Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Неленивый котик. Таисия Вилкова
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт

БУРДЕНКО Елена Викторовна – канд. экон. наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования. E-mail: Burdenko-EV@yandex.ru
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Адрес: 117997, Москва, Стремянный пер., д.36
АРЦИС Ирина Израилевна – доцент. E-mail: slava75914@gmail.com
ИЛЬЮЩЕНКО Наталья Степановна – канд. филол. наук, доцент. E-mail: ilnatali77@mail.ru
Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова
Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская д.6, стр. 7

Аннотация. В статье рассмотрены результаты 25-летнего опыта реализации международной театральной образовательной программы, организованной совместно Школой-студией МХАТ с Театральным центром имени Юджина О’Нила, получившей название «Московский семестр». Прослежена история ее создания, выделены ее взаимосвязанные части, позволяющие добиться максимального освоения профессиональных знаний и навыков иностранными студентами. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, чему способствует глобальная мобильность студентов.
Ключевые слова: обучение иностранных студентов в театральном вузе, международная театральная образовательная программа, программа «Московский семестр», система Станиславского, Школа-студия МХАТ
Для цитирования: Бурденко Е. В. , Арцис И. И. , Ильющенко Н. С. Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 143-151.

Идея создания международной театральной образовательной программы возникла в 20-х годах ХХ века, когда Московский художественный театр (МХТ) впервые приехал на гастроли в США. Основателем и руководителем театра в то время был К. С. Станиславский, предложивший свою систему работы актера над ролью. Она была впервые описана самим К. С. Станиславским в книге «Моя жизнь в искусстве» в 1925 г. и опубликована в США [1; 2]. Исследованием жизни и творчества К. С. Станиславского занимались такие ученые, как Н. К. Горчаков. [3], А. Зись [4], О. А. Радищева [5], И. Н. Виноградская [6], Е. Я. Басин [7], А. М. Смелянский [8] и др. В 1923 г. Ричард Болеславский, эмигрировавший актер МХТ, впервые читает лекции о системе Станиславского. Позже вместе с Марией Успенской он организует Американский лабораторный театр. За семь лет существования в нем прошли обучение более 500 молодых артистов. Ученик Р. Болеславского Ли Страсберг начал «великую индустрию Станиславского в Америке», по выражению А. М. Смелянского.
На основе элементов метода Станиславского возникает метод Страсберга. Основой метода является аффективная память актера [9; 10]. Идеи системы Станиславского использовались в «Груп-Тиэтре» (The Group Theatre, 1931-1941 гг.), который основали Гарольд Клюрман, Ли Страсберг, Стелла Адлер и Черил Кроуфорд. В 1947 г. открывается «Актерская студия» (The Actor’s Studio) в Нью-Йорке. С 1951 г. ею руководит Л. Страсберг. В свою очередь, С. Адлер открывает в 1949 г. «Студию актерского мастерства» (Studio of Acting). Позже, в 1966 г., Л. Страсберг и в 1986 г. С. Адлер открывают филиалы своих 144 Высшее образование в России • № 8/9, 2017 школ в Лос-Анджелесе. В The Actor’s Studio обучались Мэрилин Монро, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Харви Кейтель и др. Studio of Acting считается популярной актерской школой, предлагающей универсальный и разнообразный набор навыков и знаний. Выпускниками школы С. Адлер были такие артисты, как Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Ник Нолти и др. Кроме того, в 1969 г. в Нью-Йорке открывается театральная школа для непрофессионалов – Институт театра и кино Л. Страсберга, который работает до сих пор.
Несмотря на заинтересованность в проведении международных театральных образовательных программ как с американской стороны, так и стороны К. С. Станиславского, они не осуществились при его жизни. С 1930-х годов до конца 1960-х годов контакт между театральными сообществами двух стран был прерван. Осуществить идею К. С. Станиславского о том, что американским студентам, актерам надо приезжать в Московский художественный театр и учиться в России, удалось только в 1991 г. [11; 12] История международных театральных образовательных программ, проводимых Школой-студией МХАТ, нашла свое отражение в «Семейных альбомах» [8], которые издаются к юбилейным датам. Цель нашего исследования – изучение создания, проведения и развития международной театральной образовательной программы, осуществленной Школой-студией МХАТ в период с 1991 по 2016 гг. Она началась с совместной программы с Театральным центром имени Ю. О’Нила и получила название «Московский семестр». Инициаторами создания и проведения программы стали: со стороны России: А. М. Смелянский, профессор, доктор искусствоведения, проректор Школы-студии МХАТ; А. Я. Рубинштейн, профессор, доктор философских наук, основатель и заведующий кафедрой «Менеджмент и экономика исполнительских искусств» Школы-студии МХАТ; • со стороны США: Джордж Уайт, основатель «Театрального центра имени Ю. О’Нила»; Г. Нерсесян, президент Американо-советской театральной инициативы. В 1991 г. из США в Москву приехали первые четыре американских студента. Сейчас уже можно признать, что Школа-студия МХАТ была не готова к приезду иностранных студентов. Привычной для иностранцев инфраструктуры не было: в магазинах не принимали кредитные карты, не было специально оборудованных помещений для занятий, не все педагоги говорили по-английски. Приехавшие студенты были расселены по семьям. Поэтому необходимо было наладить работу переводчиков, скоординировать работу со студентами, организовать их досуг. Вместе с тем на этой первой программе работали лучшие педагоги Школы-студии МХАТ, такие как О. П. Табаков, А. М. Смелянский, М. Лобанов, А. Дрознин. 
Несмотря на все сложности и недоработки, было огромное желание проводить такие программы, и Школа-студия МХАТ научилась работать с иностранными студентами. Этому способствовала популярность программы в США. Приезжавшие из России американские студенты давали не просто положительные, а восторженные отзывы об обучении в Москве. Формирование программы шло в течение многих лет, а в декабре 2016 г. ей исполнилось 25 лет. Юбилей программы отмечали в Москве и в Нью-Йорке.
Посол США в Москве по этому случаю устроил прием для администрации Школы-студии МХАТ и американских студентов, обучавшихся в декабре 2016 г. Это событие освещалось в прессе [13].
Анализ совместной программы с Национальным театральным институтом стоит начать с процесса набора студентов. Он происходит в различных колледжах США по всей стране. Значительная часть американских студентов, обучаясь в liberal arts colleges, имеет возможность вместе с профилирующими предметами выбирать и те, которые просто интересны. Причем изучаться они могут в другом вузе, а полученные зачетные единицы (credits) будут засчитаны. Именно на этом правиле Интернационализация образования строится практика «зарубежных семестров».
Расходы по обучению за границей колледж, как правило, берет на себя. Это повышает мобильность американских студентов и делает для них доступным обучение за границей. Ежегодно в начале осеннего семестра представители Национального театрального института ездят по различным колледжам США и рассказывают об образовательных программах Центра Юджина О’Нила, в том числе и о совместной программе со Школой-студией МХАТ. С января и до конца февраля следующего года идет прием заявлений. В марте все заявления рассматриваются, и проводится отбор студентов. В конце апреля тех, кто принят на программу, оповещают о зачислении. Процесс набора каждой новой группы занимает практически целый год. В сентябре группа американских студентов приезжает в Москву. До конца декабря они обучаются у ведущих педагогов Школы-студии МХАТ. 
Процесс обучения в Школе-студии МХАТ отличается от его организации в американских колледжах и университетах. В Америке студенты могут сами выстраивать образовательную траекторию, выбирая дисциплиныи формируя тем самым свое расписание. В Школе-студии МХАТ существуют жесткие рамки: расписание на весь семестр предполагает ежедневные занятия с 10 часов утра до 6 часов вечера по самым нужным дисциплинам. В первой половине дня, как правило, идут занятия по сценическому движению, сценическому бою, вокалу, танцу, фехтованию. Вторая половина дня полностью отдается актерскому мастерству. Кроме этого, читаются лекции по сценическому дизайну, истории театра, истории кинематографа.
Международная театральная образовательная программа «Московский семестр» состоит из следующих взаимосвязанных частей:
1) образовательная часть, включающаяобучение профессиональным и общеобразовательным дисциплинам;
2) культурная часть, направленная на погружение студентов в традиции русского драматического театра и культуры;
3) организационная часть, позволяющая познакомиться с российскими студентамисверстниками;
4) инфраструктура (расположение, проживание, питание).
Образовательная часть. Наиболее сложными предметами для студентов являются те, что требуют физической подготовки. Но по окончании программы всегда виден результат. Многие студенты добиваются заметного успеха в сценическом движении, танце, фехтовании, сценическом бое. Завершается обучение по каждому предмету сдачей экзамена.
По актерскому мастерству за три месяца американские студенты осваивают программу, которую российские студенты изучают в течение года на первом курсе. Занятия начинаются с упражнений на внимание и этюдов «я в предлагаемых обстоятельствах». Многие из приехавших студентов впервые оказываются в классе по актерскому мастерству. Они впервые сталкиваются с системным подходом к освоению профессии, поэтому такие занятия для них являются особенно важными. Постепенно темой этюдов становятся отдельные эпизоды пьесы, которую студенты должны показать в конце семестра. В данном случае экзаменом становится показ спектакля на зрителя в учебном театре Школы-студии МХАТ. 
Для осуществления международных театральных программ нашими ведущими педагогами была разработана специальная методика преподавания, включающая в себя работу со студентами не только по системе Станиславского, но и по методике Михаила Чехова, который хорошо известен на Западе [11]. Его книга о технике актера была первоначально написана на английском языке и издана в Америке. Он открыл свою театральную школу в Англии, которая перед Второй мировой войной была переведена в Америку, где превратилась в профессиональный театр “Chekhov Players”. На Бродвее театром были сыграны несколько спектаклей, после чего он стал гастролировать по стране, пропагандируя принципы театрального искусства.
Михаил Чехов разработал несколько этапов работы актера над ролью, назвав их «способами репетирования». Эти «способы» успешно применяются нашими педагогами в работе с американскими студентами. Разработаны специальные упражнения, направленные на развитие внимания и воображения, на создание атмосферы при работе над образом как в отрывках, так и в спектакле в целом. Особое внимание при начальной работе над образом наши педагоги уделяют психологическому жесту, так как выразительный жест создает основу для осуществления художественного замысла роли. Разработана система упражнений, которые с помощью психологического жеста помогают студенту пробудить свои чувства и дать определенную смысловую окраску образу. И по мере того как студенты овладевают техникой психологического жеста, они могут глубже проникнуть в произведения А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и других русских писателей.
Еще одним важным компонентом работы со студентами являются упражнения на темпо-ритм. Упражнения направлены на раскрепощение студентов, помогают им лучше владеть своим телом, найти определенный темп и ритм для каждого образа, что и является основной задачей таких упражнений. 
При работе над ролью студентов-актеров наши педагоги большое внимание уделяют импровизации. Они создают такие ситуативные упражнения, которые способствуют развитию их творческой мысли, приучают самостоятельно работать и находить «ключи», открывающие творческие «двери». Приступая к работе над отрывками из пьес А. П. Чехова (как известно, К. С. Станиславский был первым, кто нашел ключ к драматургии А. П. Чехова), педагоги прежде всего занимаются психологическим анализом пьесы в целом.
Они стремятся открыть студентам глубокую и напряженную внутреннюю жизнь героев, неустанно повторяя вслед за К. С. Станиславским, что непрерывная линия физических действий, то есть «линия жизни человеческого тела», занимает огромное место в создании любого образа. Вызванные к жизни внутренние переживания и действия помогают понять внутреннюю сущность образа, его подтекст, то, что скрывается за словами, – «жизнь человеческого духа», о которой говорил К. С. Станиславский. Проверка этюдами помогает студенту-актеру отобрать типичные для данного образа черты, глубже проникнуть в психологию создаваемого образа.
Все эти упражнения делаются систематически на протяжении всей программы, поэтому большинство студентов так хорошо в дальнейшем усваивают пройденный материал и им гораздо легче начать репетиционный период отдельных сцен и актов спектакля. При этюдном методе очень большую роль играет самостоятельная работа студента.
Наши педагоги призывают студентов активно работать «над собой» как на репетициях, так и дома, в свободное время. Они постоянно подчеркивают, что студенты должны существовать в создаваемых ими образах, педагоги же лишь помогают раскрывать сверхзадачу, объясняют обстоятельства роли и т. д. Без подлинных чувств самого студента-актера все на сцене становится неинтересным и неживым. В этюдах студент-актер может говорить своими словами о том, о чем он в дальнейшем будет говорить словами авторского текста. Это активизирует его фантазию и помогает постепенно овладевать внутренним и внешним миром своего героя. Наши мастера обладают педагогическим тактом, который позволяет тонко корректировать и направлять работу студентов, помогая им создавать на сцене «живого человека». Все это делает международную театральную образовательную программу чрезвычайно привлекательной и полезной.
Кроме дисциплин, направленных на овладение актерским мастерством, учебный план включает общеобразовательные предметы. Студентам необходимо прочесть пьесы великих русских драматургов и много книг по истории театра, поэтому для студентов организуются занятия по русскому языку [14]. На протяжении трех месяцев они три раза в неделю занимаются русским языком с педагогом Школы-студии МХАТ. Знание языка помогает лучше ориентироваться в городе, облегчает общение со сверстниками и педагогами.
Культурная часть. Важной частью проекта является культурная программа. В свободное от занятий время американские студенты ходят на спектакли в театры, на выставки в музеи, посещают усадьбу-музей А. П. Чехова в Мелихово, ездят в Санкт-Петербург.
Программа дает возможность увидеть постановки разных режиссеров, спектакли различных направлений в лучших московских театрах. Все театральные работы потом обсуждаются с педагогами на занятиях по актерскому мастерству и на лекциях по истории театра. Для многих приезжающих студентов такое количество походов в театр непривычно, в Америке они редко смотрят театральные постановки в таком объеме [15].
Организационная часть. С момента приезда в Россию на протяжении всего обучения и до момента отъезда американских студентов встречают, сопровождают и провожают учащиеся продюсерского факультета.
Студенты-первокурсники, владеющие английским языком, получили неофициальное название «ангелы». Они сопровождают приехавших студентов в театры, на выставки, помогают ориентироваться в метро, решать возникающие проблемы, такие как поход к врачу, покупка необходимых вещей. Для студентов продюсерского факультета общение с американскими студентами становится хорошей практикой английского языка.
В процессе общения они много узнают о культуре другой страны. Для американских студентов общение со студентами Школы-студии МХАТ тоже становится языковой практикой и еще одним источником информации о культуре и жизни в России. Помимо студентов-продюсеров к работе с американскими студентами привлекаются студенты факультета сценографии и театральной технологии. Они помогают в постановке выпускного спектакля: создают необходимые декорации, костюмы.
Американские студенты активно включаются в творческую жизнь Школы-студии МХАТ. Вместе с российскими студентами они участвуют в мероприятиях, проводимых Школой-студией и театром. Каждую осень в Школе-студии МХАТ проводится посвящение в студенты для первокурсников, так называемый «Капустник», в котором обязательно принимают участие американские студенты. Они готовят свой номер и представляют его на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова. В таких памятных мероприятиях, как юбилей А. М. Смелянского или юбилей Школы-студии МХАТ, которые проходят на Основной сцене МХТ им. А. П. Чехова, участие иностранных студентов также обязательно Возможность выступить на исторической сцене театра надолго остается в памяти.
Инфраструктура. Территориальное расположение является важной составляющей, которая работает на имидж вуза. Школа-студия МХАТ расположена в историческом и театральном центре Москвы, в Камергерском переулке. В шаговой доступности находятся Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Московский государственный академический Театр оперетты, Государственный академический Большой театр, Государственный академический Малый театр, Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, Российский академический молодежный театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Государственный театр Наций. В 2016 г. В Москве работали 170 драматических, музыкальных, кукольных, детских и других театров. Поэтому посещение театров студентами не требует больших затрат времени и сил. 
Приезжающие на обучение студенты теперь живут не в семьях, а в комфортабельном общежитии Школы-студии МХАТ, расположенном сравнительно недалеко от института. До него можно легко доехать на городском транспорте. В общежитии создана домашняя атмосфера, сделан современный ремонт, есть репетиционное помещение, тренажерный зал, Wi-Fi. Сам Камергерский переулок сейчас стал пешеходной зоной, по которой приятно гулять. Здесь находятся многочисленные кафе, пекарни, закусочные. Сидя в кафе за чашечкой кофе, можно обсудить прошедший день, планы на будущее или просто пообщаться друг с другом.
Многие американские студенты по возвращении в США рассказывают о том, что программа обучения очень сложная, но интересная. «Московский семестр» становится для них своеобразной «проверкой на прочность», так как они не привыкли к такой нагрузке. Большинство американских студентов именно в Школе-студии МХАТ начинают понимать, как устроен театр и как работают профессионалы. Получается, что именно программа дает толчок к размышлениям о том, готовы ли они всерьез посвятить себя актерской профессии. Многие выпускники программы продолжают обучение в магистратуре и остаются работать в театре. Но часть американских студентов не готовы к такой работе и уходят в другую область.
За период с 1991 по 2016 гг. программа проводилась 25 раз, за это время прошли обучение почти 500 американских студентов. На рисунке 1 показано количество студентов, обучавшихся в Школе-студии МХАТ по программе «Московский семестр» за период с 2004 по 2016 гг.
В настоящее время Школой-студией МХАТ реализуются совместные международные театральные образовательные программы со следующими университетами:
• Университет Фордэм (Fordham University, New York, USA);
• Университет Батлер (Butler University, Indianapolis, USA);
• Центральная Школа сценической речи и драмы (Central School of Speech and Drama, UK);
• Академия международного образования (AIB, Bonn, Germany);
• Кентский Университет (University of Kent, UK);
• Академия артистических искусств (Прага, Чехия);
• Капошварский университет (Капошвар, Венгрия).
Школой-студией МХАТ накоплен огромный педагогический опыт – не только в преподавании актерского мастерства, но и в обучении специалистов в области режиссуры, художественного оформления спектакля, сценографии, театрального костюма, организации и управления театром. Международные театральные образовательные программы позволяют поделиться накопленным опытом со студентами, приезжающими из других стран, что способствует взаимопониманию и культурному обогащению. 
Опыт Художественного театра оказал большое воздействие на искусство – не только сценическое, где его мировое влияние огромно, но и на другие виды: живопись, музыку, кинематографию и, конечно, на драматургию и литературу. А. П. Чехов как драматург был неразрывно связан с Художественным театром, а Художественный театр видел в А. П. Чехове своего поэта. Вот почему педагоги Школы-студии МХАТ делают особый акцент в своей работе на пьесах А. П. Чехова, ведь они интернациональны, они понятны людям во всем мире – русским, американцам, англичанам, французам, так как заставляют задуматься над смыслом собственного существования. 

Литература
1. Станиславский К. С. Собрание сочинений в девяти томах: Т. 9. Письма 1918-1938. М. : Искусство, 1999.
2. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М. : АСТ: Зебра Е, 2009.
3. Горчаков Н. К. С. Станиславский о работе режиссера с актерами. М. : Всероссийское театральное общество, 1958.
4. Зись А. Художник и Время. М. : Всероссийское театральное Общество, 1958. 144 с.
5. Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1917-1938. М. : Артист. Режиссер. Театр, 1999.
6. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. Т. 3. М. : МХТ, 2003.
7. Психологические основы системы Станиславского. М. : Академия Гуманитарных Исследований, 2009.
8. Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2003.
240 с.; Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2013. 416 с.
9. Московский Художественный театр. Сто лет / Под ред. А. М. Смелянского. М. : МХТ, 1998.
10. Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко: В 2 т. / Сост., ред., комм. И. Н. Соловьева. Вступ. статья А. М. Смелянского. М. :МХТ, 2005.
11. Чехов М. А. Путь актёра: Жизнь и встречи. М. :АСТ; АСТ Москва: Хранитель, 2007. 554 с.
12. Немирович-Данченко Вл. И. Творческое наследие: В 4 т. Письма из прошлого. Московский художественный театр, 2012.
13. Гостев И. В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила // Ведомости. 2016. 15.12. № 4225.
14. Лисина Е. В. Три условия «выживания» студентов театральных факультетов американских университетов в Москве во время их стажировки в Школе-студии МХАТ // Вестник Северо-восточного университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2. С. 18–22.
15. Сотрудничество Школы-студии МХАТ и театрального центра Юджина О’Нила (США) набирает обороты, показывая пример многолетних тесных связей между Россией и Америкой. URL: https://1neof.ru/sotrudnichestvo-shkoly-studii-mhat-i-teatralnogo-tsentra-yudzhina-o-nila-ssha-nabiraet-oboroty-pokazyvaya-primer-mnogoletnih-tesnyh-svyazej-mezhdu-rossiej-i-amerikoj/

Высшее образование в России
1-08-2017


Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, [1-08-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), [13-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru