Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Многоуважаемый зеркальный шкаф?
Вчера в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького состоялась премьера комедии «Старый новый год».

«За что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Я против этого мещанского быту — канареек и прочего… Я человек с крупными запросами… Я зеркальным шкафом интересуюсь… Не мешайте свободному гражданскому чувству, а то милицию позову!»
Помните? Так представлял себе личную жизнь при социализме «обывателиус нормалис» Присыпкин из комедии Владимира Маяковского «Клоп», впервые показанной в 1929 году. Как известно, заснувшего во время пожара пьяного Присыпкина находили через полвека и демонстрировали в качестве диковинного ископаемого. Но что это? Слышите?..
«За все отвечать — дураков нету… Снегоочиститель — и тот на себя гребет… Мы - рабочий народ, так? И как есть наша страна рабочих и крестьян, то пускай, значит, нам чтоб это… Чтоб все в ажуре… Когда все есть, тогда ты - человек!» И еще: «Я не желаю участвовать… Без меня, пожалуйста! Без меня… Ни тебе ученых советов, ни тебе конференций, никто тебя не учит. .. Свобода!».
Оказывается, не стали пока антропологической редкостью присыпкинщина, потребительское стремление сгрести побольше в свою берлогу. Только что мы слышали подтверждение тому — декларации Петра Себейкина и Петра Полуорлова, главных действующих лип спектакля «Старый новый год». Знакомые интонации, правда? Одного из них мы застаем в азарте вселения в новую квартиру, другого — в драматический момент, когда ему «закрыли тему», над которой он работал где-то в лаборатории. Один будет на наших глазах самозабвенно приобретать новые вещи, другой — не без позы — выбрасывать их; один обвинит своих домочадцев в накопительстве («я через вас куркулем стал») и начнет усиленно дарить упирающемуся товарищу магнитофон; другой вдруг потребует свою любимую настольную лампу, ликвидированную им же в порыве обиды на все человечество; оба они затем, поссорившись с женами, встретятся в бане и побратаются за кружкой пива в экстазе полнейшего взаимопонимания («Ты меня уважаешь?! Я тебя уважаю! А ты меня уважаешь??»).
В спектакле (руководитель постановки Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев) много собственно театральных комедийных находок, сопровождаемых раскатами смеха. Но все-таки наибольший «процент» веселья приходится на остроумный текст, выведенный Михаилом Рощиным из «классического» свойства мещанина философствовать обо всем и ни о чем (хотя нельзя не заметить, что порой драматург злоупотребляет жаргонными словечками).
О, эти похмельные и непохмельные разглагольствования по поводу несовершенства «вселенной»! Они оправдывают обывателя перед самим собой — и за собственную общественную пассивность и за свою негасимую жажду покоя — в душе и квартире. Комедия «Старый новый год» не только «сигнализирует» живучесть «хватательного» микроба, но и разрушает некий стереотип мещанина. Можно завести канарейку, а можно стереофонический проигрыватель, можно служить в артели «Буратино», как Себейкин, а можно защищать диссертацию в области физики — все дело в том, что ты за человек по отношению к обществу, к его тревогам и заботам. Среди населения «Старого нового года» есть разносчики разного типа обывательской «идеологии», например, некий пенсионер Адамыч, который толкует смысл человеческого существования по давно знакомому завету: день прошел — и слава богу. А все эти вместе взятые «способы жизни» усваиваются достойными отпрысками, такими «смышлеными», что их стоит процитировать:
Лиза, дочь Себейкина, 11 лет: — Зачем они моего медведичку взяли? Не трогай мои игрушки! Мое пианино! Мое!
Федя, сын Полуорлова, 11 лет: — Надо делать то, что хочешь, а чего не хочешь — не надо делать!.. Я и в школу завтра не пойду! Свободу учащимся четвертых классов…
Вот так, глядишь, и вырастут они, «свободные» от обязательств перед обществом, во зато с крупными запросами насчет зеркального шкафа…
Театр живописует облик обывателя, воистину не щадя красок. Вдохновенно, азартно играет «Страсти по Себейкину» Вячеслав Невинный. Богатство жизненных наблюдений артист скопил, сложил, умножил, и вот перед нами воплощенная самодовольная ограниченность, воинствующая бездуховность. Наверное, в этой роли возможна и «грустинка» — ведь просыпаются же в Себейкине светлые мечты юности, и в этом он тоже искренен. Но предложенный Невинным портрет, сочетающий психологическую достоверность с гротеском, — убедителен. Именно работа Невинного и наводит в первую очередь на аналогию с «Клопом». Влияние традиции Маяковского проступает в спектакле отчетливо.
Именно попыткой рассмотрения социально-психологических явлений и отличается пьеса «Старый новый год» от иных своих сестер-комедий. Наверное, именно это качество пьесы и привлекло к ней коллектив МХАТ, в нынешнем сезоне особенно круто обратившегося в своем творчестве к живым процессам современности. Думается, что развенчание обывательщины, индивидуализма — далеко не последняя нравственная проблема для нашего общества, фундамент и идеал которого — коллективизм. «Необходимо, — говорится в резолюции XXIV съезда КПСС, — продолжать борьбу со всеми пережитками прошлого в сознании и поступках людей».
Спектакль «Старый новый год» разворачивает перед нами различные вариации мещанской психологии. В отличие от Себейкина Полуорлов — мещанин от «интеллектуализма», и артист Александр Калягин достаточно убедителен в своих «зарисовках» данного типа. Маленькая по объему роль старой деятельницы культуры сделана Евгенией Ханаевой на том же, что и у Невинного, соединении достоверности и гротеска. Колоритен Евгений Евстигнеев в облике Адамыча, эдакого сеятеля премудростей для очень глупых. Контрапунктом проходит через все представление фраза некоего Васи, приятеля Себейкина: «Отдыхай, Петя», — но и этот крошечный образ в исполнении Виктора Петрова — вполне определенная разновидность «зоологического» существования. 
Спектаклю в ряде сцен не хватает точного согласования между замыслом и решением. Некоторые исполнители, добросовестно изображая персонажей бытовой комедии, явно не дотягивают до сатирического обобщения. Не всегда выразительно звучит актерское слово. У спектакля нет еще пока точно выверенной, «единственно необходимой» формы; представление подчас буксует, действие его ослабевает.
Может быть, от этого, а может, от того, что комедия — жанр самый демократический и потому наиболее «критикуемый», — у театрального подъезда много спорят. Но нельзя забыть, что там, в зале, когда шёл спектакль, реакция была единодушной. Раз так, значит, драматург и театр бьют не мимо цели.

Правда
Галина Кожухова, 25-05-1973


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru