Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли»
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье
Доктор искусствоведения Видас Силюнас – о театре СССР и своих студентах

Елизавета Авдошина

Театральный критик, театровед, уникальный специалист по испанскому театру Видас СИЛЮНАС отмечает в этом году 80-летие. О том, почему актеров и театроведов нужно учить одному, но по-разному, как советский театр любил испанский праздник и что сегодня в России опять может сделать востребованным Лопе де Вега, поговорила с педагогом ГИТИСа и Школы-студии МХАТ корреспондент «НГ» Елизавета АВДОШИНА. 
– Видас Юргенович, с каким настроением вы начинаете новый учебный год?
– Я соскучился по замечательным студентам, пo нашему с Алексеем Вадимовичем Бартошевичем курсу. Теперешние однокурсницы с однокурсником способны восхищаться друг другом – это очень важно. Иногда это важнее, чем способность жалеть. Чувство радости за кого-то ведь еще реже, чем сочувствие. Вместе с тем мы стараемся, чтобы не было сплошных похвал… Когда-то в Школе-студии, где я много лет преподаю, великий артист Алексей Грибов (легендарный Чебутыкин в «Трех сестрах» Немировича-Данченко) пришел на кафедру актерского мастерства в те времена, когда было принято всех хвалить за то, что играют по системе, согласно заветам Станиславского. На очередном обсуждении все только и говорили, что все превосходно, что студенты один другого лучше, ну точно один другого лучше; Алексей Николаевич все мрачнел и наконец в сердцах выпалил: «Значит один другого хуже!» Логически это правильно. Поэтому мы студентам говорим, что, с одной стороны, нельзя обижать друг друга – творческий человек раним. С другой стороны, сплошные похвалы – кому это нужно? Приятно, но не полезно.
– Когда учились вы, театроведение было, возможно, самой высокой из культурологических наук. Как сейчас?
– Это связано с тем, что театр был территорией наибольшей свободы. Цензура была очень строгая. Знаете, что если вы хотели разослать печатное приглашение на свадьбу или день рождения, это должно было пройти цензуру? Формально казалось, что театр должен был быть самым подневольным, так как некоторые спектакли проходили тройную цензуру. Цензура пьесы главлитом – раз, разрешение на постановку – два. Даже если пьесу разрешили напечатать и поставить, оставалась третья, самая коварная цензура – решали, можно ли уже готовый спектакль показывать народу. Один из лучших спектаклей Юрия Любимова «Живой» начинался с того, что выходил Валерий Золотухин с журналом «Новый мир», редактируемым Александром Твардовским, напечатавшим Солженицына и многое другое, и это было знаковым жестом. Открывал и читал: «Борис Можаев. Из жизни Федора Кузькина». После чего с песней появлялась вся деревня и возникала волшебная сценография Давида Боровского – все декорации на шестах: на одном – колокольня, на другом – конек на крыше, на третьем – доска сельсовета. Раздавались хулиганские частушки: «Я иду по улице/ Сидит петух на курице/ Староватенький такой/ Упирается ногой». Колхозная страшная послевоенная жизнь: Кузькин работал от зари до зари, получил кулек пшеницы на всю зиму, а у него дети мал мала меньше: они выбегали друг за дружкой и выстраивались по росту в ряд возле отца… «Сжечь декорации, чтобы духу не было этого спектакля», – такова была реакция министра культуры Фурцевой. Постановка была показана только спустя 20 лет.
Но самый, казалось бы, подневольный вид искусства оказался самым свободным. В «Старшей сестре» Володина есть фраза «доброе слово и кошке приятно», которую можно произносить на разные лады, и как будет произнесено, никакая цензура предугадать не может. Во МХАТе ставили «Валентина и Валентину» Рощина. Социальная история: парень из бедной семьи, его мать – проводница, а девушка – из богатой. Поэтому для трудовой матери она кажется сомнительным выбором. И она говорит: «Надо же как, хороший парень обязательно стерву подцепит». Фурцева сказала: как можно произносить такое слово в главном национальном театре ордена Ленина и всяких знамен. Мудрый Олег Николаевич Ефремов спорить не стал, и в итоге говорилось: «Как хороший парень, обязательно такую… подцепит!» Это же звучало хуже, правда? Или в «Гамлете» Любимова один из могильщиков, показывая в сторону Кремля, говорил: «Что во дворце, подробностей не знаешь?» Вроде ничего такого особенного артист не сказал, но публика ловила все с полуслова!
Люди ходили в театр за глотком свежего воздуха, потому что газеты писали, по сути, одни и те же тексты, а со сцены можно было услышать самое неожиданное. Так, на Таганке в спектакле на стихи Евгения Евтушенко «Под кожей статуи Свободы» звучала песня будто бы про североамериканские нравы:
Что девчонку-хипичонку
Дубинами лупить?
Ей-богу, мне же хочется
Правительство любить!

Никакая я не «анти»,
Но скажу вам от души:
Вы на рожи эти гляньте –
До чего нехороши!

И чтоб их любили девочки
И вообще любил народ
Ничего они не делают,
А совсем наоборот!

И театроведы, отзываясь на смелые и честные спектакли, выполняли роль общественную, это действительно была гражданская миссия. Был лагерь холуев, карьеристов, которые писали то что надо, и было содружество людей, которые писали правду. В более или менее завуалированной форме.
Про Анатолия Эфроса нельзя было писать ни в одном журнале, но как-то мне позвонили из журнала «Театр»: «Разрешили!» Напишите про «Ромео и Джульетту». Шел 70-й год, и после премьеры Театр на Малой Бронной сразу уехал в Саратов. Я помчался вдогонку жарким летом, в отпускное время – билетов нет. Поехал поездом в жуткой духоте на третьей полке, где матрасы, как не умер, сейчас не понимаю. За сутки потом написал рецензию, похоже, одну из своих лучших. 
Журнал «Театр» читали все, а сейчас кто его читает, кроме специалистов? Тогда едва ли не любой инженер или врач интересовался тем, что пишут про театр. Ну и товарищ Сталин признал, что театроведение важно, поэтому разгром в 49-м году был устроен страшный: кампания против космополитов. У Сталина, конечно, был расчет простой – многие солдаты за время войны посмотрели на западную жизнь, увидели, как за железным занавесом в проклятых капиталистических странах живут люди. Поэтому надо было перебить ощущение, что там может быть лучше. За границей все ужасно, а те, кто хвалит, те – враги народа – такая была кампания. И Дживелегова, великого историка театра, специалиста по итальянскому Возрождению, обвинили в «безудержной пропаганде комедии дель-арте». Про замечательного критика Юзовского статья в журнале «Театр» в первом номере за 1949 год начиналась примерно так: «Когда с соломенного чучела Мейерхольда облетали лепестки, обнажая гнилое нутро этого безродного космополита и эстета, Юзовский был последним его трубадуром…»
И власть, и ее оппоненты признавали общественную значимость театральной критики, ее силу. Сейчас, конечно, такой силы нет. Правда, за границей есть сила рекламы. Зритель не хочет рисковать 50 фунтами или евро, выбирая спектакль. У нас же разве зритель руководствуется тем, что напишут о постановке? Раньше – да. Зритель читал и шел, чтобы увидеть Эфроса, Любимова, Ефремова, Товстоногова. Сегодня разве что Следственный комитет может создать такую «рекламу» театру, но слишком уж дорогой ценой.
– Всегда хотелось у вас спросить – почему сегодня театр в России совсем не интересуется тем, что входит в ваши как раз профессиональные интересы, – испанской драматургией?
– В этом есть своя закономерность. Когда был ее звездный час? Перед войной, когда хотелось перебить атмосферу страха. Шекспировские и испанские комедии процветали в стране террора. В Театре им. Ермоловой полтруппы посажено, остальные играют комедию – считают, что «там» разберутся. И вторая волна – после войны. Мы выиграли ее ценой невероятных потерь. Американцы потеряли во время войны знаете сколько? 15 тысяч. Рузвельт ценил каждого американского солдата. С миллионами советских солдат сравните эти 15 тысяч американцев. Но выжили, выдюжили.
В 46-м году в Театре Советской армии идет «Учитель танцев». Радость, танцы, музыка. Вокруг – хлеб по карточкам, очереди за бутылкой подсолнечного масла. Но праздника хочется! А потом дал дуба величайший вождь всех народов. ХХ съезд. Как у Галича: «Кум докушал огурец/ И закончил с мукою/ Оказался наш Отец,/ Не отцом, а сукою». Время надежд, предощущение праздника. В 60-е годы «Учитель танцев» мог идти одновременно в 15 театрах. Когда я рассказывал это испанцам, они не верили. «Да не может быть, Лопе де Вега – это же не ваш драматург!» Оказался наш.
Я разъезжал по стране, рассказывая об испанских драматургах. Играли в основном комедии – трагическую драму Кальдерона «Жизнь есть сон» ставили только до революции и после перестройки. При Сталине вопросы о смысле бытия были не в чести – в кино крутили «Кубанских казаков». В стране страшный голод, а на экране героини в шелковых платьях выезжают на жатву. Юрий Любимов рассказывал, как он стал свободомыслящим. Начинал он по распределению как конферансье ансамбля НКВД, был преуспевающим советским артистом. И вот снимают «Кубанских казаков», подходит в перерыве колхозница, ладони потрескавшиеся, словно бороной провели, и спрашивает: «Сынок, из какой это вы жизни снимаете?» И Любимов вспоминал, как стыдно стало. От праздника, который насквозь фальшивый.
А у испанских драматургов – искренний праздник, когда люди честно доказывают, что заслужили счастье. Что способны так любить, так бороться за свою любовь, так рисковать жизнью. Скрещивались шпаги – на сцене искры летят, кровь льется. Обнажают клинки, потому что крепка, как сталь, любовь. После унылых говорящих голов в псевдореалистических постановках покоряли блеск, яркие костюмы, звонкие стихи, красивые люди. А сейчас театр гиперкритический, как в сериалах, в которых нельзя отличить мента от бандита.
Либо у нас совсем станет туго и тогда опять станут играть испанские комедии, потому что все этапы чернухи уже пройдены. Даже Константин Богомолов начинает буксовать. Либо, наоборот, забрезжат новые надежды, и все радостно потянутся к чему-то звонкому. Но это вряд ли.
– А что привлекло вас в свое время в испанском театре золотого века?
– Я начал с увлечения Кальдероном. Привлекла неисчерпаемость мыслей о тех вещах, о которых не задумывалась советская драматургия. В чем смысл жизни, как она соотносится со смертью, где границы свободы?..
– Вы преподаете историю зарубежного театра и актерам в Школе-студии МХАТ, и театроведам в ГИТИСе. В чем разница подхода?
– Актерам нужно читать максимально образно. Создавать живые и осмысленные картинки. Как в «Театральном романе» Булгакова, когда Максудов думает, как превратить роман в пьесу. И, когда ему привиделись кремовые занавески, красивая рыжая женщина за роялем, он понял закон театра: что видишь, то и пиши, а что не видишь, не пиши. Так и есть. Актерам нужно, чтобы они видели то, о чем ты говоришь. Театроведам нужно предъявить более строгую идейную конструкцию. Интригу мысли. Мы и им говорим: в работе должна быть интрига мысли. Не следует писать: «хорошо играл». Не надо эпитетов, должна быть система доказательств.
Актерам я предлагаю показывать этюды на пройденный материал, начиная с античности. Однажды пришел в аудиторию и подумал, что не туда попал: полуголые ребята совершают странные телодвижения. Оказывается, это корабль Одиссея. Спутники гребут, привязав его к мачте, а из-за двух ширм по бокам девушки-сирены манят их грациозными взмахами рук и поют сладостные песни. Здорово! Нужно, чтобы актеры на себе опробовали судьбы героев.
– А были какие-то забавные случаи со студентами, которые теперь знаменитые артисты?
– У меня на семинаре про «Илиаду» чуть не подрались Саша Лазарев с Володей Машковым. Кто более привлекательный герой: Ахилл или Гектор? Машков был за Ахилла, а Лазарев за Гектора. Чуть ли не поножовщина пошла.
– Вы можете рассказать много забавных историй о казусах на вступительных экзаменах, но все-таки как вы оцениваете сегодня институт высшего образования в России?
– Мне кажется, школа выходит из постперестроечного шока. Условия были такие чудовищные, что почти все мало-мальски толковые учителя убежали. Сейчас на актерский приходят те, кто уже мифологию и Библию прилично знают. И полны жажды творить, как, например, потрясающий курс Виктора Рыжакова в Школе-студии.
– Вы сейчас часто бываете на родине, в Литве?
– Вы знаете, нет. Я часто бывал, когда мама была жива. Сейчас у меня там кузены, которые все умнее меня – были замминистрами строительства (Адакрас Шештакаускас новый Каунас построил), связи, и так далее… И по-литовски мне на мудреные темы не просто изъясняться, хотя с удовольствием разговариваю на родном языке в Москве с Римасом Туминасом, с Миндаугасом Карбаускисом, а изредка в Вильнюсе и с Эймунтасом Някрошюсом. Кстати, и с Камой Гинкасом, он хорошо по-литовски говорит, его же литовцы спасали из гетто. Так что знаменитых литовцев много развелось в театре!
А в ГИТИСе я очень хочу вырастить смену испанистов. Не все же под гипнозом грандиозного обаяния и таланта Бартошевича, его соблазнительного артистизма (все же внук Качалова!) должны молиться на бывший МХТ и на английский театр!

Независимая газета
9-09-2018


«Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли», Театрал, [10-12-2019]
Театр – он для людей, Brusfest, блог, [13-11-2019]
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: «Мне хочется, чтобы зрители поняли, что документальный театр – это про них», Культуромания, [8-11-2019]
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, [31-10-2019]
«Пушечное мясо»: вся правда о прекариях арт-бизнеса, Ваш досуг, [29-10-2019]
Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала, tvkinoradio, [24-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Режиссер Юрий Квятковский ужасно любит эксперименты, GQ, [22-10-2019]
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, [17-10-2019]
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, [15-10-2019]
Школа-студия МХАТ построит новый корпус во внутреннем дворе вуза, Интерфакс, [11-10-2019]
Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным, Инклюзион, [10-10-2019]
В Старом Осколе провели фестиваль памяти Бориса Равенских, Вести Белгород, [3-10-2019]
«Марк Анатольевич перевернул наше сознание». Игорь Золотовицкий — о Марке Захарове, ИТАР-ТАСС, [28-09-2019]
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», [24-09-2019]
«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Костюм рождается на примерке» / Интервью с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, Cinemoda, [3-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru