Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Школа для дураков»: упорядоченность иррационального
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать

Карина Меркурьева

В Москве проходят премьерные показы хореографических этюдов по мотивам реальных историй сексуального, физического или психологического насилия, которыми жертвы этих преступлений делились в социальных сетях под хештегом «ЯНеБоюсьСказать». Это учебный документальный спектакль студентов Школы-студии МХАТ в постановке хореографа и педагога Аллы Сигаловой. Ближайший показ пройдет 9 января в Театральном центре «На Страстном».

«Тема насилия невероятно важна, но о ней мало говорят в публичном пространстве. При этом тема такова, что с ней соприкасается практически каждый из нас. Поэтому я посчитала необходимым открыто заговорить о проблеме», – рассказала Алла Сигалова корреспонденту Радио Свобода.

Идея создать постановку по мотивам флешмоба родилась у Аллы Сигаловой год назад, когда она изучала истории, написанные под этим хештегом. Однако реализовать ее удалось только сейчас в качестве дипломного проекта для студентов МХАТ курса Дмитрия Брусникина.

​Люди не хотят слышать о проблеме насилия

Из тысяч и десятков тысяч историй, написанных под хештегом «ЯНеБоюсьСказать», Сигалова отбирала монологи, которые вошли в постановку. «Отбор материалов для этого спектакля стал самым мучительным и самым сложным процессом, – говорит режиссёр. – В результате мы отобрали далеко не самые жестокие фрагменты, и сейчас понимаем, что поступили правильно, потому что у многих зрителей даже эти, далеко не самые ужасные истории, вызывают отторжение. Люди не хотят слышать о проблеме насилия. Они считают, что это все неправда и что на самом деле такие истории не происходят».

По словам Сигаловой, в спектакль включили истории, касающиеся разных типов насилия: психологического, физического, сексуального. Постановка – монологи людей, высказывающихся о своей боли. Нет разделения по гендерному признаку, возрасту или роду деятельности. Единственное, что объединяет все эти истории, – общая тема насилия и ужас, который пережил каждый из тех, кто решил публично рассказать о том, что с ним случилось.

«Я хочу, чтобы благодаря спектаклю люди услышали о проблеме и выработали свою позицию. Чтобы кто-то выругался, встал и вышел из зрительного зала, кто-то заплакал. Ни один спектакль не воспринимается людьми как однородной массой. Это нормально. Так и должно быть, потому что театр – дело живое, и живые реакции самое главное, что есть в театре. Для этого он и существует. В нашем спектакле самое главное вот что: мы пытаемся публично, с театральных подмостков, заговорить о проблеме насилия. В России наша постановка единственная, которая так откровенно говорит об этой проблеме», – отмечает Сигалова.

Неоднозначная реакция на спектакль была не только у зрителей. Некоторые студенты не приняли темы, которые поднимаются в спектакле. По словам Сигаловой, отказаться от участия они не могли, потому что это дипломный проект. «Помимо обучения я еще занимаюсь воспитанием студентов. Они должны знать о проблеме насилия в России и должны выработать свою позицию по этому поводу», – добавляет хореограф.

Один из участников постановки, Никита Ковтунов, рассказал, что основная проблема была связана с тем, что в спектакле содержатся монологи членов ЛГБТ-сообщества. Именно эти отрывки вызвали дискуссию, так как среди студентов были те, для кого неприемлемо обсуждать подобные темы со сцены. При этом таких, кто бы отрицал проблемы сексуального или психологического насилия в России, по словам актера, не нашлось.

Насилие – глобальная проблема, которой не уделяют должного внимания ни правоохранительные органы, ни государство

После того как Сигалова объявила студентам о том, что собирается поставить с ними спектакль по мотивам флешмоба «ЯНеБоюсьСказать», они принялись отыскивать под хештегом истории, которые их лично задели. Каждый студент отобрал по 3–5 таких монологов. Потом они все вместе обсуждали эти истории, выбирали, какие из них могли бы войти в спектакль, рассказывали о своем отношении к проблеме. «В итоге оказалось, что 90 процентов участников спектакля сталкивались с насилием. И у каждого из этих людей есть своя личная история, пусть и не такая масштабная, как те, которые мы выбирали для спектакля», –говорит Ковтунов.

По словам актера, не все монологи, которые казались значимыми, можно было включить в спектакль. В частности, это связано с тем, что Министерство культуры запрещает использовать нецензурную лексику в постановках. Поэтому самые жестокие истории со сцены не прозвучат.

«В нашей стране насилие – это глобальная проблема, которой не уделяют должного внимания ни правоохранительные органы, ни государство. И нет культуры реабилитации жертв насилия. Поэтому работать с этой темой в театре, конечно, необходимо. Театр – это дело актуальное, насущное. Нужно поднимать актуальные проблемы и говорить о них, чтобы что-то изменилось», – считает Никита Ковтунов.

Миссия спектакля состоит в том, чтобы жертвы насилия перестали чувствовать непонимание со стороны окружающих, чтобы они поняли: эта тема может обсуждаться, есть люди, которые готовы выслушать и помочь. Заканчивается постановка так: со сцены звучит статистика – реальные цифры о том, сколько человек в России сталкиваются с насилием ежегодно. «Цифры приблизительные, потому что точных данных нет. Но числа там катастрофические, – говорит актер. – Задача спектакля состоит в том, чтобы поднять тему насилия и показать масштаб проблемы».

Флешмоб «ЯНеБоюсьСказать» запустила в 2016 году украинский журналист и общественный деятель Анастасия Мельниченко. Под хештегом она предложила пользователям фейсбука поделиться примерами сексуального, физического или психологического насилия, с которыми они сталкивались. Акция направлена против отношения к женщине исключительно как к сексуальному объекту. Флешмоб, по словам Мельниченко, должен был помочь жертвам насилия избавиться от чувства страха и стыда, которое они испытывают после того, как такие истории с ними происходят. Флешмоб быстро подхватили пользователи из России. Сейчас под хештегом можно найти тысячи постов мужчин и женщин, которые рассказывают о пережитом опыте.

Согласно данным Совета по делам женщин Московского государственного университета, в России 70 процентов женщин сталкивались с той или иной формой насилия. Однако реальный масштаб проблемы стал понятен только во время акции, рассказала Радио Свобода гендерный исследователь, социолог и координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Бёлля Ирина Костерина. Цифры из статистики превратились в поток эмоциональных монологов.

«Этот флешмоб сильно отразился на российском обществе, потому что оказалось: насилие – не то, что происходит с кем-то непонятным неизвестно где. Люди перестали считать, что жертвами могут стать только женщины, которые выглядят вызывающе или являются выходцами из определенной социальной среды. Многие благодаря этой акции наконец увидели, что насилие где-то рядом. Исчезли стереотипные мифические представления о том, кто становится жертвой гендерного насилия, и о том, кто бывает насильником», – говорит Ирина Костерина.

Сексуальные домогательства в России не воспринимаются серьезно

По ее словам исследователя, после флешмоба тема гендерного насилия зазвучала и стала смелее обсуждаться в России. При этом тема сексуальных домогательств в стране воспринимается как «западная проблема». Тема становится значимой и дискутируемой, только когда появляется инфоповод. Например, обвинения журналисток в адрес депутата Государственной думы Леонида Слуцкого или скандал в интернет-издании «Медуза».

«Домогательства не стали обсуждаемой проблемой в России, во-первых, потому что если мы сопоставим вред, который приносят домогательства и домашнее насилие, то домогательства не кажутся людям такими серьезными. Во-вторых, культура флирта и ухаживаний в России отличается от тех принятых в Европе стандартов. От отношений все еще ожидается куртуазность: считается, что мужчина должен подать девушке руку, подать ей пальто, заплатить за нее в ресторане, сделать ей комплимент. При этом нельзя обойти вниманием и тот факт, что девушки в России часто одеваются более сексуализированно, чем в Западной Европе. Например, на работе в принципе не всегда уместно ходить в слишком откровенной одежде, на высоких каблуках или с ярким макияжем. Просто пока еще в России сохраняются все эти стереотипы о том, что „женщина должна всегда оставаться женщиной“. В этом контексте вообще непонятно, что делать с домогательствами. Если женщина слишком откровенно одевается, то иногда она сама ожидает, что мужчина должен делать комплименты ее внешности. В США за те фразы, которые в России иногда ожидаются и даже поощряются, человека наверняка уволили бы с работы. Тема домашнего насилия же остается очень горячей, потому что таких случаев все еще очень много», – рассказывает Ирина Костерина.

Под домогательствами в России понимаются словесные формы объективизации женщин или прикосновения к телу без их согласия, считает социолог. Изнасилования в общественном сознании относятся к насилию. Границу между этими понятиями провести сложно, но это понимает только малая часть населения. 

Массовая культура построена на сексистских стереотипах

Говорить о том, что граница эта размыта, нужно как раз с помощью массового искусства, потому что именно масскульт транслирует гендерные стереотипы и не позволяет серьезно задуматься о проблемах насилия и домогательств. «Раньше эти темы в принципе нигде не поднималась, даже в андеграундной культуре. В активисткой и околополитической среде таких разговоров тоже не было, потому что на самом деле эти сферы достаточно токсичные, сексистские, допускают насилие в адрес женщин. К сожалению, большая часть массовой культуры, как театр, так и кинематограф, построена на сексистских стереотипах, и там никакие темы насилия до сих пор не поднимаются или поднимаются исключительно как частные случаи», – рассказала режиссёр и художник-акционист Леда Гарина.

По ее словам, флешмоб «ЯНеБоюсьСказать» не привел ни к конкретным результатам. ни к изменениям в общественном сознании. Единственное, что изменилось, – началась дискуссия на эту тему. «Сложно говорить о моментальных изменениях, это длительный процесс: процесс дестигматизации своего опыта и привлечения внимания к тем людям, которые совершают насилие. В моей фейсбук-ленте был только один мужчина, который признался в домогательствах и написал, что жалеет об этом. Естественно, большая часть мужчин, которые были в этом когда-либо замешаны, ни в чем подобном не признавались. Единственное, что можно сделать, чтобы проблему решить, – вновь и вновь поднимать тему насилия в культурном поле, а также ввести университетское изучение гендерной теории. В противном случае искусство, которое заинтересовано в производстве новаторского продукта, не будет производить ничего, кроме сексистских клише», – отмечает Леда Гарина.

Радио Свобода
9-01-2019


«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Десять юных волгоградцев отобрали в Школу-студию МХАТ, Комсомольская правда, [9-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]
Устроительница Stanislavsky.lv: «Везем в Ригу Школу-студию МХАТ, один из сильнейших театральных вузов мира», LSM.LV, [9-10-2017]
Игорь Золотовицкий: Мракобесы объединяются, а цивилизованные люди – нет, Собеседник, [22-09-2017]
Игорь Золотовицкий: Такой государственной системы театров, как у нас, нет нигде в мире, Общественное российское телевидение, [8-09-2017]
Международная театральная образовательная программа: 25-летний опыт, Высшее образование в России, [1-08-2017]
Марина Дровосекова: «Молодой МХАТ-Сибири» — это невероятный опыт для молодых артистов, IrkutskMedia, [21-07-2017]
Чудо-спектакль, чудо-актеры, чудо-фестивal, Знамя (Братск), [17-07-2017]
Премьера спектакля Мастерской Брусникина «Лес» на Площади Сити, Москва-онлайн, [17-07-2017]
Чудо-чудо-фестиваль!, Life.Ru, [13-07-2017]
Гастрольные планы намерены расширить в рамках проекта «Молодой МХАТ–Сибири», IrkutskMedia, [13-07-2017]
В Братске впервые состоялся «РУСАЛ ФестивAL Театр», БСТ, [12-07-2017]
Знаменитая Школа-студия МХАТ на гастролях в Иркутской области, Вести Иркутск, [11-07-2017]
Спектакль о Корнее Чуковском представили в Иркутске студенты школы-студии МХАТ, Байкал ТВ, [10-07-2017]
В Братске ажиотаж на театральные билеты, БСТ, [7-07-2017]
Фоторепортаж: «ЧудоЧудоЧеловек» в Красноярске, NewsLab, [7-07-2017]
Красноярцам показали спектакль о жизни и творчестве Корнея Чуковского, ВГТРК «Красноярск», [6-07-2017]
Накануне в театре Пушкина прошел показ сказки Корнея Чуковского в постановке молодых МХАТовцев, ТВ «Енисей», [6-07-2017]
Студенты школы-студии МХАТ представят спектакль на сцене театра Пушкина, Центр Красноярск, [6-07-2017]
Ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий: “Главное – стать личностью!”, Хакассия-информ, [6-07-2017]
В Красноярск привезли постановку школы-студии МХАТ по Корнею Чуковскому, Городские новости, [6-07-2017]
Гастроли молодых мхатовцев прошли с аншлагом в Хакасии, Юг Сибири, [3-07-2017]
В Хакасии молодые МХАТовцы показали, «…чтобы нам было хорошо и прекрасно», ИА «Хакасия», [30-06-2017]
Школа-студия МХАТ в Хакасии: пусть в Москву приедут учиться из республики, Хакасия информ, [30-06-2017]
Мхатовцы открыли театральное лето в Хакасии, Хакасия, [29-06-2017]
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, [29-06-2017]
Проект «Молодой МХАТ-Сибири» стартовал с «Горьковского дна» в Хакасии, ИА «Хакассия», [29-06-2017]
Абитуриенты штурмуют театральный Олимп, Вечерняя Москва, [27-06-2017]
«Вольное Дело» и En+ Group в третий раз организуют гастроли Школы-студии МХАТ в Сибири, ИА «Хакассия», [27-06-2017]
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, [26-06-2017]
В Саяногорске побывал молодой МХАТ. , Юг Сибири, [26-06-2017]
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), [7-06-2017]
В Краснодаре показали спектакль выпускников Школы-студии МХАТ «Горький. Дно. Высоцкий», ТВ «Краснодар», [5-06-2017]
«Недомузыки» — квартира размером с мир, дыра внутри размером с Бога, Musecube, [29-05-2017]
Премьеру выпускного спектакля «Горький. Дно. Высоцкий» представили в Александринском театре, Телеканал «Санкт-Петербург», [23-05-2017]
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), [13-05-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), [27-04-2017]
«Старшие брусникинцы» интервьюируют «младших», Сила культуры, [25-04-2017]
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!, Страстной, 10, [18-04-2017]
Как театр стал местом новых возможностей для людей с инвалидностью, Сила культура, [5-04-2017]
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, [30-03-2017]
Высокий средний уровень, Русский репортер, [29-03-2017]
Старикам тут место, Такие дела, [17-03-2017]
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, [7-03-2017]
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, [22-02-2017]
Вся жизнь в искусстве, КультМск, [10-02-2017]
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, [31-01-2017]
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, [31-01-2017]
Спектакль «До и после» — Театр Наций, Мнение, [30-01-2017]
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, [28-01-2017]
Опубликована переписка двух любимых женщин Чехова, Московский комсомолец, [18-01-2017]
«Два года мне пришлось служить в монастыре», Lenta.Ru, [16-01-2017]
«День опричника» в «Ленкоме» – на фоне «Нации», студенческого спектакля Мастерской Дмитрия Брусникина, Сноб, [28-12-2016]
«Осмыслить время — сейчас самое необходимое», Коммерсантъ Lifestyle, [17-12-2016]
В Москве отметили 25-летие совместной программы Школы-студии МХАТ и Центра Юджина О`Нила, Ведомости, [15-12-2016]
Андрей Воробьев: «У „Мастерской Фоменко“ нет свободного времени», Театрал, [13-12-2016]
Виктор Рыжаков: «Театр похож на спорт: нужно находиться в постоянном тренинге», Вечерняя Казань, [29-11-2016]
Брусникинская театральная вселенная, Watch Russia, [21-11-2016]
Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ, Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, [20-11-2016]
Театральный педагог с большой буквы, Вечерняя Москва, [10-11-2016]
На улице Чаплыгина открыли мемориальную доску Виктору Монюкову, Новости культуры, [10-11-2016]
Игорь Золотовицкий: «Мне есть, у кого учиться, спасибо Олегу Павловичу!», Театральный мир, [2-11-2016]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru