Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд»

О русской театральной школе и её традициях, своих учителях, коллегах и учениках рассказывает заслуженный артист России Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ, заместитель художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, директор Центрального дома актёра имени А. А. Яблочкиной.

Текст: Дмитрий Сурмило

— Игорь Яковлевич, как возникло желание стать актёром?
— Родился я и вырос в замечательном, гостеприимном и солнечном Ташкенте. В возрасте 14 лет поступил в театральную студию «Товарищ» Дворца пионеров под руководством чудесного педагога Ольги Фиала. Из стен этого драмкружка впоследствии вышло немало талантливых артистов. Среди них мои друзья Виктор Вержбицкий, Александр Самойленко и другие яркие актёры. В 1978 году закончил среднюю школу и поехал в Москву поступать в театральный институт. К сожалению, не прошёл по конкурсу. Вернулся домой и устроился на работу на авиационный завод учеником слесаря-ремонтника, где в то время собирали первый грузовой самолёт ИЛ76. На следующий год снова отправился в столицу и был принят в Школу-студию МХАТ на курс профессора Виктора Монюкова. Моими педагогами стали Евгений Евстигнеев, Софья Пилявская, Кира Головко, Олег Герасимов и Авангард Леонтьев.

Так началась полная прекрасных моментов учёба. Недавно, впервые за 35 лет, я был на гастролях в родном городе — тёплый приём зрителей, воспоминания о родителях, детстве, общение со старыми друзьями и, конечно же, прекрасная восточная кухня.

— На работу в театр Вас принимал Олег Николаевич Ефремов…
— Да, в 1983 году вместе с Олегом Табаковым, Татьяной Дорониной во МХАТ взяли нас, троих юнцов. Авангард Леонтьев, благодаря которому я вообще попал в театр, дал мне главную роль в дипломном спектакле. Этого могло и не быть, но сработали мои, как я их называю, счастливые билетики. Помните, такие были в советское время в общественном транспорте. У меня в жизни их много. И один из них — Авангард Николаевич, мой учитель, мой друг, мой партнёр, с которым в ближайшее время планируем делать спектакль в МХТ. 

Повезло и в том, что помогали друзья Дима Брусникин, Рома Козак, к сожалению, ушедший, и Саша Феклистов. Они были учениками Ефремова, и тот их спросил, кого со следующего курса можно брать. Они назвали нас. Позже Григорий Мануков уехал во Францию, Егор Высоцкий, актёр, музыкант и режиссёр — в Германию, став прекрасным драматургом. А другой мой однокурсник Алексей Шипенко живёт в Берлине. В девяностые и нулевые только ленивые не ставили его пьесы. Он — состоявшийся писатель. Кстати, его сын Клим стал режиссёром. Эта преемственность важна, особенно у нас. Жаль, что нет института, который выпускал бы педагогов театральных вузов. Меня это тревожит, потому что потихонечку надо передавать всё накопленное.

— В этом году юбилей — пять лет, как Вы возглавляете родную Школу-студию МХАТ. Работа по душе? Какие новшества в процесс обучения Вы внесли?
— Через год будет уже 40 лет, как в этом пространстве под названием Камергерский переулок я учусь, работаю и вот ещё чиновником стал. Поэтому не приходится говорить, нравится или не нравится быть ректором. Есть пара постулатов, которых я придерживаюсь, из «Мастера и Маргариты» и «Крёстного отца»: «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» и, если помните, «…Я сделаю тебе предложение, от которого ты не сможешь отказаться». Всё вместе — это моя жизнь — и ректорство в Школе-студии, и Московский Художественный театр. Поэтому хотелось бы не подвести великих предшественников: Вениамина Радомысленского, который начинал всё в 1943 году, культовых ректоров Олега Табакова и Анатолия Смелянского. Последний передал мне этот знаковый кабинет, дизайн которого создал прекрасный художник театра Ленком Олег Шейнцис, и вымпел, который вы видите. В 2018-м Школе-студии — 75! Привнесло ли моё ректорство что-то новое? Не знаю. Время поменялось, время само внесло изменения. Не мне судить, удалось ли что-то сделать. Главное, мы сохранили лидирующие позиции, в чём заслуга всего коллектива. Можно гордиться педагогическим составом, современными специализациями. Например, открытыми Смелянским кафедрами: «Менеджмент и продюсирование исполнительских искусств» во главе с генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным, «Экономика искусства и культурной политики» под руководством доктора наук Александра Рубинштейна, «Технологии художественного оформления спектакля» во главе со Станиславом Бенедиктовым, «Искусствоведение» под патронажем моего учителя Видмантаса Силюнаса. Руководители актёрских курсов — действующие режиссёры, актёры Евгений Писарев, Виктор Рыжаков, Дмитрий Брусникин, мы с Сергеем Земцовым. В Щукинском училище педагоги проходят через все курсы, в этом что-то есть. У нас же сохранилась традиция, когда руководитель ведёт курс со своей командой до выпуска.

Недавно ушёл великий русский актёр и педагог Алексей Баталов, интеллигент и величайший гуманист… Какое счастье, что, когда мы выпускались, он был председателем ГЭК. Воспитанный Анной Ахматовой, как он блестяще говорил, как формулировал, как относился к профессии. И это надо помнить, сохранять. У нынешних студентов возможностей гораздо больше. Но при этом бывает, что они не смотрели «Даму с собачкой» или «Асю Клячину…».

— Вы преподавали актёрское мастерство во Франции. Как это получилось?
— Это было во времена, когда нужно было зарабатывать деньги, как-то семью содержать. И, если говорить про удачу, то переводчица нашего спектакля «Чинзано», с которым мы объездили почти всю Европу и Америку, была актрисой и предложила нам провести мастер-классы во Франции. Конечно же, все согласились. Преподавали в очень хорошей школе актёра Нильса Ареструпа из труппы Питера Брука в Париже. Он потрясающий актёр, абсолютно русского характера, на мой взгляд, один из лучших Лопахиных, которых я видел в знаменитом спектакле Питера Брука «Вишнёвый сад». Когда он открыл частную школу, решил поэкспериментировать с нами и ему понравилось. Так мы на протяжении шести лет преподавали в Европе. Там существуют свои традиции. Но систематизированного образования, которое создал К. С. Станиславский, нигде в мире нет. Есть прекрасные школы, например, в Парижской консерватории, с которой мы в прошлом году делали обмен, или в Страсбургской государственной консерватории, но они, скорее, исключения из правил. Раньше любому талантливому мальчишке или девчонке из любого города нашей страны было доступно бесплатное театральное обучение. 

И эта система давала такое качественное гуманитарное образование, что даже если у тебя не получилось реализоваться в профессии, ты всё равно мог найти себя в чём-то другом. Я вижу, какими глазами смотрят на присущий только нам уровень подготовки студенты из-за границы, когда приезжают на стажировку. Недавно в очередной раз у нас побывали американцы в рамках международной 20-летней программы сотрудничества с Гарвардским университетом. Они приезжают сюда весной с театром Юджина О’Нила из Детройта, Чикаго, Иллинойса. Программу будем продолжать.

— Здорово, что при нынешних политических перипетиях культурный обмен сохраняется, и МХАТовские традиции расходятся по всему миру.
— МХАТ — мировой бренд, такая культурологическая основа. Его все признают. Я вам скажу, что Голливуд держится на системе Станиславского и образован, в том числе выходцами из России. “Warner Brothers”, мхатовец Михаил Чехов непосредственно были у истоков Голливуда. Все знаменитые американские актёрские школы Ли Страсберга, его сына также основаны на великой русской школе. Горжусь безмерно, что связан с этим пространством — МХАТ. 
Начало учебного года в Школе‑студии МХАТ

— Вашими однокурсниками были люди, ставшие известными актёрами. Поддерживаете ли связь с ними?
— А как же. Про всех моих однокурсников всё знаю. Какой курс считается удачным, как думаете? Так вот, если по истечении десяти лет хотя бы 10% занимается приобретённой профессией, значит, выпуск состоялся. Из моего курса более 10% остались в профессии. 

— Кого из своих учеников особенно выделяете?
— В 1989 году, через шесть лет после окончания альма-матер, Авангард Леонтьев предложил мне преподавать актёрское мастерство у него на курсе в Школе-студии МХАТ. Это был курс, на котором учились Анастасия Заворотнюк, Сергей Шнырёв, Дмитрий Щербина, Алексей Зуев, Максим Дрозд, Егор Позенко. Чуть позже — Олеся Судзиловская, Яна Колесниченко, Денис Суханов и многие другие. В 2006 году вместе с Сергеем Земцовым, как художественные руководители, выпустили свой первый курс. Среди его выпускников Максим Матвеев, Никита Панфилов, Екатерина Вилкова, Пётр Кислов, Павел Ворожцов, Юлия Галкина, Анна Бегунова, Наталья Попенко, Ксения Князева, Александр Девятьяров, Антон Шагин. Я всеми горжусь! Чего говорить про известных, они и так известны. Душа болит за тех, кто менее устроен. Дай Бог им дальше развиваться. В МХТ целое поколение наших с Сергеем Ивановичем воспитанников, которые задействованы в репертуаре, и без них театр просто остановится. Назову их имена: Андрей Бурковский, Артём Волобуев, который играет по 26 спектаклей в месяц, Алексей Краснёнков, Армен Арушанян, Юлия Ковалёва и Алексей Кирсанов.

— Меня лично поразила игра Антона Шагина в экранизации «Бесов» Фёдора Достоевского, «Ямы» Александра Куприна. Насколько мощно и талантливо. Он живёт в игре, у него все эмоции на поверхности, всё играет через себя…
— Антон — уникальный человек, самородок, у него невероятная энергозатратность, выкладывается на 150 процентов.

— У Вас немало режиссёрских работ…
— Немало — это громко сказано. Их как раз немного. В Париже, а потом и в родном МХТ ставил «Женитьбу», «Башмачкина» по гоголевской «Шинели» с Сашей Феклистовым в главной роли, «День рождения Смирновой» и «Любовь» в учебном театре. В планах постановка пьесы про пожилых людей. Признаюсь, немного страшно начинать репетиции с великими актёрами МХТ во главе со Станиславом Любшиным, хотя я со всеми в прекрасных отношениях.

— А за счёт чего выживает театр?
— Как известно, смерть театра предрекали ещё без малого гоо лет назад, когда появился паровоз братьев Люмьер, потом, когда появился телевизор, когда в нашу жизнь пришёл компьютер и так далее… Нет ничего более удивительного и волшебного, чем общение от живого к живому, ничего невозможно изобрести, что бы могло заменить это уникальнейшее явление, некое волшебство, таинство, которое создаётся здесь и сейчас на глазах зрителя, становящегося непосредственным участником действа, которое больше никогда не повторится. И в этом волшебстве, как и во всём мире, рождается новое, меняется сама интонация. Великие театральные деятели её меняли: Станиславский, Мейерхольд, Любимов, Ефремов, Эфрос…

— Но ведь это надо рассматривать в привязке ко времени?
— И ко времени, и к поколению. ..

— Олег Павлович в театре служит дольше, чем мы с Вами живём на этом свете. Может быть, он — экспериментатор и никогда не боялся рисковать?
— Знаете, чем отличается Табаков от других? Он вне зависимости от своего опыта, возраста имеет абсолютно современный слух на таланты. Как на актёрские, так и на режиссёрские. Карбаускис, Богомолов, Женовач, Гинкас, Бутусов, Каменькович, Рыжаков, Гришковец были приглашены им в МХТ. 

Повторюсь, у него уникальнейшее чутьё на правду сегодняшнего дня. И, действительно, он ничего не боялся, и не боится. А это очень трудно — отказаться от того, что привычно. Чем больше актёр, тем острее у него проблема разнообразия. Все великие актёры ждали, когда придёт другой режиссёр, чтобы какую-то шелуху снял, раскрыл их с иной стороны.

— Вы — заместитель художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова. Что входит Ваши обязанности?
— Главное, не подвести Табакова. Каким бы я заместителем не был — первым, вторым, третьим, всё равно за всё отвечает Олег Павлович, потому что театр — дело достаточно диктаторское. За то, что здесь происходит, ответственен художественный руководитель. Заместить его невозможно. Помогать ему можно каким-то образом, подставлять плечо, разгружать его… И, конечно, приятно и ответственно, когда в какой-то степени тебе доверяют, с тобой советуются, тебя зовут на просмотры спектаклей, интересуются твоим мнением. Табаков не хочет, чтобы с ним соглашались, говорит: ты мне скажи не то, что мне нравится, а то, что мне не понравилось бы.

— Наверное, это мудрость руководителя.
— Мало сказать — мудрость. Даже если не брать в расчёт актёрские качества таких, как он, как Ефремов, это отдельная ипостась их таланта, но талант их, как театральных деятелей, будут изучать, потому что он сродни какому-то повороту внутри театра. Я говорю про интонацию, которая меняется, а они — люди, изменившие отношение к театру. Табаков не зря называет себя кризисным менеджером, не зря он считает, что самые счастливые дни, когда из кабинета видна очередь за билетами в театр. Организовать и почувствовать, что именно этот спектакль надо ставить, и именно на него будет аншлаг — это тоже талант. Сколько обвинений было в сторону Табакова как со стороны интеллектуалов, так и со стороны мракобесов…

— А самому ещё хочется выходить на сцену? Что-то конкретное сыграть?
— Актёр — уникальнейшая профессия, потому что он всегда недоволен, всегда жаждет работать, не хочет в отпуск, не хочет выходных, лишь бы ему дали порепетировать что-нибудь. Такого у меня никогда не было, чтобы что-то конкретное мечтал сыграть. Всегда хотелось поработать с талантливыми людьми, потому что это важнее. Как говорили классики, можно и телефонную книгу играть так, что дух захватит, а можно и классику играть, что мухи будут дохнуть от скуки. Поэтому я никогда не думал, что одной из моих лучших ролей последних лет будет Павел Лебедев в «Иванове» в постановке Юрия Бутусова. Жалко, что не получилось подольше поиграть этот спектакль. Разве я мечтал об этом? Нет. Просто однажды Палыч и Юра говорят, не хочешь Лебедева? А его потрясающе играл народный артист СССР Андрей Попов, один из любимых актёров! Он был замечательным, невероятно добрым человеком, великим актёром. Или вот сейчас играем две пьесы Ивана Вырыпаева. Я всю жизнь работал только с друзьями — начиная с Ромы Козака, когда мы с ним в начале девяностых делали «Чинзано», и, заканчивая «Женитьбой», которую я поставил в МХТ семь лет назад, и которая до сих пор идёт с успехом, что радостно. Меня всё время окружали люди, с которыми я дружу. Это не значит, что мы не могли поссориться и послать друг друга, но это мои друзья, и этим всё сказано! В театре на незанятость мне грех жаловаться. А по поводу кино… Я работал с хорошими режиссёрами — с Сергеем Бодровым-старшим, Павлом Лунгиным, Василием Пичулом и многими другими… Но, чтобы было чем гордиться, как в театре, такого нет. Хочется верить, что мои лучшие роли в кино ещё впереди.
Игорь Яковлевич Золотовицкий

— Вы директорствуете в Центральном доме актёра имени А. А. Яблочкиной. Чем живёт сегодня это сообщество?
— Сейчас там идёт капитальный ремонт большой сцены. Деньги дал наш с Вами земляк — предприниматель и меценат Алишер Бурханович Усманов, а также Михаил Михайлович Задорнов. К сожалению, стройку можно начать и трудно закончить. Но это будет хорошее пространство, и, несмотря на то, что в Москве много театров, свободных площадок, где можно поэкспериментировать молодёжи, не хватает. Многие театры зарождались именно в Доме актёра — вспомнить хотя бы Петра Фоменко, студию «Человек», где репетировали и Серёжа Женовач, и Марк Розовский, и многие другие. Особенно популярен Дом актёра капустниками, юбилеями мэтров.

— То есть у ваших учеников появляется ещё одна возможность проявить себя?
— Не только у моих учеников, а просто у молодёжи. Сейчас время поменялось, если в наши годы все хотели попасть в театры, то сейчас многие выпускники не стремятся в репертуарные театры, хотят быть свободными художниками.

Раньше Дом актёра был таким закрытым театральным клубом, где актёры могли встретиться, пошутить, побалагурить, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, немного расслабиться. А теперь мы вышли за рамки этого, и актёры стали другими, и желания, и даже капустники… Надо, сохраняя лучшие традиции, внести свежую струю современности и дать возможность молодым проявить себя. Надеюсь, что после ремонта это будет современный театральный зал, где можно будет устраивать концерты, предоставлять площадку талантливым спектаклям, проводить творческие встречи.

— Театральная семья — это всегда непросто. Как вы сочетаете личное и актёрское?
— Моя жена Вера Анатольевна Харыбина много лет выступала на сцене Театра Сатиры, теперь во МХТ играет со мной в спектакле и преподаёт в Школе-студии МХАТ. Старший сын Алексей в театре Маяковского служит. Он закончил факультет журналистики МГУ, потом в Щукинском училище поучился два курса, потом у Кудряшова Олега Львовича закончил режиссуру. У него актёрско-режиссёрское образование, поэтому в Маяковке он творит, как актёр, а в разных театрах ставит спектакли. Советов у меня не спрашивает. Это правильно — кумиры в профессии должны быть на стороне, иначе будет тяготить фамилия. Надо, чтобы все говорили: «А, Золотовицкий — это отец Алексея?» (смеётся). Знаете, как Саша Боровский, сын великого Давида Боровского, отвечал по телефону? Он говорил: «Вам отца или самого?». Мой младший сын Саша на третьем курсе у Дмитрия Брусникина. Увлечён. И если меня спросят, что такое счастье, то я отвечу: счастье — это моя семья и моя работа.

Мужская работа
6-03-2018


«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, [1-08-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), [13-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [28-10-2016]
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, [24-10-2016]
Фестиваль современного искусства «Территория» завершился необычным проектом, Новости культуры, [21-10-2016]
Все премии ведут в Рим, Российская газета, [16-10-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театры нужно отдавать молодым», Harpers' Bazaar, [13-10-2016]
Леонид Ошарин. Жизнь на два фронта, Театрал, [3-10-2016]
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, [15-09-2016]
«Мастерская Петра Фоменко» научит студентов зарабатывать, Известия, [29-08-2016]
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, [24-08-2016]
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, [22-08-2016]
Виктор Рыжаков: «Школа Станиславского умерла вместе с ее величайшим автором», Новые известия, [11-08-2016]
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, [22-07-2016]
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, [20-07-2016]
Сергей Новосад: Гастроли курса Райкина в Шелехове вдохновили меня учиться на актера, Областная газета, [20-07-2016]
Песни о войне и мире от молодого МХАТа, Областная газета, [20-07-2016]
Игорь Золотовицкий: «Актер — профессия, от которой надо спасать людей», Известия, [15-07-2016]
Гастроли выпускников Школы-студии МХАТ проходят в Сибири, Канал «Культура», [12-07-2016]
Виктор Рыжаков: Мы должны расширять рамки представления о театре, РИА VladNews, [2-07-2016]
МХТ обогатился Девятой студией, Известия, [27-06-2016]
Выпуск актерского курса Рыжакова Школы-студии МХАТ становится Мастерской, РИА Новости, [27-06-2016]
Бандерас для небедных, Гудок, [24-06-2016]
Дмитрий Брусникин — о новом сезоне в «Практике» и депрессии двадцатилетних, The Village, [24-06-2016]
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом все труднее находить звезд», Вечерняя Москва, [19-06-2016]
Издана долгожданная книга Инны Соловьевой о Первой студии и Втором МХАТ, Анастасия Арефьева, Театрал, [18-06-2016]
55-летие отмечает актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, Новые Известия, [17-06-2016]
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, [16-06-2016]
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, [14-06-2016]
Наивная эпоха. Платоновскую «Фро» поместили в стилистику советского кино, Аргументы и факты. Воронеж, [12-06-2016]
Главный враг классики тот, кто под прикрытием лозунгов о ее «вечности» провоцирует имитационное освоение классических романов, Православие. Ру, [8-06-2016]
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, [8-06-2016]
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, [6-06-2016]
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, [6-06-2016]
Уроки прошлого от Школы-студии МХАТа для казанцев и не только, Комсомольская правда в Казани, [4-06-2016]
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Экран и сцена, [28-05-2016]
«Балтийские сезоны — 2016»: Студенты МХАТ превратились на сцене в стариков и старух, Комсомольская правда, [20-05-2016]
Алексей Розин, актёр, OpPeople, [28-03-2016]
Виктор Шилькрот: Стало скучнее, но не только в Перми, Новый компаньон, [15-03-2016]



© 2002—2018 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru