Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Найди силу в себе
Новый спектакль на сцене Московского Художественного театра

Неуемная страсть к накопительству и опустошительное пресыщение накопленным — два давних социальных недуга, способных поражать неустойчивые души.
Эта хищная роль вещей — и когда хочется иметь их все больше и больше, и когда человек не знает, как ими разумно распорядиться, — стала предметом комедии М. Рощина «Старый новый год», где перед нами проходят две семьи — Себейкина и Полуорлова. Один из них одержим жаждой приобретать, второй, наоборот, надумал выкинуть всю нажитую мебель, «опроститься». Спектакль по этой пьесе поставлен во МХАТе Олегом Ефремовым и режиссерами-стажерами О. Герасимовым и В. Сергачевым.
Отрадно, что МХАТ в нынешнем сезоне столь активно, в столь разных аспектах обращается к проблемам современности.
Название пьесы вроде бы нейтрально обозначает лишь день действия — 13 января; перед каждой картиной на авансцену выплывает декорация огромной, празднично украшенной елки. У людей праздник, наступила новая жизнь: для Себейкина в новой квартире, куда все вносят и вносят дорогие символы благополучия — холодильник, пианино; для Полуорлова — в гулких, просторных комнатах без мебели.
Но, конечно же, название таит и символический смысл: вот и наступил новый год, новый этап, а все в жизни выведенных на сцену персонажей грозит остаться прежним. Новый год может обернуться для них еще одним старым годом. И заключительную реплику «постороннего» старичка Адамыча Е. Евстигнеев, играющий с блестящим едким юмором, произносит, смешно коверкая слова, с вопросительной, а не утвердительной интонацией: «Финита ли комедия?» — окончилась ли комедия?
В пьесе нет скоропалительно-лучезарного исправления отрицательных персонажей — исправления, которое способно лишь разоружить зрителя кажущейся легкостью избавления от мещанства. Создатели спектакля не захотели освобождать зрителя от необходимости самостоятельно мыслить, самостоятельно оценивать. А известно, что нравственные истины, постигнутые по собственному здравому размышлению, обычно оказываются прочнее и устойчивее тех, которые восприняты в Виде готовых рецептов или прописей.
Горький проницательно заметил в «Заметках о мещанстве»: «Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя — умей в себе самом развить сопротивление насилию». Эту задачу и стремится реализовать театр.
Наибольшее впечатление в спектакле производит В. Невинный в роли рабочего из артели «Буратино» с «истолковывающей» — по законам комедийного жанра — фамилией Себейкин: «Снегоочиститель и то на себя гребет»,- выражает он свою жизненную заповедь. Упоенно, азартно, с ликующей верой в свою правоту хочет этот загребущий работничек из артели игрушек внушить, что он не просто рабочий, а, так сказать, принципиально рабочий: не лезет в мастера, не повышает себе цену общественной деятельностью. Отработал свои часы — и живи в собственное удовольствие, обставляй квартиру, благо получил новую, просторную.
Правда, в похмельное послепраздничное утро — когда на водку уже и глядеть противно — Себейкин испытывает и кратковременную вспышку злобы против «обарахления», и столь же недолгие угрызения совести: а не закончить ли все-таки вечернюю школу, не занять ли все-таки беспокойную должность мастера. Но ничего ему пока не свершить — для этого нужен не одноразовый толчок, не горькое утреннее похмелье, а сознательные и целеустремленные усилия, на которые он пока не способен. Ведь Петр — и своего рода агрессивный носитель мещанской психологии, и, в известной мере, ее жертва.
Вроде бы антиподом ему представлен интеллигент-конструктор по интерьеру Петр Полуорлов в исполнении А. Калягина. Тот решил вообще избавиться от вещей, полагая, будто свобода от быта даст ему некую «духовную свободу» — правда, неизвестно, какую, и неизвестно, зачем. В сущности, он проходит в своем бунте такую же эволюцию, что и Себейкин в своем триумфе — точнее, совершает такую же пробежку по кругу. И тоже остается «при своих».
Настойчиво, подбираясь с разных сторон, то прибегая к фарсу, то - к сожалению, слишком редко — поднимались до обобщающего сатирического гротеска, показывает (театр те нравственные вывихи и уродства, к которым ведет недостаток духовной культуры при материальном достатке, ниспровергает «философию» обоих героев. Пожалуй, явственнее всего развенчивается она в переимчивом поведении детей. «Мое! Мои игрушки! Мое пианино!» — оглашенно вопит дочь Себейкина. А одиннадцатилетний отпрыск Полуорлова бросает учебники в мусоропровод, требуя и себе «свободы» — свободы от посещения школы.
Жажда накопительства и пресыщение достигнутым не противостоят друг другу, а прекрасно уживаются рядышком. И это с предельной, почти графической наглядностью выявляется в спектакле. В первом действии мы последовательно перемещаемся из квартиры Себейкина в квартиру Полуорлова, во втором — на разделенной пополам сцене водружены рядом смежные кухни обеих квартир, и течение событий легко переключается от одной семьи к другой.
А завершающая картина второго действий происходит в бане, где, как известно, все равны, все, что называется, голенькие. Там-то оба «антипода» находят общий язык, хмельно признаются друг другу во взаимном уважении. И символом этой похожести становится пустячная вроде бы деталь: они, не заметив, надевают рубашки друг друга. Поменяли рубашки — и новое обличье в такой же мере «к лицу» каждому из них. 
Пытаясь как можно более четко построить развитие сюжета, драматург порой слишком уж дотошно выстраивает все действие на параллелях: с неуклонной тщательностью соотносятся сцены, перекликаются реплики, одинаковы имена в семейных парах, сходны даже своеобразные «тени» центральных персонажей — совсем уж никчемный Вася у Себейкина и никудышный эстрадный артист Гоша у Полуорлова. Временами эта внутренняя организованность, соотнесенность перестает быть гармонией, оборачивается заданностью.
Наверное, все происходящее с героями оказалось бы непомерно рассудочным, не будь оно с такой энергией погружено в быт, в точно наблюденные и с незаурядной выдумкой, темпераментно воспроизведенный детали, штрихи, реплики. «Второстепенные» персонажи — жены, дети, родственники — воссоздают тот микроклимат, который так сильно, хотя по внешности и малозаметно, влияет на поведение и нравы людей.
И здесь М. Рощину удалось выхватить некоторые весьма колоритные фигуры, чем с очевидным успехом воспользовались и Н. Шавыкин в роли «житейски-мудрого» тестя, и Е. Ханаева в роли «старого работника культуры», и К. Минина, с такой естественностью вошедшая в роль жены Себейкина. По не все характеры, особенно в окружении Полуорлова, столь пластичны и, я бы сказал, публицистичны. Не отразилась ли в этом некоторая нерешительность автора и постановщиков: то ли смелее опереться на сатирический гротеск, то ли ограничиться житейским правдоподобием?
Наверное, М. Рощин и О. Ефремов только выиграли бы, если бы сатирические обобщения звучали в спектакле полнее, явственнее. Но и сейчас «Старый новый год», будучи, в сущности, бытовой комедией, обыгрывающей смешные житейские ситуации, пробуждает в зрителе ту благородную тревогу — а достойно ли я сам живу? — которая и составляет главный эстетический эффект всякой истинной комедии, соотносящей времена и нравы.

Комсомольская правда
А. Бочаров, 15-06-1973


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru