Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Скольжение
Есть ли жизнь без кассы?

Александр Калягин: «Не знаю, кто обронил фразу, будто художник должен быть голодным, но некоторым товарищам оказалось выгодно воспринять ее слишком уж буквально. Дескать, когда речь идет о высоком искусстве, негоже думать о прозе, торгуясь из-за гонорара»

У председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина есть повод чувствовать себя именинником. Исполняется десять лет детищу СТД: национальный фестиваль «Золотая маска» и одноименная премия, вручаемая по итогам сезона лучшим театральным режиссерам, актерам, художникам, отмечают первый юбилей. Но в интервью «Итогам» Александр Александрович дал понять, что пить шампанское рано, а вот боржоми — в самый раз…
— Первую профессию не забыли, Сан Саныч?
— Фельдшера «скорой помощи»? И прежде помнил, а с годами стал возвращаться к ней чаще.
— Почему?
— Говорю же: годы. Кстати, спасибо за подсказку — таблетку пора принять…
— Полагаю, прежние навыки не забыты, сумеете поставить диагноз российскому театру? Жив клиент или…
— С этим пациентом только так и можно: он либо здравствует, либо его уже нет. Пока жив, хотя пытаются умертвить.
— И кто же этот убивец?
— Потерпите, обязательно назову всех по именам, никого не утаю… Театр ломают, пытаясь насильственно запихнуть в рамки, в которых ему не уцелеть. Мне придется говорить о скучных вещах, но иначе не разобраться в ситуации. Проект постановления правительства России о реструктуризации бюджетной сферы предполагает снятие с государства обязанностей по финансированию театров. И что, спросите. Мол, рыночные законы, новые правила игры… Может, и так, но это чревато разрушением лучшего в мире репертуарного театра, того, из-за чего нам все завидуют. Очевидно, что гениальные научные открытия случаются там, где фундаментальная наука финансируется должным образом. Да, Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко, но не забудем: помимо фруктовых деревьев у сэра Исаака было Королевское научное обществоЙ Так и с театром. Подлинные шедевры способны родиться лишь там, где есть школа, традиции. Люди должны провести вместе годы, овладевая искусством взаимопонимания. Это как в семье: после пятнадцати лет совместной жизни не нужны слова, чтобы понять настроение супруги. Достаточно взглянуть на ее походку…
Вахтанговская школа действительно отличалась от мхатовской — языком, стилистикой, методологией. Это рождало направления в искусстве. В Америке, где отсутствует репертуарный театр, такого нет и быть не может. Сегодня антреприза хороша для коммерческих целей, но от нее пока не стоит ждать открытий и творческих достижений. Недавно в Нью-Йорке смотрел «Генриха IV». Чудно, блестяще сыграл роль Фальстафа Кевин Кляйн. Но все остальное — дежурно, банально, плоско. Явный лидер и подмастерья. Такого никогда не допустит, к примеру, Петр Фоменко. Настоящие вершины — удел репертуарного театра. И по нему сейчас наносят удар.
— Толком-то объясните, в чем проблема?
— Пока государство предоставляет нам помещения, покрывает коммунальные расходы, выплачивает труппе хоть и невысокую, но зарплату. Теперь этого может не быть. Не исключено, даже придется раскошеливаться на аренду, а где прикажете брать деньги?
— Зарабатывать.
— На чем? На билетах? Этого мало. Нужны дополнительные источники. Театры федерального уровня, финансируемые из бюджета Минкультуры, легко пересчитать по пальцам — Большой, Малый, Вахтангова, МХАТы. .. А остальным что делать? Для понимания цены вопроса: любая столичная постановка сегодня стоит около ста тысяч долларов. Костюмы, декорации, афиши… Это если без особого шика. Таких сумм, ясен день, в театральной кассе нет. И приходится худруку брать шляпу и идти с протянутой рукой.
— И вам?
— У нас, к счастью, есть попечительский совет. Хотя раньше приходилось просить. Одни делали вид, будто не понимают, зачем пришел, другие рассказывали про тетку Чарлея и Бразилию, где много-много диких обезьян, а я вынужден был терпеливо слушать…
— У каждой профессии свои издержки.
— Это не издержки, тут другое слово уместнее, но сдержусь… СТД который год кричит о необходимости принять закон о театре. Нам объясняют: ваши предложения войдут самостоятельным блоком в общий законопроект о российской культуре. Хрен с ним, пусть так, но ведь и этого нет! Аналогичная история с законом о меценатстве. Однажды обожглись, дав льготы фондам, созданным якобы для помощи спортсменам, и с тех пор на воду дуют. Но нельзя же всех мазать одним миром! Это не разговор цивилизованных людей. Закон о меценатстве решил бы многие проблемы театра. И сегодня богатые люди помогают нам, но делают это себе в убыток, хотя Запад давно отработал схему: сколько пожертвовал на благотворительность, столько тебе скостили налогов… У нас же по-прежнему действуют «серые» схемы, а мы вынуждены изображать невинных девочек, не понимающих, о чем речь.
Вопросов масса! Не знаю, кто обронил фразу, будто художник должен быть голодным, но некоторым товарищам оказалось выгодно воспринять ее слишком уж буквально. Дескать, когда речь идет о высоком искусстве, негоже думать о прозе, торгуясь из-за гонорара. Но артисту часто платят копейки, вынуждая поститься и не оставляя выбора. Пусть человек сам решает, сидеть на диете или есть в охотку. В то же время с него должен быть спрос. Актер может переврать, переиначить любой текст, и никто не даст ему по шапке. Импровизация! Это, кстати, в равной мере относится и к режиссерам.
— Свобода творчества!
— Какая свобода? Слово «эксперимент» скоро в театре забудут. Ни один худрук не рискнет браться за постановку, не будучи уверенным в ее коммерческом успехе. Вот я в этом году дважды сыграл ва-банк и вляпался. Сначала способный человек Александр Пономарев взялся ставить в “Et cetera” спектакль «Амели». Провал! Пришлось нам с продюсером Давидом Смелянским в авральном порядке менять пьесу и постановщика. Спасибо нашему другу режиссеру Саше Морфову: спас ситуацию, сделав другой спектакль. Но деньги — десятки тысяч долларов — были уже потрачены, декорации заказаны, костюмы пошиты… Дальше: Невежина выпустила у нас «Парижский романс» — и снова неудача. Дважды за сезон! Для меня это беда, страшная боль. Строго говоря, после такого в пору оставлять пост худрука, но попечители пока верят мне и театру, памятуя о прошлых успехах. Однако в следующий раз и они, и я задумаемся: а стоит ли рисковать? Но искусство без эксперимента умрет.
— Какой выход?
— Все упирается в деньги. Художнику нужен простор, он не должен опасаться, что его ударят по рукам за излишнюю самодеятельность. А страх неизбежен, если государство откажется от финансирования. .. Я не выдержал, написал письмо Путину.
— Опять вся надежа на царя-батюшку?
— Как водится. По русскому обычаю… На недавнем приеме в Кремле все гости встали в очередь, чтобы поздороваться с президентом и перекинуться с ним парой слов. И мы с Костей Райкиным пристроились в хвост. Перед нами стоял Жириновский. .. Когда дошел черед, моя речь сократилась до фразы: «Примите нас, пожалуйста!»
— Пообещал?
— Сказал: обязательно встретимся… А потом — выборы, перестановки в правительстве, то да сеЙ Словом, жду.
— А кроме Райкина, кто-то еще из коллег разделяет вашу тревогу? Скажем, Табаков, Захаров?
— Странная вещь происходит. .. Обычно люди объединяются в беде, а у нас каждый выживает в одиночку. С Захаровым трудно говорить на подобные темы. Марк Анатольевич — прекрасный человек, но у «Ленкома» особое финансирование со стороны московского правительства… В общем, сперва нас было трое — Табаков, Райкин и я, но вскоре Олег откололся. Сказал: «Саня, извини, но ничего у нас не получится. Дело гиблое». Что тут прибавишь? Я таким пораженческим настроениям не подвержен, хотя, конечно, жаль, все же идти легче вместе. Согласитесь, Райкин и Калягин плюс Табаков — совсем не то, что Райкин и Калягин минус Табаков…
— Может, плохо объяснили Олегу Павловичу, что хотите от него?
— Бросьте! Вопрос в другом… Успех разделяет. Да, Табакову надо отдать должное. Он талантливый худрук и способный бизнесмен, его стараниями МХАТ обрел нынешнее материальное благополучие. А вот Ефремов был гениален в творчестве, но не в менеджменте. Олег Николаевич не умел зарабатывать деньги, и меркантильные вопросы его мало волновали. Он последний из могикан, миссионер, молившийся на театр. Больше таких нет… Впрочем, МХАТ все равно останется на привилегированном положении. Не в том смысле, что Минкультуры даст ему на два рубля больше, чем остальным. Вопросы Художественного театра решаются чуть проще, чуть быстрее… Этого «чуть» достаточно, чтобы отделить Театры с большой буквы от всех прочих. Речь не только о МХАТе, но и о Малом, и о Большом, и об Александринке… Им в любом случае не дадут погибнуть. Так и должно быть, все верно. Национальная гордость! Но ведь рядом и те, кому плохо, о ком не вспомнят!..
Проблема усугубляется еще и тем, что у нас ведь только дай отмашку, понесет по ухабам так, что костей не соберешь! Есть театры губернские, а есть муниципальные. Мэры областных центров часто не в ладах с губернаторами. Если театр в почете у одного, второй считает долгом гнобить его. Примеров тому масса. А исключений — мизер. Пожалуй, лишь Хлопонин в Красноярске, Федоров в Чебоксарах, Полежаев в Омске да Говорин в Иркутске разницы не видят, одинаково финансируя всех. Но и они ничего не сделают, если статья из бюджета исчезнет. Увы, для многих местных чинуш театры — лишняя головная боль, от которой надо поскорее избавиться. А тут и случай хороший есть…
Извини, старик, я не в лучшем расположении духа. Вроде бы работаешь, что-то делаешь без отдыха, а потом вдруг возникает чувство, будто ничего вокруг не меняется. Подходит к концу мой второй срок на посту председателя СТД, и все отчетливее вижу: времени для осуществления задуманного очень мало. С отечественной бюрократией и волокитой есть шанс увязнуть в любом деле. Иногда ощущаю полное бессилие, нет, не панику — бессилие. Порой охватывает ярость. Не привык сдаваться, но и борьба с ветряными мельницами не мое, хотя и играл Дон-Кихота. Строительство взаимоотношений между общественной организацией и государством — долгое и муторное занятие. Видимо, оно завершится не скоро.
— На третий срок не пойдете?
— Впереди еще два года. Будет время подумать, хотя, не скрою, хочется закончить начатое. С другой стороны, главное мое дело на сцене. Если меня и запомнят, то по ролям. Мистика уже то, что я занялся общественной работой, всегда считал себя не созданным для нее. Меня долго пытали, не мешает ли это игре, долго прислушивался к себе, и могу честно ответить: нет, не мешает. Видимо, я слишком актер и хорошо умею перевоплощаться.
— В образ успешного предпринимателя вжиться не пробовали? Табаков открыл в себе талант, а вы? СТД сие явно не повредило бы.
— В союзе подобралась профессиональная команда экономистов и юристов. Приводим в порядок здравницы в Ялте и Сочи, ищем инвесторов…
— Вернемся к началу разговора, Сан Саныч. Так и не понял, каков ваш диагноз. С одной стороны, состояние здоровья пациента вроде бы вызывает опасения, а с другой — вы проводите десятую «Золотую маску», раздаете многочисленные призы…
— Одно другому не противоречит. Да, ситуация серьезна, но театр жив. Несмотря на одно и на другое. Русская национальная особенность! Фестиваль же — итог сезона, в котором были и удачи, и провалы. Если следовать вашей логике, «Маску» можно прикрыть, но тогда надо и «Нику» отменять, и «Оскара». Год на год не приходится — то густо, то пусто. Впрочем, Эверестов по определению не может быть много. Главное, что они есть.
— Назовете?
— Оговорюсь: это мнение не председателя СТД, а частного лица. Не пропустите «Московский хор» Льва Додина. Безусловная вершина. За последние пару лет не видел ничего более блестящего. Еще настоятельно рекомендую посмотреть «Ромео и Джульетту» Оскараса Коршуноваса. Похоже на молодого Эфроса. Я специально летал в Литву. Вернулся потрясенным.
— Значит, советуете театралам мигрировать в Питер и Прибалтику?
— Театр Европы Льва Додина гастролирует в Москве в июне. Коршуновас будет ставить в “Et cetera”. Любая его работа — событие. Очень востребованный режиссер! Сейчас работает во Франции, потом едет в Нью-Йорк, а оттуда — к нам.
— Гора придет к Магомету?
— Да, если этим словом называть московского зрителя, не дающего пустовать театральным залам. Кстати, самое убедительное доказательство, что наш диагноз верен: пациент жив. Продолжение следует, еt cetera…



Итоги
Андрей Ванденко, 5-04-2004


Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, [1-05-2004]
Три сестры, Александр Вислов, Театральная афиша, [05-2004]
Обманчивая суть вещей, Алиса Никольская, «Культура», [29-04-2004]
Вишневый сад с помидорами, Майя Мамаладзе, Утро. ru, [26-04-2004]
Сергей Безруков в возрасте Есенина, TV-Парк, [25-04-2004]
Сергей Безруков: «Современные дети умнее нас», Новые известия, [9-04-2004]
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, [8-04-2004]
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [6-04-2004]
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, [5-04-2004]
Создан трехмерный фильм о жизни на МКС, НТВ, [5-04-2004]
По ту сторону монитора, Дневник фестиваля «Золотая маска», [3-04-2004]
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, [3-04-2004]
Капустник о Белоснежке — в меру циничная пародия на детский спектакль, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, [30-03-2004]
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, [30-03-2004]
Борьба с преступностью средствами кино, Еженедельный журнал, [30-03-2004]
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), [29-03-2004]
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, [29-03-2004]
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, [29-03-2004]
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, [29-03-2004]
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, [27-03-2004]
Безруков остался в «городе без солнца», Смена, [26-03-2004]
Про МКС сняли трехмерный фильм, Компьюлента, [26-03-2004]
Князь Владимир против Покемонов, Огонек, [25-03-2004]
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, [24-03-2004]
Сергей Безруков полетит в космос!, KM. ru, [24-03-2004]
Сергей Безруков спасал «Березы», Комсомольская правда, [24-03-2004]
Главная роль Сергея Безрукова, Н. Шехтер, Российская газета, [19-03-2004]
Друбич изменит Янковскому с Безруковым, Комсомольская правда, [18-03-2004]
Второй «Бригады» не будет?, Аргументы и Факты, [17-03-2004]
«Анна Каренина» — новый проект Первого канала, Первый канал, [10-03-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 6.03.2004 г., [6-03-2004]
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, [5-03-2004]
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, [4-03-2004]
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, [03-2004]
Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, [28-02-2004]
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, [28-02-2004]
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, [24-02-2004]
Милосердие свалки, Александра Лаврова, «Культура», [19-02-2004]
Фемида нашла Сергея Безрукова, Комсомольская правда, [16-02-2004]
Прозоровы в бункере, Ольга Игнатюк, Культура, [12-02-2004]
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, [12-02-2004]
Когда Безруков играл смерть Пушкина, киношники рыдали, Комсомольская правда, [10-02-2004]
Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, [9-02-2004]
Легко ли быть мертвым?, Итоги, [9-02-2004]
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, [8-02-2004]
Безумный день, или Женитьба «докторов», Ирина Алпатова, г- та «Культура», [5-02-2004]
Дмитрий Щербина потерял покой и сон,работая спецагентом, Ольга Пескова, ТВ7, [4-02-2004]
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, [2-02-2004]
Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, [30-01-2004]
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, [29-01-2004]
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, [29-01-2004]
Врачи прилетели, МК-бульвар, [29-01-2004]
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, [29-01-2004]
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-01-2004]
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, [27-01-2004]
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, [27-01-2004]
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [27-01-2004]
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, [27-01-2004]
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, [26-01-2004]
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, [26-01-2004]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, [23-01-2004]
Студия «Тритэ» «подсела» на Акунина, Независимая газета, [20-01-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 19.01.2004 г., [19-01-2004]
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, [17-01-2004]
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-01-2004]
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, [13-01-2004]
К лесу — задом, к зрителю — передом, Итоги, [11-01-2004]
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, [1-2004]
Возвращение домой, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Tiny Alice, или Крошка Алиса, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Она в отсутствии любви и смерти, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Сердце не камень, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Ревизор, Степан Лесной, Театральная афиша, [2004]
Пороховая бочка, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Безумный день, или Женитьба Фигаро, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, [31-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
Безруков сделал план, Анна Ковалева, Известия, [30-12-2003]
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, [26-12-2003]
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, [26-12-2003]
Хоть похоже на Россию — только всё же не Россия, Известия, [26-12-2003]
Вот приедет ангел, ангел нас рассудит, Ирина Алпатова, Культура, [25-12-2003]
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, [25-12-2003]
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, [25-12-2003]
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, [24-12-2003]
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, [24-12-2003]
Tir rйussi pour “Soldatiki” а Moscou, Liberation, [24-12-2003]
Сентиментальный роман, Итоги, [23-12-2003]
«Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, [23-12-2003]
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, [23-12-2003]
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, [22-12-2003]
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, [19-12-2003]
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, [19-12-2003]
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, [19-12-2003]
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-12-2003]
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, [18-12-2003]
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, [17-12-2003]
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, [17-12-2003]
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-12-2003]
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, [16-12-2003]
«Участок»: Безруков избавился от Саши Белого, dni.ru, [11-12-2003]
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, [11-12-2003]
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, [11-12-2003]
Все равно, Григорий Заславский, Независимая газета, [9-12-2003]
Звездный «Участок», Аргументы и факты, [3-12-2003]
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, [12-2003]
БАЛЛАДА О ДУЭЛИ, Ирина Потылицына, [12-2003]
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, [12-2003]
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, [28-11-2003]
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, [28-11-2003]
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, [27-11-2003]
Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, [27-11-2003]
«Что поделать, если я похож на Бандераса?», Газета, [27-11-2003]
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, [26-11-2003]
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, [26-11-2003]
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, [24-11-2003]
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, [21-11-2003]
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, [19-11-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-11-2003]
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [14-11-2003]
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, [3-11-2003]
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, [31-10-2003]
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, [29-10-2003]
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, [20-10-2003]
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, [17-10-2003]
Белый, но не пушистый, Московский комсомолец, [17-10-2003]
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, [16-10-2003]
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, [16-10-2003]
Форум с Сергеем Безруковым на сайте театра Табакова, [16-10-2003]
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, [15-10-2003]
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, [14-10-2003]
Байки из МХАТа, Итоги, [14-10-2003]
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, [14-10-2003]
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-10-2003]
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, [10-10-2003]
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, [8-10-2003]
Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, [8-10-2003]
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, [8-10-2003]
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, [8-10-2003]
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [8-10-2003]
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, [8-10-2003]
Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, [8-10-2003]
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, [4-10-2003]
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, [30-09-2003]
Взрослая игра в солдатиков, Ирина Леонидова, Культура, [26-09-2003]
Без римейка, Инна Вишневская, «Литературная газета», [24-09-2003]
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, [22-09-2003]
Исправление Хруста, Мария Львова, Вечерний клуб, [19-09-2003]
Свинские страсти в «Tабакерке», Марина Райкина, Московский комсомолец, [19-09-2003]
Широк ассортимент. Я бы сузил, Наталия Каминская, «Культура», [18-09-2003]
Cкворц-off, Катя Сахарова, Московский Комсомолец, [16-09-2003]
Осветленная чернуха, Александр Соколянский, Время новостей, [16-09-2003]
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, [16-09-2003]
Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [15-09-2003]
По мотивам Достоевского, Марина Давыдова, «Известия», [12-09-2003]
Покупают российское, Григорий Заславский, «Независимая газета», [12-09-2003]
Маяковский побратался с Достоевским, Марина Шимадина, «Коммерсант», [12-09-2003]
Бенефис с моралью, Марина Шимадина, Коммерсант, [12-09-2003]
Вера Карамазова, Полина Богданова, «Новые известия», [10-09-2003]
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, [1-09-2003]
Красавец из Бряхимова, Маргарита Микаэлян, Независимая газета, [14-08-2003]
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, [12-08-2003]
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, [16-07-2003]
Жестокий романс, или Лошадиная симфония, Елена Ямпольская, «Русский курьер», [12-07-2003]
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-07-2003]
НОН-СТОП [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Кристина Матвиенко, Экран_и_сцена, [9-07-2003]
ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Александр Герасимов, Культура, [3-07-2003]
"Комсомольская правда“ вручила свой Приз зрительских симпатий, Комсомольская правда, [18-06-2003]
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-06-2003]
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, [17-06-2003]
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, [17-06-2003]
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, [3-06-2003]
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [22-05-2003]
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), [17-05-2003]
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, [3-05-2003]
Аркадия, Афиша, [17-04-2003]
Он остался в детстве [«Облом офф» Михаила Угарова (Центр драматургии и режиссуры) в петербургских показах «Золотой Маски»], Лилия Шитенбург, Смена (СПб), [15-04-2003]
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», [15-04-2003]
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-04-2003]
Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, [9-04-2003]
Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, [4-04-2003]
Олег Табаков наградил управляющего культурными проектами Студии Лебедева, Пресс-служба Студии Артемия Лебедева, [27-03-2003]
В Табакерке появится «Подсобное хозяйство», Ольга Смирнова, Культура, [27-03-2003]
Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, [27-03-2003]
Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, [25-03-2003]
Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [20-03-2003]
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, [19-03-2003]
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, [17-03-2003]
Мокрые формулы, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [17-03-2003]
Загадки крошки Alice, Марина Долганова, За Калужской заставой, [13-03-2003]
Армен Джигарханян: Театр — это чудо, где люди дурачатся, избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений, Театральная афиша, [11-03-2003]
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, [11-03-2003]
Рукотворный текст, Ольга Фукс, Ваш досуг, [10-03-2003]
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), [3-03-2003]
Разрешить неразрешимое, Наталья Старосельская, Культура, [27-02-2003]
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, [26-02-2003]



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru