Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Творческая встреча с Сергеем Безруковым в Константиново (16 мая 2004 года).
Трудно быть богом
«Мало того, что Бога нет, но попробуйте еще найти водопроводчика в субботу!». Вуди Аллен

Режиссер Шамиров не любит театральных критиков. Буквально на дух не выносит. У этой фобии есть свои резоны. Критики — существа самонадеянные, иногда, надо признать, до полной неадекватности. Недавно один коллега на полном серьезе пытался внушить мне, что основная тема пьесы «Гроза» — конфликт человека со средой. Исходя из этой хрестоматийной истины, сколь неоспоримой, столь же и не актуальной, придется сказать, что тема спектакля «Бог», только что выпущенного Шамировым, — это конфликт человека со средой, а также с понедельником, вторником, четвергом, пятницей… — короче, со всеми днями творения, кроме того единственного, когда Создатель почил от трудов своих. (Суббота и воскресенье в разных религиозных течениях соответственно. Полный уикенд для высшего отдыха не предусмотрен.) Хрестоматийные опять же источники утверждают, будто Бог ревизовал итоги своего шестидневного труда, и увидел Он, что это хорошо.

Бог Вуди Аллена и Виктора Шамирова придерживается менее оптимистичного взгляда на вещи. Он является залу, чтобы попросить прощения за несовершенство мира в целом и каждой отдельно взятой жизни в частности. Бог Шамирова — раскаивающийся, то есть как бы и не совсем Бог. Его умное виноватое лицо зрители в скором времени будут наблюдать, сидя за столиками и потягивая легкие вина. Пока столиков нет, плошку вина предлагают в антракте, вернее, вместо антракта.

Виктор Шамиров считается любимым учеником Марка Захарова. Однако эта мифическая любовь не нашла отражения в ленкомовском репертуаре. Шамиров долго работал на двух незавидных площадках: в «Школе современной пьесы» (в качестве режиссера, актера и даже драматурга) и в Театре Армии. Худший его спектакль — «Маскарад» — был выпущен в драматическом «Стасике» (исполнитель роли Арбенина тогда не мог отплеваться от шамировской режиссуры, а невинная Нина пела со сцены матерный куплет, о чем теперь категорически не желает вспоминать).

Лучшее произведение Шамирова — антрепризная комедия Ladie's Night с попыткой мужского стриптиза была сыграна полтора года назад и стала, кажется, единственной за весь сезон возможностью для зрителя вдоволь, до слез, до изнеможения нахохотаться. Между двумя этими полюсами — «Маскарадом» и стриптизом — я бы разместила прочие из виденных мною шамировских спектаклей. От совершенно бездарных и вдобавок противных («Мастер-класс», «Трактирщица») через вполне приличные (например, «Зима» по Гришковцу) к необыкновенно талантливым — прошлогодние «Сцены из Ростана» и вот теперь «Бог».

Думаю, «Бог» понравится всем, но в особенности людям, хоть сколько-нибудь театрально продвинутым, потому что перед нами новая, более изощренная форма капустника. Первые пятнадцать минут — вообще чистое удовольствие для «своих». Автор в лице самого Шамирова и Актер в лице Гоши Куценко, сидя в хламидах из мешковины за древнегреческим столом и страдая от древнегреческой жары, по вине которой скисает древнегреческое вино, если только его не держат в амфорах (понятно, древнегреческих). Так вот двое древнегреческих халтурщиков (хотя утомленно-порочная бритая физиономия Шамирова, скорее, тяготеет к римским образцам) пытаются сляпать трагедию для очередного фестиваля.

И при этом говорят друг другу в глаза очень правильные вещи. Куценко Шамирову — что не стоит тащить на сцену безобразие ради безобразия. Шамиров Куценко — что тот вышел в тираж быстре, чем вошел… Спектакль с первой минуты набирает легкий драйв. Оба приколиста кусают губы, чтобы не расхохотаться вместе с публикой. Шамиров откровенничает, демонстрируя собственные комплексы, и кокетничает, еще больше выдавая себя. У него интересное, значительное лицо, он очень хороший актер, и, может быть, впервые в жизни к нему испытываешь простую сочувственную симпатию. Партнеры сетуют на то, что современный им театр погряз в антрепризах, определяют тип героя нашего времени («следы алкоголизма, дебилизма и гомосексуализма» — за подтверждением далеко ходить не надо), издеваются над теми, кто делает шестичасовые зрелища (сразу думаешь про Някрошюса) или морит публику заумью (Анатолий Васильев, однозначно). Но главное, мечтают получить наконец фестивальный гран-при — кувшин нектара. Хотя бы для того, чтобы опрокинуть его на головы судей.

Собственно, драматические представления в Афинах длились с утра и до заката, так что ирония Шамирова в данном случае не совсем уместна. Есть и другие исторические погрешности. Не понятно, готовятся ли Шамиров с Куценко к фестивалю драматургии на Малых Дионисиях, Ленеях или Великих Дионисиях. Я не заметила также, чтобы двухчасовой спектакль можно было разделить на три трагедии (как того требовали условия конкурса), хотя наличие сатировской драмы ближе к финалу для меня очевидно. Актеры не носят ни котурны, ни маски. Женские роли — вопреки традиции — исполняются женщинами. Даже корифей, то есть предводитель хора (которым хор, кстати, и исчерпывается) представлен пожилой боярыней в русском национальном костюме. Вот-вот, и протянет нараспев: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»

Ясно одно: коль уж речь идет про такую драматургическую новинку, как deus ex mashina, бог из машины, значит, действие происходит в V - IV вв. до нашей эры, и Шамиров намерен конкурировать с Еврипидом. Тем самым Еврипидом, который тоже напрасно ждал официального признания. За всю жизнь был удостоен лишь пяти главных наград (последнюю получил посмертно). И, между прочим, наградой, помимо денежной премии, был вовсе не кувшин нектара, а лавровый венок…

Вся эта информация призвана служить самоутверждению критика. К спектаклю она никакого отношения не имеет. У Шамирова Эзоп скрещен с Эдипом, Икар — с горьковским буревестником (получается, наверное, двуглавый орел), машина, на которой должен прилетать Зевс, выполнена под троянского коня, только с крылышками, и к простым русским словам прибавляются греческие окончания. Типа, бери лопатус и иди таскать навозикус… Персонажей окрестили выразительными именами: Диабетус, Артритус, Гастритис, Трихинозис. .. Стебный текст, в чьем авторстве нечасто заподозришь Вуди Аллена, пестрит шутками любительскими («Уважаемые афиняне и гости столицы!..»), милыми («Быть хорошим очень хорошо. Быть плохим тоже неплохо, но все-таки совсем не то…») и даже гениальными («Ты умрешь от обезбожи вания»).

В текущем сезоне это уже второй спектакль, где относительно молодое дарование резвится на древнегреческой почве. Первой была мхатовская «Осада», написанная и поставленная коллегой, товарищем и конкурентом Шамирова — Евгением Гришковцом. Видимо, полностью демифологизированная российская жизнь отторгается творческими организмами, как дистиллированная вода.

«Бог» во многом построен на цитатах. Прямых — из «Коварства и любви», «Ричарда II», Ницше («Бог умер»), и завуалированных. Куценко, он же Актер, шут, раб, явно открывает для себя, что, если Бога нет, то все дозволено; размышляет, достойно ль сносить безропотно позор судьбы, иль надо оказать сопротивленье; и когда он, вольноотпущенный, яростно ностальгирует по прежним временам, господа при мужиках, мужики при господах, по молочному коктейлю и Олимпиаде 80-го года до нашей эры, нельзя не вспомнить, что у свободы нет большего врага, чем сытый и довольный раб. Или раб, рассчитывающий стать сытым и довольным. Но Шамиров не цитатчик. Шамиров эпатажник, матерщинник и скандалист. В соответствии с традицией (в кои-то веки) древние греки Шамирова бисексуальны и не стесняются отправления своих физиологических потребностей…

Куценко, то есть Актер, играющий раба, проносится гордыми прыжками по царскому дворцу (три с половиной звезды, построен турецкой фирмой), но пафос Спартака не мешает ему характеризовать свою плачевную судьбу в емких идиоматических выражениях…

Бог — Александр Яцко — просит публику подать «кто сколько может Творцу на осуществление новых проектов». Валентина Талызина и Михаил Ефремов протягивают из зала по десятке…

Кощунственно, но смешно. Непристойно, но смешно. Пошло, но смешно.

Спектакль Шамирова все время требует этой оговорки, этого «но».

Скажу больше: обычная, пусть обаятельная театральная дурь с откровенной подсадкой в зале, с разоблачением гнусной лицедейской изнанки вдруг подбирается к вещам тонким, глубоким, философским. Да что там философским — жизненно важным для каждого из нас. Здесь персонажи пребывают в поисках автора, раб в поисках царя, человек в поисках Бога, миф в поисках правды. Обретя друг друга, они становятся неразделимы и неотличимы. Я - царь, я - раб, я - червь, я - Бог.

Великолепный актер Яцко читает оду Державина про крайню степень вещества, «капустно» передразнивая манеру Юрского. Оказывается, есть люди, которые на Вопрос вопросов: «Есть ли Бог?», предпочли бы услышать «нет». Оказывается, всякий творец говорит со всеобщим Творцом лишь как со своим предшественником. Которого уважаешь, но которому не хочешь уступать. Поэтому всякий творческий человек в каком-то смысле богоборец. И еще до того, как с диким грохотом рушится деревянная механика и гибнет бесславно deus ex mashina, мы уже покрываемся тревожной испариной: а что, если Бог не так всемогущ, как нам хочется думать?..

Человек, оставленный Богом или не уверенный в присутствии Бога, то есть человек одинокий, пытается выдавить из себя по капле раба, дурака, труса, прибегая к различным стимулам. Скажем, раб превращается в героя только потому, что в конце пути ему обещан секс с вожделенной женщиной. Это как раз из серии легенд и мифов, созданных и разнесенных по свету мужчинами. Первый и главный миф — о Великой Сексуальной Зависимости. О том, что секс — это единственный компас на мужском корабле и единственный ветер, раздувающий паруса. Когда бы не Елена, что Троя вам тогда, ахейские мужи?.. Ну и так далее.

Трудно быть Богом, но человеком без Бога быть ничуть не легче. Всех растерянных и потерянных в финале спасает гончарный круг.Немногословный бородач подталкивает ногой колесо, бережно сжимает мягкую плоть, и у нас на глазах растет, растет мокрый кувшинчик. Актеры, зрители, даже Бог могут только позавидовать мастеру, чья работа чиста, а результаты ее очевидны. Бог в особенности: ведь когда Он лепил Адама, тоже, наверное, предрекал ему жизнь простую и изящную, как амфора…

Кто-то завороженно следит за вращением, кто-то осмелился сам вылепить ручку. Как получилось — не суть важно. В кривобокую амфору тоже можно налить вино. Этим как раз и занимается режиссер Шамиров. Форма его творений противоречит всем законам эстетики, но наполнение год от года становится ароматнее и тоньше. В данном случае — просто напиток богов.

Русский курьер
Елена Ямпольская, 12-05-2004


Творческая встреча с Сергеем Безруковым в Константиново (16 мая 2004 года)., [16-05-2004]
Фрагмент ответов Сергея Безрукова на вопросы на Благотворительном концерте в Константиново, [16-05-2004]
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, [14-05-2004]
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, [13-05-2004]
Обезбоживание организма, Ирина Алпатова, Культура, [13-05-2004]
«Бог» в домашних тапочках, Ольга Егошина, Новые известия, [12-05-2004]
Трудно быть богом, Елена Ямпольская, Русский курьер, [12-05-2004]
Диабетус с Гепатитусом зажигают, Дина Годер, www.russ.ru, [7-05-2004]
Быть Вуди Алленом, Глеб Ситковский, Газета, [6-05-2004]
Древнегреческие неудачники, Мария Львова, Вечерний клуб, [5-05-2004]
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, [1-05-2004]
Три сестры, Александр Вислов, Театральная афиша, [05-2004]
Обманчивая суть вещей, Алиса Никольская, «Культура», [29-04-2004]
Вишневый сад с помидорами, Майя Мамаладзе, Утро. ru, [26-04-2004]
Сергей Безруков в возрасте Есенина, TV-Парк, [25-04-2004]
Сергей Безруков: «Современные дети умнее нас», Новые известия, [9-04-2004]
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, [8-04-2004]
Андрей Житинкин: Мобильники я запираю в кабинете, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, [6-04-2004]
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, [5-04-2004]
Создан трехмерный фильм о жизни на МКС, НТВ, [5-04-2004]
По ту сторону монитора, Дневник фестиваля «Золотая маска», [3-04-2004]
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, [3-04-2004]
Капустник о Белоснежке — в меру циничная пародия на детский спектакль, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, [30-03-2004]
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, [30-03-2004]
Борьба с преступностью средствами кино, Еженедельный журнал, [30-03-2004]
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), [29-03-2004]
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, [29-03-2004]
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, [29-03-2004]
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, [29-03-2004]
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, [27-03-2004]
Безруков остался в «городе без солнца», Смена, [26-03-2004]
Про МКС сняли трехмерный фильм, Компьюлента, [26-03-2004]
Князь Владимир против Покемонов, Огонек, [25-03-2004]
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, [24-03-2004]
Сергей Безруков полетит в космос!, KM. ru, [24-03-2004]
Сергей Безруков спасал «Березы», Комсомольская правда, [24-03-2004]
Главная роль Сергея Безрукова, Н. Шехтер, Российская газета, [19-03-2004]
Друбич изменит Янковскому с Безруковым, Комсомольская правда, [18-03-2004]
Второй «Бригады» не будет?, Аргументы и Факты, [17-03-2004]
«Анна Каренина» — новый проект Первого канала, Первый канал, [10-03-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 6.03.2004 г., [6-03-2004]
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, [5-03-2004]
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, [4-03-2004]
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, [03-2004]
Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, [28-02-2004]
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, [28-02-2004]
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, [24-02-2004]
Милосердие свалки, Александра Лаврова, «Культура», [19-02-2004]
Фемида нашла Сергея Безрукова, Комсомольская правда, [16-02-2004]
Прозоровы в бункере, Ольга Игнатюк, Культура, [12-02-2004]
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, [12-02-2004]
Когда Безруков играл смерть Пушкина, киношники рыдали, Комсомольская правда, [10-02-2004]
Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, [9-02-2004]
Легко ли быть мертвым?, Итоги, [9-02-2004]
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, [8-02-2004]
Безумный день, или Женитьба «докторов», Ирина Алпатова, г- та «Культура», [5-02-2004]
Дмитрий Щербина потерял покой и сон,работая спецагентом, Ольга Пескова, ТВ7, [4-02-2004]
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, [2-02-2004]
Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, [30-01-2004]
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, [29-01-2004]
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, [29-01-2004]
Врачи прилетели, МК-бульвар, [29-01-2004]
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, [29-01-2004]
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, [28-01-2004]
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, [27-01-2004]
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, [27-01-2004]
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [27-01-2004]
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, [27-01-2004]
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, [26-01-2004]
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, [26-01-2004]
ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, [23-01-2004]
Студия «Тритэ» «подсела» на Акунина, Независимая газета, [20-01-2004]
Текст форума с Сергеем Безруковым от 19.01.2004 г., [19-01-2004]
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, [17-01-2004]
Победить других, проиграть себе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-01-2004]
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, [13-01-2004]
К лесу — задом, к зрителю — передом, Итоги, [11-01-2004]
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, [1-2004]
Возвращение домой, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Tiny Alice, или Крошка Алиса, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Она в отсутствии любви и смерти, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Сердце не камень, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Ревизор, Степан Лесной, Театральная афиша, [2004]
Пороховая бочка, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Безумный день, или Женитьба Фигаро, Степан Лесной, Театральная касса, [2004]
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, [31-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, [30-12-2003]
Безруков сделал план, Анна Ковалева, Известия, [30-12-2003]
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, [26-12-2003]
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, [26-12-2003]
Хоть похоже на Россию — только всё же не Россия, Известия, [26-12-2003]
Вот приедет ангел, ангел нас рассудит, Ирина Алпатова, Культура, [25-12-2003]
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, [25-12-2003]
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, [25-12-2003]
Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, [24-12-2003]
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, [24-12-2003]
Tir rйussi pour “Soldatiki” а Moscou, Liberation, [24-12-2003]
Сентиментальный роман, Итоги, [23-12-2003]
«Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, [23-12-2003]
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, [23-12-2003]
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, [22-12-2003]
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, [19-12-2003]
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, [19-12-2003]
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, [19-12-2003]
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [19-12-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-12-2003]
Политика пола, Ирина Алпатова, Культура, [18-12-2003]
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, [17-12-2003]
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, [17-12-2003]
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-12-2003]
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, [16-12-2003]
«Участок»: Безруков избавился от Саши Белого, dni.ru, [11-12-2003]
Контрабас под дельтапланом, Мария Львова, Вечерний клуб, [11-12-2003]
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, [11-12-2003]
Все равно, Григорий Заславский, Независимая газета, [9-12-2003]
Звездный «Участок», Аргументы и факты, [3-12-2003]
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, [12-2003]
БАЛЛАДА О ДУЭЛИ, Ирина Потылицына, [12-2003]
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, [12-2003]
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, [12-2003]
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, [28-11-2003]
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, [28-11-2003]
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, [27-11-2003]
Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, [27-11-2003]
«Что поделать, если я похож на Бандераса?», Газета, [27-11-2003]
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, [26-11-2003]
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, [26-11-2003]
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, [24-11-2003]
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, [21-11-2003]
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, [19-11-2003]
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, [18-11-2003]
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [14-11-2003]
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, [3-11-2003]
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, [31-10-2003]
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, [29-10-2003]
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, [20-10-2003]
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, [17-10-2003]
Белый, но не пушистый, Московский комсомолец, [17-10-2003]
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, [16-10-2003]
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, [16-10-2003]
Форум с Сергеем Безруковым на сайте театра Табакова, [16-10-2003]
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, [15-10-2003]
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, [14-10-2003]
Байки из МХАТа, Итоги, [14-10-2003]
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, [14-10-2003]
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [14-10-2003]
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, [10-10-2003]
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, [8-10-2003]
Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, [8-10-2003]
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, [8-10-2003]
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, [8-10-2003]
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, [8-10-2003]
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, [8-10-2003]
Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, [8-10-2003]
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, [4-10-2003]
Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, [30-09-2003]
Взрослая игра в солдатиков, Ирина Леонидова, Культура, [26-09-2003]
Без римейка, Инна Вишневская, «Литературная газета», [24-09-2003]
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, [22-09-2003]
Исправление Хруста, Мария Львова, Вечерний клуб, [19-09-2003]
Свинские страсти в «Tабакерке», Марина Райкина, Московский комсомолец, [19-09-2003]
Широк ассортимент. Я бы сузил, Наталия Каминская, «Культура», [18-09-2003]
Cкворц-off, Катя Сахарова, Московский Комсомолец, [16-09-2003]
Осветленная чернуха, Александр Соколянский, Время новостей, [16-09-2003]
Равнение на середину, Олег Зинцов, Ведомости, [16-09-2003]
Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [15-09-2003]
По мотивам Достоевского, Марина Давыдова, «Известия», [12-09-2003]
Покупают российское, Григорий Заславский, «Независимая газета», [12-09-2003]
Маяковский побратался с Достоевским, Марина Шимадина, «Коммерсант», [12-09-2003]
Бенефис с моралью, Марина Шимадина, Коммерсант, [12-09-2003]
Вера Карамазова, Полина Богданова, «Новые известия», [10-09-2003]
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, [1-09-2003]
Красавец из Бряхимова, Маргарита Микаэлян, Независимая газета, [14-08-2003]
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, [12-08-2003]
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, [16-07-2003]
Жестокий романс, или Лошадиная симфония, Елена Ямпольская, «Русский курьер», [12-07-2003]
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-07-2003]
НОН-СТОП [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Кристина Матвиенко, Экран_и_сцена, [9-07-2003]
ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ [Обзор Фестиваля молодой драматургии-2003], Александр Герасимов, Культура, [3-07-2003]
"Комсомольская правда“ вручила свой Приз зрительских симпатий, Комсомольская правда, [18-06-2003]
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, [17-06-2003]
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, [17-06-2003]
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, [17-06-2003]
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, [3-06-2003]
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [22-05-2003]
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), [17-05-2003]
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, [3-05-2003]
Аркадия, Афиша, [17-04-2003]
Он остался в детстве [«Облом офф» Михаила Угарова (Центр драматургии и режиссуры) в петербургских показах «Золотой Маски»], Лилия Шитенбург, Смена (СПб), [15-04-2003]
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», [15-04-2003]
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, [11-04-2003]
Романтические тайны Сидли-парка, Алиса Никольская, Аргументы и факты, [9-04-2003]
Игры разума, Александр Соколянский, Ведомости, [4-04-2003]
Олег Табаков наградил управляющего культурными проектами Студии Лебедева, Пресс-служба Студии Артемия Лебедева, [27-03-2003]
В Табакерке появится «Подсобное хозяйство», Ольга Смирнова, Культура, [27-03-2003]
Утраченный рай, Ирина Алпатова, Культура, [27-03-2003]
Табаков тянется к знаниям, Мария Львова, Вечерний клуб, [25-03-2003]
Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, [20-03-2003]



© 2002—2020 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru