Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Неленивый котик. Таисия Вилкова
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ

Александр Малнач

В последние дни ноября в Риге прошла осенняя сессия фестиваля дипломных спектаклей студентов театральных вузов Stanislavsky.lv. Студенты IV курса актёрского факультета Школы-студии МХАТ показали на сцене Дома Москвы два спектакля. Похоже, театральный фестиваль «Золотая Маска в Латвии» обзавёлся юношеской секцией, подумалось мне.

Причин для такого умозаключения несколько. Фестиваль Stanislavsky.lv является международным, но в том же смысле, что и «Золотая Маска». И тот и другой предлагают латвийскому зрителю наиболее заметные проявления российской театральной жизни. Я бы сказал – достижения, если бы все спектакли, что привозят в Латвию «Золотая Маска» и Stanislavsky.lv, можно было бы считать таковыми. К сожалению, это не так, но несомненно, постановки, отобранные жюри российской национальной премии, и сыгранные студентами российских театральных вузов, прошедшими через фильтры вступительных и переводных экзаменов, предполагают известное, нередко высшее качество.

«Золотая Маска в Латвии» и Stanislavsky.lv имеют ещё одно важное сходство: оба фестиваля пользуются поддержкой посольства России в Латвии и вниманием публики. И там и тут непременные аншлаги. Причём интерес к обоим проявляют, как профессионалы из театральной – латышской и русской – среды, так и рядовые зрители. Только у Stanislavsky.lv публика в среднем моложе и билеты значительно дешевле.

Можно было бы отметить и отличие, сказав, что «Золотая Маска» представляет настоящее российского театра, а Stanislavsky.lv – его будущее, ведь нынешние выпускники театральных вузов – это завтрашние режиссёры и актёры. Но, строго говоря, это не так. Уже сейчас спектакли силами студентов ставят известные постановщики, определяющие театральный мейнстрим или претендующие на это. Во всяком случае, один из спектаклей, показанных в рамках нынешней сессии Stanislavsky.lv – «Путешествие в Твин Пикс» Аллы Сигаловой, как раз из их числа.

Кажется, похвалы, расточаемые этой работе известного российского хореографа и режиссёра, не были преувеличенными. «Путешествие в Твин Пикс» поражает продуманностью и мастерством исполнения. Здесь в одно целое сложилось до деталей проработанные характеры отдельных персонажей, высокая степень синхронности, порой до секунд и миллиметров рассчитанное взаимодействие актёров друг с другом в лаконичном, но очень тонко организованном сценическом пространстве. Грамотное использование света, цвета (костюмы) и музыки, написанной для сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» Анджело Бадаламенти, делает образ спектакля завершённым, а само действо – невероятно зрелищным. Хочешь не хочешь, откроешь рот.

Я не смотрел сам сериал, но осмелюсь утверждать, что стилистика Дэвида Линча режиссёром спектакля соблюдена. Сужу по картине Линча «Синий бархат», которая предшествовала «Твин Пиксу», как по времени создания, так и в плане выработки новой для него манеры изложения и подачи киноматериала со всеми её сюрреалистическими и психоделическими вывертами вкупе с яркой изобразительностью, восходящей, быть может, к «Шербурским зонтикам» (не случайно у Линча так много поклонников во Франции), и проникающим всё и вся эротизмом.

Преемственность между «Синим бархатом» и «Твин Пиксом» задокументирована и личностью главного героя кинокартины (Джеффри Бомон) и сериала (Дейл Купер), которых играет один и тот же актёр – Кайл Маклахлен. Надо отдать должное Алле Сигаловой, она нашла ему для своей постановки прекрасную замену (за отсутствием программки – досадное упущение организаторов гастролей – имя этого красавчика и везунчика останется неназванным, как, впрочем, и все прочие имена). Во всяком случае, я моментально узнал в нём Джеффри Бомона и не усомнился в том, что он подлинный агент ФБР Дейл Купер.

Типажи сыскных, полицейских (особенно трусоватого, неуверенного в себе Бреннена), обывателей и злодеев обоего пола и разного рода, мне показались более, чем убедительными. И если я не разобрался во всех хитросплетениях их отношений, то в этом и не было особой нужды, поскольку в данном случае важным было не что, а как: не что сыграно, но как это сыграно. А сыграно это было превосходно. С той поразительной мерой нюансировки и утрирования, в которой безошибочно угадывается стиль Дэвида Линча и… Аллы Сигаловой.

Быть может, в этом вся соль «Путешествия в Твин Пикс», которое не является пародией или стилизацией (хотя и тем и другим оно тоже является), но, как кажется, выражает собой суть творческого мышления самой Сигаловой. Соединение хореографии с пантомимой – это Сигалова. Яркие, локальные цвета – это Сигалова. Гротеск во всём – это Сигалова. Эротизм на грани пристойного – это тоже она.

Алла Сигалова заведует кафедрой Пластического воспитания актёра Школы-студии МХАТ, и, по всей видимости, трудится не зря. Её воспитанники показывают на сцене чудеса пластики. В спектакле очень много движения, это почти сплошной танец – сольный, парный, групповой – «танцуют все». В нём почти не говорят, т. е. актёры вообще не произносят ни слова, только жестикулируют. Иногда звучит закадровый текст по-английски. На мой взгляд, это ничего не добавляет к действию, но способствует созданию нужной атмосферы.

А с действием происходит странная метаморфоза в духе Дэвида Линча и… Аллы Сигаловой. В какой-то момент все эти безумные, страшно-смешные выкрутасы переходят в почти мистическое чувство глубокого, безбрежного, тоскливого одиночества человеческой души, и нет на свете ничего страшнее этого одиночества. В этом, наверное, и состоит истинный предмет познания добра и зла. Сигаловой ли этого не знать? Пустота одиночества требует заполнения. Страхи, химеры, эротические фантазии, кажется, великолепно с этим справляются.

У Дэвида Линча и Аллы Сигаловой действие движется как бы по спирали. Иногда оно возвращается почти в исходную точку, чтобы получить дальнейший импульс и ускорение. Вот и я вернусь к началу, сказав несколько тёплых слов о безымянном(ых), как и актёры, авторе(ах) сценографии и костюмов. Студенческие спектакли, даже дипломные, редко бывают оформлены с таким старанием и вкусом, как «Путешествие в Твин Пикс». Взять хотя бы сцену, которая напоминает интерьер заведения для одиноких мужчин. И это полностью отвечает замыслу спектакля – создать пространство ирреального, погрузить зрителя (сиди и смотри!) в напряжённую атмосферу сверхъестественного, фантасмагорического – сна разума, рождающего чудовищ. 

Вот только это не русский театр. «Русская театральная школа – лучшая в мире», — заявили ведущие перед началом представления. Однако, вопреки этому чересчур громкому, чтобы быть справедливым утверждению, студенты Школы-студии МХАТ показали нам классический пример импортозамещения. И материал, и способ его изложения сугубо американские: вместо проживания по Станиславскому отточенное до мелочей лицедейство. Такова сегодня мхатовская школа.

Я не против. Если американцы изучают систему Станиславского, то почему бы русским не приобщиться к американской школе актёрского мастерства? Профессионализм сегодня требует от актёра универсальности. Вот только универсальности студенты-мхатовцы не продемонстировали. Мне показалось, что двигаются они лучше, чем декламируют. Во всяком случае, спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» (постановка Марии Дровосековой), сыгранный ими во второй вечер гастролей, понравился мне куда меньше, чем «Путешествие в Твин Пикс». Да, зрительская аудитория, особенно дети, реагировала на представление очень живо, но на мой слух, это было слишком громко, монотонно громко и слишком быстро, утомительно быстро.

«ЧудоЧудоЧеловек» – это про Чуковского, как про самого многогранного и противоречивого Корнея Ивановича, так и про созданный им сказочный мир. В спектакле, помимо текстов Чуковского, использованы воспоминания его родных, близких и современников, а своего рода доминантами служат инсценировки сказок «Федорино горе» и «Бармалей».

– «ЧудоЧудоЧеловек» – это история о побеге взрослого человека в детство, история о желании человека вновь и вновь обретать чистоту и обаяние в восприятии мира, бесконечно стараться разглядеть вокруг себя волшебное и удивительное, — пояснила перед началом спектакля режиссёр Мария Дровосекова, актриса московского театра «Сатирикон».

И в целом этот побег удался. Не спорю, мы увидели массу остроумных режиссёрских решений и находок. Ребята показали слаженную, скреплённую духом товарищества работу. Наверное, не мне одному захотелось быть членом такой хорошей команды. Многое мне понравилось в этой постановке. Но, на мой взгляд, играть на подъёме и играть на крике – это не одно и то же. «ЧудоЧудоЧеловек» напомнил мне гастроли годичной давности, когда тогдашние четверокурсники-мхатовцы (курс Евгения Писарева) представляли спектакли «Горький. Дно. Высоцкий» и «Жизнь в розовом цвете» (https://www.russkie.org.lv/node/353).

Похоже, именно такова нынешняя мхатовская школа. В отношении выбора драматургического материала и способа его прочтения единство почерка налицо. Вместо классических пьес русского или нерусского происхождения берутся новые, более или менее оригинальные, порою специально для этого созданные опусы, наподобие прежних литературно-поэтических композиций, и играются в форсированном темпе и на повышенных тонах. Конечно, на большой скорости, да под громкую музычку можно и проскочить «опасные повороты» профессии, требующие не внешней экспрессии, а внутренней собранности, ведь паузы – удел не новобранцев, а ветеранов сцены. Но легко и вылететь на обочину, как это случилось с обезображенной до неузнаваемости пьесой Горького «На дне».

Так поступают не все. В рамках фестиваля Stanislavsky.lv доводилось видеть и очень серьёзные заявки на осмысление и обработку отечественного материала. Приведу только два примера: пьеса А. Н. Арбузова «В этом старом милом доме», поставленная силами студентов III актёрского курса московского Института Современного Искусства (мастерская Д. Певцова и О. Дроздовой) (https://www.russkie.org.lv/node/318), и инсценировка повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» силами студентов IV актёрского курса эстрадного факультета ГИТИСа (мастерская М. Борисова) (https://www.russkie.org.lv/node/327).

Тут ведь какое дело? Весной в Ригу приезжал ректор ГИТИСа Григорий Заславский. На встрече с публикой он удивлялся популярности театральных вузов у российских абитуриентов. Конкурс 800 человек на место, по его словам, свидетельствует, что со страной и обществом не всё благополучно. А по-моему, пришло время в корне пересмотреть привычный взгляд на актёрскую профессию. 

Актёр давно уже не пария, не игрушка общества и даже не богема в прямом и переносном смысле этого слова. Сегодня актёры – это национальная гвардия, новое дворянство. На Западе артисты давно уже превратились в служилых людей. Будучи столпами общества и опорой режима, они получают за службу адекватное вознаграждение и статус. Посмотрите биографии английских актёров молодого и старшего поколения. Многие из них принадлежат к знатным фамилиям. Да и британская традиция посвящать в рыцари особо заслуженных лицедеев говорит за себя.

Россия позже своих соседей на Западе встала на этот путь. Искусство, как и спорт, никогда не стояло вне политики. Пора признать эту истину и действовать соответственно. У России имеются свои национальные интересы. Следует осознать и обслуживать именно их, иначе у российского общества, как и у русской культуры просто не будет будущего. Своего будущего.

Русские в Латвии
25-12-2017


Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, [1-08-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), [13-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]
Поезд идентичности, Colta.Ru, [4-03-2016]
Колёса диктуют вагонные…, Гудок, [2-03-2016]
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, [27-02-2016]
Дмитрий Брусникин: «Чтобы что-то полюбить, нужно это увидеть», Дождь, [19-02-2016]
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, [15-02-2016]
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, [2-02-2016]
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, [2-02-2016]
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, [2-02-2016]
Великий Сибирский Путь… веры, Гудок, [2-02-2016]
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Биржа (Нижний Новгород), [19-01-2016]
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, [13-01-2016]
Режиссёр Брусникин на РСН: В Москве не хватает независимых театральных площадок, Русская служба новостей, [27-12-2015]
Документальным спектаклем «Несовременный концерт» завершились гастроли школы-студии МХАТ в Нижнем Новгороде, ННТВ, [24-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», [13-12-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ представили «12 подвигов Гагарина», Канал Культура, [11-12-2015]
Творчество людей с инвалидностью: театральные перспективы Жени Ляпина, РИА «Новости», [7-12-2015]
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Культура Москвы, [27-11-2015]
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, [20-11-2015]
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, [11-10-2015]
«Современное искусство становится частью сегодняшнего театра», Театрал, [7-10-2015]
Театр «Человек» открыл сезон «Наташиной мечтой» и Димой Биланом, Независимая газета, [30-09-2015]
Театр для жителей города, Мослента, [15-09-2015]
Заметка о любви, Театрон, [14-09-2015]
Виктор Рыжаков: «Мне казалось, что к войне невозможно привыкнуть», TheatreALL, [11-09-2015]
«Когда в стране кризис — это импульс к развитию театра», Байкальские вести, [4-08-2015]
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, [21-07-2015]
Пространство сновидения, Экран и сцена, [16-07-2015]
Мастерская Брусникина: открытая биография супер-труппы, Елена Киселева, ТеатрAll, [10-07-2015]
Курс Дмитрия Брусникина станет частью театра-студии «Человек», Канал Культура, [7-07-2015]
Современное эхо «Несовременного концерта», Байкальские вести, [6-07-2015]
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, [3-07-2015]
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, [2-07-2015]
Выпускники Школы-студии МХАТ с дипломами получили театр, Большая Москва, [30-06-2015]
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, [30-06-2015]
Начинающим актерам подарили собственный театр, Вечерняя Москва, [29-06-2015]
«Брусникинцы» отметят выпускной бесплатным концертом в саду «Эрмитаж», БизнесFM, [29-06-2015]
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, Канал Культура, [29-06-2015]
Взаимное внедрение, SygMa, [28-06-2015]
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, [26-06-2015]
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, [25-06-2015]
Актёры Школы-студии МХАТ выступили в Иркутске, ГТРК «Иркутск», [25-06-2015]
Старость – это свобода, или «Несовременный концерт» из будущего, ГлаголЪ. Иркутское обозрение, [25-06-2015]
В Мичуринск с большими гастролями приехал «Наш городок», Мичуринская правда, [23-06-2015]
Поступай как знаешь, ТеатрAll, [19-06-2015]
Не радужное прошлое, Театрал, [16-06-2015]
«Профессия режиссера вторична», Colta.Ru, [16-06-2015]
Переворот сознания, Театрал, [16-06-2015]
В Сибири пройдет гастрольный тур Школы-студии МХАТ им. Чехова, Энергоньюс, [10-06-2015]
Кристальный слон, Сигма, [10-06-2015]
«Рома». Друзья написали книгу о режиссере Романе Козаке, Вечерняя Москва, [10-06-2015]
Воронежцам показали попурри из Платонова, Российская газета, [9-06-2015]
«Правила поступления», OpPeople, [9-06-2015]
«Без тебя скучно!», Новые известия, [9-06-2015]
Алла Сигалова рассказывает о книге «Рома», Канал Культура, [8-06-2015]
С литературного на театральный. Как студенты МХАТ показали мир Платонова языком драмы, РИА Воронеж, [5-06-2015]
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, [3-06-2015]
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, [3-06-2015]
В Дедовске поставили спектакль «Волоколамское шоссе» о битве за Москву, Подмосковье, [25-05-2015]
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, [24-05-2015]
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, [22-05-2015]
Театр должен анализировать ситуацию вокруг, Аргументы недели, [21-05-2015]
Дмитрий Брусникин: «Созрела потребность, чтобы это поколение смогло высказаться как поколение», Театрал, [20-05-2015]
В Краснодаре прослушали желающих поступить в Школу-студию МХАТ, МК — Краснодар, [20-05-2015]
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, [20-05-2015]
Из более ста претендентов отбор в Школу-студию МХАТ прошли четыре кубанца, Кубань Инфо, [17-05-2015]
Темперамент и обаяние демонстрировали будущие актеры, Россия — Кубань, [17-05-2015]
Дмитрий Брусникин. На ночь глядя. Выпуск от 14.05.2015, Первый канал, [14-05-2015]
Что требуется от поступающего в театральный, чтобы пройти хотя бы первый тур?, The Question, [14-05-2015]
В Краснодаре прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Кубань 24, [14-05-2015]
Академик Гринберг: «У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии», Банкир. Ру, [29-04-2015]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru