Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Человек и дело
На соискание Ленинской премии

О современном рабочем классе говорит этот вдохновенный спектакль, заставляющий вспомнить о работах Н. Погодина, о лучших спектаклях советского театра, посвященных подвигу нашего народа. Речь идет о постановке «Сталеваров» Г. Бокарева режиссером О. Ефремовым (художник И. Сумбаташвили) на сцене МХАТа имени М. Горького.
Человек и труд, личность и общество, идеал и повседневность — таковы те вопросы, которые ставятся в этой крупной работе прославленного коллектива. В момент настоятельной потребности нашего общества в анализе явлений, отражающих его рост, когда на первый план выступают проблемы формирования новой, коммунистической морали, основанной на сознательности и чувстве долга. О. Ефремов сумел не только разглядеть в произведении свердловского писателя Г. Бокарева важные общественные процессы наших дней, но и подвергнуть их серьезному художественному исследованию на сцене. «Сталевары», несмотря на некоторое несовершенство пьесы, стали крупным явлением нашего искусства, ибо конфликт, возникший в мартеновском цехе, перерос в большую нравственную проблему времени.
Главное для театра — это бригада, сообщество людей — сталевары. Рабочая среда здесь не фон, а подлинный герой спектакля. Вокруг Виктора Лагутина в исполнении В. Расцветаева живет многоликая, человечески разнообразная среда, в которой каждый персонаж — интересный характер со своей биографией, со своей судьбой, с отработанной у мартеновских пеней этикой взаимоотношений. 
Петр Хромов — как играет его Е. Евстигнеев — проясняет своим поведением многие из этих рожденных в коллективном труде нравственных норм. Но не он один. Это и Варламов в исполнении Ю. Леонидова, и крановщица Люба (Л. Стриженова и С. Болдырева), и Зоя Самохина (Н. Гуляева), и, наконец, собственно бригада. Но в том-то и художественное открытие спектакля «Сталевары», что каждый из членов бригады — индивидуальность, личность.
В шестидесятых годах многие театры страны обратились к пьесе «Иркутская история» А. Арбузова. Хор в ней был главным действующим лицом. Вместе со зрительным залом следил он за ходом событий. Хор был многолик, но у него была словно бы одна душа, и герои доверительно сообщали ему свои думы. На наших глазах открывался интимный мир человека, который знал, что его поймут, что в нем заинтересованы окружающие. Так выявлял театр созидательную природу нового общества, где каждый человек — творец.
«Сталевары» на сцене МХАТа выявляют эту природу созидания в прямой связи с делом. Оттого так откровенно и демонстративно его начало: симфония клокочущего в печах металла, языки пламени, рвущиеся наружу, заводское многоголосие, подчеркнутое музыкой (композитор Э. Колмановский).
«Дело не только в удивительном правдоподобии этой сцены, — говорит генеральный директор Ленинградского станкостроительного объединения Г. Кулагин, — не в том, что дым и сера плывут по сцене, важно то, что уловлен самый дух производства — сразу, с ходу, крупным планом. Блестяще вылеплены (именно вылеплены) фигуры сталеваров, причем запечатлены они в процессе работы. И опять-таки дело не в том, что пламя в мартене „правильно“ горит, но в трудовом поведении этих людей.
Все это сделано, во-первых, очень точно, во-вторых, с большой любовью, в-третьих, я бы сказал, даже с некоторым вызовом…
…Ароматы вишневого дерева, что распространялись по залу в былые времена, сменились… другими запахами, но школа театральная, замечательная школа та же…»
«Сталевары» действительно явились важной вехой в жизни Художественного театра. Стоит вспомнить, как задолго до Октябрьской революции впервые с его сцены из уст Сатина — К. Станиславского прозвучали слова Горького о человеке и о труде, достойном радости. Украшать жизнь человека трудом мечтал барон Тузенбах — В. Качалов, тосковали по осмысленной, созидательной жизни сестры Прозоровы. Стоит вспомнить, как к десятилетию Великого Октября с невиданной до той поры эпичностью была показана на этой сцене в спектакле «Бронепоезд 14-69» созидательная мощь Революции. Как появился впервые на советской сцене большевик-подпольщик Пеклеванов с обликом «чеховского интеллигента» — таким его играл Н. Хмелев. К. Станиславский и И. Судаков лепили спектакль крупно, сделав его кульминацией знаменитую народную сцену «на колокольне».
«…В „Бронепоезде“, — читаем мы в „Истории советского драматического искусства“, — не только возникла новая для искусства Художественного театра тема, в нем появились новые для этого театра краски, появились чуждые ему прежде патетика и тенденциозность, которая претворилась в „собственную идею“ и сделала этот спектакль одним из образцов нового метода советского театра — метода социалистического реализма».
Во время научно-технической революции, происходящей сегодня в нашей стране, в эпоху развитого социализма «Сталевары» МХАТа оказались также на передовой линии искусства. Решить технические проблемы внутри производства могут лишь люди с высоким гражданским чувством.
Сложность взаимоотношений Виктора Лагутина и бригады мартеновского цеха переходит в конфликт действенный и глубоко реальный. Лагутин четко видит цель и хорошо знает пороки, мешающие ее приближению: расхлябанность и пьянство, безответственность и потребительство. Потому незамедлительно и рьяно вступает он с ними в бой. Но при всей своей правоте оказывается неправым: дело заслонило от него человека, ради которого дело это существует. Вне человеческой чуткости, вне самой обычной душевной деликатности нравственный максимализм оборачивается жестокостью. Финальная сцена спектакля — момент его наивысшего эмоционального взрыва — урок высокой человеческой щедрости и товарищеской солидарности, который преподал Лагутину рабочий коллектив. 
Итак, спор в «Сталеварах» идет накаленный, но это спор в среде единомышленников, людей, понимающих и любящих свое дело. И в результате этой острой схватки рождается проблема. Проблема нравственных норм нашей жизни, где «труд органически и неизбежно вошел во внутренний мир личности, стал одним из основных критериев человеческой нравственности».
Очевидно, поэтому наряду с советской так заинтересованно осветила «Сталеваров» во МХАТе пресса многих социалистических стран.
Идейно — художественная значимость «Сталеваров» состоит в том, что здесь по-новому, по-своему театр решает проблему морального климата в коллективе и выносит это решение на суд зрителя, помогая утверждению в жизни норм подлинно коммунистической нравственности. Спектакль показал воочию могучую силу реалистического искусства МХАТа, прокладывающего сегодня, как и прежде, пути развития советской театральной культуры.

Советская культура
Лариса Солнцева, 29-03-1974


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru