Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать»

Интервью режиссера «Оптимистической трагедии», «Иранской конференции», «Солнечной линии» и других громких театральных событий. 

В апреле Виктор Рыжаков дважды прогремел в театральном сообществе. Сначала как режиссер звездной «Иранской конференции» в Театре Наций. А затем как лауреат главной премии «Золотая маска» за лучший спектакль — «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в Александринском театре. В содружестве с журналом «Петербургский театрал» редакция «Вашего досуга» публикует интервью с нашумевшим режиссером, взятое накануне триумфа.

– Виктор Анатольевич, представим, что вам нужно заполнить очередную анкету, и там, среди прочего, есть вопрос о виде деятельности. Ответить нужно одним, максимум двумя словами. Что вы напишете: режиссер, актер, педагог, исследователь театра, лектор, организатор фестивалей, что?
– Скорее, просто организатор. Я все жизнь что-то организую. (Смеется.) А знаете, что один из переводов французского слова «режиссер» –организатор?! И я с этим согласен. Можно иметь тысячи красивых идей, светлую голову, миллион фантазий, но не одну из них не суметь воплотить. Важно научиться организовывать пространство для своей «художественной жизни». В понятие «пространство» входит всё. Буквально. Питер Брук в своей книге «Пустое пространство» говорит именно об этом умении, почувствовать пространство целого, суметь организовать его для творчества. Вот этим я и люблю заниматься. Бесконечно что-то собираем, придумываем, кого-то провоцируем, что-то перекраиваем, организовываем, словом! Ну а дальше – Бог распорядится.
– Вас многое связывает с Петербургом, и среди прочего это фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина, директором которого вы являетесь с 2002 года. Можете рассказать о начале этой истории и пояснить, чем же в 2019 году занимается директор фестиваля?
– Это тоже про организацию. Организацию большого спектакля под названием «нескучная жизнь». (Смеется.) Петербург возник в моей биографии не случайно. Это город моего отца. В детстве я разглядывал фотографии города: отец молодой и красивый с друзьями в культовых местах Ленинграда, невероятные виды, искусство и жизнь, всё так рядом. Мой Петербург (тогда Ленинград) – место, куда я приезжал смотреть спектакли: «С любимыми не расставайтесь» Геннадия Опоркова в театре Ленинского комсомола, товстоноговские спектакли в БДТ – «Мещане», «История лошади», «Пиквикский клуб», «Энергичные люди»… Этот театр с его великими артистами был моей школой и точкой притяжения. Потом «Братья и сестры» в Малом драматическом. Петербург – великий город. Здесь Володин, Довлатов, Бродский, Росси, в конце концов… здесь особенная Россия. .. здесь лучшие независимые театральные компании, здесь уникальное искусство градостроения. Улицы, проспекты, здания, люди, люди… Вот, может, поэтому стоило придумать володинский фестиваль, чтобы здесь бывать чаще, обнимать этих особенных людей, говорить, гулять, выпивать, спорить, вновь обнимать. Это такая необходимость моей жизни. Арсений Сагальчик, талантливейший режиссер и невероятного обаяния и души человек, без которого фестиваля «Пять вечеров» не было бы. Он моя радость и боль, отдохновение и точка опоры. Володин, через своих героев и какую-то особенную нежность и внимание к человеку, будто бы привел меня в Петербург. А познакомились и общались мы с ним в Москве. Через две недели после его смерти я приехал в Петербург, чтобы найти поддержку своей идеи организовать театральный фестиваль, посвященный памяти этого невероятно важного во всех смыслах человека. Понимал одно, что должно появиться где-то место, куда мог бы съезжаться разный театральный люд и говорить-говорить про Володина и про всё связанное с володинским. Идею поддержала редактор Петербургского театрального журнала, поклонница и друг Александра Моисеевича, Марина Дмитревская. Тогда и закрутилась вся эта быстроразвивающаяся и никак не заканчивающаяся история. С нами еще тогда был замечательный человек и подвижник, режиссер, телепродюсер, художник слова – Владимир Оренов. Он тогда снимал замечательные фильмы про выдающихся творцов разного времени. Сегодня мы с Мариной Юрьевной вдвоем продолжаем эту начатую много лет назад историю, а рядом с нами уже большая компания серьезных тружеников – наша надежная команда трудяг.

– В этом году помимо собственно организаторских дел вы привезли на фестиваль театрализованный концерт «Оттепель» ваших студентов и прочитали (сыграли) один из последних текстов Вырыпаева «Иранская конференция». Как возник проект «Рыжаков читает Вырыпаева» и почему это оказалось так востребовано московской публикой (на подобных мероприятиях в ЦИМе регулярные аншлаги)?
– Что касается «Оттепели», то это не просто спектакль, а специально подготовленный для Володинского концерт-импровизация. Тексты Володина и музыка 60-х годов. Сначала актеры лишь произносят володинские строки, из них и возникает музыка как особенная атмосфера этого времени. Это посвящение великому Художнику. Как будто итог нашего долгого фестивального пути подводит поколение двадцатилетних, совсем молодых людей, которые и должны будут продолжить эту историю «нескучной жизни». Для них это первое столь публичное выступление в театральной среде, как бы «первый бал Наташи Ростовой». Про «Иранскую конференцию», я не лукавлю, когда говорю, что это всего лишь моя некая поисковая экспедиция, творческое исследование на пути к спектаклю. На самом деле, это такая разновидность работы над сложным авторским текстом, рассчитанным на особенную коммуникацию со зрительным залом. Важно понять, как строится этот закон непрерывного восприятия. Сама пьеса Вырыпаева непросто сконструирована. В самом названии заявлена форма. Иван Вырыпаев наследует Чехову в точности режиссерского рисунка пьесы и руководства для обязательного воспроизведения, заложенного в самой структуре текста и в авторских ремарках. Это уже не первый мой опыт, когда я пользуюсь таким способом проверки звучания оригинального текста в зрительном зале. Первой так была представлена пьеса Натальи Ворожбит, специально присланная для первой читки на Володинском фестивале – «Саша вынеси мусор», и потом пьеса Вырыпаева «Солнечная линия». Каждый раз после таких проб и рождались спектакли. Спектакль по «Иранской конференции» должен был появиться в МХТ еще осенью прошедшего года, но в связи с уходом Олега Павловича Табакова планы не были реализованы. Теперь, если все сложится, то спектакль появится в театре Наций уже в апреле.
– Состав уже есть? Или пока держите интригу?
– Состав определился, и скоро, надеюсь, вы узнаете об этом. Артисты, занятые в репетициях, большую часть себя посвящают не только театру и кино, но и серьезно занимаются социальными проектами невероятной человеческой важности. Чулпан Хаматова и ее благотворительный фонд «Подари жизнь», Ксения Раппопорт и ее благотворительный фонд – все это 24 часа в сутки трудоемкой и кропотливой работы. В этом спектакле встретятся артисты, для которых помимо театра в этой жизни существуют еще и другие чрезвычайно важные миссии. 

– Перейдем как раз к артистам. У вас в Петербурге идет, например, «Война и мир Толстого» в БДТ с Алисой Фрейндлих, «Оптимистическая трагедия» в Александринском театре с Дмитрием Лысенковом и Анной Блиновой, плюс еще работы со студентами. С каким поколением артистов вам лично проще и интереснее работать? Или дело тут совсем не в возрасте?
– Мне со всеми тяжело, кто бы ни был. Когда произносится слово «работа» – мне сразу становится скучно и тяжело. Если честно, то я не очень люблю «работать», репетировать и репетировать. Но иногда у меня получается сделать так, чтобы процесс создания спектакля был для участников проекта истинным удовольствием, а не работой. Как избежать ощущения рутинного и скучного труда?! Просто сходишь с ума от ответственности перед каждым, кто занят в спектакле, чтобы они во что бы то ни стало получили профессиональное и человеческое удовольствие от самого процесса репетиций и сотрудничества. Это не всегда легко. Конечно, с молодыми зачастую бывает чуть проще, вероятно потому, что они еще не так сильно искушены и пресыщены театром. Люди старшего поколения, имеющие большой театральный и жизненный опыт, держат ухо востро. Их на мякине не проведешь. И всегда каждый из участников проекта умнее, глубже тебя, энергичнее, интереснее. Нужно очень потрудиться, чтобы увлечь их в свою историю, наладить жизненную коммуникацию между нами и текстом, который мы выбираем.
– Молодые вам больше, охотнее доверяют.
– Скорее, да. С другой стороны, они тоньше чувствуют неправду, неискренность. Но молодым всегда хочется все быстрее. Старшие коллеги-художники уже никуда не торопятся, они обстоятельности хотят. Но сам ритм пьесы, зачастую не такой быстрый, как у молодых, и не такой замедленный, как у опытных артистов. Вот и нужно искать баланс, собирать единую музыкальную, творческую среду. Это очень увлекательно. Но выпускать спектакли не люблю, сам процесс исследования, изучения и сочинительства мне ближе и интереснее. И по большому счету это уже и есть спектакль – нами созданная реальность, в которой начинается жизнь будущего спектакля. Пространство, в котором окружают тебя те, с кем хочется разделять свой опыт и не бояться быть неумелым и незнающим. 

– Вы – художественный руководитель ЦИМа, педагог на курсе – море ответственности и множество финансовых обязательств перед государством. После дела «7-й студии» не возникало желание уехать из страны? Не страшно работать сейчас?
– Это даже смешно. Почему это мне нужно уезжать? Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать, либо его ничего с ней не связывает, либо он очень сильно чего-то боится. Или его выгоняют, отлучают. Чего мне бояться, кроме самого себя? Если вы имеете в виду трагические события, которые разворачиваются с «7-й студией», и что мне не хотелось бы быть в такой же ситуации, то, конечно, этого никому не хочется. И я очень надеюсь, что этот страшный сон, это ошибочное обвинение в скором времени развалится. К сожалению, это сегодняшняя реальность, которая в истории повторялась уже не единожды. Страх?! Кому суждено сгореть на костре, тот в реке не утонет. Непросто в такой атмосфере заниматься своим ремеслом. «Дело нужно делать», – говорил нам всегда Табаков. Мы же и есть наша страна, мы и есть ее население, мы и есть ее проигрыши, и победы. И как же это все изменится, станет другим, настоящим, если уехать? Да и от кого уезжать – от самих себя? Бессмысленно. Уверен, что и Кирилл (К. С. Серебренников. – А. А. ) никуда не уехал именно потому, что он тот самый режиссер, который хочет и делает спектакли и фильмы в этой стране, с этими артистами, про этих людей, он болеет за эту жизнь и про эту страну, в ней его профессия. 

– Но ведь не только в ней. У него есть работы и за рубежом, он и там востребован.
– Факт. И его работы в Европе замечательные. Но уверен, что для Кирилла главное – то, что происходит здесь и сейчас. Может быть, я опираюсь на свой опыт, потому что любая моя работа за рубежом может быть интересна, но все мои помыслы, желания связаны с домом. На пятый день работы там, я проклинаю себя за то, что согласился. Да, это всегда интересная история, любопытный опыт, невероятное приключение, но это расставание всегда очень тяжело дается. У меня немало предложений, но не всегда легко найти мотивацию для такой работы, и я с ужасом думаю, смогу ли справиться с этим в очередной раз. Говорю себе – «Ты хотел заработать денег. Поезжай и заработай». Это не стыдно. Европейские гонорары помогают. Но и условия там гораздо жестче. Вообще не бывает легко. Но поставить спектакль в Европе – это еще значит сдать очередной профессиональный экзамен-тест. За шесть недель собрать огромный спектакль, на большой сцене, с множеством артистов. И там совсем иная организация дела. Всегда спасает одно – опора, почва за которую держишься – «уникальный русский психологический театр в самом человеке». Конечно же, театр разный – американский, европейский, корейский, русский. Мы же представляем в Европе свою, особенную школу, и для моих зарубежных коллег, артистов и художников это тоже бесценный опыт. Вряд ли нужно становиться польским, немецким или европейским режиссером. Наш театр всегда имел свои неповторимые уникальные особенности и отличия, совсем не хуже других. 

Антон Алексеев

Ваш досуг
19-04-2019


«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]
Студенты МХАТа приехали в Дивногорск и Овсянку, чтобы прочувствовать жизнь сибиряков, Енисей (Красноярск), [5-02-2018]
Студенты школы-студии МХАТ готовят спектакль по произведениям Астафьева, ВГТРК Красноярск, [1-02-2018]
«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз, Культура24, [31-01-2018]
Сцены из жизни. Игорь Золотовицкий, [21-01-2018]
Лестничные размышления у парадного подъезда Школы-студии МХАТ, Русские в Латвии, [25-12-2017]
Королева танца, Суббота (Рига), [22-12-2017]
Театральные ВУЗы Москвы: студенты и выпускники, Dorohins magazine, [21-12-2017]
Анатолий Смелянский празднует юбилей, Театрал, [13-12-2017]
«Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Канал Культура, [12-12-2017]
Режиссер Виктор Рыжаков о кризисе честности: «Любить как-то не очень у нас получается», Афиша Daily, [29-11-2017]
Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной, Фейсбук, [22-11-2017]
Самоубийство театра в школе-студии МХАТ, MuseCube, [20-11-2017]
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, [16-11-2017]
Кирилл Крок: «Я отвечаю за каждую цифру», Театрал, [15-11-2017]
Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда», Театрал, [5-11-2017]
Режиссеры МХАТ поставят пять спектаклей в Нижнем Новгороде, В городе N, [30-10-2017]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru