Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Театр – он для людей
«Костюм рождается на примерке» / Интервью с художником по костюмам Дмитрием Андреевым

Желание взять интервью у Дмитрия Андреева возникло сразу, как только мы вживую на складе Музея Кино увидели созданные им роскошные костюмы к «Анне Карениной» Карена Шахназарова. И затем после его мастер-класса по съемкам «Греха» Кончаловского, оно только усилилось. И вот, о чудо! Дмитрий проводит нас по Мосфильму, показывает свои костюмы и рассказывает о том, как они создаются.

— Как вы пришли в эту профессию?

— На самом деле все было очень банально, как у многих художников по костюмам, модельеров, — я с детства любил шить. Но главное мое увлечение – это был Театр, водил меня на спектакли папа. Лет в 8 я увидел фильм-спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро» Валентина Плучека и тогда я по-настоящему заболел театром. Мы с отцом ставили домашние мини-спектакли, читали по ролям пьесы и киносценарии. 
Тогда я посчитал своей жизненной стезей актерскую деятельность и записался в театральный кружок, где сыграл все самые главные роли, так как был там единственным мальчиком. Конечно, нам нужны были костюмы. Мне было интересно шить, и в это время как раз стали появляться книги на эту тему. Настольной моей книгой был «Театральный костюм» Киры Владимировны Градовой, а потом появилась «Иллюстрированная энциклопедия моды» Людмилы Кибаловой. Я любил перерисовать иллюстрации из этих книг. 
И как-то папа мне привез из Прибалтики дефицитнейшую ткань – оранжевый подкладочный шелк. Я придумал, что буду королем Людовиком XIII из «Трех мушкетеров». Раскроил по Градовой, сшил. Но костюм оказался на два размера меньше. Со мной случилась страшная истерика, и я решил, что никогда в жизни больше не буду ничего шить.

Но для спектаклей все же нужны были костюмы, и мне пришлось вернуться к шитью. Друзья мне говорили, что в моих костюмах удобно. Это было приятно.
А после школы я поступал во все московские театральные вузы и везде успешно провалился.

И вот однажды осенью мы с моей женой шли по Тверской, мимо школы-студии МХАТ. Она увидела объявление о наборе на отделение «Художник-технолог по костюмам». Экзамен принимала Элеонора Петровна Маклакова, мой педагог, мой мастер, великая женщина, и Екатерина Альбертовна Устинова, сейчас она преподает в ГИТИСе. Поскольку у меня не было начального художественного образования, а это было основным условием, меня взяли на испытательный срок.

Первый курс для меня был очень сложным: я не умел работать с цветом, с фактурой, не понимал, как они взаимодействуют. Меня хотели уже отчислять, но мой педагог по макетированию Лидия Николаевна Варламова меня мужественно отстояла. Мы получили потрясающее образование. И к третьему курсу у меня что-то начало получаться.

Однажды Элеонора Петровна предложила мне пойти художником-технологом по костюмам в Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Конечно, там я набил немало шишек, но и научился многому.

Забавный случай у меня был в 1997 году, когда к нам обратился Театр Сатиры, они хотели восстановить спектакль «Ревизор» (художник по костюмам — Инна Габай). Я со своим пониманием исторического кроя и обработки заставил портних сделать в швах какие-то миллиметровые рулики. Одна портниха надела костюм на манекен и сказала мне: «А теперь отойди на 5 метров, видны эти твои рулики? А если из зала смотреть?». И я тогда понял, что вся эта работа была лишней, и основной акцент нужно было делать на силуэт и цвет.

В театре я проработал три года, а после ухода мы с женой стали заниматься индпошивом. В то время нам посчастливилось посотрудничать с главным художником театра «Модернъ» Ларисой Наголовой. Она же нас и познакомила с Натальей Ивановой, прославленным художником по костюмам в кино. Наталья у нас заказывала костюмы для Людмилы Марковны Гурченко для антрепризного спектакля «Мадлен, спокойно!» (2001 г.), для Натальи Гундаревой для «Не отрекаются любя…» (2000 г.). Еще с третьего курса института я был увлечен историей корсета. Все корсеты для фильма «Русский бунт» (1999 г., художник по костюмам Наташа Полях), по сути, моих рук дело. Затем для Натальи Ивановой мы с женой сшили корсеты к фильму «Азазель» (2002), костюмы для героини Татьяны Лавровой к фильму «Превращение» (2002).

Я помню тот знаменательный момент, мы привезли корсеты к «Азазелю», снимался эпизод бала. Наталья смотрит на нас испытующе и спрашивает: «Ну что хотите посмотреть, как снимается кино?». «ДА!», — закричали мы в один голос с женой. С тех пор Наташа стала для нас «Вергилием», проводником по всем кругам Ада большого кинематографа. Спустя какое-то время она предложила нам поучаствовать ассистентами в фильме Эльдара Рязанова «Ключ от спальни». Это было первое кино в моей жизни, и мне сразу доверили закупку тканей, актерские пробы, примерки…

Затем был исторический сериал «Сатисфакция» Михаила Шевчука, там я уже работал художником по костюмам в соавторстве с Владимиром Никифоровым. После этого и вплоть до недавнего времени мы работали вместе. Потом фестивальный фильм «Нанкинский пейзаж» Валерия Давидовича Рубинчика. Затем с легкой руки Натальи Михайловны Дзюбенко, художника по костюмам, я попал в фильм «Русская игра» Павла Чухрая.

— У вас в фильмографии много экранизаций классики, «костюмного» кино. Вы больше любите в костюмном кино работать или современном?

— Мне часто говорят: «ты же костюмный художник», «ты реконструктор». Это неправда. Я люблю современное кино, но если это умное кино. Я работал, к примеру, с Николаем Хомерики на фильме «Сердце Бумеранг» (2011 г.), с Андреем Прошкиным — «Орлеан» (2015). Это очень разные фильмы, режиссеры.

Хомерики попросил нас с Володей Никифоровым, чтобы в фильме не было видно костюма вообще. Хорошо, что это была чёрно-белая картина, и благодаря отсутствию цвета мы смогли «скрыть» костюм.

В черно-белом кино костюм выстраивается в тональности, растяжке цвета от черного до белого. Необходимо точно выстроить градацию оттенков костюма по отношению к коже, к волосам, глазам, чтобы ничего не сливалось, не перемешивалось одно с другим. Еще до съемочного периода мы с оператором Шандором Беркеши провели специальные тестовые съемки. Позже я научился легко уже в голове цветные вещи переводить в черно-белое изображение. И на съемках черно-белого фильма «Рай» (2016) я уже понимал, что и как будет выглядеть на экране.

— В фильме «Рай» у Юлии Высоцкой очень красивые наряды в сценах воспоминаний. 

— Изначально Андрей Сергеевич Кончаловский хотел, чтобы все костюмы в фильме «Рай» были винтажные, чтобы эти вещи были того времени. Мы подобрали для героини Юлии Высоцкой такой гардероб, но после примерки отказались от них. Нам они показались слишком тяжеловесными, актрисе в них было некомфортно двигаться, жить. Так что мы сшили половину гардероба для ее героини с нуля. Хотя лента черно-белая, я старался подбирать цвета в определенной гамме, чтобы и оператору, и режиссеру было комфортно работать во время съемочного процесса. Костюмы для сцен воспоминаний героини сшиты из легких струящихся тканей, в сине-белой и черно-белой гамме, с рисунком, который в ч/б смотрелся слегка размытым. Ничего кричащего и выбивающегося по цвету.

Я, кстати, и сам не люблю «ругаться» цветом. Элеонора Петровна Маклакова нам внушала: никогда не «ругайтесь» цветом, ругайтесь формой. Лучше по цвету соберите спокойно, но формой добейтесь острого результата в костюме. И сначала мы «собираем» картину по цвету, а потом уже начинаем работу с формой и фактурой. Та же последовательность соблюдается и в театре.

— У вас же и на фильме «Грех» тоже стояла задача от режиссера сделать костюм незаметным? (О работе над фильмом «Грех» см. наш материал «„Шелк, бисер, перья и немного волшебства“„)

Да, как-то Андрей Сергеевич мне сказал: „мне не нужны ваши чулки, рукава, мне нужен Человек! Мне нужно, чтобы это было все потное, грязное, нестираное, даже у аристократии“. И, наверное, это правильный подход для подобного фильма.

Для скупого Микеланджело мы сшили темный костюм с минимальной отделкой, отфактурив его так, чтобы он выглядел, словно был сшит очень давно и износился. Рубашка у него была нарядная, но старая и штопаная.

Рафаэлю, богатому художнику из породы „золотой молодежи“, мы сшили черный с золотом бархатный костюм. Но когда вывели актера в костюме на площадку, Андрей Сергеевич сказал мне: „А что это он у тебя наряженный, как с портрета? Мне нужно, чтобы он был как с попойки, всю ночь пил, все переодевай или фактурь“. Мы стали истошно фактурить, пылить, но в итоге все равно переодели в более простой костюм из подбора.

У нас были герои: маркиза и маркиз Маласпина, живущие глубоко в провинции, в горах. Ей, „даме из прошлого“, мы сделали немного старомодное платье с рисунком в стиле итальянского Возрождения XV века. Для ее мужа, старого сифилитика (по сюжету), мы сильно отфактурили костюм, дорогой мех куницы натирали жирами, маслом, сделали старым, побитым молью. А так как это семья, то мы использовали в их костюмах близкие цвета.
Кстати, на съемках „Греха“ многие итальянские актеры впервые играли в исторической картине и спрашивали у нас, как следует носить исторический костюм.

— Вы рисуете предварительно эскизы?

Да, я рисую. Но я рисую мало, потому что сейчас такой темп предварительного периода в кино, что нет на это времени. Честно, я не люблю рисовать, я по-другому представляю, чувствую костюм, через фактуру, через материал. Я поэтому очень часто работаю макетным способом. Я люблю смотреть вживую, как это работает.
Здесь можно попасть впросак. Я видел немало классных эскизов, которые потом превращались в бесхарактерное нечто на сцене и экране. Сначала я придумываю общую канву, могу ее нарисовать, но потом на манекене или на примерке, исправить, дошить, насытить нужными фактурами. Костюм рождается на примерке, а не на листе бумаге!

— А режиссёрам нужен эскиз?

— Большинство современных режиссёров не читают эскизы в принципе. Им нужен актер в готовом, живом костюме, поэтому я часто приглашаю режиссёров на примерки. Тут тоже есть проблема, что режиссёрам не покажешь половину работы. У нас так было с Кареном Георгиевичем Шахназаровым на съемках „Анны Карениной“. Очень непросто рождалось бальное платье Анны (Лиза Боярская). Первый вариант был по Толстому — черный бархат сложного кроя. Я полетел с макетом, собранным из бархата на булавках, в Крым к Лизе и Карену Георгиевичу. Но Лиза была уставшая, после съемок, без грима, без прически, без своего победного блеска. И это черное платье ей не шло, режиссер был расстроен. В Москве я уже попросил художницу по гриму Людмилу Раужину нанести актрисе грим, сделать прическу и все получилось. Результат превзошел все ожидания, и костюм утвердили.

— Вы пересматривали другие версии „Анны Карениной“ перед тем, как приступить к работе над своей?

— Да, безусловно, очень не хотелось повторяться. Но встречались некоторые детали, которые меня вдохновляли. К примеру, халат Анны со складками на спине – легкий оммаж образу Анны-Татьяны Самойловой из экранизации Александра Зархи 1967 года (художник по костюмам Людмила Кусакова).

— Костюмы какой экранизации романа вы считаете лучшими?

— Конечно, работу Маурицио Милленотти для экранизации 1997 года с Софи Марсо в роли Анны. Она сделана с большим тактом, уважением к стране, к эпохе.

— У Виктории Исаковой (она играет Долли) практически все костюмы в „Анне Карениной“ теплых светло-коричневых, оливковых оттенков костюмы, они, кстати, очень идут актрисе. А у Анны, наоборот, очень холодная (синяя, стальная) или драматическая (темно-красная) гамма. Они как бы противопоставлены во многих сценах, получается, так?

— Да. У Толстого Долли немного мещанка, такая „наседка“, неухоженная. А Карен Георгиевич хотел приподнять образ Долли, сделать ее более женственной, чуть кокетливой. А цветовая гамма костюмов Анны меняется на протяжении всего сериала: от мышиного, серо-стального в начале до винно-красного в конце фильма.

— Насколько легко вы придумываете костюмы?

— По-разному. К примеру, я долго думал над образом певицы Патти в сцене театра. А потом я увидел бюсты рабов в мастерской художника-постановщика Сергея Февралева, изготовленные к этой сцене. В голове сразу сложилась картинка, как должна выглядеть певица. Она стала частью этой скульптурной композиции. 

— Режиссёры контролируют или доверяют?

Владимир Хотиненко на съемках „Бесов“ мне полностью доверился. Какие-то важные моменты в действии („Бесы“ делятся на два мира: до и после убийства) мы оговорили на референсах, а дальше он видел костюмы уже только на площадке.

Подобная история была у меня с Юрием Морозом на съёмках „Пелагия и белый бульдог“. Однажды он мне сказал: „зритель – твой главный судья, делай, как ты считаешь нужным“. И я фактически „варился в собственном соку“. А теперь я думаю, что в этом фильме я немного перемудрил с образом Наины (актриса Виктория Исакова). Действие происходит в 1897 году, и, к примеру, Пелагея Лисицына (Полина Кутепова) одета по моде этого времени, а Наину я одел в туалеты примерно 1910 года.
Я люблю такой прием, чтобы показать, что героиня чужда своему окружению. Мы сразу придумали, что наша Наина станет „неформалка“, из грядущего десятилетия. В начале сериала она ходит в полупрозрачном белом платье, без корсета, босая, с красной лентой на шее и красным кушаком на талии. Эта ленточка на шее – отсылка к моде времен Директории, когда после французской революции дамы надевали ее как символ памяти по своим обезглавленным родственникам. Может быть, это слишком тонко для рядового зрителя, но мне нравится такая игра-шарада. Затем Наина все время в темных нарядах, и референсом для ее образа стал стиль маркизы Луизы Казати.

— Вы очень тонко прорабатываете костюмы, не бывает обидно, когда костюма в кадре не видно?

— Мы должны, конечно, учитывать, что в кино в основном крупные планы. Иногда это работает в нашу пользу. К примеру, когда снималось „Красное и черное“ (реж. Сергей Герасимов, 1976) художник по костюмам Элеонора Маклакова пустила на корсажи, рукава антикварные ткани и кружево (тогда очень удачно нашлись „сокровища“ с остатками одежды первой половины XIX века на чердаке одного из старинных московских домов), а на юбку могли пойти современные ткани без отделки.

Я тем же принципом руководствовался на съемках фильма „Печорин“ (реж. Роман Хрущ, 2011). Там весь фильм в основном на крупных планах, и мир воспоминаний героя противопоставлен реальности, когда он умирает в пустыне. И я пустил все старинные материалы, всю отделку — кружево, перья — на шляпы и корсажи. Референсами фильма были туман и акварели того времени, так что цветовая гамма была соответствующая, пастельная, серо-стальная с добавлением розового, зеленого. Для создания нужного эффекта призрачности, тумана в костюме мы использовали технику перекрытия: шелк, а сверху газ.
Бывает, конечно, обидно, когда образ в кадре не видно. На съемках сериала „Плен страсти“ (реж. Станислав Митин, 2010) был эпизод, когда Елена Ксенофонтова, которая играет актрису МХТ Марию Андрееву, появляется в роскошной шляпе из итальянской соломки с черной райской птицей. Это был оммаж „Рабе любви“. И я смотрю, оператор каждый дубль режет поля этой шляпы. Я даже несколько раз подошел к Станиславу Митину с просьбой, чтобы сняли со шляпой.


— С кем из режиссеров у вас сложился удачный тандем?

Я с большой благодарностью вспоминаю свою работу с Андреем Прошкиным над „Орлеаном“. Это был сложный поиск образов, мы постоянно с ним ругались, расходились, воссоединялись. Он очень въедливый, дотошный режиссер. Я больше ни с кем так не работал, так тщательно, до мелочи, до детали. Тоже самое я могу сказать и о своем опыте работы с великим режиссером Андреем Сергеевичем Кончаловским. 

Сейчас вообще, увы, мало режиссеров, которые так тщательно работают над картиной, как это делали, к примеру, Сергей Герасимов или Сергей Бондарчук. Посмотрите, как в „Красном и черном“ Герасимова Матильда, героиня Наталии Белохвостиковой, первый раз появляется перед зрителем! Какая у нее осанка, походка, как у нее изящно сложены руки. Для меня этот фильм – пример и недостижимый пока идеал работы с актрисами: как Герасимов и Маклакова работали с Белохвостиковой.

Мы тоже много работаем с актерами, чтобы объяснить им, как нужно носить наши костюмы, как нужно держать спину, как ставить ногу. Современные женщины – „брючные“, у них совсем другая походка. В обуви начала XIX века, мягкой, на плоской подошве, совсем по-другому ставится стопа, чем в обуви на каблуке. Сейчас у современных женщин в такой обуви шаг сразу становится тяжелым, а надо ходить с мыска, легко, мелким шагом, как будто танцуя. Нога не должна выталкивать юбку вперед, нужно словно плыть, как Белохвостикова в „Красном и черном“. На „Печорине“ мы долго работали с Барбарой Студец, которая играла Мэри, учили ее ходить в такой обуви.

— Как вам работалось с Рустамом Хамдамовым на фильме „Мешок без дна“?

— Легко, я не чувствовал никакого диктата над собой. Рустам сразу задал мне опорные точки. Он сам прекрасный рисовальщик, мы с ним нашли общий язык через его наброски. Предварительно я пересмотрел все его работы для того, чтобы лучше понять его почерк, его манеру работы с изображением, костюмом. Он часто цитирует уже когда-то полюбившиеся ему образы. К примеру, его купающиеся царевны в гипертрофированных кокошниках и крыльях (в фильмах „Нечаянные радости“ и “Anna Karamazoff”, а также Царевна в фильме „Мешок без дна“) – это прямая ссылка на „Царевну-Лебедь“ М. Врубеля.

Основной референс сказочной части в фильме „Мешок без дна“ – это Костюмированный Бал 1903 года в честь 300-летия Романовых и ранние сказки А. Роу и А. Птушко. Мы нашли в недрах складов Мосфильма раритетные костюмы массовки с картины „Иван Грозный“ Сергея Эйзенштейна, сшитые из подлинных церковных тканей и облачений XIX-ХХ вв. Мы с Владимиром, моим со-художником, их слегка отреставрировали, привели в порядок. К ()роме того, мы взяли некоторые костюмы в мастерской Натальи Дзюбенко „Арт-пати“. Венец, в котором Елена Морозова, будущая Царевна, позирует на промо-фотографиях, был изготовлен еще для картины “Anna Karamazoff” (1991). Но он, к сожалению, оказался слишком тяжел и неудобен. И для съемок мы изготовили новый, по мотивам венца с картины Врубеля.

Для сцен из XIX века мы изготовили костюмы с нуля. В силуэте костюма Рассказчицы (Светлана Немоляева) очевидно прослеживается один из любимых силуэтов Режиссера. 1880-ые гг., маленькая аккуратная прическа с пучком на темени, небольшой изысканный турнюр, высокая шея, перехваченная черной бархаткой, эгрет-полумесяц, сверкающий в прическе (оммаж фильму „Невинный“ Висконти).

— Какими своими работами вы в целом довольны?

— Мой учитель Элеонора Петровна Маклакова нам всегда говорила: „Если кино по вашей части получилось на 60% – это уже большая победа“. В целом я доволен своей работой над фильмами „Рай“, „Бесы“, „Мешок без дна“, „Анна Каренина“, „Грех“.

— Вы сами как-то сказали, что в создании костюмов есть подход Пьеро Този (историческая верность) и подход Данило Донати (фантазия на историческую тему). Вам самому какой ближе?

— У меня больше получается подход Този, но я очень хочу создавать костюмы, как Донати. Я себя ломаю, чтобы уйти от реконструкции, придумать что-то новое. Донати был свободен в своем полете фантазии, даже если работал на историческом кино, он слегка утрировал, гиперболизировал, великолепно сочетая фактуры, цвета. Този же работает дотошно, изысканно, тонко, на полутонах. Донати – это масляная живопись, а Този – это акварель.

— В гипотетический музей костюма отечественного кино какие фильмы вы включили?

— Это были бы костюмы из таких фильмов, как „Иван Грозный“ Сергея Эйзенштейна, „Война и мир“ и „Борис Годунов“ Сергея Бондарчука, „Дама с собачкой“ Иосифа Хейфица, „Идеальный муж“ Виктора Георгиева, „Васса“ Глеба Панфилова, отчасти „Жестокий романс“ Эльдара Рязанова… На самом деле продолжать можно очень долго.

— Спасибо большое за интервью!

Справка
Дмитрий Андреев родился 4 июня 1973 г. Окончил Школу-студию МХАТ в 2000г.

Художник по костюмам
„Грех. Видения“, реж. А. Кончаловский
„Мурка“ (сериал, 2016– 2017), реж. А. Розенберг, А. Мочалов
„Анна Каренина“ (сериал, 2017), реж. К. Шахназаров
„Анна Каренина. История Вронского“ (2017), реж. К. Шахназаров
„Фонограф“ (2016), реж. К. Серебренников
„Рай“ (2016), реж. А. Кончаловский
„Метаморфозис“ (2015), реж. С. Тарамаев, Л. Львова
„Наследники“ (2015), реж. В. Хотиненко
„Орлеан“ (2015), реж. А. Прошкин
„Бесы“ (мини-сериал, 2014), реж. В. Хотиненко
„Форт Росс: В поисках приключений“ (2014), реж. Ю. Мороз
„Переводчик“ (мини-сериал, 2013), реж. А. Прошкин
„Белый тигр“ (2012), реж. К. Шахназаров
„Печорин“ (2011), реж. Р. Хрущ
„Сердца бумеранг“ (2011), реж. Н. Хомерики
„Три женщины Достоевского“ (2011), реж. Е. Ташков
„Севастопольские рассказы“ (сериал, 2010), реж. А. Бруньковский, С. Резвушкина
„Пелагия и белый бульдог“ (2009), реж. Ю. Мороз
„Миннесота“ (2009), реж. А. Прошкин
„Братья Карамазовы“ (2009), реж. Ю. Мороз
„Русская игра“ (2007), реж. П. Чухрай
„Нанкинский пейзаж“ (2006), реж. В. Рубинчик
„Сатисфакция“ (2005), реж. М. Шевчук

Ассистент художника по костюмам:
„Богиня: Как я полюбила“ (2004), реж. Р. Литвинова
„Ключ от спальни“ (2003), реж. Э. Рязанов

Cinemoda
3-07-2018


Театр – он для людей, Brusfest, блог, [13-11-2019]
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: «Мне хочется, чтобы зрители поняли, что документальный театр – это про них», Культуромания, [8-11-2019]
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, [31-10-2019]
«Пушечное мясо»: вся правда о прекариях арт-бизнеса, Ваш досуг, [29-10-2019]
Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала, tvkinoradio, [24-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Режиссер Юрий Квятковский ужасно любит эксперименты, GQ, [22-10-2019]
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, [17-10-2019]
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, [15-10-2019]
Школа-студия МХАТ построит новый корпус во внутреннем дворе вуза, Интерфакс, [11-10-2019]
Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным, Инклюзион, [10-10-2019]
В Старом Осколе провели фестиваль памяти Бориса Равенских, Вести Белгород, [3-10-2019]
«Марк Анатольевич перевернул наше сознание». Игорь Золотовицкий — о Марке Захарове, ИТАР-ТАСС, [28-09-2019]
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», [24-09-2019]
«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Костюм рождается на примерке» / Интервью с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, Cinemoda, [3-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]
Игорь Золотовицкий: «Если есть на земле рай, то это – остров Мартиника», Ревизор.Ру, [26-06-2018]
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, [20-06-2018]
Неленивый котик. Таисия Вилкова, Watch Russia, [15-05-2018]
Полифония судеб, Будущее театральной России, [19-04-2018]
«Дядя Облей», Будущее театральной России, [19-04-2018]
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, [4-04-2018]
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), [4-04-2018]
В Красноярске в рамках театрального фестиваля РУСАЛа прошли прослушивания в Школу-студию МХАТ, ТВК (Красноярск), [4-04-2018]
Молодым талантам Хакасии открыли дорогу в Школу-студию МХАТ, Хакассия, [3-04-2018]
В Абакане прошел кастинг на курс актерского мастерства во МХАТ, Абакан сегодня, [3-04-2018]
В рамках проекта «РУСАЛ ФестивAL» спектакли Школы-студии МХАТ увидели 1200 красноярцев, Sibnovosti.Ru (Красноярск), [2-04-2018]
В Красноярске прошел кастинг в Школу-студию МХАТ, Енисей (Красноярск), [31-03-2018]
В Братске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Город (Братск), [29-03-2018]
В Иркутске прошло прослушивание в Школу-студию МХАТ, Областная газета (Иркутск), [28-03-2018]
«Русал фестивal #театр» подарил шелеховчанам спектакль «Недомузыки», Шелехов NEWS, [26-03-2018]
Преступление во МХАТе, MuseCube, [20-03-2018]
Игорь Золотовицкий: «МХАТ — это признанный мировой бренд», Мужская работа, [6-03-2018]
«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе, MuseCube, [17-02-2018]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru