Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: По ту сторону монитора
Больше «мыла»!

Одна из крупнейших кинокомпаний мира — Columbia Tristar (Sony Pictures) решила вложить деньги в производство российских телесериалов. Для начала американцы совместно с россиянами cнимут две исторические драмы и две комедии

Российские телезрители любят сериалы. Спрос рождает предложение, и производство «мыльных опер» в стране растет опережающими темпами. А в скором времени на рынке поклонников отечественного «телемыла» появится новый серьезный игрок. Одна из крупнейших кинокомпаний мира — Columbia Tristar (в России демонстрировались ее сериалы «Рожденная свободной», «Женаты? с детьми», «Журнал мод», «Бухта Доусона», «Девушки с характером») заключила договор о совместном производстве сериалов с российской компанией «АмедиА», которую возглавляет бывший гендиректор РТР Александр Акопов. О перспективах этого сотрудничества г-н Акопов рассказал «Итогам».
— Александр Завенович, почему Columbia Tristar решила заняться производством телесериалов в России?
— Интерес Columbia в том, что студия выходит на российский рынок с новым для себя продуктом. Раньше она выступала в качестве продавца того, что производилось в США, а теперь у них появляется возможность использовать свои ноу-хау и вкладывать деньги в производство сериалов, рассчитанных на российский рынок и рынок других стран, где понимают русский язык. Дело в том, что Россия на сегодняшний день — это шестой по величине рынок телевизионных программ в Европе. И в ближайшие 2-3 года мы по этому показателю имеем все шансы обогнать Испанию и стать пятыми после Германии, Англии, Италии и Франции. Польшу мы уже обогнали. Кроме того, американские партнеры считают, что наши первые совместные сериалы будут иметь спрос во всем мире.
— Участвуют ли американские студии-мейджоры в съемках сериалов в других странах?
— Нет, это необычная практика, хотя студии-мейджоры присутствуют на европейском рынке, но в очень ограниченном количестве. Та же Columbia работает в Германии, немного — в Италии и Испании. По-настоящему активно мейджоры работают только в Великобритании, поскольку там у них не возникает языкового барьера. Поэтому я не уверен, что приход Columbia в Россию свидетельствует о начале некой массовой практики. Довольно сложно заниматься телевизионным производством, находясь на противоположных концах земного шара с разницей во времени 11 часов. Тем не менее это можно и нужно делать.
— А в чем ваш интерес?
— Преимущество для нас очевидно, мы получаем технологию производства телесериалов, которой больше у нас в стране никто не владеет.
— Что конкретно вы собираетесь делать вместе с американцами?
— Уже достигнута договоренность о производстве двух драматических и двух комедийных сериалов. Сначала должна появиться 120-серийная драма, или, как мы ее называем, «телевизионный роман» «Бедная Настя», а затем 100-серийный проект «Грехи отцов». И то и другое — исторические мелодрамы. Действие «Бедной Насти» происходит в середине XIX века, а «Грехи отцов» — в начале ХХ века. Жанр этих сериалов я бы определил как костюмное кино. Мы занялись им из-за того, что публика по историческим сериалам истосковалась. Все помнят «Петербургские тайны», но им уже 10 лет. С тех пор ничего подобного не выходило. Разумеется, это дорогие проекты, которые требуют кропотливой и серьезной работы, но мы собираемся сделать их на самом высоком качественном уровне. «Бедная Настя», например, станет самым дорогим телепроектом за последние 15 лет, а может быть, за все время на нашем телевидении. Ее бюджет составит 7,5 миллиона долларов.
— Кто же даст такие деньги на производство сериала? И как вы собираетесь окупить затраты?
— У «Бедной Насти» есть несколько источников финансирования — деньги российских инвесторов, деньги Columbia, деньги, полученные от предварительной продажи сериала одному из российских каналов. Еще есть кредиты той же Columbia и российского банка. Схема финансирования очень сложна, но, к счастью, все эти источники уже существуют, и поэтому сейчас мы спокойно начинаем производство. Затраты будут возвращены за счет продажи сериала телевизионным каналам в России и за рубежом. Продажей сериалов за пределами России и СНГ будет заниматься Columbia. И мы в этом смысле полны оптимизма. Поскольку последние лет семьдесят Columbia продает свою продукцию во все страны мира, на ее опыт можно рассчитывать и в данном случае.
— Но ведь американцы успешно продают кинопродукцию, снятую ими самими на английском языке?
— Совершенно верно. Наш продукт необычный. Но даже если результаты первых совместных проектов за рубежом окажутся не слишком впечатляющими, все равно это будет большой шаг вперед для всей российской телевизионной индустрии. Главное, чтобы за этим шагом последовал следующий. У меня есть убеждение в том, что наша сериальная продукция может занять свою нишу на мировом рынке. Мы должны решить важнейшую культурно-стратегическую задачу — потеснить киноиндустрию Бразилии, Мексики и Аргентины. Я уверен, что в странах Латинской Америки в прайм-тайм могут идти и русские сериалы. Пока я не знаю, как мы решим эту задачу, но мы ее обязательно решим. 
— А как вы считаете, в Европе и США мы сможем потеснить их собственные сериалы?
— Я не уверен, что сериал «Бедная Настя» выйдет в прайм-тайм на NBC, ABC, ВВС, ТF-1, ZDF или RAI. Но есть шансы, что западные каналы будут показывать наши сериалы в дневное время. Свежий необычный продукт нужен всем. До сих пор проблема с выходом на мировые рынки у нас была связана с несколькими вещами. Во-первых, это несоответствие наших сериалов стандартам качества изображения, монтажа, звука и еще массе технических показателей, соблюдения которых от нас требует Columbia. Во-вторых, языковой барьер. В-третьих, существуют определенные культурные барьеры, потому что искусство рассказать историю экранными средствами в России, Англии, Китае, США или Бразилии различно. Насколько русские истории будут смотреться в других странах, мы сейчас не знаем, но мы знаем, что в истории нашей литературы были авторы, которых с большим удовольствием читали и читают до сих пор за пределами России. Пока не вижу принципиальных причин, почему этого не могут сделать авторы современных телевизионных романов.
— А если все-таки вы не пробьетесь в западный телеэфир?
— Нет. Продавать наши сериалы за границу — это не самоцель. И этому, как ни странно, нас учат сами американцы. Они требуют, чтобы мы создавали продукт прежде всего для своей аудитории. Их бизнес-схема построена на том, что продукт должен полностью окупиться на своей территории. И только после этого его нужно продавать за границу. В любом случае главное, чтобы сериал посмотрели и полюбили именно российские зрители. Наши партнеры настаивают на том, чтобы мы делали «Бедную Настю» по такой же схеме. Поэтому в сериале не будет ничего, сделанного специально для зарубежной аудитории. Мы работаем для российских зрителей. И в этом принципиальное отличие нашего международного проекта от многих других, которые с самого начала делались на так называемую глобальную венгерско-китайскую аудиторию, которой на самом деле не существует. То есть мы рассчитываем окупить проект за счет продаж в России и СНГ. 
— Вы сказали, что кроме драматических собираетесь еще производить совместно с американцами комедийные сериалы. Это новый для нашего телевидения жанр. Нельзя ли об этом поподробнее?
— Действительно, комедии положений и ситуаций, так называемые ситкомы, — это для нас новый жанр. Комедийные сериалы требуют специальной технологии производства. По большому счету ситкомы — это телевизионный театр. Съемки проходят в присутствии аудитории, поэтому «закадровый смех», который многие наши зрители считают наложенным и неестественным, на самом деле — настоящая реакция публики на действия и шутки героев. Поэтому главная технологическая хитрость, которую в данном случае нам передает Columbia Pictures, заключается в том, как снять кино в присутствии зрителей. Кроме того, главное для ситкомов — узнаваемые характеры. Добрая мама, непутевый папа, младший сын-разгильдяй, быстро взрослеющая старшая дочь. Вот я описал всего четыре характера, но каждому понятно, какие забавные ситуации могут происходить с этими людьми. Разумеется, я привел для примера некую абстрактную структуру, а первый сериал, который мы будем делать, называется «Няня». Со вторым ситкомом мы еще не определились.
— Каким образом в производство сериалов вмешивается Columbia?
— К сожалению, очень нежно. Я предпочел бы, чтобы американцы вели себя гораздо жестче. Если говорить о технологии работы, то сейчас у нас по основным профессиональным позициям есть или американский консультант, или исполнитель, включенный в съемочную группу. Например, над сценарием в качестве главного автора работает Лиза Сейдман, которая писала сценарии для сериалов «Даллас», «Сансет Бич» и «Она написала убийство». Кроме того, она сейчас делает первый в США учебник о том, как писать «мыльные оперы». Нам повезло, что с нашими 15 сценаристами работает такой профессионал. Ведь искусство создания сериала, который будет идти 40 недель 5 дней в неделю, очень сложное и специфическое. С нами работает и исполнительный продюсер Джефф Лернер, который делал «Санта-Барбару».
— А самим американцам производить сериалы в России интересно?
— К счастью, с первого дня работы с этими людьми нам стало понятно: они не просто профессионалы с холодным носом, они действительно обожают этот жанр. Любят в нем работать и хотят, чтобы он еще долго существовал, в том числе и в России. 
— Как американцы оценивают сериалы, которые сейчас производятся в России? Они видели что-нибудь?
— Мы им много чего показывали — от «Бригады» до «Простых истин». И они очень высоко оценили эти проекты. С их точки зрения, в нашей стране уже существует телевизионная индустрия, которая появилась с нуля за какие-то 3-4 года. И этот факт сам по себе вызывает у них уважение. Раньше главной проблемой наших сериалов было то, что из-за малых бюджетов очень редко удавалось добиться, как говорят американцы, production-value. То есть высокой ценности сериального продукта в глазах телезрителей, для которых очень важно, что это дорогое, богатое кино, снятое тщательно. Зритель должен видеть, что ему не подсовывают халтуру. И в этом плане сегодня уже появляется возможность конкурировать с иностранным продуктом. Если 2-3 года назад наши сериалы выигрывали в основном за счет местной тематики, то сейчас лучшие образцы жанра нисколько не уступают американским сериалам. Дело в том, что у нас снимать приблизительно в четыре раза дешевле, поэтому, пересчитав бюджет «Бедной Насти» на американские расценки, специалисты Columbia заявили, что таких дорогих сериалов в Америке почти не снимают. Думаю, что там каждая серия стоила бы около 450-500 тысяч долларов, а у нас будет около 100 тысяч просто за счет того, что человеческий труд здесь стоит гораздо меньше, а телевизионное производство — вещь очень трудоемкая.
— В чем же все-таки заключается главное ноу-хау американцев?
— Они помогают нам освоить технологию производства одной серии в день, включая съемки и монтаж, — до сих пор у нас снимали серию за 5-10 дней. И это при том, что в сериале будут натурные съемки в Москве и Петербурге и еще интерьерные в трех павильонах. В России никто никогда ничего подобного не делал. Сложность еще и в том, что снимать надо серию в день, но ощущение у зрителя должно быть такое, будто ее снимали как минимум месяц.
— Есть ли принципиальная разница в том, как к производству сериалов относятся наши и американские производители?
— Принципиальной разницы я не вижу. И у нас, и у них есть понимание того, что прежде всего мы работаем для зрителя. Поэтому в 80 процентах случаев работа над сериалом сводится к тому, чтобы понять пожелания зрителей и постараться быстро их реализовать. Чтобы понять пожелания зрителей, мы проводим фокус-группы, отслеживаем результаты социологических исследований на тему зрительских предпочтений в телесмотрении, следим за всевозможными опросами и телевизионными рейтингами. Только в 20 процентах случаев сериал снимается не по чьему-то заказу и не по результатам исследований, а просто по идее автора, который предлагает продюсерам или вещателю сценарную заявку. Мы совпадаем и еще в одном принципиальном моменте — стремлении произвести наиболее качественный продукт на существующие средства. Поэтому в подходах я большой разницы не вижу. Есть разница в школе и традициях производства.
— В чем же именно?
— Например, команда, которая будет работать над «Бедной Настей», состоит из 250 человек, столько же людей делали бы этот проект и в Америке, но по большинству ключевых специальностей у нас нет точного аналога тем профессиям, которые существуют в американском производстве. У нас были разные представления о функциях режиссера, продюсера, ответственного продюсера, линейного продюсера, продакшн-менеджера, актеров. Например, наша актерская школа не готовит артиста к тому, что надо выучивать 8 минут текста каждый день, потом проводить на съемочной площадке 8 часов, и так много дней подряд. У нас учат киноактеров, которых в редких случаях снимают за день больше минуты. У них есть возможность проанализировать характер, понять, в каком состоянии находится герой в конкретный момент, разобрать саму сцену. И представьте себе, что за один съемочный день надо снять не минуту, а 20 или 40 минут. Поэтому мы так тщательно подходим к процессу подбора актеров. Вот уже три месяца мы проводим кастинг по всей стране — пробуем опытных артистов, начинающих актеров и непрофессионалов. Для нас важны не только внешние данные, но и работоспособность, умение быстро запоминать достаточно большое количество текста.
— А чем различаются функции нашего и американского режиссера?
— У американцев над такими сериалами обычно работает восемь режиссеров одновременно. А теперь вспомните, вы когда-нибудь видели двух режиссеров, которые могут договориться между собой? Кроме Алова и Наумова. А тут договариваться должны восемь человек. Между тем реализовать проект с меньшим количеством людей невозможно. У каждого режиссера своя задача. Кто-то занимается исключительно камерами, кто-то действием, работой с актерами, мизансценами, кто-то отвечает за съемки на натуре, кто-то за монтаж. Команду режиссеров возглавляет творческий продюсер, который следит за тем, чтобы все потом склеилось. Он отвечает за конечный результат. Кто станет таким человеком на «Бедной Насте», мы еще не определились. Разделение функций существует и между сценаристами. Сначала разрабатывается история целиком, потом пишется проект каждой серии, потом появляются диалоги. В итоге сценарии попадают к редактору, который приводит их к единому знаменателю, чтобы у зрителя возникло ощущение, что над сценарием работали не 15 человек, а один. 
— В России есть профессионалы, которые могут выполнить задачи, о которых вы говорите?
— В России есть большое количество людей, которые могут в исторически обозримые сроки легко освоить эту технологию. Но лишь в том случае, если они будут зациклены не на своих личных амбициях, а на результате команды. Люди должны понять, что такого рода творческий продукт требует коллективной работы, где усилия каждого будут замечены, но ту же самую работу рядом с ним будут делать еще несколько человек. Каждый участник производства легко сможет сказать: «Это сделал я», но он должен спокойно отнестись к шеренге из еще 200 человек, которые тоже сделают шаг вперед и хором скажут: «Это сделали мы».
— А есть шансы, что американцы будут вкладывать деньги в наше не только сериальное, но еще и в кинопроизводство?
— У меня нет никаких сомнений в том, что это произойдет. Но я ожидаю американских инвестиций в наш кинематограф примерно через пять лет. Кстати, я уверен, что снимать совместные фильмы нам будет гораздо проще, чем сериалы. Так как технологии производства полнометражных фильмов больше похожи. И наши, и американские кинопроизводители понимают, что главное — это бюджет и сценарий. 

ВРЕЗ: ПАРТНЕР
Американец в России

Со стороны Columbia Tristar International Television в работе над новыми телесериалами участвует вице-президент компании Джефф Лернер:
«Мы пришли в Россию, потому что почувствовали, что именно сейчас на российском рынке наступил момент, когда подобное производство наиболее востребовано и наша совместная работа с „АмедиА“ вызовет большой интерес как у российской аудитории, так и в других странах. Кроме того, мы изучаем результаты социологических исследований и можем с уверенностью предполагать, что сегодня интересно российским зрителям. Основываясь на нашем опыте работы в аналогичных проектах, я могу сказать, что это, как правило, не только крайне результативно, но и потрясающе интересно для обеих сторон.
Надо сказать, что сложностей здесь не больше, чем в любом другом проекте, над которым работают люди из разных стран. В первую очередь сложности вызывают языковой барьер и различия культур — это наиболее заметно в период сценарной работы. Но хороший перевод, наличие исторического консультанта и простое общение в процессе работы помогают преодолеть эти трудности. И, во-вторых, конечно, одиннадцатичасовая разница во времени, но к этому тоже быстро привыкаешь. Одним словом, если обе стороны готовы работать в команде и хотят получить лучший возможный результат, они всегда найдут способ решения любой проблемы».

«Итоги»
Алексей Погребенков, 15-04-2003


По ту сторону монитора, Дневник фестиваля «Золотая маска», [3-04-2004]
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, [3-04-2004]
Капустник о Белоснежке — в меру циничная пародия на детский спектакль, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, [30-03-2004]
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, [30-03-2004]
Борьба с преступностью средствами кино, Еженедельный журнал, [30-03-2004]
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), [29-03-2004]
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, [29-03-2004]
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, [29-03-2004]
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, [29-03-2004]
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, [27-03-2004]
Безруков остался в «городе без солнца», Смена, [26-03-2004]
Про МКС сняли трехмерный фильм, Компьюлента, [26-03-2004]
Князь Владимир против Покемонов, Огонек, [25-03-2004]
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, [24-03-2004]
Сергей Безруков полетит в космос!, KM. ru, [24-03-2004]
Сергей Безруков спасал «Березы», Комсомольская правда, [24-03-2004]
Главная роль Сергея Безрукова, Н. Шехтер, Российская газета, [19-03-2004]
Друбич изменит Янковскому с Безруковым, Комсомольская правда, [18-03-2004]
Второй «Бригады» не будет?, Аргументы и Факты, [17-03-2004]
«Анна Каренина» — новый проект Первого канала, Первый канал, [10-03-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 6.03.2004 г., [6-03-2004]
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, [5-03-2004]
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, [4-03-2004]
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, [03-2004]
Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, [28-02-2004]
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, [28-02-2004]
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, [24-02-2004]
Милосердие свалки, Александра Лаврова, «Культура», [19-02-2004]
Фемида нашла Сергея Безрукова, Комсомольская правда, [16-02-2004]
Прозоровы в бункере, Ольга Игнатюк, Культура, [12-02-2004]
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, [12-02-2004]
Когда Безруков играл смерть Пушкина, киношники рыдали, Комсомольская правда, [10-02-2004]
Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, [9-02-2004]
Легко ли быть мертвым?, Итоги, [9-02-2004]
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, [8-02-2004]
Безумный день, или Женитьба «докторов», Ирина Алпатова, г- та «Культура», [5-02-2004]
Дмитрий Щербина потерял покой и сон,работая спецагентом, Ольга Пескова, ТВ7, [4-02-2004]
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, [2-02-2004]
Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, [30-01-2004]
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, [29-01-2004]
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, [29-01-2004]
Врачи прилетели, МК-бульвар, [29-01-2004]
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, [29-01-2004]
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-01-2004]
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, [27-01-2004]
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, [27-01-2004]
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [27-01-2004]
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, [27-01-2004]
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, [26-01-2004]
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, [26-01-2004]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, [23-01-2004]
Студия «Тритэ» «подсела» на Акунина, Независимая газета, [20-01-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 19.01.2004 г., [19-01-2004]
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, [17-01-2004]
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-01-2004]
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, [13-01-2004]
К лесу — задом, к зрителю — передом, Итоги, [11-01-2004]
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, [1-2004]
Возвращение домой, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Tiny Alice, или Крошка Алиса, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Она в отсутствии любви и смерти, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Сердце не камень, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Ревизор, Степан Лесной, Театральная афиша, [2004]
Пороховая бочка, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Безумный день, или Женитьба Фигаро, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, [31-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
Безруков сделал план, Анна Ковалева, Известия, [30-12-2003]
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, [26-12-2003]
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, [26-12-2003]
Хоть похоже на Россию — только всё же не Россия, Известия, [26-12-2003]
Вот приедет ангел, ангел нас рассудит, Ирина Алпатова, Культура, [25-12-2003]
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, [25-12-2003]
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, [25-12-2003]
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, [24-12-2003]
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, [24-12-2003]
Tir rйussi pour “Soldatiki” а Moscou, Liberation, [24-12-2003]
Сентиментальный роман, Итоги, [23-12-2003]
«Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, [23-12-2003]
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, [23-12-2003]
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, [22-12-2003]
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, [19-12-2003]
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, [19-12-2003]
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, [19-12-2003]
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-12-2003]
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, [18-12-2003]
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, [17-12-2003]
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, [17-12-2003]
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-12-2003]
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, [16-12-2003]
«Участок»: Безруков избавился от Саши Белого, dni.ru, [11-12-2003]
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, [11-12-2003]
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, [11-12-2003]
Все равно, Григорий Заславский, Независимая газета, [9-12-2003]
Звездный «Участок», Аргументы и факты, [3-12-2003]
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, [12-2003]
БАЛЛАДА О ДУЭЛИ, Ирина Потылицына, [12-2003]
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, [12-2003]
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, [28-11-2003]
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, [28-11-2003]
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, [27-11-2003]
Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, [27-11-2003]
«Что поделать, если я похож на Бандераса?», Газета, [27-11-2003]
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, [26-11-2003]
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, [26-11-2003]
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, [24-11-2003]
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, [21-11-2003]
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, [19-11-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-11-2003]
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [14-11-2003]
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, [3-11-2003]
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, [31-10-2003]
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, [29-10-2003]
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, [20-10-2003]
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, [17-10-2003]
Белый, но не пушистый, Московский комсомолец, [17-10-2003]
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, [16-10-2003]
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, [16-10-2003]
Форум с Сергеем Безруковым на сайте театра Табакова, [16-10-2003]
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, [15-10-2003]
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, [14-10-2003]
Байки из МХАТа, Итоги, [14-10-2003]
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, [14-10-2003]
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-10-2003]
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, [10-10-2003]
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, [8-10-2003]
Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, [8-10-2003]
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, [8-10-2003]
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, [8-10-2003]
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [8-10-2003]
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, [8-10-2003]
Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, [8-10-2003]
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, [4-10-2003]
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, [30-09-2003]
Взрослая игра в солдатиков, Ирина Леонидова, Культура, [26-09-2003]
Без римейка, Инна Вишневская, «Литературная газета», [24-09-2003]
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, [22-09-2003]
Исправление Хруста, Мария Львова, Вечерний клуб, [19-09-2003]
Свинские страсти в «Tабакерке», Марина Райкина, Московский комсомолец, [19-09-2003]
Широк ассортимент. Я бы сузил, Наталия Каминская, «Культура», [18-09-2003]
Cкворц-off, Катя Сахарова, Московский Комсомолец, [16-09-2003]
Осветленная чернуха, Александр Соколянский, Время новостей, [16-09-2003]
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, [16-09-2003]
Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [15-09-2003]
По мотивам Достоевского, Марина Давыдова, «Известия», [12-09-2003]
Покупают российское, Григорий Заславский, «Независимая газета», [12-09-2003]
Маяковский побратался с Достоевским, Марина Шимадина, «Коммерсант», [12-09-2003]
Бенефис с моралью, Марина Шимадина, Коммерсант, [12-09-2003]
Вера Карамазова, Полина Богданова, «Новые известия», [10-09-2003]
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, [1-09-2003]
Красавец из Бряхимова, Маргарита Микаэлян, Независимая газета, [14-08-2003]
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, [12-08-2003]
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, [16-07-2003]
Жестокий романс, или Лошадиная симфония, Елена Ямпольская, «Русский курьер», [12-07-2003]
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-07-2003]
НОН-СТОП [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Кристина Матвиенко, Экран_и_сцена, [9-07-2003]
ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Александр Герасимов, Культура, [3-07-2003]
"Комсомольская правда“ вручила свой Приз зрительских симпатий, Комсомольская правда, [18-06-2003]
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-06-2003]
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, [17-06-2003]
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, [17-06-2003]
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, [3-06-2003]
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [22-05-2003]
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), [17-05-2003]
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, [3-05-2003]
Аркадия, Афиша, [17-04-2003]
Он остался в детстве [«Облом офф» Михаила Угарова (Центр драматургии и режиссуры) в петербургских показах «Золотой Маски»], Лилия Шитенбург, Смена (СПб), [15-04-2003]
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», [15-04-2003]
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-04-2003]
Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, [9-04-2003]
Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, [4-04-2003]
Олег Табаков наградил управляющего культурными проектами Студии Лебедева, Пресс-служба Студии Артемия Лебедева, [27-03-2003]
В Табакерке появится «Подсобное хозяйство», Ольга Смирнова, Культура, [27-03-2003]
Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, [27-03-2003]
Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, [25-03-2003]
Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [20-03-2003]
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, [19-03-2003]
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, [17-03-2003]
Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [17-03-2003]
Загадки крошки Alice, Марина Долганова, За Калужской заставой, [13-03-2003]
Армен Джигарханян: Театр — это чудо, где люди дурачатся, избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений, Театральная афиша, [11-03-2003]
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, [11-03-2003]
Рукотворный текст, Ольга Фукс, Ваш досуг, [10-03-2003]
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), [3-03-2003]
Разрешить неразрешимое, Наталья Старосельская, Культура, [27-02-2003]
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, [26-02-2003]
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-02-2003]
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, [17-02-2003]
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, [13-02-2003]
Не дожив до второго акта…, Елена Ямпольская, Новые известия, [11-02-2003]
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, [02-2003]
«Провинциальные анекдоты» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, [02-2003]
Она в отсутствии любви и смерти Э. Радзинского, Театральная афиша, [31-01-2003]
Эпопея в подвале, Россiя, [31-01-2003]
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, [28-01-2003]
Интервью Елены Невежиной для радиостанции «Маяк» (программа «Культурный вопрос»), Григорий Заславский, Радио Маяк, [27-01-2003]



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru