Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: «Наша цель — научиться любить людей»
Марина Брусникина: «Умное государство всегда будет поддерживать театр»

Денис СУТЫКА

Художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина поставила спектакль «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского. В главных ролях — заслуженный артист России Михаил Ефремов и его сын Николай. Режиссер рассказала «Культуре» о том, как частные инициативы влияют на развитие гостеатра, об особенностях работы с Ефремовым и о том, почему нельзя заглублять «шейку» саженца.
культура: Почему вы решили поставить эту пьесу и как во всей этой истории оказалась чета Ефремовых?

Брусникина: Спектакль «Посадить дерево» — совместный проект театра «Практика» и Театрального агентства Леонида Семеновича Робермана. Продюсер обратился ко мне с просьбой что-нибудь поставить. Я предложила сделать совместный проект, а поскольку «Практика» — театр современного текста, то мы решили остановиться на пьесе молодого драматурга. Я нашла несколько интересных вариантов, где актеру есть что играть, в том числе пьесу «Посадить дерево». Мне показалось, что это очень хорошая история именно для Михаила Ефремова, тем более, что у него есть сыновья, а в пьесе главные герои — отец и сын. Я предложила Мише, пьеса ему очень понравилась, и мы приступили к работе.

культура: Возникает уйма вопросов, касающихся технической стороны. Это совместный проект государственного театра и частных инвестиций. По вашим ощущениям, насколько привлекательны подобные проекты, есть ли какие-то законодательные препоны, мешающие их реализации?

Брусникина: Мы небольшой театр, и у нас нет огромного финансирования. Мы не можем себе позволить выпускать много премьер в сезон, особенно дорогих, на государственные деньги. Поэтому когда приходят люди и говорят: «Вот деньги, давайте что-то сделаем», то это просто счастье! Так же было и с Леонидом Роберманом. А дальше все технические сложности, в том числе законодательные, решали друг с другом два умных директора. Есть ли там какие-то сложности и бюрократические моменты, это надо с ними разговаривать.

культура: Для театра подобный проект выгоден с точки зрения финансов и имиджа?

Брусникина: Да, конечно. В том числе и тем, что появляются новые зрители, которые, быть может, по каким-то причинам еще не были в «Практике». Но есть тут и свои риски. Вокруг театра сформировался свой зритель, привыкший к определенной эстетике, к экспериментам, нашим поискам, зритель с определенным взглядом на театр. У Миши Ефремова — свой зритель, который по каким-то причинам, быть может, еще не был в «Практике» и увиденное будет ему чуждо. Но мне показалось, что на это можно пойти, посмотреть, что в итоге получится.

культура: Цены на билеты доходят аж до 8–10 тысяч.

Брусникина: Цены разные, есть и более дешевые. У нас очень маленький зал, а Миша — дорогой артист. Мы должны как-то платить. Я тоже часто сталкиваюсь с тем, когда люди начинают возмущаться, мол, почему так дорого. С другой стороны, пока спрос есть.

культура: Да, посмотрел: почти все билеты раскуплены. Люди готовы отдавать сегодня такие деньги за театральное искусство?

Брусникина: Да, за этот конкретный театральный продукт. Но у каждого человека есть выбор, цены во все театры и на каждый отдельный спектакль разные.

культура: Театральное сообщество все время спорит, сможет ли наш театр обойтись без господдержки. Руководители гостеатров настаивают, что нет, а частные продюсеры на практике доказывают, что можно делать вполне неплохие спектакли за свои деньги. Правда, и билеты на них стоят подчас дороже.

Брусникина: Зачем отказываться от того хорошего, что у нас есть? В нашей стране так исторически сложилось, что государство поддерживает театры — и это огромное счастье. Собственно, оно должно заботиться о будущем людей, их воспитании, развивать их индивидуальности, взгляд на мир, на жизнь. Театр — очень важная вещь для людей, поэтому умное государство будет всегда его поддерживать.

культура: Худрук «Коляда-Театра» Николай Коляда в интервью «Культуре» с удивлением сообщил, что сегодня ведущие столичные театры стали активно ставить молодых драматургов. Посмотрев «Посадить дерево», я увидел довольно простой ход, как продвигать хороших молодых авторов: медийный актер на сцене, хороший режиссер, и вот о спектакле по пьесе неизвестного автора уже все говорят.

Брусникина: Да, я об этом тоже думала. Я занимаюсь давно тем, что продвигаю современную драматургию всеми силами. Где-то лет пять назад, помню, у меня было такое ощущение, что произойдет этот прорыв. Все вдруг поймут, что это нужно, что есть хорошие молодые драматурги. А так, конечно, в больших академических театрах раньше было очень мало современной драматургии. 
Так как я работаю с молодыми авторами, то знала кто такой Алексей Житковский, но в то же время осознавала, что для широкого круга зрителей он неизвестен. И я прекрасно понимала, что как только его пьеса выйдет на уровень Миши Ефремова, то она станет известной. При том, что эта пьеса написана давно, удачно идет в провинции, но в Москве про нее никто не слышал. Так все устроено в нашем театральном мире: пока это, условно говоря, не Миша Ефремов и не Москва, за автора в других театрах России никто не возьмется.

культура: Вы чувствуете свою заслугу в повышенном интересе к молодым авторам?

Брусникина: Очень много людей тратят на это свои силы. На самом деле, я тоже какая-то маленькая, в этом смысле, частичка, но я это делаю не для того, чтобы чувствовать в этом свою заслугу. Просто мне все это безумно интересно, в какой-то момент я сознательно сказала: да, буду ставить только современную драматургию, рано или поздно это принесет свои плоды.
культура: Вы учились в Школе-студии МХАТ у Олега Ефремова. Сейчас поставили спектакль с Михаилом Олеговичем и его сыном. Чувствуется в них «ефремовская порода»?
Брусникина: Конечно. Во-первых, Миша невероятно похож на Олега Николаевича, особенно сейчас, в возрасте. Когда ты с ним репетируешь, часто ловишь себя на мысли: Господи, это же Олег Николаевич — в интонации, во взгляде… Конечно, в нем много от отца. Ну и понятно, что эта порода, природа, этот ген таланта передался Мише.

культура: Перед началом спектакля вы читаете зрителю лекцию о том, как правильно сажать деревья. Почему решили использовать этот ход и открыли ли для себя что-то новое в системе посадки деревьев?
Брусникина: На самом деле это идея Миши. В какой-то момент, фонтанируя идеями, он сказал: «Ты должна выйти в начале спектакля и прочесть огромную лекцию про генетику». Я говорю, мол, какую генетику, ты что?! «Ну вот генетику, про Лысенко, про то, кто там что и с чем спаривают». И я вдруг зацепилась за эту идею, подумала, что в этом бреде что-то есть. Стала смотреть лекции по генетике, про то, как надо сажать деревья, и поняла, что это, конечно, можно сойти с ума! Этот ход вносит определенный абсурд и задает тон, потому что сама пьеса, если в ней правильно расставить акценты, тоже очень абсурдна.
А знала ли я, как сажать деревья? У меня мама невероятно любит участок, бесконечно что-то сажает, и я, когда читаю все это, думаю про нее. Когда сама я первый раз прочитала текст, то вообще ничего не поняла. Только потом стала разбираться с этой «шейкой», по которую нужно заглублять саженец. И сейчас мне кажется, да, я понимаю как сажать деревья.

культура: Да, заглублять по «шейку» — это очень смешно, зрители были в восторге.

Брусникина: Это же все реально описано, это не юморист придумал, а реальная инструкция того, как сажать деревья.

культура: У меня возникла ассоциация с «зазернением» артистов, с взращиванием студентов…

Брусникина: Когда читаю, я все время думаю о том, как сложно посадить и вырастить дерево, как вообще сложен любой процесс. Сколько нужно сил и умений, чтобы посадить дерево, это же с ума сойти! А сколько, чтобы поставить спектакль, вырастить артиста…

культура: Вы сами не сажали деревья?

Брусникина: У меня нет этой тяги, я бесконечно благодарна маме, что она этим занимается. Но наш сын в четыре года выкопал сосенку в лесу, посадил около изгороди, и сейчас она выросла, стала огромной сосной.

культура: Герой Ефремова говорит сыну, что мужик должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. А его отпрыск — представитель нового поколения, удивляется, почему он должен что-то делать и почему дерево не может посадить, например, мама. Как вы воспринимаете эту систему ценностей молодых?

Брусникина: Ничего плохого в этой фразе нет, но когда это становится догмой и абстрактной установкой — вот надо и все, — ты понимаешь, что это бред. А почему я, собственно, должен? Здесь идет разговор о неких догмах, к которым привязываются люди и поколения, догмах, которые пытаются втемяшить кому-то в голову и сделать это скрепами. Об этом речь, о навязывании своей точки зрения и своих взглядов, которые, конечно, будут вызывать сопротивление, разбиваться об элементарную логику. Вот и возникает столкновение поколений. 
Конечно, время изменилось, конечно, раньше было представление, что герой — это вот такой человек, а сейчас выясняется, что ты можешь вообще ничего не уметь, ничего не знать, но тебе хватает ума выйти из любой ситуации каким-то другим способом и героем становишься ты. Эта пьеса удивительна в том смысле, что в ней очень много обманок. Кажется, что вот они — корни, но оказывается, что это ветки. Все переменчиво. Сейчас мы ветки, а потом станем корнями…Это общий процесс существования в этом мире, и главное, что все конфликты возникают из-за какого-то фанатизма, веры в то, что только ты знаешь, как надо. Вот что ужасно.

культура: Одна из центральных тем — тема отцов и детей. Вы по своим молодым актерам, по студентам чувствуете, как меняются их жизненные ценности и ориентиры по сравнению с вашими?

Брусникина: Думаю, что люди вообще не меняются. Отчего мы можем читать «Войну и мир» Толстого и воспринимать это так, как будто это с тобой происходит? Как и лет двести назад, в нас живет такое же желание счастья, любви, поиск смысла, такие же столкновения с трагедиями, с драмами. Меняется фасон одежды, да и то возвращается периодически. Меняются вокруг какие-то вещи, но что касается сути человеческой природы, то она неизменна. Я считаю, что контакт между поколениями и временами возможен, иначе мы бы вообще друг друга давно перестали понимать.

Культура
24-01-2020


«Наша цель — научиться любить людей», Start Up, [14-02-2020]
«Мужской союз как прекрасное творческое соединение»: Один Байрон о любви, театре и переезде в Россию, Карен Шаинян / Karen Shainyan, [3-02-2020]
Виктор Рыжаков: «Человек театра – это человек мира», Алла Шевелева, Театральная афиша столицы, [30-01-2020]
Создатель и хранитель советского лицея, Литературная газета, [29-01-2020]
Марина Брусникина: «Умное государство всегда будет поддерживать театр», Культура, [24-01-2020]
Дорогу молодым: 6 самых интересных студенческих спектаклей, Time Out, [22-01-2020]
Виктор Рыжаков в гостях у Александра Малича, Неспящие канал 78, [22-01-2020]
Евгения Дмитриева. Мой герой, ТВ Центр, [22-01-2020]
Гениальный соглядатай, Российская газета, [14-01-2020]
Юлия Хлынина: «Хочу услышать свой голос», Театрал, [4-01-2020]
«Бутусов дает почувствовать себя свободным», Театрал, [2-01-2020]
Виктор Рыжаков: В театре ничего не может быть запрещено, если это про человека, Вечерняя Москва, [30-12-2019]
«Миша входит в буфет — и всё», Известия, [25-12-2019]
«Практика театра». Выпуск 11. Виктор Рыжаков, Радио Культура, [23-12-2019]
«Наш оперный зритель достаточно консервативен», Сергей Ходнев, КоммерсантЪ, [23-12-2019]
«Камешки» в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [21-12-2019]
Игорь Золотовицкий: «Я очень послушный артист», Культура, [18-12-2019]
«Необходимо менять отношение к культуре как к затратной отрасли», Театрал, [10-12-2019]
Театр – он для людей, Brusfest, блог, [13-11-2019]
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: «Мне хочется, чтобы зрители поняли, что документальный театр – это про них», Культуромания, [8-11-2019]
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, [31-10-2019]
«Пушечное мясо»: вся правда о прекариях арт-бизнеса, Ваш досуг, [29-10-2019]
Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, Mos.Ru, [29-10-2019]
От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала, tvkinoradio, [24-10-2019]
«Человек размером с дом»: в ММОМА открылась выставка о Дмитрии Брусникине, TheCity, [23-10-2019]
Режиссер Юрий Квятковский ужасно любит эксперименты, GQ, [22-10-2019]
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, [17-10-2019]
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, [15-10-2019]
Школа-студия МХАТ построит новый корпус во внутреннем дворе вуза, Интерфакс, [11-10-2019]
Встреча с выпускником Школы-студии МХАТ Евгением Ляпиным, Инклюзион, [10-10-2019]
В Старом Осколе провели фестиваль памяти Бориса Равенских, Вести Белгород, [3-10-2019]
«Марк Анатольевич перевернул наше сознание». Игорь Золотовицкий — о Марке Захарове, ИТАР-ТАСС, [28-09-2019]
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», [24-09-2019]
«Кузница русской души». В Иркутске показали спектакль с сибирским оттенком, Аргументы и факты, [9-09-2019]
«Оттепель» в Иркутске – на сцене ТЮЗа свою постановку представила Школа-студия МХАТ, I38.Ru, [4-09-2019]
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, [4-09-2019]
Поступить во МХАТ / Худ рук и набор / Счастливчики 2019 года / Чудеса бывают, https://www.youtube.com/watch?v=VqGtoVUlVDo&feature=youtu.be, [2-09-2019]
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, [1-09-2019]
Physical theatre of rare depth: Forest by The Brusnikin Studio, Seeing Dance, [8-08-2019]
Dance, Physical Theatre and Circus: Forest, Assembly Checkpoint, Edinburgh, The Scotsman, [5-08-2019]
From Russia With Love: Moscow Art Theatre graduates bring woodland show Forest to Edinburgh, The List, [1-08-2019]
«Оттепель»: студенты МХАТа вызвали у барнаульцев слезы и ликование, Комсомольская правда, [28-07-2019]
«Полка» в театре: новый психологизм и эпидемия «Чаек», Полка, [20-07-2019]
Настоящие 60-ые: знаменитая школа-студия МХАТ устроила в Барнауле «Оттепель», Amic, [18-07-2019]
Каково это — поступить во МХАТ, SakhaLife, [15-07-2019]
“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”, A Priori, [10-07-2019]
«Личный подход»: Марина Брусникина, Москва24, [5-07-2019]
« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“, A Priori, [4-07-2019]
В Москве состоялось прощание с Аллой Покровской: фото, видео, подробности, Вокруг ТВ, [27-06-2019]
Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской, Московский космомолец, [27-06-2019]
На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский космомолец, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, Zond news, [27-06-2019]
«Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ИТАР-ТАСС, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, М24, [27-06-2019]
Серебренников рассказал об огромном сердце и абсолютной честности Покровской, Life.Ru, [27-06-2019]
В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, Первый канал, [27-06-2019]
В Москве простились с Аллой Покровской, Новости культуры, [27-06-2019]
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, [26-06-2019]
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, ТВ-Центр, [26-06-2019]
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, [26-06-2019]
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, [26-06-2019]
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, [25-06-2019]
Не стало актрисы, режиссера, народной артистки РСФСР Аллы Покровской, Канал Культура, [25-06-2019]
Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.Ru, [25-06-2019]
«Ее любили абсолютно все…», Театрал, [25-06-2019]
Школа Аллы Покровской, Известия, [25-06-2019]
«Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, [25-06-2019]
Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, Первый канал, [25-06-2019]
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Московский комсомолец, [25-06-2019]
Константа искренности и правды. Воспоминания об Алле Покровской, ИТАР-ТАСС, [25-06-2019]
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, Новости культуры, [25-06-2019]
Ушла из жизни актриса Алла Покровская, Вести, [25-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, СИА, [4-06-2019]
В Братске с аншлагом прошел РУСАЛ ФестивAL #Театр, Байкал Инфо, [4-06-2019]
В Братске завершился «РУСАЛ ФестиваAL #Театр». Школа-студия МХАТ порадовала братчан новыми спектаклями, Телерадиокомпания «Братск», [3-06-2019]
На полпути к большой сцене. В Братске состоялось прослушивание в Школу-студию МХАТ, Телерадиокомпания «Братск», [30-05-2019]
Путёвку на второй этап прослушивания в Школу-студию МХАТ получили две девушки, БСТ, [30-05-2019]
Саяногорцы посмотрели столичный спектакль, на который не могут попасть москвичи, Юг Сибири, [27-05-2019]
В РДТ имени Лермонтова прошли прослушивания в МХАТ, Абакан сегодня, [24-05-2019]
В Красноярск с гастролями приехали актеры школы-студии МХАТ, ТВК, [24-05-2019]
«Однажды я всё равно открою свой театр!»: как Школа-студия МХАТ выбирала новых звезд в Красноярске, NewsLab, [23-05-2019]
«Любовь к человеку и экспедиция в Сибирь»: студенты Школы-студии МХАТ показали красноярцам «своего» Астафьева, Newslab.ru, [22-05-2019]
Школа-студия МХАТ проводит прослушивания в Красноярске, Енисей, [22-05-2019]
Красноярцев зовут в школу-студию МХАТ, Седьмой канал, [21-05-2019]
Астафьевскую «ЧУШ» показали ачинской публике студенты школы-студии МХАТ, ИА «Запад 24», [21-05-2019]
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, [20-05-2019]
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), [20-05-2019]
Наказание и преступление. Классика на новый лад, MuseCube, [17-05-2019]
Дней связующая нить, Ревизор, [16-05-2019]
Единственным русским был спектакль сербов: критик о фестивале «Будущее театральной России», ProГород, [30-04-2019]
Сюжет картин, MuseCube, [25-04-2019]
Виктор Рыжаков: «Из страны уедет тот, кому здесь нечего делать», Ваш досуг, [19-04-2019]
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, [18-04-2019]
На фестивале «Уроки Табакова» московские студенты показали постмодернистский спектакль «Школа для дураков», Версия Саратов, [17-04-2019]
Московские студенты продолжили фестиваль «Уроки Табакова» спектаклем «Чуш», Версия Саратов, [16-04-2019]
Проект-фестиваль «Уроки Табакова» стартовал в городе, ВГТРК Россия (Саратов), [15-04-2019]
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, [15-04-2019]
Студенты московской школы-студии МХАТ открыли фестиваль «Уроки Табакова» музыкальной постановкой «Оттепель», Версия Саратов, [14-04-2019]
Новости культуры, Канал «Культура», [12-04-2019]
Молодёжь Волгограда пробует свои силы при поступлении в Школу-студию МХАТ, Новости Волгограда, [9-04-2019]
«РУСАЛ ФестивАL #Театр» привез в Волгоград спектакль школы-студии МХАТ, РИАЦ, [8-04-2019]
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, [4-04-2019]
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, [30-03-2019]
Школа-студия МХАТ в поисках талантов приехала в Сыктывкар, Комсомольская правда, [28-03-2019]
Достоевского на стыке жанров и галерею русских пассажиров представят в Сыктывкаре студенты школы-студии МХАТ, Комсомольская правда, [28-03-2019]
«Транссиб», синдром случайного попутчика, GSPonline, [26-03-2019]
«Пушечное мясо»: младшие «Брусникинцы» покоряют МХТ, Posta Magazine, [25-03-2019]
О премьерном спектакле «Пушечное мясо» в МХТ им. Чехова рассказал режиссер-постановщик Филипп Григорьян, Канал Культура, [22-03-2019]
Стихи в дорогу, или Виртуальные чтения с Лизой, Настей и Вандой в вещах из коллекции H&M Studio, Elle, [21-03-2019]
Главные женщины Мастерской Виктора Рыжакова, PoRusski.Me, [8-03-2019]
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, [28-02-2019]
Не про это. Школа-студия МХАТ. 24.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [26-02-2019]
«Не входить», или Посторонним вход в МХТ, MuseCube, [26-02-2019]
Наказание и преступление. Боярские палаты СТД. 21.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
П. и Н. Школа-студия МХАТ. 22.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [23-02-2019]
Школа-студия МХАТ о “Школе для дураков”, MuseCube, [20-02-2019]
«Транссиб»: широка страна моя родная, MuseCube, [20-02-2019]
Не входить. Школа-студия МХАТ. 17.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [18-02-2019]
#янебоюсьсказать. Школа-студия МХАТ. 13.02.2019. Фоторепортаж, MuseCube, [15-02-2019]
Виктор Рыжаков в «Главной роли» на Канале «Культура», Канал Культура, [13-02-2019]
Студенты мастерской Школы-студии МХАТ согрели гатчинских зрителей музыкальной «Оттепелью», Ленинградская областная телекомпания, [12-02-2019]
«Поколение нигде»: манифесты молодых театральных художников, Ваш досуг, [2-02-2019]
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, [29-01-2019]
Школа-студия МХАТ планирует провести реконструкцию здания впервые за 30 лет, ИТАР-ТАСС, [22-01-2019]
«Театр — ужасно несправедливое место», Известия, [14-01-2019]
Cпектакль «Я не боюсь сказать» и другие события в мире культуры, Канал Культура, [9-01-2019]
Ужас насилия. На сцене театра истории тех, кто решился рассказать, Радио Свобода, [9-01-2019]
«Я пробыла в тюрьме шесть лет»: курс Дмитрия Брусникина выпустил документальный спектакль о сексуальных домогательствах, Телеканал «Дождь», [9-01-2019]
«Не про это» рассказали сахалинцам юные бунтари из школы-студии МХАТ, Сахалин. Инфо, [9-12-2018]
Игорь Золотовицкий: Зрителю все равно, каким образом добиваются воздействия на него. Ему это будет или нравиться, или не нравиться, Общественное российское телевидение, [26-11-2018]
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, [14-11-2018]
Путь актера, [12-11-2018]
Путин поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Театральный роман Маргариты Анастасьевой: «Были как у Христа за пазухой», Марина Райкина, Московский комсомолец, [12-11-2018]
Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Александр Свободин, ИТАР-ТАСС, [12-11-2018]
Чуш. Школа-студия МХАТ. 17.10.2018. Фоторепортаж, MuseCube, [4-11-2018]
Фонд «Вольное Дело» поддержал постановку спектакля Школы-студии МХАТ, Lenta.Ru, [23-10-2018]
Владимир Мединский поздравил коллектив Школы-студии МХАТ с 75-летием со дня ее основания, Министерство культуры РФ, [21-10-2018]
Марина Васильева и Алексей Розин: «У нас нет декораций: если я плохо сыграю, зрители запомнят только мою отвратительную игру», Harpers' Bazaar, [20-10-2018]
Тройная юбилейная выставка откроется в МХТ, Журнал «Театр», [20-10-2018]
Медведев поздравил Школу-студию МХАТ с 75-летием, ИТАР-ТАСС, [20-10-2018]
20 октября Школа-студия МХАТ отметит юбилей, канал «Культура», [19-10-2018]
В кабинете ректора Школы-студии МХАТ презентовали проект «Страница 19», Российская газета, [12-10-2018]
Школа-студия МХАТ запускает серию книг о выдающихся педагогах, Театр, [28-09-2018]
Виктор Рыжаков о Дмитрии Брусникине: «Важно, чтобы его роли ещё пожили с нами», Театр, [20-09-2018]
Наблюдатель, Канал Культура, [18-09-2018]
Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы, Newslab.ru, [17-09-2018]
Здесь и сейчас, Страстной, 10, [13-09-2018]
«Пока ты не привык к темпу работы в театре, жизнь кажется невыносимой», Тильда, [11-09-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр, ТАСС, [10-09-2018]
У испанских драматургов люди честно доказывают свое счастье, Независимая газета, [9-09-2018]
Дебют Мастерской Брусникина: в Красноярске покажут документальный спектакль о жизни актеров, ТВК, [4-09-2018]
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, [4-09-2018]
Виктор Рыжаков: «Театр – это не то, что мы сделали вчера, а то, что происходит сегодня», Театрал, [26-08-2018]
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, [24-08-2018]
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, [19-08-2018]
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, [17-08-2018]
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, [17-08-2018]
Дмитрий Брусникин: Последний рыцарь театра, Мир новостей, [17-08-2018]
Международный фестиваль современного танца в Петербурге открылся спектаклем памяти Дмитрия Брусникина, Первый канал, [14-08-2018]
«Почему так рано?! Куда вы спешите?!», Театрал, [14-08-2018]
Театральная Москва простилась с Брусникиным: «Дима, зачем так рано?!», Московский комсомолец, [14-08-2018]
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Первый канал, [13-08-2018]
Дмитрия Брусникина похоронили на Троекуровском кладбище, Канал Культура, [13-08-2018]
В Москве простились с Дмитрием Брусникиным, Канал Культура, [13-08-2018]
«Времени осталось совсем немного», Известия, [13-08-2018]
Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Дмитрия Брусникина, ТАСС, [13-08-2018]
Брусникин находился на взлете творческих возможностей, заявил Женовач, РИА «Новости», [13-08-2018]
Он всех победил и рухнул как подкошенный. Памяти Дмитрия Брусникина, Сергей Николаевич, Сноб, [12-08-2018]
Большой человек, Известия, [10-08-2018]
«Он сразу приковывал внимание»: Критик рассказала о Дмитрии Брусникине, Алена Карась, Российская газета, [10-08-2018]
Игорь Золотовицкий: Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели, Вечерняя Москва, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин: когда сердце не выдерживает, Infox, [10-08-2018]
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, [10-08-2018]
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, [10-08-2018]
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, [10-08-2018]
Дмитрий Брусникин умер на взлете: ему прочили место в МХТ, Московский комсомолец, [10-08-2018]
Друзья и коллеги вспоминают Дмитрия Брусникина, Канал Культура, [10-08-2018]
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, [10-08-2018]
Оксана Мысина: «Конечно, поздно Дима получил театр», Театрал, [10-08-2018]
Скромный педагог, великий мастер, Медуза, [10-08-2018]
Умер режиссер и актер Дмитрий Брусникин: реакция коллег и друзей, Hallo, [10-08-2018]
«Он был влюблен в Чехова»: режиссер Ройзман о смерти Брусникина, Рен-ТВ, [10-08-2018]
«Он был своим среди двадцатилетних, как лучший в мире папа»: памяти Дмитрия Брусникина, Валерий Кичин, Афиша daily, [10-08-2018]
«Просто живой театр». За что мы благодарны Дмитрию Брусникину, Москва 24, [10-08-2018]
Анатолий Белый: «Он был настоящим Дон Кихотом», Театрал, [10-08-2018]
«Впереди было много планов»: каким запомнят режиссера Дмитрия Брусникина, 360 градусов, [9-08-2018]
Николай Чиндяйкин: «Не могу представить, что Димы больше нет», Театрал, [9-08-2018]
Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина, Вечерняя Москва, [9-08-2018]
Золотовицкий: «Брусникин прекрасно чувствовал молодежь, им будет его не хватать», БизнесFM, [9-08-2018]
«Брусникин был бесконечно предан театру», ТАСС, [9-08-2018]
Умер актер и режиссер Дмитрий Брусникин, Вести, [9-08-2018]
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, [9-08-2018]
«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг, Афиша daily, [30-07-2018]
Маяковский-POST, Журнал «Театр», [9-07-2018]
«Костюм рождается на примерке» / Интервью с художником по костюмам Дмитрием Андреевым, Cinemoda, [3-07-2018]
НеДоМузыкальный квартирник в Школе-студии МХАТ, MuseCube, [3-07-2018]



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru