Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт

БУРДЕНКО Елена Викторовна – канд. экон. наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования. E-mail: Burdenko-EV@yandex.ru
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Адрес: 117997, Москва, Стремянный пер., д.36
АРЦИС Ирина Израилевна – доцент. E-mail: slava75914@gmail.com
ИЛЬЮЩЕНКО Наталья Степановна – канд. филол. наук, доцент. E-mail: ilnatali77@mail.ru
Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова
Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская д.6, стр. 7

Аннотация. В статье рассмотрены результаты 25-летнего опыта реализации международной театральной образовательной программы, организованной совместно Школой-студией МХАТ с Театральным центром имени Юджина О’Нила, получившей название «Московский семестр». Прослежена история ее создания, выделены ее взаимосвязанные части, позволяющие добиться максимального освоения профессиональных знаний и навыков иностранными студентами. Полученные результаты подтверждают необходимость проведения международных театральных образовательных программ, чему способствует глобальная мобильность студентов.
Ключевые слова: обучение иностранных студентов в театральном вузе, международная театральная образовательная программа, программа «Московский семестр», система Станиславского, Школа-студия МХАТ
Для цитирования: Бурденко Е. В. , Арцис И. И. , Ильющенко Н. С. Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 143-151.

Идея создания международной театральной образовательной программы возникла в 20-х годах ХХ века, когда Московский художественный театр (МХТ) впервые приехал на гастроли в США. Основателем и руководителем театра в то время был К. С. Станиславский, предложивший свою систему работы актера над ролью. Она была впервые описана самим К. С. Станиславским в книге «Моя жизнь в искусстве» в 1925 г. и опубликована в США [1; 2]. Исследованием жизни и творчества К. С. Станиславского занимались такие ученые, как Н. К. Горчаков. [3], А. Зись [4], О. А. Радищева [5], И. Н. Виноградская [6], Е. Я. Басин [7], А. М. Смелянский [8] и др. В 1923 г. Ричард Болеславский, эмигрировавший актер МХТ, впервые читает лекции о системе Станиславского. Позже вместе с Марией Успенской он организует Американский лабораторный театр. За семь лет существования в нем прошли обучение более 500 молодых артистов. Ученик Р. Болеславского Ли Страсберг начал «великую индустрию Станиславского в Америке», по выражению А. М. Смелянского.
На основе элементов метода Станиславского возникает метод Страсберга. Основой метода является аффективная память актера [9; 10]. Идеи системы Станиславского использовались в «Груп-Тиэтре» (The Group Theatre, 1931-1941 гг.), который основали Гарольд Клюрман, Ли Страсберг, Стелла Адлер и Черил Кроуфорд. В 1947 г. открывается «Актерская студия» (The Actor’s Studio) в Нью-Йорке. С 1951 г. ею руководит Л. Страсберг. В свою очередь, С. Адлер открывает в 1949 г. «Студию актерского мастерства» (Studio of Acting). Позже, в 1966 г., Л. Страсберг и в 1986 г. С. Адлер открывают филиалы своих 144 Высшее образование в России • № 8/9, 2017 школ в Лос-Анджелесе. В The Actor’s Studio обучались Мэрилин Монро, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Харви Кейтель и др. Studio of Acting считается популярной актерской школой, предлагающей универсальный и разнообразный набор навыков и знаний. Выпускниками школы С. Адлер были такие артисты, как Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Ник Нолти и др. Кроме того, в 1969 г. в Нью-Йорке открывается театральная школа для непрофессионалов – Институт театра и кино Л. Страсберга, который работает до сих пор.
Несмотря на заинтересованность в проведении международных театральных образовательных программ как с американской стороны, так и стороны К. С. Станиславского, они не осуществились при его жизни. С 1930-х годов до конца 1960-х годов контакт между театральными сообществами двух стран был прерван. Осуществить идею К. С. Станиславского о том, что американским студентам, актерам надо приезжать в Московский художественный театр и учиться в России, удалось только в 1991 г. [11; 12] История международных театральных образовательных программ, проводимых Школой-студией МХАТ, нашла свое отражение в «Семейных альбомах» [8], которые издаются к юбилейным датам. Цель нашего исследования – изучение создания, проведения и развития международной театральной образовательной программы, осуществленной Школой-студией МХАТ в период с 1991 по 2016 гг. Она началась с совместной программы с Театральным центром имени Ю. О’Нила и получила название «Московский семестр». Инициаторами создания и проведения программы стали: со стороны России: А. М. Смелянский, профессор, доктор искусствоведения, проректор Школы-студии МХАТ; А. Я. Рубинштейн, профессор, доктор философских наук, основатель и заведующий кафедрой «Менеджмент и экономика исполнительских искусств» Школы-студии МХАТ; • со стороны США: Джордж Уайт, основатель «Театрального центра имени Ю. О’Нила»; Г. Нерсесян, президент Американо-советской театральной инициативы. В 1991 г. из США в Москву приехали первые четыре американских студента. Сейчас уже можно признать, что Школа-студия МХАТ была не готова к приезду иностранных студентов. Привычной для иностранцев инфраструктуры не было: в магазинах не принимали кредитные карты, не было специально оборудованных помещений для занятий, не все педагоги говорили по-английски. Приехавшие студенты были расселены по семьям. Поэтому необходимо было наладить работу переводчиков, скоординировать работу со студентами, организовать их досуг. Вместе с тем на этой первой программе работали лучшие педагоги Школы-студии МХАТ, такие как О. П. Табаков, А. М. Смелянский, М. Лобанов, А. Дрознин. 
Несмотря на все сложности и недоработки, было огромное желание проводить такие программы, и Школа-студия МХАТ научилась работать с иностранными студентами. Этому способствовала популярность программы в США. Приезжавшие из России американские студенты давали не просто положительные, а восторженные отзывы об обучении в Москве. Формирование программы шло в течение многих лет, а в декабре 2016 г. ей исполнилось 25 лет. Юбилей программы отмечали в Москве и в Нью-Йорке.
Посол США в Москве по этому случаю устроил прием для администрации Школы-студии МХАТ и американских студентов, обучавшихся в декабре 2016 г. Это событие освещалось в прессе [13].
Анализ совместной программы с Национальным театральным институтом стоит начать с процесса набора студентов. Он происходит в различных колледжах США по всей стране. Значительная часть американских студентов, обучаясь в liberal arts colleges, имеет возможность вместе с профилирующими предметами выбирать и те, которые просто интересны. Причем изучаться они могут в другом вузе, а полученные зачетные единицы (credits) будут засчитаны. Именно на этом правиле Интернационализация образования строится практика «зарубежных семестров».
Расходы по обучению за границей колледж, как правило, берет на себя. Это повышает мобильность американских студентов и делает для них доступным обучение за границей. Ежегодно в начале осеннего семестра представители Национального театрального института ездят по различным колледжам США и рассказывают об образовательных программах Центра Юджина О’Нила, в том числе и о совместной программе со Школой-студией МХАТ. С января и до конца февраля следующего года идет прием заявлений. В марте все заявления рассматриваются, и проводится отбор студентов. В конце апреля тех, кто принят на программу, оповещают о зачислении. Процесс набора каждой новой группы занимает практически целый год. В сентябре группа американских студентов приезжает в Москву. До конца декабря они обучаются у ведущих педагогов Школы-студии МХАТ. 
Процесс обучения в Школе-студии МХАТ отличается от его организации в американских колледжах и университетах. В Америке студенты могут сами выстраивать образовательную траекторию, выбирая дисциплиныи формируя тем самым свое расписание. В Школе-студии МХАТ существуют жесткие рамки: расписание на весь семестр предполагает ежедневные занятия с 10 часов утра до 6 часов вечера по самым нужным дисциплинам. В первой половине дня, как правило, идут занятия по сценическому движению, сценическому бою, вокалу, танцу, фехтованию. Вторая половина дня полностью отдается актерскому мастерству. Кроме этого, читаются лекции по сценическому дизайну, истории театра, истории кинематографа.
Международная театральная образовательная программа «Московский семестр» состоит из следующих взаимосвязанных частей:
1) образовательная часть, включающаяобучение профессиональным и общеобразовательным дисциплинам;
2) культурная часть, направленная на погружение студентов в традиции русского драматического театра и культуры;
3) организационная часть, позволяющая познакомиться с российскими студентамисверстниками;
4) инфраструктура (расположение, проживание, питание).
Образовательная часть. Наиболее сложными предметами для студентов являются те, что требуют физической подготовки. Но по окончании программы всегда виден результат. Многие студенты добиваются заметного успеха в сценическом движении, танце, фехтовании, сценическом бое. Завершается обучение по каждому предмету сдачей экзамена.
По актерскому мастерству за три месяца американские студенты осваивают программу, которую российские студенты изучают в течение года на первом курсе. Занятия начинаются с упражнений на внимание и этюдов «я в предлагаемых обстоятельствах». Многие из приехавших студентов впервые оказываются в классе по актерскому мастерству. Они впервые сталкиваются с системным подходом к освоению профессии, поэтому такие занятия для них являются особенно важными. Постепенно темой этюдов становятся отдельные эпизоды пьесы, которую студенты должны показать в конце семестра. В данном случае экзаменом становится показ спектакля на зрителя в учебном театре Школы-студии МХАТ. 
Для осуществления международных театральных программ нашими ведущими педагогами была разработана специальная методика преподавания, включающая в себя работу со студентами не только по системе Станиславского, но и по методике Михаила Чехова, который хорошо известен на Западе [11]. Его книга о технике актера была первоначально написана на английском языке и издана в Америке. Он открыл свою театральную школу в Англии, которая перед Второй мировой войной была переведена в Америку, где превратилась в профессиональный театр “Chekhov Players”. На Бродвее театром были сыграны несколько спектаклей, после чего он стал гастролировать по стране, пропагандируя принципы театрального искусства.
Михаил Чехов разработал несколько этапов работы актера над ролью, назвав их «способами репетирования». Эти «способы» успешно применяются нашими педагогами в работе с американскими студентами. Разработаны специальные упражнения, направленные на развитие внимания и воображения, на создание атмосферы при работе над образом как в отрывках, так и в спектакле в целом. Особое внимание при начальной работе над образом наши педагоги уделяют психологическому жесту, так как выразительный жест создает основу для осуществления художественного замысла роли. Разработана система упражнений, которые с помощью психологического жеста помогают студенту пробудить свои чувства и дать определенную смысловую окраску образу. И по мере того как студенты овладевают техникой психологического жеста, они могут глубже проникнуть в произведения А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и других русских писателей.
Еще одним важным компонентом работы со студентами являются упражнения на темпо-ритм. Упражнения направлены на раскрепощение студентов, помогают им лучше владеть своим телом, найти определенный темп и ритм для каждого образа, что и является основной задачей таких упражнений. 
При работе над ролью студентов-актеров наши педагоги большое внимание уделяют импровизации. Они создают такие ситуативные упражнения, которые способствуют развитию их творческой мысли, приучают самостоятельно работать и находить «ключи», открывающие творческие «двери». Приступая к работе над отрывками из пьес А. П. Чехова (как известно, К. С. Станиславский был первым, кто нашел ключ к драматургии А. П. Чехова), педагоги прежде всего занимаются психологическим анализом пьесы в целом.
Они стремятся открыть студентам глубокую и напряженную внутреннюю жизнь героев, неустанно повторяя вслед за К. С. Станиславским, что непрерывная линия физических действий, то есть «линия жизни человеческого тела», занимает огромное место в создании любого образа. Вызванные к жизни внутренние переживания и действия помогают понять внутреннюю сущность образа, его подтекст, то, что скрывается за словами, – «жизнь человеческого духа», о которой говорил К. С. Станиславский. Проверка этюдами помогает студенту-актеру отобрать типичные для данного образа черты, глубже проникнуть в психологию создаваемого образа.
Все эти упражнения делаются систематически на протяжении всей программы, поэтому большинство студентов так хорошо в дальнейшем усваивают пройденный материал и им гораздо легче начать репетиционный период отдельных сцен и актов спектакля. При этюдном методе очень большую роль играет самостоятельная работа студента.
Наши педагоги призывают студентов активно работать «над собой» как на репетициях, так и дома, в свободное время. Они постоянно подчеркивают, что студенты должны существовать в создаваемых ими образах, педагоги же лишь помогают раскрывать сверхзадачу, объясняют обстоятельства роли и т. д. Без подлинных чувств самого студента-актера все на сцене становится неинтересным и неживым. В этюдах студент-актер может говорить своими словами о том, о чем он в дальнейшем будет говорить словами авторского текста. Это активизирует его фантазию и помогает постепенно овладевать внутренним и внешним миром своего героя. Наши мастера обладают педагогическим тактом, который позволяет тонко корректировать и направлять работу студентов, помогая им создавать на сцене «живого человека». Все это делает международную театральную образовательную программу чрезвычайно привлекательной и полезной.
Кроме дисциплин, направленных на овладение актерским мастерством, учебный план включает общеобразовательные предметы. Студентам необходимо прочесть пьесы великих русских драматургов и много книг по истории театра, поэтому для студентов организуются занятия по русскому языку [14]. На протяжении трех месяцев они три раза в неделю занимаются русским языком с педагогом Школы-студии МХАТ. Знание языка помогает лучше ориентироваться в городе, облегчает общение со сверстниками и педагогами.
Культурная часть. Важной частью проекта является культурная программа. В свободное от занятий время американские студенты ходят на спектакли в театры, на выставки в музеи, посещают усадьбу-музей А. П. Чехова в Мелихово, ездят в Санкт-Петербург.
Программа дает возможность увидеть постановки разных режиссеров, спектакли различных направлений в лучших московских театрах. Все театральные работы потом обсуждаются с педагогами на занятиях по актерскому мастерству и на лекциях по истории театра. Для многих приезжающих студентов такое количество походов в театр непривычно, в Америке они редко смотрят театральные постановки в таком объеме [15].
Организационная часть. С момента приезда в Россию на протяжении всего обучения и до момента отъезда американских студентов встречают, сопровождают и провожают учащиеся продюсерского факультета.
Студенты-первокурсники, владеющие английским языком, получили неофициальное название «ангелы». Они сопровождают приехавших студентов в театры, на выставки, помогают ориентироваться в метро, решать возникающие проблемы, такие как поход к врачу, покупка необходимых вещей. Для студентов продюсерского факультета общение с американскими студентами становится хорошей практикой английского языка.
В процессе общения они много узнают о культуре другой страны. Для американских студентов общение со студентами Школы-студии МХАТ тоже становится языковой практикой и еще одним источником информации о культуре и жизни в России. Помимо студентов-продюсеров к работе с американскими студентами привлекаются студенты факультета сценографии и театральной технологии. Они помогают в постановке выпускного спектакля: создают необходимые декорации, костюмы.
Американские студенты активно включаются в творческую жизнь Школы-студии МХАТ. Вместе с российскими студентами они участвуют в мероприятиях, проводимых Школой-студией и театром. Каждую осень в Школе-студии МХАТ проводится посвящение в студенты для первокурсников, так называемый «Капустник», в котором обязательно принимают участие американские студенты. Они готовят свой номер и представляют его на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова. В таких памятных мероприятиях, как юбилей А. М. Смелянского или юбилей Школы-студии МХАТ, которые проходят на Основной сцене МХТ им. А. П. Чехова, участие иностранных студентов также обязательно Возможность выступить на исторической сцене театра надолго остается в памяти.
Инфраструктура. Территориальное расположение является важной составляющей, которая работает на имидж вуза. Школа-студия МХАТ расположена в историческом и театральном центре Москвы, в Камергерском переулке. В шаговой доступности находятся Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Московский государственный академический Театр оперетты, Государственный академический Большой театр, Государственный академический Малый театр, Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, Российский академический молодежный театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Государственный театр Наций. В 2016 г. В Москве работали 170 драматических, музыкальных, кукольных, детских и других театров. Поэтому посещение театров студентами не требует больших затрат времени и сил. 
Приезжающие на обучение студенты теперь живут не в семьях, а в комфортабельном общежитии Школы-студии МХАТ, расположенном сравнительно недалеко от института. До него можно легко доехать на городском транспорте. В общежитии создана домашняя атмосфера, сделан современный ремонт, есть репетиционное помещение, тренажерный зал, Wi-Fi. Сам Камергерский переулок сейчас стал пешеходной зоной, по которой приятно гулять. Здесь находятся многочисленные кафе, пекарни, закусочные. Сидя в кафе за чашечкой кофе, можно обсудить прошедший день, планы на будущее или просто пообщаться друг с другом.
Многие американские студенты по возвращении в США рассказывают о том, что программа обучения очень сложная, но интересная. «Московский семестр» становится для них своеобразной «проверкой на прочность», так как они не привыкли к такой нагрузке. Большинство американских студентов именно в Школе-студии МХАТ начинают понимать, как устроен театр и как работают профессионалы. Получается, что именно программа дает толчок к размышлениям о том, готовы ли они всерьез посвятить себя актерской профессии. Многие выпускники программы продолжают обучение в магистратуре и остаются работать в театре. Но часть американских студентов не готовы к такой работе и уходят в другую область.
За период с 1991 по 2016 гг. программа проводилась 25 раз, за это время прошли обучение почти 500 американских студентов. На рисунке 1 показано количество студентов, обучавшихся в Школе-студии МХАТ по программе «Московский семестр» за период с 2004 по 2016 гг.
В настоящее время Школой-студией МХАТ реализуются совместные международные театральные образовательные программы со следующими университетами:
• Университет Фордэм (Fordham University, New York, USA);
• Университет Батлер (Butler University, Indianapolis, USA);
• Центральная Школа сценической речи и драмы (Central School of Speech and Drama, UK);
• Академия международного образования (AIB, Bonn, Germany);
• Кентский Университет (University of Kent, UK);
• Академия артистических искусств (Прага, Чехия);
• Капошварский университет (Капошвар, Венгрия).
Школой-студией МХАТ накоплен огромный педагогический опыт – не только в преподавании актерского мастерства, но и в обучении специалистов в области режиссуры, художественного оформления спектакля, сценографии, театрального костюма, организации и управления театром. Международные театральные образовательные программы позволяют поделиться накопленным опытом со студентами, приезжающими из других стран, что способствует взаимопониманию и культурному обогащению. 
Опыт Художественного театра оказал большое воздействие на искусство – не только сценическое, где его мировое влияние огромно, но и на другие виды: живопись, музыку, кинематографию и, конечно, на драматургию и литературу. А. П. Чехов как драматург был неразрывно связан с Художественным театром, а Художественный театр видел в А. П. Чехове своего поэта. Вот почему педагоги Школы-студии МХАТ делают особый акцент в своей работе на пьесах А. П. Чехова, ведь они интернациональны, они понятны людям во всем мире – русским, американцам, англичанам, французам, так как заставляют задуматься над смыслом собственного существования. 

Литература
1. Станиславский К. С. Собрание сочинений в девяти томах: Т. 9. Письма 1918-1938. М. : Искусство, 1999.
2. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М. : АСТ: Зебра Е, 2009.
3. Горчаков Н. К. С. Станиславский о работе режиссера с актерами. М. : Всероссийское театральное общество, 1958.
4. Зись А. Художник и Время. М. : Всероссийское театральное Общество, 1958. 144 с.
5. Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1917-1938. М. : Артист. Режиссер. Театр, 1999.
6. Виноградская И. Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись. Т. 3. М. : МХТ, 2003.
7. Психологические основы системы Станиславского. М. : Академия Гуманитарных Исследований, 2009.
8. Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2003.
240 с.; Семейный альбом / Гл. ред. А. Смелянский. М. : Московский художественный театр, 2013. 416 с.
9. Московский Художественный театр. Сто лет / Под ред. А. М. Смелянского. М. : МХТ, 1998.
10. Письма О. С. Бокшанской Вл. И. Немировичу-Данченко: В 2 т. / Сост., ред., комм. И. Н. Соловьева. Вступ. статья А. М. Смелянского. М. :МХТ, 2005.
11. Чехов М. А. Путь актёра: Жизнь и встречи. М. :АСТ; АСТ Москва: Хранитель, 2007. 554 с.
12. Немирович-Данченко Вл. И. Творческое наследие: В 4 т. Письма из прошлого. Московский художественный театр, 2012.
13. Гостев И. В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила // Ведомости. 2016. 15.12. № 4225.
14. Лисина Е. В. Три условия «выживания» студентов театральных факультетов американских университетов в Москве во время их стажировки в Школе-студии МХАТ // Вестник Северо-восточного университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2. С. 18–22.
15. Сотрудничество Школы-студии МХАТ и театрального центра Юджина О’Нила (США) набирает обороты, показывая пример многолетних тесных связей между Россией и Америкой. URL: https://1neof.ru/sotrudnichestvo-shkoly-studii-mhat-i-teatralnogo-tsentra-yudzhina-o-nila-ssha-nabiraet-oboroty-pokazyvaya-primer-mnogoletnih-tesnyh-svyazej-mezhdu-rossiej-i-amerikoj/

Высшее образование в России
1-08-2017


Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, [1-08-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru