Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Надежды и разочарования Уингфилдов

Время действия в пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец», что поставлена на сцене Московского театра им. Ермоловой захватывает тридцатые годы, когда в Испании полыхала трагическая Герника, ставшая одной из первых жертв фашизма. А у автора между тем оно обозначено по-иному. Он помечает на первой странице своего произведения: «Время действия — Теперь и Тогда».
Так это или не так?..
В пьесе нет двух времен — «теперь» и «тогда». В ней нет Америки, потрясенной убийствами президента Кеннеди и Мартина Лютера Книга, разбушевавшимся океаном гнева, вызванного жесточайшей расовой дискриминацией. Нет Америки, посылающей своих парней воевать в джунглях Вьетнама, снаряжающей в Вашингтон бесчисленные караваны великого похода бедноты, который развенчивает нелепый миф о «свободном мире», призрачные иллюзии о всеобщем его процветании и благоденствии. 
Этой сегодняшней Америки нет в пьесе и спектакле. Но все время не покидает ощущение, что она здесь, совсем рядом, за стенами небогатой квартиры, в которой живет семья Уингфилдов — мать, сын, дочь. Она живет, эта семья, «тогда» — в тридцатых годах, но в тогдашних ее страданиях и горестях узнаются теперешние страдания и горести множества других Уингфилдов. Так становится глубоко оправданным данное автором определение времени действия его пьесы. У него есть на это право художника. Он владеет такой силой и мастерством художественного обобщения, что под его пером частное и не такое уж, казалось бы, значительное явление наполняется большим социальным смыслом. Оно становится достоверным свидетельством безысходности сегодняшнею тягостного бытия «среднего американца», который живет в мире, как замечает автор, охваченном «медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния».
Чаша этого отчаяния до конца испита Амандой Уингфилд. Ее мучает, тревожит, выводит из себя, делает то жалкой, то смешной, то жестокой, то беспомощно наивной сознание того, что она не в силах вывести дочь и сына на счастливую дорогу жизни.
Горе и боль ее материнского сердца удивительно остро прочувствованы артисткой Э. Кирилловой. Она глубоко постигает всю психологическую сложность характера несчастной своей героини, щедро проявляя при этом многогранные возможности великолепного реалистического мастерства. В ее сценическом портрете каждый штрих достигает предельной выразительности. Артистка убеждает в правде чувств, мыслей, поступков, желаний Аманды и когда она предается сентиментальным, наскучившим ее детям воспоминаниям об увлечениях своей юности; и когда узнает, что рухнули ее надежды дать дочери законченное образование; и когда с нарочитой кокетливой беспечностью принимает дома молодого человека, которого уже видит женихом своей Лауры; и когда, глубоко оскорбленная, не может простить сыну нанесенной им обиды. Это глубоко человечный образ большой драматической силы, достигающий порой подлинного трагизма. Роль Аманды Уингфилд в исполнении Э. Кирилловой — душа спектакля.
Достойными партнерами признанного мастера выступают молодые артисты — Е. Васильева в роли Лауры и В. Лакирев в роли Тома.
В. Лакирев по необъяснимому заданию режиссера появляется на открытой сцене задолго до начала спектакля. Пока зрители собираются, заполняют зал, он вынужден томиться на сцене в нетерпеливом ожидании того мгновения, когда в зале потушат свет и наконец-то можно приступить к исполнению роди
А роль у него нелегкая. Он и ведущий, и в то же время важное действующее лицо. «Эта пьеса, — говорит Том, — мои воспоминания. Сентиментальная, неправдоподобная, вся в каком-то неясном свете — драма воспоминаний». Но он не очень-то точен в характеристике пьесы. Не такая уж она сентиментальная, а неправдоподобной признать ее просто невозможно. Она правдоподобна до жестокости.
И об этой неопровержимой правдоподобности горькой, сломанной судьбы американского юноши — поэта, романтика и мечтателя в душе, зарабатывающего жалкие гроши в ненавистном ему обувном магазине, молодой артист говорит горячо, страстно, с душевной болью, искренней убежденностью. Это человек, в самом начале жизни оказавшийся в западне, в тесной клетке зверинца. Не того игрушечного, стеклянного зверинца, который собирает Лаура, — его ничего не стоит разбить, выбросить за окно. А как вырваться из ненавистного зверинца, именуемого «американский образ жизни», «свободный мир» или еще напыщенней — «великое общество»? Надо бежать, бежать из этой осточертелой западни. А куда?.. Что делать?..
В роли Лауры убедительно проявилась яркая одаренность молодой актрисы Е. Васильевой, которой, несомненно, по силам серьезные сценические задачи. Но беда в том, что режиссерский рисунок роли, предложенный ей, сводит все почему-то к физической и духовной неполноценности Лауры. Такая характеристика образа временами выходит в спектакле за грань эстетического, художественного, приобретает отпечаток натурализма, чуть ли не патологии. 
Подобная режиссерская характеристика роли никак не совпадает с авторской. Автор говорит о хрупкой, неземной красоте Лауры, о том, что она словно кусочек стекла, которого коснулся луч света и он заиграл мимолетным призрачным блеском. В чем же горе столь обаятельной и милой Лауры? Она перенесла в детстве тяжелую болезнь, которая сделала ее хромой. «На сцене этот недостаток, — специально оговаривает автор, — должен быть едва заметен». А у режиссера он становится слишком заметным, на нем сосредоточено непомерно большое внимание. 
Некоторые очевидные издержки режиссерского дебюта на столичной сцене Каарины Райд не заслоняют главного, положительного, что сделано ею в этом интересном спектакле.
Нельзя не сказать здесь и о том, как верны автору художники В. Лалевич и Н. Сосунов, насколько умно и тонко выразили они его замысел, дали реальное, весьма точное ощущение далеко не респектабельной бытовой среды «среднего американца»…
Нет, не в прошлое, не в тридцатые годы обращен этот спектакль. Драматург справедливо и точно обозначил время действия пьесы: «Теперь и Тогда». Вчера естественно переходит у него в сегодня, тот жестокий мир, в котором жила семья Уингфилдов, остается все тем же жестоким миром, в котором так же безрадостно, в удручающей атмосфере все той же мрачной безысходности продолжает и поныне жить «средний американец».
В этом глубокая правда талантливой пьесы Теннесси Уильямса. В этом глубокая правда и талантливо сыгранного спектакля ермоловцев (главный режиссер театра В. Комиссаржевский), убедительно сказавших о высоком гражданском предназначении сценического искусства, о прямой его причастности к тому, что происходит ныне в современном мире.

Правда
Н. Абалкин, 4-06-1968


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru