лет, но он действительно бодрый — не в банальном смысле слова, а в ментальном, он адекватный, современный, понимающий. От него возникает ощущение опыта, а не старости. Он помнит всех по именам, со всеми здоровается, часто путешествует».
Анжелика: «Нина Валентиновна из тех актрис, которые не любят тусовки. Мы с ней очень похожи, я такой же стопроцентный интроверт. Тоже не могу специально куда-то звонить, отправлять анкеты, ходить на кастинги. Ее признавали самой красивой актрисой СССР, ее Дашу из “Хождения по мукам” до сих пор обсуждают на кинотеатре.ру, а она ничего об этом не знает».
Саша: «Я приходил к нему в Большой зал консерватории, задавал вопросы, но лучший материал я собрал в кафешке неподалеку. В Большом зале Владимир Емельянович восседал как король и вещал. А в кафе — совершенно изменился. Поменялись пластика, поза, голос, взгляд, даже по телефону он говорил иначе. Если честно, я пошел напролом: стал задавать не самые удобные вопросы вроде того, жалеет ли он о чем-нибудь. В кафе я начал расспрашивать его о важных вещах, и это мне помогло».
Анжелика: «Нина Валентиновна должна сегодня прийти на спектакль, и я не знаю, как она отреагирует. Мне сложно представить, что она придет, сядет около меня и будет слушать собственный текст в моем исполнении. Возможно, ей вообще не понравится, что я про нее рассказываю. Хочу только, чтобы у нее не было ощущения, что я ее предаю. Если честно, мне даже страшно, я ведь никогда не могла ей объяснить, как спектакль сделан».
Саша: «Это жуткая ответственность — говорить человеку правду».
Анжелика: «Когда у нас на показе были Светлана Светличная и Светлана Немоляева, они не поняли, почему мы показываем взрослых людей, почему мы вообще эти истории рассказываем, они начали нас проверять, расспрашивать и т. д. И потом еще между собой все это обсуждать».
Саша: «Владимир Емельянович был на премьере, но не попал ко мне, потому что я очень нервничал и просил его не приводить. Зато у меня “в гостях” была Светлана Немоляева, которая выводила меня из себя. Она очень жестко со мной разговаривала. В какой-то момент я ее спросил, как она себя воспринимает (есть у меня в монологе такой вопрос), она ответила что-то очень общее, я рассердился и стал с ней полемизировать. В конце концов не выдержал, сорвался, закончил текст раньше времени, попрощался и ушел».

Анжелика: «У меня есть еще второй диалог, там такая веселая героиня, все рассказывает, частушки поет, болтает. Я нашла как бы две свои стороны: Нина Валентиновна — это мои проблемы, а Алла Васильевна с ее прибаутками и рассказами — другая часть моего “я”.
Вообще, мне кажется, что я не в свое время родилась. Мне мама постоянно о прошлом рассказывает. О том, как в магазинах ничего не было, все покупали одинаковые кофточки и перешивали каждая по-своему. А я покупаю что-то в “Zara”, а потом все в этом ходят… Я очень люблю советские фильмы, в них актерам всегда веришь: веришь, что рабочий — это рабочий, а священник — это священник».
Саша: «Для меня это не первый вербатим с участием пожилого человека. В прошлом году мы ездили по “Транссибу”, чтобы сделать спектакль о жизни в России. И за месяц до поездки Брусникин дал нам задание — походить, пособирать истории по Москве. Я собрал целых четыре, они до сих пор мои самые любимые, и одну из них рассказывал мой учитель физики Николай Васильевич (самое смешное, что он действительно очень похож на Гоголя). Так вот, он во время разговора вдруг признался, что не верит в бога, и у него получился какой-то невероятный монолог. Думаю, ему очень важно было высказаться, потому что никто этим вопросом до этого не интересовался. Наш менталитет не провоцирует на искренность. Ему было некому сказать, а сказать было нужно. Мне вообще кажется, что самым главным для всех, кто участвовал в “До и После”, было выговориться — возможно, в последний раз. Рассказать всю эту повторенную двести раз ерунду про то, как они играли Чацкого и пили с Ефремовым, а потом подвести итог. Все эти старики одиноки, и пусть у них нет депрессии, и им не нужно к психиатру, им все равно хочется выговориться».
Владимир Емельянович Захаров, директор Большого зала Московской консерватории, советник по концертной работе при ректорате Московской консерватории. 
До спектакля: «Я не знал, что Саша меня играть будет. Мне очень интересно, как он это сделал. Текста я в глаза не видел. Интервью у меня миллион раз брали, но тут все было по-другому. И вообще, я впервые стал героем спектакля. Я говорил с ним как со студентом, как с театральным человеком. У нас все было просто и понятно сразу, много встреч не потребовалось, ведь скрывать мне нечего».
После спектакля: «Саша кое-что в тексте, конечно, придумал, но я уж на это не обращал внимания. Только вот, в чем свобода после шестидесяти, он так и не раскрыл. Я имел в виду свободу передвижения, — если б я начал путешествовать лет на двадцать раньше, то было бы гораздо лучше. А в остальном все хорошо. Саша молодец, постарался».

Такие дела
17-03-2017


Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]
Виктор Рыжаков: Надо сторожить в себе человека, или В бой идут одни старики…, Культурная эволюция, [25-04-2015]
Бесы-брусникинцы в «Боярских палатах», МИР, [15-04-2015]
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, [10-03-2015]
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [8-03-2015]
Дмитрий Брусникин: «Это становление мозгов», OpPeople, [25-02-2015]
Дифирамб с Дмитрием Брусникиным, Эхо Москвы, [22-02-2015]
Маска из глины, Start Up СТД РФ, [13-02-2015]
Алла Сигалова: Зачем конфликтовать? У нас жизнь такая короткая!, Вечерний Петербург, [13-02-2015]
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, [31-01-2015]
«Переворот» в «Практике»: слабоумие и отвага, Воздух. Афиша, [27-01-2015]
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, [26-01-2015]
Лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий и брусникинцы совершили «Переворот», Business FM, [22-01-2015]
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, [19-01-2015]
Театр «Практика» представил спектакль-провокацию по Пригову, Телекомпания МИР, [19-01-2015]
Музыка революции, Рабкор, [18-01-2015]
Дмитрий Брусникин: “Наступает время, когда очень важно быть честным”, Interview, [15-01-2015]
Фолкнер. Тишина, OpPeople, [11-01-2015]
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, [9-01-2015]
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ имени А. П. Чехова, [25-12-2014]
Купание красного коня, Минна Литинская, Русский журнал, [11-12-2014]
Материя в движении, Роман Должанский, КоммерсантЪ, [5-12-2014]
Марина Васильева: Все люди как люди, а я – актриса, Псковская правда, [5-12-2014]
«Конармия» вперед летит. На сцене постановка, Вечерняя Москва, [3-12-2014]
Алла Сигалова: «Глаза в глаза» — это важная часть моей жизни", Канал «Культура», [1-12-2014]
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Православие и мир, [26-11-2014]
Драматургия движений, хореография слов, Свободный доступ, [24-11-2014]
История одного юбилея, Exclusive, [17-11-2014]
«Мы все боролись с репертуарным театром, театром-домом. А сейчас, мне кажется, пора создавать театр-крепость», OpPeople, [12-11-2014]
Сопротивление воздуха, Марина Токарева, Новая газета, [31-10-2014]
Убожество и блаженство, OpPeople, [29-10-2014]
Актёры – люди зависимые, Аргументы недели, [29-10-2014]
Преподаватель школы студии-МХАТ Виктор Мархасёв приехал в Курск, Вести Курск, [27-10-2014]
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, [26-10-2014]
От топота копыт, ПТЖ, [26-10-2014]
Прекрасная ясность, Алексей Бартошевич, Новые известия, [22-10-2014]
Visceral Show of Babel's'Red Cavalry' Hits Home, Джон Фридман, The Moscow Times, [22-10-2014]
Режиссер Максим Диденко поставил балет-ораторию «Конармия», Ольга Шакина, Ведомости, [3-10-2014]
Алла Сигалова: «Алла Сигалова: „По осанке я сразу могу определить, чем человек болеет“, МК бульвар, [1-10-2014]
Режиссер Дмитрий Брусникин о «брусникинцах»: Кто же это знает, как на самом деле правильно, Сноб, [29-09-2014]
Михаил Ефремов: «Мама могла меня хвалить только за мальчика Петю Копейкина», Вечерняя Москва, [18-09-2014]
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Вечерняя Москва, [4-09-2014]
«Мы пойдем в подвалы. Мне это близко. Мне кажется, в подвале круто.», OpPeople, [5-07-2014]
«Бесы» в Боярских палатах, OpPeople, [5-07-2014]
Приручить чужое пространство, Любовь Лебедина, Трибуна, [3-07-2014]
Интервью Виктора Рыжакова, OpPeople, [20-06-2014]
Главному художнику РАМТа Станиславу Бенедиктову — 70 лет, Канал «Культура», [9-06-2014]
Художник-философ, художник-романтик, Весь театр, [8-06-2014]
В крае прошла традиционная акция «Молодой МХАТ Кубани», Россия — Кубань, [8-06-2014]
Станислав Бенедиктов отмечает юбилей, Российская газета, [8-06-2014]
Крест ставить рановато, Независимая газета, [6-06-2014]
Выпускники студии-школы МХАТ хотят провести выпускной на Кубани, ВК Пресс, [3-06-2014]
Бесы, Русский журнал, [24-03-2014]
Бесконечные поиски «что дальше?», Станиславский, [11-03-2014]
Молчание — это уже движение, Алена Карась, Российская газета, [26-02-2014]
След в конце тоннеля, ArtTerritory, [12-02-2014]
Студенты школы-студии МХТ представили в Петербурге спектакль в жанре «документального театра», Топ СПБ ТВ, [12-02-2014]
Картины Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова ожили на театральной сцене, Канал «Культура», [4-02-2014]
Криптограмма судьбы, Ольга Егошина, Новые известия, [18-12-2013]
Вне контекста, вне времени, КоммерсантЪ, [12-12-2013]
Юрий Квятковский: «Неважно, в какой ты находишься парадигме и в чем твои хуки», Театрал, [25-11-2013]
Игорь Золотовицкий: «Наша задача – выпустить артистов универсальных», Марина Квасницкая, Театрал, [25-11-2013]
Здесь не было маленьких актеров, Трибуна, [13-11-2013]



© 2002—2017 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru