Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Театр – он для людей
Скрестите шпаги, господа артисты

Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала, герои Шекспира и Ростана, Стивенсона, Сабатини и Вальтера Скотта — когда на сцене или на экране они вытаскивают из ножен шпаги, мечи или абордажные сабли, зритель забывает, что перед ним артисты. Или — не поддается иллюзии. Это целиком зависит от того, насколько постановщик боя справился со своей задачей. Рассказывая о театральных профессиях, «Культура» не могла обойти вниманием мастеров клинка.


Есть вдохновение в бою

Истории, в которых героям приходится выяснять отношения с помощью холодного оружия, разыгрываются на подмостках как минимум с середины XVI века. Казалось бы, обучать актеров искусству владения клинком должны уже больше четырех столетий. В противном случае как представить почтеннейшей публике схватку того же Гамлета с Лаэртом или Тибальда с Ромео? Однако, согласно свидетельствам, и во времена Шекспира, и много позже поединок на сцене изображался весьма и весьма условно. Театр, в те поры еще не стремившийся утвердить «правду жизни», мог себе это позволить. Подобный подход — разумеется, с поправкой на восточную традицию — показан в фильме «Мастер меча», снятом в 1962 году режиссером Харуми Мизухо по сценарию Акиры Куросавы.


Сценическое фехтование как строгая дисциплина, необходимая любому артисту, появилась на свет чуть более ста лет тому назад и является российским ноу-хау. Основоположником считается Александр Иванович Люгар, и пусть никого не смущает его французское происхождение — он из тех «иностранцев», к числу которых принадлежали Пушкины, Лермонтовы, Фонвизины. Жан Люгар, приехавший в Россию где-то в конце XIX века, был фехтмейстером и, вероятнее всего, получил образование в знаменитой на всю Европу Академии военной физической подготовки в Жуанвиль-ле-Пон, где особое внимание уделяли не только обучению бранному делу, но и физическому воспитанию будущих воинов.

Не исключено, что и его сыновья, продолжившие династию, прошли эту школу. Во всяком случае, в преподавании они придерживались именно жуанвильской системы. Старший, Исидор, одно время обучал фехтованию господ офицеров 15-й пехотной дивизии, расквартированной в Одессе. Младший же, Александр, преподавал «шпажную науку» в Первопрестольной — в Александровском военном училище, на офицерских курсах Московского гренадерского корпуса и даже в Московском университете. Мастер такого класса оказался на театральных подмостках благодаря выдающемуся русскому импресарио Сергею Зимину, создавшему в 1904 году частную оперную труппу, которой суждено было стать не просто знаменитой, но легендарной.

Люгар время от времени проводил показательные поединки на рапирах, восхищавшие всех легкостью, эффектностью и изяществом. Видимо, на одном из таких публичных выступлений побывал и Зимин. Обладавший способностью вовлекать в свою орбиту яркие и неординарные таланты, Сергей Иванович решил: никто лучше Люгара с батальными сценами — они тогда были в большой моде в оперных постановках — не справится. Маэстро начал работать с артистами зиминской труппы примерно в 1906-м. Дальновидный «продюсер» оказался прав — всякий раз Александр Иванович создавал зрелище не просто впечатляющее, но и предельно достоверное, независимо от количества действующих лиц. В 1910 году один из современников под впечатлением от постановки оперы французского композитора Жана Нугеса «Камо грядеши?» писал: «Мсье Люгар, обладавший несомненным режиссерским талантом, был своеобразным батальным балетмейстером, обучая не столько бою, который в натуральном виде на сцене маловыразителен, сколько динамичной смене эффектных боевых поз».

И до Люгара сражения на сцене ставили мастера, преподававшие у военных, но они с разной степенью успешности пытались перенести в театр принципы, действовавшие на поле брани. Он первым понял, что ставить бой на сцене один в один с тем, как тот происходит в реальности, неправильно, поскольку на подмостках свои законы. В настоящем сражении твоя задача — поразить противника, и как это выглядит со стороны — дело десятое. В свете рампы все с точностью до наоборот: «противник» должен остаться цел и невредим, будучи «убитым» и красиво, и убедительно.

Секрет, открытый выдающимся фехтмейстером, был прост. Он смог «обосновать свои положения и свои методы только на свойствах и стремлении сцены изображать жизнь, но никак не быть ей самою». По мнению Люгара, «было бы большим недоразумением, если бы кто стал видеть в преподавании и в знакомстве со сценическим фехтованием средство сделать из артиста профессионала-бойца. Дать возможность артисту представить лицо, владеющее оружием, — вот что преследуется школой сценического фехтования».



Постепенно у маэстро сложилась целая система обучения сценическому бою, которую он и изложил в учебнике, увидевшем свет в 1908 году. Тираж раскупили практически мгновенно, интерес к книге был так высок, что в 1910-м вышло второе издание, исправленное и дополненное. Это было первое в истории руководство, предназначенное именно для актеров, и его довольно быстро взяли на вооружение практически все ведущие театральные школы, существовавшие в Москве, а потом и в Петербурге.

Поэтому сценическое фехтование — один из самых старых предметов в русской театральной школе. Старше только танец, ему будущих артистов обучают уже два столетия. 

Властвовать собою

Шекспир и Ростан, Шиллер и Мериме, Лопе де Вега, Стивенсон и Дюма — желанные гости на любой драматической сцене, однако пьес, в сюжет которых вплетен хотя бы один поединок, не так много. Может, и необязательно обучать студентов театральных вузов сценическому бою? Ведь большинству из них вряд ли доведется сыграть д’Артаньяна или Сирано де Бержерака, не говоря уж о Гамлете. А в кино все сделают профессиональные спортсмены или каскадеры, благо техника позволяет.

Андрей УраевНо без этой дисциплины артисту никак не обойтись, доказывает член Российской гильдии режиссеров и педагогов по пластике, доцент Школы-студии МХАТ Андрей Ураев. На его счету немало масштабных проектов. Андрей Викторович работал с Юрием Любимовым на опере «Князь Игорь» в Большом театре и с Владимиром Хотиненко на картине «1612: Хроники Смутного времени», ставил фехтование в шоу Viva Zorro конного цирка Тамерлана Нугзарова и в ледовом представлении по мотивам «Трех мушкетеров» компании Stage Entertainment. И персонажи «Влюбленного Шекспира» в Театре им. Пушкина сражаются, руководствуясь его наставлениями.

— Главная заслуга Люгара в том, — уверен Андрей Ураев, — что он первым установил взаимосвязь между освоением искусства владения холодным оружием и воспитанием целого ряда необходимых актеру качеств, не только телесных. Первое издание его книги мне, к сожалению, найти пока и не удалось, но второе в моей библиотеке есть. И каждый раз, когда его открываю, не могу не восхититься глубиной подхода маэстро к любимому делу: «Фехтование, как известно, развивает в человеке пластику, свободу и легкость движений и искореняет дурные привычки в жестах и манере держать себя». С ним согласились не сразу, но постепенно предмет стали включать в программу обучения многие выдающиеся деятели театра, открывавшие свои школы; необходимость признавали, например, Мейерхольд и Станиславский. У Константина Сергеевича была даже небольшая коллекция, собранная, чтобы лучше понимать, какой вид оружия целесообразнее использовать в той или иной постановке.

— Человек непосвященный, — продолжает Андрей Викторович, — обычно ужасается количеству текста, который актер должен держать в голове. На самом же деле гораздо сложнее распределить силы, чтобы их хватило до конца спектакля. В кино ситуация аналогичная — съемочная смена может длиться много часов, а в кадре требуется быть собранным, бодрым и подтянутым. Физическая форма для артиста — качество не менее важное, чем собственно актерские данные. Фехтование, если можно так выразиться, вершина пирамиды обучения пластике. Поединок — не просто обмен ударами. Необходимо произвести впечатление на зрителя и одновременно содействовать раскрытию характеров персонажей. Гамлет, между прочим, в финале умирает, и сцена боя должна отражать испытанное им в последние мгновения жизни. Поэтому ставить ее нужно не только в физическом плане, но и в психологическом. Если в спектакле таких сцен несколько — мушкетеры, к примеру, постоянно с кем-то сражаются — задача еще сложнее. Ведь что такое бой в реальности? Противники концентрируются, за достаточно короткое время выкладываются полностью, и на этом все, а артист, если его не «убили», должен еще доиграть спектакль. Вот это и учел Александр Иванович Люгар. А вслед за ним и великие продолжатели нашего дела Иван Эдмундович Кох, благодаря которому система Люгара была извлечена на свет Божий после многих лет забвения, и его ученица и ближайший сподвижник Галина Викторовна Морозова, мой учитель.

«Мушкетеры» против гаджетов

Сценическое фехтование — термин, так сказать, внутрицеховой, понятный тем, кто создает фильм или спектакль. Зритель должен пребывать в уверенности, что все увиденное происходит взаправду. Когда у Григория Козинцева, яростно звеня клинками, бросаются друг на друга Гамлет-Смоктуновский и Лаэрт-Олексенко или Эдмонд-Адомайтис и Эдгар-Мерзин, публика ни секунды не сомневается: это смертельная схватка. И даже когда благородный идальго Дон Кихот в исполнении Николая Черкасова своим заржавленным мечом освобождает пленников, мы верим: он победил в честном поединке. В трех самых известных картинах Козинцева — «Дон Кихоте», «Короле Лире» и «Гамлете» — «батальные» сцены ставил Иван Эдмундович Кох, и до сих пор они считаются у профессионалов эталоном. Довелось маэстро сыграть и фактически самого себя — в картине Николая Калинина «Сотвори бой» (1969), где одну из своих первых ролей исполнил Александр Збруев.

Получается, все, что мы видим на сцене и на экране, — неправда?

— Отнюдь, — настаивает актер, режиссер, постановщик боев и трюков Андрей Рыклин. — Правда, но другая. Студентам на первом же занятии говорю: буду делать из вас «жуликов». Они смеются, чуют подвох, но много позже осознают: в сценическом сражении все заранее придумано, просчитано до миллиметра и отрепетировано едва ли не до автоматизма. В спорте, в историческом или реконструктивном фехтовании соперник — всегда противник и цель — только победа. В кино и на подмостках вы союзники, а задача — заставить зрителя поверить, что деретесь по-настоящему. В реальном поединке нужно наносить удары так, чтобы противник не мог их отразить, а тут ты сам должен уметь остановить свой клинок, не коснувшись тела партнера. Поэтому наше искусство лучше сравнить не со спортом, а с балетом: все позы и движения жестко регламентированы, словно в классической хореографии. Каждый поединок подчиняется законам драматургии, развиваясь от завязки к кульминации, а потом к финалу. И если зрителю драматургия ясна, и увиденное отвечает его представлению о том, «как это должно быть на самом деле», он поддастся силе созданной тобой иллюзии. 

Творческой биографии Андрея Рыклина впору позавидовать — мастер ставил бои в «Гардемаринах III», «Королеве Марго» и «Графине де Монсоро», в «Сатисфакции», «Слуге государевом» и «Записках экспедитора Тайной канцелярии». А началось все еще на первом курсе Театрального училища имени Щепкина.

— Нас, как мушкетеров, — рассказывает Андрей, — было четверо — Максим Дахненко, Виталий Бардачев, Миша Шевчук и я. Фехтование стали изучать только через год, но не терпелось взять в руки шпаги. Мишка был кандидатом в мастера по пятиборью, куда, как известно, входит и фехтование, и мы решили осваивать спортивные азы. Довольно быстро поняли: на сцене это не работает, и начали в меру своего разумения «адаптировать». То есть азартно изобретали велосипед. Когда на втором курсе стартовали занятия по сценбою, оказалось, что мыслили мы в правильном направлении. Вообще людей, увлеченных романтикой в духе Дюма, немало: разумеется, не только среди актеров. Поэтому я лет пятнадцать назад открыл школу, куда может прийти человек с улицы. Артистом он, конечно, не станет, но за два-три года научится прилично фехтовать, если хватит терпения и упорства. Без этих качеств брать в руки шпагу бессмысленно. Ко мне приходят и студенты творческих вузов, и уже состоявшиеся актеры, которые хотят поддержать форму. Шпага, по сути, такой же физкультурный снаряд, как кольца или брусья, — требует тренировки. Но главное — это фундамент, который в тебя заложили в институте. Мы с Максом три года назад дрались в сериале «Анна-детективъ», хотя он давно клинка в руках не держал.

Андрей Рыклин много работает в театре, в одном только РАМТе больше десятка спектаклей, где он ставил поединки, но самым ярким и зрелищным, пожалуй, являются «Мушкетеры». Выпустил их как режиссер — перезвон шпаг практически не стихает два с лишним часа сценического действия. Спектаклю уже больше пяти лет, но зал всегда полон. Старинная романтика плаща и шпаги может быть интересна и юным прагматикам, для которых гаджет — продолжение их самих. И если пробудить интерес, ребята и роман Дюма откроют, а потом могут и за Шекспира взяться.

— К сожалению, — сокрушаются Рыклин и его коллеги, — сценическому движению в театральных вузах уделяют все меньше времени, а фехтование вообще сделали факультативом. Сторонники подобной «экономии» уверены: если надо, постановщик сможет «натаскать» актера на какие-то простые комбинации. Однако за пару репетиций из тюфяка д’Артаньяна не слепишь. За рубежом ничего подобного нет. Там масса любительских студий, регулярно устраивают так называемые «чемпионаты мира» по арт-фехтованию, но то, чем они занимаются, к театру никакого отношения не имеет. Наша актерская школа фехтования — лучшая в мире, вот почему так важно ее сохранить.

газета Культура
17-10-2019


Театр – он для людей, Brusfest, блог, [13-11-2019]
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: «Мне хочется, чтобы зрители поняли, что документальный театр – это про них», Культуромания, [8-11-2019]
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, [31-10-2019]
«Пушечное мясо»: вся правда о прекариях арт-бизнеса, Ваш досуг, [29-10-2019]
Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала, tvkinoradio, [24-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Режиссер Юрий Квятковский ужасно любит эксперименты, GQ, [22-10-2019]
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, [17-10-2019]
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, [15-10-2019]
Школа-студия МХАТ построит новый корпус во внутреннем дворе вуза, Интерфакс, [11-10-2019]
Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным, Инклюзион, [10-10-2019]
В Старом Осколе провели фестиваль памяти Бориса Равенских, Вести Белгород, [3-10-2019]
«Марк Анатольевич перевернул наше сознание». Игорь Золотовицкий — о Марке Захарове, ИТАР-ТАСС, [28-09-2019]
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», [24-09-2019]
«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Костюм рождается на примерке» / Интервью с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, Cinemoda, [3-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru