Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Триста акул в глотку
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго
Его родной театр, которым он с недавних пор руководит, называют «уголком Дурова» — но Лев Констанитович не в обиде. Да и постоять за себя в случае чего может — уроки Сан Саныча и


ДОСЬЕ «АНТЕННЫ»
родился
родители: отец Константин Владимирович — инженер-взрывник, мать Валентина Игнатьевна — сотрудник военно-исторического архива
образование: Школа-студия МХАТ
карьера: 1954-1963 — в Центральном Детском театре (ныне РАМТ), 1963-1966 — в театре Ленинского Комсомола, с 1967 — в театре на Малой Бронной, с 2003 года по настоящее время — художественный руководитель Театра на Малой Бронной
звание: Народный артист СССР
семья: жена Ирина Кириченко, дочь Екатерина — актрисы Театра на Малой Бронной, внучка Катя — заведующая литературной частью, внук Иван — студент РГГУ (факультет журналистики)
домашние животные: кот Миша (18 лет)
предпочтения:
еда: макароны
алкогольный напиток: водка
безалкогольный напиток: чай
машину не водит по зрению
место отдыха: дача
писатель: Достоевский
актер: Смоктуновский

БЛИЦ
 — Если бы не поступили на актерский, куда бы пошли?
 — Как большинство сверстников — на завод, был бы токарем или слесарем, думаю, неплохим. 
 — Что отвечаете на вопрос «Как жизнь?»
 — Прошла!
 — У вас есть прозвище?
 — В детстве было три: Седой (волосы выгорали), Швейк и Артист. А со времен Детского театра все зовут Дедом.
 — Любимый цвет?
 — Серый и темно-зеленый.
 — Что поете по утрам?
 — Что привяжется. Сегодня — песню военных лет «На ветвях израненного тополя»
 — Верите в судьбу?
 — Не очень. Человек сам дирижирует своей судьбой.

Мой художественный руководитель — кот Мишка

 — Как вы относитесь к тому, что Театр на Малой Бронной называют «уголок Дурова»?
 — Ну что ж - называют, у меня в театре работает и жена Ирина, и дочь Катя, и зять — Владимир Ершов. Но «семейственности» в этом никакой нет. Однажды, еще когда не был художественным руководителем, распределил роли в пьесе, как мне казалось, честно — а через некоторое время понял, что ошибся и должен взять вместо жены другую актрису. Для актера, когда с роли снимают — само по себе драма, а если это делает муж актрисы? Но я все же повесил в театре новое распределение, а объяснялись уже дома, на кухне.
 — В доме вы тоже «художественный руководитель»?
 — Не я, а наш кот — Мишка. Он определяет наш распорядок, с утра приходит, будит, сначала бьет лапой по руке, если не реагируешь — начинает скрести по лысине. С ним надо побороться и дать ему возможность победить — иначе не отстанет. Недавно говорил по телефону, а он требовал внимания, не получил —и цапнул меня за руку, а хватка у него в его 18 лет (он внуку Ване ровесник) такая, что у меня теперь в руке четыре дырки.
 — Ваш последний спектакль «Дети?!» — о том, что отношения «отцов и детей» подчас складываются негладко. Вам в этом смысле повезло?
 — И дочь, и внуки у меня замечательные. Главное, нас не коснулась главная болезнь века — спиртное и наркотики. Сейчас страх перед этим живет в каждом из родителей. Но, наверное, в нашей семье это генетически заложено: мой папа тоже не пил и не курил, за исключением того времени, что пробыл в ополчении до ранения. Я ни разу не слышал от него бранного слова. И слова «деньги» тоже — хотя семья была бедная и денег не хватало.
 — Тем не менее примерным сыном вы не были?
 — Но руку отец на меня никогда не поднимал. Самым страшным наказанием было, когда он переставал со мной здороваться. Давал мне время подумать и понять, что я сделал не так. Только однажды папа меня выпорол. В то время на «Москве Товарной» при желании можно было раздобыть любое трофейное оружие — вот и я, мальчишка, решил обзавестись «парабеллумом». Сидел дома на полу и разбирал его, когда увидел возвращающегося отца. Пистолет зашвырнул под кровать, а патроны побросал в печку. Когда отец вошел в комнату, патроны в огне начали рваться. Ни один в меня не попал, но отец принялся искать что-то, нашел веревку, и в соответствии с описанием из «Детства» Максима Горького меня выпорол. Я неделю в школе учился стоя. А он месяц ходил расстроенный — переживал, что так поступил со мной.

Был мужем собственной дочери

 — Вы с женой вместе уже много лет…
 — В сентябре будет полвека — «золотая свадьба». Я учился в школе-студии МХАТ, когда Ира приехала из Киева сразу на 3-й курс. Мы начали репетировать вместе «Егора Булычова» Горького — и дорепетировались.
 — За 50 лет в вашей семейной жизни ни разу не возникало серьезных противоречий?
 — Никто не хлопал дверью — никогда. Все ссоры были на уровне: «Где моя чистая рубашка? — Не знаю, где твоя чистая рубашка!» Я даже не могу понять, какая может быть тут причина для ссоры. Конечно, если человека настигает «удар молнии», он влюбляется — тогда надо уходить. Но у нас такого не было.
 — А по работе вам случалось играть супружеские пары?
 — В «Отелло» у Эфроса я был Яго, Ирина — Эмилией. Это, наверное, и были самые сложные наши супружеские отношения. А в кино мы играли мужа и жену в фильме Аян Шахмалиевой «Странные взрослые». Тогда получилось смешно. Ее утвердили на роль, а потом звонят мне: «Представляете, взяли актрису, попросили ее телефон — а она продиктовала ваш.» Я возмущаюсь: как так, позвоните ей и выясните, в чем дело! Они спрашивают, куда звонить. Я говорю: на тот номер, который она дала. Они удивились, но позвонили — а я попросил жену подойти. Администраторы окончательно запутались, пришлось самому взять трубку и объяснить, что мы супруги не только по сценарию. Но, кстати, мне в одном телефильме и с дочерью Катей пришлось играть в семейную пару — такая интересная профессия у нас.

Храню автограф Гитлера

 — Вы собираете актерские байки — насколько эти истории правдивы и не обижаются ли на вас их герои?
 — Актеры — люди с юмором, чем острее шутка — тем интереснее. Валентин Гафт долго не мог сочинить про меня эпиграмму, а потом, когда вышла моя книжка, подошел и говорит: сочинил, только ты не обижайся. А эпиграмма такая:
Актер, рассказчик, режиссер —
Но это Леву не колышет.
Он стал писать с недавних пор.
Наврет, поверит — и запишет.
 — Так все-таки в ваших байках больше вымысла или правды?
 — Мои рассказы на 100 процентов правдивы. Но и эпиграмма Гафта правдива на 100 процентов — как все его эпиграммы. Такое вот противоречие. 
 — Вы действительно такой знатный рыбак, как про вас рассказывают?
 — Вранье все это. Вот Ширвиндт — рыбак, а у меня это дело случайное. Но каждый случай — особый. Однажды еще студентом на Каспии пошел купаться, познакомился с браконьером, пошел с ним ловить судака — и вытащил осетра длиной три метра. Запомнилось — мне ведь потом рассказали, что осетров в этих местах никогда никто не ловил. Годы спустя во время съемок фильма «Гангстеров в океане» прямо с борта корабля попробовал ловить ставриду «на дурочку» — без наживки, и глупая рыба так и шла. Вот я и прославился как рыбак — а на самом деле я почти не рыбачил. 
 — Но ваша коллекция редких вещей — это правда?
 — Коллекция — у коллекционеров, а у меня — барахолка, ерунда всякая. Есть, правда, любопытные вещи. Например, кусок картона в вытесненным золотом автографом Гитлера, галстук от платья Евы Браун — они мне достались от одного человека, который разбирал вещи из рейхсканцелярии перед Нюрнбергским процессом, тогда они считались макулатурой. Еще имеется экслибрис из библиотеки Зимнего дворца — с императорским вензелем…

Сан Саныч научил меня защищаться

 — Некоторые ваши поступки кажутся по современным меркам странными: критиков на дуэль вызываете… Вы во всех случаях бываете таким принципиальным?
 — Я в театр езжу из дома на троллейбусе. Недавно жду на Комсольском проспекте «тридцать первый», сидят три бугая, жрут, пьют и мусор под ноги бросают — а рядом урна. Я делаю замечание — не реагируют. Тогда я зажимаю нос одного из них большим и указательным пальцем и говорю двум другим: «Если не подберете мусор — я ему сломаю нос». Они поняли, что я не шучу и всен подобрали. Я его отпустил и быстро собрался, чтобы хоть не убили после этого. Но они как-то сразу ретировались. Страшно и грустно, что нужно угрожать человеку, чтобы он не был свиньей. Но что делать? Молчать ведь тоже нельзя.
 — А вы были готовы к драке? Как ваш герой Сан Саныч из «Не бойся, я с тобой!»?
 — Когда снимался у Гусмана в том фильме, обучался приемам боевых искусств и какие-то навыкис тех пор остались. Настоящие мастера - такие, как знаменитый каскадер Александр Иншаков - никогда не распускают кулаки, но я-то не мастер. Некоторое время назад в темное время суток на улице у меня попросили закурить. Потом спросили, который час. Потом спросили про деньги. Не узнали меня, а может, я им просто как артист не нравился? Но я за себя постоял - и больше эти люди у меня уже ничего не просили.

Газета «Антена»
Вячеслав Шадронов


Триста акул в глотку, А. Борисова, Вечерняя Москва, [19-09-1996]
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru