Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина

Дмитрий Лисин

ТЕАТР. публикует фрагменты монологов Дмитрия Брусникина, записанных нашим корреспондентом Дмитрием Лисиным: о системе Станиславского и особом методе Мастерской Брусникина.

Символично, что Брусникин играл в сериале «Петербургские тайны», сценаристами которого были Михаил Угаров и Елена Гремина. И вот они почти синхронно ушли. Театр.doc наиболее повлиял на метод Мастерской, это отчётливо видно. Надеемся, обе важнейшие для русского театра институции выживут без своих основателей. Мастером Брюсом называли своего учителя брусникинцы, а он различал их, говоря о двух курсах Школы-студии МХАТ: старшие (2011-2015) и младшие (2015-2019).

1. Обучение «системе» серьёзная штука, и когда я был молодым, подробно ею занимался. Важным считаю упражнения на круги внимания, на концентрацию внимания. Поэтому сразу после поступления студенты у меня полтора месяца носят стулья. Поставьте полукруг, а потом сделайте квадрат, а потом кольцо, прямоугольник. Синхронно, и чтобы на этот процесс можно было смотреть. Создать внимание в партнёрстве – основная цель. Если не выходит, говоришь им: грязно! Всё это делается на разных скоростях, от первой до десятой. Кроме групповых, сразу есть медитативные вещи на круги внимания: закройте глаза и послушайте себя, послушайте аудиторию, послушайте улицу. Потом спрашиваю, кто что услышал, и все слышат разное. Говорю, закройте глаза, отсчитайте минуту, и у всех минута разная. Эти скучные упражнения могут войти в игровые структуры, и здесь всё зависит от личности педагога. А когда я учился, мы вместо хлопков и стульев сразу занялись водевилем. Я помню одну фразу: «розового платья всё-таки нет», и эта фраза стала маячком для встреч моих однокурсников. Скоропостижное решение делать водевиль привело к краху, и через месяц всё равно нас посадили на стулья, и Андрей Мягков блестяще занимался с нами тренингом. Он добивался чистоты, тишины, невероятной подробности.
2. Есть крепкая, устоявшаяся часть мастерства, основанная на упражнениях «системы». Но понятие «система» стало пылиться и покрываться ржавчиной, и давным-давно всем надоело. А вопросы остаются: каким же образом, на основе какой системы или разных систем формировать группу, создавать коллектив. Когда мы с младшими взяли в работу «Этику» Станиславского, нас подвигло одно выступление прибалтийских студентов, задавшихся вопросами: что такое учитель, коллектив, власть? И до какой степени допустима импровизация? Я попросил выучить всю «Этику» наизусть, распределив на куски. Это оказалось невозможно, как будто трактор нас переезжает. Однако мы задумались, что же двигало Константином Сергеевичем. По-моему, невозможно забивать студентов сразу Шекспиром или Чеховым. Ну что они знают, мальчики и девочки, они же слепые котята.
3. Поэтому мы продолжаем спорить, вот сегодня два часа спорили со Стадниковым, имеем ли мы право выходить на сцену с документальными текстами. Тем более невозможно за полгода, за год объяснить «систему». Я должен иметь терпение и силу воли, задаваясь общими вопросами с 17-летними котятами, у которых прорезаются глаза. Главный вопрос – почему я имею право выйти перед сотнями или десятками зрителей, что такого произошло в мире, что это стало возможно. У нас прямо во время выпуска спектаклей происходит обновление, складывается собственная система, учитывающая всё прежнее, покрытое пылью.
4. Смотри, я считаю, например, что третья часть «Чапаева и пустоты» годится как универсальный тренинг. Это чистый тренинг имени Максима Диденко, когда возникает группа и четвёртая стена. Они забывают даже, что где-то выступают, что на них смотрят, – настолько заняты микрометрическими отсчётами шагов и общей координацией взаимодействия. И вдруг мне вчера говорит Вениамин Смехов, глядя на них – вот же Станиславский-то где. Они исполняют задачу, хранят и берегут её. Условное «как бы» становится безусловным «есть». А перед «Сваном» у нас прилюдные упражнения на импровизацию по тексту. Там может час уйти на то, чтобы спонтанно возник лидер, примагничивающий действие, и заранее это не ясно. Поэтому за разминкой перед «Сваном» невероятно интересно следить – ты же сам пять раз ходил. Чрезвычайно для нас важен этюдный метод, тут мы абсолютно «станиславские» люди. Что такое этюд? Например, театр Юрия Бутусова на этом построен. Собственно, этюд и есть творческий акт актёра. Смотри, я видел сто пятьдесят раз сцену «Трёх сестёр», с Вершининым и Машей, и на публику всегда действует безупречно, даже если сыгранно средними артистами. А у Бутусова новость и творение, они бесконечно бегают с одной фразой «заберите её от меня».
5. Давай сравним нынешний «Средний возраст» Алексея Розина и Сергея Щедрина (2015, ЦИМ) с «Чинзано» Романа Козака (1987, студия «Человек»). Ты в рецензии сделал выбор в пользу «Чинзано». А ведь тогда им было намного проще, достаточно надеть на себя текст Петрушевской и клоунствовать внутри импровизации. А сейчас другое, другое, другое время и тексты, другая Петрушевская, как бы ты не восхищался «Чинзано». Ну как играть «Утиную охоту» сейчас? Тогда однокомнатная квартира была пределом счастья, и смысл каждого слова был другой. Вспомнил, что ещё 25 лет назад я разбирал главу «Чапаева и пустоты», во времена малиновых пиджаков. И тогда Пелевин производил фантастическое впечатление в том смысле, что был настоящим Театром.doc, и не надо было ничего реализовывать на сцене. А сейчас ни красный пиджак не имеет значения, ни самодостаточность текста, просто пришло время, когда это нужно предлагать сцене, вытаскивать иные смыслы. Например, задать вопрос, как вообще перейти с одного уровня на другой и третий, что нужно сделать с собой, со своим «я», чтобы хоть до чего-то стоящего добраться.
6. Со второго семестра в Мастерской я начинаю говорить, откуда возникла потребность в документальном театре, и связываю с кратчайшей «рецензией» Станиславского: не верю, не верю, не верю. А с документом хочешь верь, хочешь не верь, не влияет. Поэтому мы не можем обойтись без вербатима – любой человек, говорящий что-то, есть чистый документ. И встаёт интереснейшая актёрская задача – докажи мне, что этот голос единственный во вселенной, сделай это темой и событием. Да и Станиславский был в ужасе от разверзшейся «правды характеров», когда они пошли собирать речь живых людей на рынок и в ночлежку, ставя «На дне» Горького. В Тобольске нас спрашивали: мы что, должны гордиться этими людьми, что вы нам показали? И я долго говорил, что любой человек – это ценность. Вот местный бомж, например: «Есть тайга, есть морошка, орехи, с неба вода падает. А зимой тянет в город, к хлебу». Да кем им ещё гордиться-то?!
7. Ещё важно, что мы внимательно наблюдали за курсом Кирилла Серебренникова. Он набрал курс, ставший «Седьмой студией», вместе со старейшим педагогом Школы-студии МХАТ Мишей Лобановым, который заставил их делать классический жёсткий тренинг имени Станиславского, все эти бесконечные стульчики и алфавиты. А Кирилл понимал, что это и есть база. Потом, конечно, было много новшеств у Кирилла, особенно по обучению музыке. Но всё равно, диапазон любых новшеств заложен в методологии. Я тоже очень серьёзно к музыке отношусь. Например, у младших читал курс блестящий аналитик классической музыки, консерваторец Влад Тарнопольский. А старших Казимир Лиске научил играть, потому и появилась рок-группа «Постанова». И художников потрясающих мы привели. Делать «Второе видение» (Боярские палаты) пришла Галя Солодовникова. На моей работе с младшими «До и после» (Новое пространстве Театра Наций) появилась Ксения Перетрухина. Обычно, что говорят в институтах? У нас есть постановочный факультет, пусть и оформляют студенческие постановки. Но только работа с лучшими художниками переносит студентов в творческое состояние, достойное профессиональной сцены.
8. Помню, когда возникли переводы Гротовского в самиздате, мы навалились, пытались что-то делать из упражнений. И запрещён был Михаил Чехов в консервативной школе МХАТ. Но это-то на и тянуло. А когда возник двухтомник Чехова, что-то перешло к нам в тренинг, добавилась масса упражнений в области фантазии. Первокурсники, они же в счастье. Как это в «Бесах»: «Может быть, ничего не надо, к Шатову приехала жена и родила, и он теперь в счастье». Они когда поступают, находятся в счастье: отлетели, уже родили своего ребёнка. И надо срочно, за три месяца их приземлить, извлечь из эйфории. А вторая половина первого полугодия посвящена чистому творчеству, наблюдению за предметами, животными, стариками и детьми. Начинается переход к этюдам. Потом отправляем их в цирк. Я давно мечтаю, чтобы первокурсники занимались клоунадой. Это сложно для них, но правильно тренирует тело и сильно втягивает в игровые структуры.
Давящую на них ответственность надо заменять игрой. В детстве же все умеют быть клоунами, а потом всё тонет в застенчивости, закрытости, неуверенности. Я часто разговариваю с ними о детстве и заставляю вспомнить детские игры. Это относится к кругам внимания, когда надо отправить себя в детство и вспомнить подробности, а потом перевести в этюд. Например, я им рассказываю историю: когда сын Филипп был маленьким, я с ним гулял рядом с домом, и он требовал постоянного внимания. А я всё время был занят, надо было срочно что-то прочесть, сосредоточиться, запомнить, написать. И мне надо было придумать игру, чтобы он играл и играл. Говорю – смотри какая кора у берёзы, лечи её. А лучше посади новое дерево вон там, подальше, где трава. Но надо полить прутик, давай я тебе воды налью в ладошки. Я наливаю воображаемую воду и начинается абсолютный театр, потому что Филиппу три года, и он верит всему воображаемому. А ему нужно пройти 200 метров до хорошей земли и не расплескать воду. Он настолько сконцентрирован на задаче, что путь у него занимает 15 минут! У меня появляется время, а ребёнок полностью погружён в предлагаемые обстоятельства. Отсюда, из детства, и растёт «система» сценической игры.
9. Много существует игр, совершенно необходимых для развития внимания, и дети играли до эпохи сотового телефона. Помнишь, что ты назвал «индейцами» на мероприятии в студии «Человек»: когда нужно спиной почувствовать скорость движения подступающих сзади и обернуться. И мизансцены так меняются, что возникают другие смыслы, чувство интенсивности, нефизический образ движения. Перед «Слоном» Стадникова, уже на 4 курсе, со старшими занимался Саша Андрияшкин, у него фантастический тренинг. Это философия тела, пластики, серьёзные вещи. Он говорил: у вас есть бесконечное время, некуда спешить, и вы так двигайтесь, меняйте положение тела, чтобы это не было заметно. И вдруг по-другому заработало не только тело, но и мысль. А теперь Андрияшкин занимается с младшими, то есть они раньше, чем старшие приступили ко всему интересному. Мы ему платили из собственных средств, а теперь этот запас кончился. Так что надеюсь, появятся спонсоры. И со второго курса с младшими занялся тренингами Дима Мелкин, я ему доверяю, мы взаимно друг другу интересны. Мы благодаря Диме Мозговому параллельно участвовали в Летней школе СТД, где и познакомились. Он там углублённо занимался этюдами, брал темы философа Бибихина. Это похоже на занятия Максима Диденко, но с Мелкиным они входят и в более тонкие вещи. Мелкин выберет 15 человек и сделает уличный спектакль в каком-нибудь доме отдыха СТД. 
10. Вся моя философия: надо открывать двери, впускать всех, кто готов с нами работать. Любая школа запирается, пытается быть консервативной. Всё дело в процентном соотношении запертости и открытости. И все спрашивают: отчего, как это, откуда пришло. В какой-то момент, например, Щукинское училище поставляло массу востребованных артистов. Люди и время меняются, происходит прорыв. А если настаивать: я, мол, носитель знания, как играть Чехова, давайте-ка всё вам передам, то наступает ужас. Это происходит с любой жёсткой методологией, постоянно вопрошающей: а этот человек –нашей веры? И я стал сомневаться в нашей вере. Теперь моя вера в том, чтобы в моей команде появлялись, приходили к нам Диденко, Андрияшкин, Мелкин, Волкострелов, Александровский, Стадников и так далее. Однажды мы занялись пьесами Максима Курочкина, составили их в одну композицию, и он сам сделал одну часть с Петей Скворцовым и Юрой Межевичем. Я обожаю Курочкина, его мечтания о быстром театре, когда современная пьеса играется подряд 10 раз и всё на этом. Это совершенно иное ощущение театра. Допустим, мы бы играли «Чапаева и пустоту» Максима Диденко 10 раз и всё. Мало того, что это сильнейший пиар-ход, так и делают в Америке, но главное – психология максимально возможного актёрского участия. 
11. Ведь в русском театре застревание в роли абсолютное. Иннокентий Михайлович Смоктуновский сыграл князя Мышкина, стал гением. Он играл Мышкина в «Гамлете», в «Берегись автомобиля», везде. И стало совсем непонятно, где Смоктуновский, а где князь Мышкин. В этом смысле «священность» теории Станиславского о театре переживаний опасна, можно и с ума сойти. Хорошо, что и другие вещи возникли, например, брехтовский эффект очуждения. А самое главное, что Константин Сергеевич выдумал, это «верю и не верю». Только это надо понимать, как внутреннюю связь режиссёра с актёрами. Таинственное дело, вообще никак неописуемое, шаманское. Когда Ефремов нащупывал связь с происходящим на сцене, он сидел в очень напряжённой позе и буквально за всех проговаривал роли.
12. С второкурсниками, с младшими припоздали с Достоевским, слишком заняты были «Родиной». Материала после поездки по Транссибу было столько, что не сразу поняли, чего не хватает, и поехали под Воронеж собирать фольклор. И Сергея Старостина подключили силами Маши Лапшиной. Иногда думаю – зачем повторяться на Достоевском. Но ведь очевидно, как Шекспир проверяет театр англичан, так и Фёдор Михайлович проверяет нашего брата. Так что пытаюсь ограничить младших, отвлечь от «Бесов», изученных старшими, на другие вещи Достоевского. Наблюдая их этюды, увидел, что они чрезвычайно монологичны. Эта проблема и у старших наметилась, но у младших особенно. Полтора года занятий вербатимом растворили для них четвёртую стену, и вхождение в сценический диалог вдруг стало проблемой. Трудно стало играть с партнёром, пробовать разные типы общения, находить события в этом. А в монологе они чудеса творят.
13. Делали показы к экзамену по Достоевскому, и меня поразил Лёня Саморуков с этюдом из «Записок из подполья». Помнишь, он в «Трансибе» показывал рэпера? Раньше мы тратили много времени, добиваясь чистоты и скорости в перестановках. Сейчас они меняют декорации между сценами мгновенно, что говорит о мобилизованности и концентрации. В этом смысле потрясли нас немцы. Как-то Питер Штайн привёз в МХТ «Три сестры». Мы сидим и думаем, что они там могут понимать в Чехове. А они выходят на сцену, буквально молясь Станиславскому. В третьем акте в доме у Прозоровых пожар, разруха, и только у Вершинина с Машей возможно продолжение жизни. И вот занавес закрылся, чтобы опять, мгновенно отрыться. И там совершенно другая декорация. И весь зрительный зал, и все мы так сделали: «Ой йоооооо…». Так вот, Саморуков захватывает внимание простым и сплошным движением, целесообразно переставляя вещи. Приносит два листа фанеры, достаёт дрель из чемодана, подходит к двери и прифигачивает шурупами листы, закрываясь от мира. Дальше он ищет партнёра, объект внимания, и начинает разговаривать с лампочкой. Достаёт помидоры, слышит, как я закашлялся и идёт на меня с этими помидорами. А рядом сидит Щедрин, вскакивает и к Лёне, шепчет на ухо – тихо, тихо. Представляешь? Преподаватель поверил и испугался. И не зря ведь испугался, потому что дальше студентка в роли проститутки начинает расхерачивать дверь в аудиторию. Разрубает саморуковскую фанеру и входит – женщина с топором.
Вывод такой: они богаты умом и даже талантливы, осталось научиться видеть друг друга, вести диалоги, заново строить четвёртую стену ради того, чтобы сделать внутри коробки что-то интересное. Чувствуя свою проблему, они любят вспоминать и показывать Игоря Верника, самого востребованного артиста МХТ. А у него есть профессиональный зажим. Когда играет, всё время смотрит в зрительный зал, как бы вопрошая – ну как я вообще? Это на самом деле профессиональная болезнь многих артистов, контролируемых взглядом зрительного зала. Поэтому он и не здесь и не там, зависает прямо на четвёртой стене. Проблема в том, что в Школе-студии и в МХТ никогда не занимались Брехтом или Хайнером Мюллером, у которых актёры смотрели на зрителей и на себя одновременно. Как они это делали?! Чувствую необходимость этим заняться.

Театр
Татьяна Лисина, 24-08-2018


Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным, Инклюзион, [10-10-2019]
В Старом Осколе провели фестиваль памяти Бориса Равенских, Вести Белгород, [3-10-2019]
«Марк Анатольевич перевернул наше сознание». Игорь Золотовицкий — о Марке Захарове, ИТАР-ТАСС, [28-09-2019]
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», [24-09-2019]
«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru