Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Не хлебом единым
Заметки о спектакле МХАТа «Тамада»

Некоторое время тому назад довелось беседовать с одним известным артистом. Он с горечью заметил, что в последние годы наша общественная жизнь напоминала грузинское застолье: все дружно славословили, соблюдая ритуал и не задумываясь о том, насколько торжественные восклицания соответствуют реальному положению дел. Тогда это высказывание не попало в интервью — сравнение кому-то показалось слишком сердитым. Вспомнила я о нем совсем недавно на премьере спектакля Художественного театра по пьесе А. Галина «Тамада».

На сцене свадьба. Все, как полагается в наши дни: цветы, шампанское, вечер в банкетном зале ресторана, столы ломятся от закусок, поет певица, гости танцуют. У администратора в руках сценарий: тост, 3-4 минуты на еду и опять — музыка. Глядя на сцену, вы видите, что официанты воруют. Малознакомые друг с другом гости быстро хмелеют, и в воздухе пахнет дракой. Невеста не смотрит на жениха, а всех оглушающие песни столь же пошлы, сколько и необязательны. Наконец, появляется"штатный тамадам Гиви, он же Гена, неудавшийся актер, зарабатывающий на жизнь тем, что с неотразимой улыбкой произносит на чужих пирах заздравные речи. Вы видите все убожество этой свадьбы так ясно, что у вас сжимается сердце. Вам смертельно хочется, чтобы что-то наконец произошло, нарушило это мучительное косноязычие чувств и мыслей, слов и поступков. Ведь на свадьбе — люди! Отчего же, собранные вместе, они выглядят так жалко?
Надо сказать, что вокруг свадеб сегодня вообще происходит много неожиданного. Вспоминается газетный очерк, в котором рассказывалось, как тщательно подготовленное богатое застолье не решились отменить даже по причине внезапной кончины отца невесты. Жених из «Тамады» продает самую ценную свою вещь — библиотеку фантастики, которую начал собирать еще в детском доме, чтобы оплатить присутствие на своем вечере знаменитого —«штатного тамады».
…Меняются наши праздники. Уходят из них искренняя радость и раскрепощенное веселье, высокий настрой и окрыленность. Их все чаще заменяют «дефицит» на столах да «нужные люди», важно за этими столами восседающие. 
Долгие годы занятые решением проблем масштабных, глобальных (помните, даже в песнях наших яблони цвели не где-нибудь, а на Марсе!), мы гораздо меньше уделяли внимания другой стороне жизни — личной, интимной. Рассуждали едва ли не так: семья, культура чувств, культура общения, праздник, наконец? Да что тут мудрствовать — право же, дело нехитрое! Оказалось, что не так, что все со всем связано. Вот и подходит теперь к личным «Жигулям» сытый и одетый во все фирменное человек, нравственный и духовный уровень развития которого ниже, чем у его неграмотных и голодных предков. Или сидят перед всей страной па телевизионной «лестнице» рослые старшеклассники, на чьих юных красивых лицах написано такое презрение ко всем на свете памятникам истории и прочим «преданьям старины глубокой», что оторопь берет. И хочется немедленно создать еще один фонд культуры — по спасению и охране не соборов и рукописей, а душ человеческих, напрочь забывших, что не хлебом единым жив человек, что есть на свете Красота, которую ни за какие деньги не купишь, но которая просветляет нашу жизнь, придает ей высокий смысл.
В новом мхатовском спектакле «Тамада» атмосфера фальши, пошлости происходящего воссоздана режиссером К. Гинкасом, художником Д. Боровским и актерами не просто тщательно, но - страстно, с болью. На этой свадьбе на подмостках все «играет»: от сложного контрапункта взаимоотношений двух ресторанных музыкантов до «цыганочки», исполняемой немолодыми гостями, от чуть слышных реплик за столом до наглой повадки официантов. Здесь присутствует то самое подлинное сценическое действие, о котором Станиславский писал: «В то время как внешнее действие на сцене забавляет, развлекает или волнует нервы, внутреннее заражает, захватывает нашу душу и владеет ею».
Трудно и несправедливо выделять кого-либо из более чем пятидесяти актеров, занятых в спектакле, — работа каждого одинаково важна для достижения творческих целей постановки, напоминает о дорогом мхатовском понятии — ансамбле. Но есть и солисты. Явные — как Е. Васильева и А. Калягин, плетущие тончайшую психологическую вязь любви-ненависти, что соединяет двух не слишком молодых и удачливых людей — ресторанную певицу и ее аккомпаниатора. И менее заметные внешне, но столь же значительные внутренне, как, скажем, В. Фокин и О. Барнет, жених и мать жениха.
Смысловой пик постановки приходится на тот момент, когда в невольное соревнование вступают два тамады — ничего не подозревающий Реваз (И. Смоктуновский), друг отца невесты, приехавший из Грузии на торжество с открытым сердцем, и уже знакомый нам Гиви (В. Симонов). Выясняется, что искренние слова Реваза об уважении к родителям, о памяти человеческой никому не нужны. Все хотят слушать одного лишь победительного Гиви, выпаливающего пошлейшие четверостишия «по случаю». Вот он, стереотип-лидер в глазах не такой уж малой части молодежи: элегантен, обаятелен, самоуверен и без комплексов. Врать для него так же легко, как дышать. Совестливость, прямота здесь не в почете — и только ли их, молодых, тут вина?
Важный элемент оформления спектакля — огромное зеркало, в котором отражаются и бокалы, и закуски, и актеры — свадебные гости, и зрители. Прием не новый, но на этот раз бьющий без промаха. Кто, из нас не сидел на подобных дежурных торжествах, в душе кляня себя за даром потраченное время, а въявь любезно улыбаясь и даже выдавливая из себя приличествующие моменту фразы, похожие на круглые голые камешки с морского пляжа. Кто не говорил или не думал: пусть и у моих детей все будет не хуже, чем у других. Все, как полагается, как принято. Впрочем, стоп! Задумаемся: кем и когда приняты эти вот образцы поведения, мышления за единственно «приличные»?
Увы, не так уж давно стали привычны в нашей печати статьи, защищающие честь и достоинство несправедливо обиженных людей, правдолюбцев, отказывавшихся идти на компромиссы и за это пострадавших. Это сегодня их - да и то пока не всех — восстанавливают на работе, им пишут благодарные письма. А вчера, бывало, над ними открыто торжествовали те, кто искал не правду, а выгоду. И находил. Все это происходило на глазах наших детей. Появились люди, для которых честность и доброта стали уже не престижны. Идеалы для них потеснила «фирма». Какой там праздник, когда прямо на свадьбе в «Тамаде» юная гостья носится как угорелая, одалживая у гостей по десятке, — уборщица ресторана продает фирменные босоножки! И одними призывами доверие к высоким понятиям не вернешь. Понятия эти — честь, совесть, интеллигентность, культура — должны в действительности занять подобающее им место, сегодня еще нередко занятое другими «ценностями». Для этого нужно многое, в том числе и привычка называть вещи своими именами.
На эту тему Ион Друцэ написал интересную пьесу-притчу «Рыжая кобыла с колокольчиком». Там в село приезжает комиссия и ведет расследование, называя изображенную на рисунках старую клячу ланью редкой породы. Кто-то с этим охотно соглашается (начальству виднее!), кто-то нет. Но, наконец, раздается громкий человеческий голос: да какая же это лань — просто рыжая кобыла! Лишь после этого людям становится легче дышать.
…А в «Тамаде» все еще отплясывает свое свадьба. Появляются новые гости — молодые люди, танцующие в популярном сегодня стиле «брейк». Движения их откровенно механистичны, они демонстрируют завидное умение — некоторых прямо-таки не отличишь от кукол на шарнирах. Принужденность и неискренность, царящие в банкетном зале ресторана, достигли, кажется, своего апогея. И всплывают в памяти слова поэта: «Что там в груди колотится пойманной партизанкою? Сердце, нам безработица. В мире — роботизация». И его же отчаянное, метафорическое «небом единым жив человек». Похоже, сейчас самое время об этом вспомнить.

Правда
Нина Агишева, 22-02-1987


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru