Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Протокол откровения

Новый спектакль МХАТа называется буднично — «Заседание парткома». И оформлен он просто: огромная сцена словно, обрамлена гигантскими, устремленными ввысь трубами теплоцентрали, в глубине — подобие строительных лесов, а в центре — фрагменты красного уголка, пустые ряды обычных кресел, на возвышении стол, покрытый зеленым сукном. Все обыкновенно. Такое можно увидеть на любой большой стройке. Здесь нет того яркого и по-своему театрального начала, как в спектакле «Сталевары», где сразу же масштабная развернутая картина плавки задавала особый настрой восприятию сценической повести о людях огня.
Тут все иное, но повседневность обстановки, мне кажется, несет свою атмосферу — сосредоточенности, располагающей прежде всего к размышлению, акцентирующей особое внимание на людях, на психологических нюансах их характеров, поступков. И потому нас сразу же заинтересовывает первый человек, появившийся на еще полутемной сцене. Мы видим его, усталого, обремененного какими-то нелегкими думами, заботами.
Так начинается спектакль «Заседание парткома», и так входит в него образ, которому надлежит стать центральным в эти два часа сценического времени, вместившего такие важные события, такие крутые повороты людских судеб. Речь идет о секретаре парткома Льве Алексеевиче Соломахине. Е. Евстигнеев, играющий эту роль с глубоким тактом, подкупающе мудрой простотой и тонким пониманием характера, словно подчеркивает мысль, что ему как партийному руководителю стройки известно о многих недостатках и просчетах, о которых потом поведут рабочие принципиальный разговор на заседании. И нам станет ясно, почему Соломахин так решительно, почти без видимых сомнений, займет принципиальную позицию против управляющего трестом Батарцева, против его методов руководства,
?Гремят шаги по небрежно брошенному листу железа. Появляются другие участники неурочного заседания. Наконец, и сам его «виновник» бригадир Потапов — Олег Ефремов. Слово за слово, и действие начинает захватывать зал. Нет, не ординарный повод собрал на заседание парткома людей, оторвал от срочных дел рабочих, бригадиров, прорабов, ответственных руководителей стройки. Отказ бригады Потапова от премии — лишь причина, повод, чтобы аргументированно, доказательно, весомо повести разговор о непорядках на стройке, об организационных неурядицах, вынужденных простоях, расхлябанной дисциплине. «Когда вопрос поставлен ребром, люди начинают думать», — говорит Потапов. И театр с публицистической остротой ставит вопросы ребром, находя живой отклик в зрительном зале.
Простои, плохое снабжение материалами, пересмотр плана, «усеченная» сдача объектов — все это, конечно, появилось на стройке не вчера. «Ты в передовиках ходишь потому, что на стройке порядка нет»,- говорит прораб Зюбин (В. Кашпур) бригадиру Кочнову (В. Невинный), который привык всех «брать за горло», «трясти душу». Он может ночью приехать к директору бетонного завода, поднять его с постели, и бетон будет. Так во всем. И кое-кто чувствует себя в такой атмосфере вольготно.
Упорно, шаг за шагом раскрывается на заседании парткома, почему стройка попала в тяжелое положение. И все непригляднее вырисовывается начальник строительного треста Батарцев (М. Зимин). Ему трудно признать, что все исходит от него: да, он не соглашался, отказывался начинать строительство, не подготовив коммуникаций, и все же пошел на компромисс — начал стройку, сразу поставив ее в сложнейшие условия. И сейчас, обойдя партком, он готовит «усеченную» сдачу стройки, без некоторых важных объектов, а это значит, что в трудные условия «усеченного» производства будет поставлен еще и коллектив будущего комбината. Одно цепляется за другое, брак одних уже «планирует», предопределяет брак в работе других. Потому так и разгорелись страсти на парткоме, так непримиримо столкнулись мнения. 
О. Ефремов играет Потапова внешне неброско, даже чуть сурово, он исподволь раскрывает в своем герое особую человеческую глубину. Мы видим его и как умного, серьезного воспитателя молодежи. Наконец, и это главное, О. Ефремов в совокупности разных черт и качеств показывает многогранность понятия партийности нашего современника, его рабочей чести.
Да, каждый из нас персонально ответствен за порученное дело. Каждый должен с партийной взыскательностью, творчески относиться к своему труду, к труду всех, кто работает рядом. Труд этот должен меняться изо дня в день, совершенствоваться, обретать иное, более высокое качество, опираясь на научную организацию. И неважно, где мы работаем — на стройке ли, на заводе, фабрике, в научном учреждении, в институте. Не потому ли в зрительном зале не увидишь ни одного равнодушного лица — на повестку дня поставлены вопросы, волнующие каждого.
МХАТ, мне кажется, успешно продолжает тему, так удачно начатую «Сталеварами». Но идет здесь, быть может, даже дальше — в своей страстной публицистичности, в психологической глубине исследования человеческих характеров. Что ж, это было всегда в лучших традициях Художественного театра. И пьеса А. Гельмана, написанная с доподлинным знанием дела (автор сам работал на стройке) и литературным мастерством, дает настоящий простор для актеров. Достоинства режиссуры О. Ефремова, на мой взгляд, заключаются именно в том, что спектакль покоряет ансамблем и художественной завершенностью.
Вспомним хотя бы финальные сцены, когда после яркого, горячего монолога Соломахина — Е. Евстигнеева члены парткома принимают решение — поддержать предложение бригады Потапова вернуть в банк всю сумму полученной премии, попросить главк пересмотреть план, закрыть пути к «усеченной» сдаче объектов стройки. Что и говорить, это — акт мужества и акт партийной зрелости. И спектакль кончается на раздумчивой ноте: можно расходиться, заседание окончено, но люди не расходятся, — думая о своем и об общем.
Что ж, путь в будущее нелегок. Но его осилит идущий. В этом — глубоко оптимистическое звучание спектакля.

Известия
В. Харитонов, 24-10-1975


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru