Logo
Title
Title



Главная :: Пресса :: Психушка в «Табакерке»
В поиске

Все изменилось в этом театре. Пьесы ставятся необычные. На афише последней премьеры мы прочитали: народное представление с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой. Знакомых актеров трудно узнать — и молодые, и имеющие высокие звания маршируют, пляшут в «массовках».
А перед началом спектакля актеры в матросских бушлатах прогуливались с баяном по Таганке. Гремели над площадью песни революции, выплеснувшиеся из театра. Часовые накалывали театральные билеты на штыки, как пропуска у входа в Смольный. В фойе солдаты, моряки, поп-расстрига пели частушки; женщины в красных косынках прикалывали нам, зрителям, на грудь кумачовые бантики.
Спектакль по книге Джона Рида. «Десять дней, которые потрясли мир» начинается пантомимой трех актеров — на сцене кузница в багровом свете, молотобойцы, вечный огонь. Документальная повесть — и мимы в трико. Совместимо ли?
Но это только первая из неожиданностей, их будет много. Эпизод следует за эпизодом совсем не так, как день за днем в книге Рида. От хронологии не осталось и следа. Пантомима сменяется карикатурой на американских сенаторов, допрашивающих Рида, причем актер, его играющий, ищет достоверности, а сенаторы обозначены сатирическими масками. Оживает висящий на сцене портрет президента-интервента Вудро Вильсона.
Так сплетаются драма, театр марионеток, буффонада. А потом пойдут пантомимы о солдатах-окопниках, о хлебопашцах, о тюрьмах. Актеры сыграют сценки на улицах голодного Питера, в барском клубе, на барахолке. Они будут петь песни о войне, о России, и М. М. Штраух прочитает ленинские строки о муках и радостях рождения нового мира.
И вот о чем думаешь прежде всего, разбираясь во впечатлениях от спектакля: самое в нем интересное — зрительный зал, его радостно — приподнятое настроение. Как взволнованно принимает он театральное повествование о революции, не о хронологии событий, а об их воздухе, о радости и надежде людей, делавших ее, об их вере в «завтра», в то, что жизнь человеческая изменится сразу же, как только будет взят последний оплот буржуазии. 
Люди, заполнившие зрительный зал, знают: нет, путь в «завтра» оказался и дольше, и сложнее — пришлось нам на этом пути снести удары, которых не ждали, испытать горечь, совсем не заслуженную, но вера красногвардейцев, крестьянских ходоков, женщин в красных косынках, охрипших митинговых ораторов не поколеблена, она дорога нам все так же. Вот в чем обаяние этого спектакля.
Разные бывают театральные успехи, разная им цена. Одно дело снискать лавры в знаменитой, трижды классической пьесе, другое — сорвать аплодисменты в занятной вещице, способной привлечь внимание на один вечер, третье — вызвать волнение рассказом о мечтах революции, о ее чистоте, справедливости, добром сердце.
Ощутив особенную атмосферу в зрительном зале, мы уже не зададим себе вопроса, зачем понадобились театру частушки в фойе, кумачовые ленточки на зрительских пиджаках: такой спектакль просто немыслим при вежливо-безучастном зале
Мой сосед по партеру улыбается: что-то ему нравится, что-то не нравится, а в антракте он говорит озабоченно:
 — Да ведь все это было в театре двадцатых годов, все оттуда идет! И вставные песенки, и сатирические маски, и агитационные речи!
 — Да, все это оттуда, — отвечаю я ему, — и частушки были, и даже пантомиму очень любили в те годы. А когда вы смотрите спектакль в духе, скажем, традиционного психологического театра, разве вы задаете себе этот вопрос — было или не было? Тысячу раз было и еще будет, и очень хорошо. Неисчерпаемость традиции психологического театра вас не пугает, почему же эта традиция, рожденная революцией. должна быть менее долговечной?
Неприятна было бы бездушное подражание, великовозрастное ученичество, так сказать, второгодничество в искусстве. Но здесь — все от души, здесь традиция встречается с молодым, сегодняшним. 
 — Но в те годы, — продолжает сосед, — театр нередко увлекался новизной формы, приема, выдумкой ради выдумки. Не хочу обвинять в этом молодой театр, руководимый Любимовым, но…
 — Что же вас наводит на такие мысли? Пантомима? Но она идет от самых глубинных источников народного театра. Вас коробят цирк в театре, буффонада? Но вспомните «Мистерию-буфф» Маяковского.
 — Да, но хотелось бы видеть настоящие человеческие характеры… Ведь спектакль ставил питомец вахтанговского театра.
 — Мы еще увидим здесь и такие спектакли. А в те годы, которым посвящен сегодняшний спектакль, Евгений Вахтангов, между прочим, как раз хотел поставить массовое действие, в котором играла бы только толпа. В такой перекличке творческих смыслов есть внутренняя связь.
 — Что же, вы считаете, что психологический театр устарел?
 — Нисколько. Есть разница между искусством и наукой, техникой. Если изобретен тепловоз, это значит, что век паровозов закончился. Искусство живет по другим законам.

Началась вторая часть представления, и мы снова смотрели скетчи-шаржи, слушали стихи, и песни. Юрий Любимов без опаски обнажал публицистику, не искал передышки в развлекательных паузах. Конечно, при такой пестроте избранных приемов что-то получается в представлении броско, плакатно, где-то не хватает техники мгновенного перевоплощения, эстрадной отточенности аттракциона, а такая форма спектакля требует блеска исполнения, концертной самоценности каждого номера.
Николай Губенко играет роль Керенского в духе эксцентрики, играет хорошо. Эксцентрика здесь уместна хотя бы потому, что в самой истории Керенский сыграл роль эксцентрическую — форма, как говорится, соответствует содержанию, а актер талантлив и в добротно психологическом и в буффонном рисунке.
Отлично исполняет эстрадную песенку в манере Пьеро — Вертинского артист В. Золотухин. Некоторые другие Актеры, скажем, Г. Ронинсон, В. Высоцкий, А. Чернова, не потерялись в стремительном карнавале номеров и интермедий. Но многим актерам трудно играть по-эстрадному; их, как говорится, этому не учили. Отсюда нередко ощущение полусамодеятельности…
И еще одно важное обстоятельство: театр двадцатых годов часто намеренно упрощал характеры. Это было естественно и неизбежно. Плакат — наибыстрейший отклик на события. Вслед за плакатом идут другие, более сложные и тонкие формы образной мысли. Есть в спектакле Любимова маленькие сценки, сыгранные сильно, например, сцена в офицерском логове. А сразу после этого артист Л. Штейнрайх, только что серьезно сыгравший белогвардейца, играет окопный эпизод совсем в «марионеточном» духе и намного хуже! Надо научиться психологическую драму играть кратко, но со всей сложностью рисунка, не разменивая драмы времени на пустяки. Совсем, мне кажется, неинтересен номер о соглашателях — это уже изжившая себя простота. Кстати, такой спектакль по духу, по смыслу непременно должен обращаться к современности. Но надо говорить о главном, нельзя отделываться мелкими, а порой непонятными намеками. Разговор по крупному счету, начистоту — вот достойный театра тон.
Площадный театр может быть и проще, и сложнее психологического. Сложнее, если он будет буффонным, как остроумная оперетта, и достоверным в психологии, как Качалов, и точным в эксцентрике, как Эраст Гарин. Евгений Вахтангов, основатель театра, откуда вышел Ю. Любимов, требовал от исполнителей «Принцессы Турандот» умения мгновенно и полностью переходить от обнаженно-иронической игры в искреннюю и глубокую трагедию. ..
Бесспорно, театр должен расширять свои горизонты. Искать и другие пьесы-с глубоко прорисованными человеческими характерами. Искать героя современности. Наше время не терпит ограниченности ни в чем. Театр должен дать настоящие роли и для такой, скажем, прекрасной актрисы психологической школы, как Н. Федосова, — в этом спектакле ей, конечно, делать нечего…
…Впрочем, театр на Таганке только начинается. Мы надеемся увидеть здесь еще много интересного.

Вечерняя Москва
Я. Варшавский, 18-06-1965


Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, [2-02-1996]
ПОЭТ, Надежда Малышева, «Театральная жизнь», № 8, [1996]
«СЕРГЕЙ», Век, [1996]
Самые новые романтики, Ольга Шакина, Новое время № 47, [1996]
Талант, Елена Ямпольская, Известия, [7-12-1995]
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, [2-12-1995]
Российский «Псих» потряс даже автора, Наталия Колесова, Вечерний клуб, [28-11-1995]
Психотерапия от Житинкина, Елена Курбанова, Московская Правда, [22-11-1995]
Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, [6-11-1995]
В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, [22-09-1995]
Политикам не присуще владение словом, Сегодня, [2-08-1995]
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, [24-04-1995]
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, [31-03-1995]
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, [1995]
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, [1995]
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, [1995]
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, [1995]
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, [15-09-1994]
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, [4-08-1994]
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, [16-07-1994]
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, [24-06-1994]
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, [02-1994]
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, [3-09-1993]
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, [25-08-1993]
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, [25-06-1993]
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, [05-1993]
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, [30-01-1993]
Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, [1993]
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа»., М. ,, [1993]
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, [23-05-1992]
Два лица Нила Саймона, М. Воробьев, Вечерний Новосибирск, [31-07-1991]
Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, [1991]
«? В распрекрасном Билокси на Миссисипи», Ольга Дубинская, Театральная жизнь, [1990]
* * *, Челябинский рабочий, [28-05-1988]
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, [27-12-1987]
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, [22-02-1987]
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, [28-01-1987]
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), [1987]
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, [28-12-1986]
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, [25-10-1986]
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, [5-07-1986]
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, [30-12-1984]
Выбираю роль болельщика, Советская культура, [2-02-1984]
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, [16-11-1983]
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, [6-11-1983]
Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, [16-07-1983]
Жажда и радость работы, Советская Эстония, [7-07-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, [2-03-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, [28-01-1983]
Великая радость творчества, Красная звезда, [2-10-1982]
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, [22-09-1982]
Главная роль, Советская культура, [4-07-1982]
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), [22-04-1982]
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, [12-02-1982]
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, [23-01-1982]
Перед бессмертием, М. Строева, [20-01-1982]
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, [12-01-1982]
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [5-01-1982]
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, [1982]
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, [31-12-1981]
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, [16-12-1981]
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, [13-12-1981]
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, [20-11-1981]
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, [13-11-1981]
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, [27-10-1981]
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, [23-10-1981]
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), [8-07-1981]
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), [23-06-1981]
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, [14-01-1981]
Наедине с вами, Советская культура, [16-12-1980]
«Классика — школа добра», Литературная Россия, [30-11-1979]
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, [27-05-1979]
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, [18-05-1979]
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [23-04-1979]
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, [27-03-1979]
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), [5-08-1978]
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, [5-07-1978]
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, [16-12-1977]
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, [30-11-1977]
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, [5-10-1977]
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, [16-06-1977]
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, [11-02-1977]
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), [17-04-1976]
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, [4-11-1975]
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, [24-10-1975]
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, [14-10-1975]
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, [16-05-1974]
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, [29-03-1974]
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, [29-06-1973]
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, [28-06-1973]
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, [15-06-1973]
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, [9-06-1973]
«Старый новый год», Труд, [6-06-1973]
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, [25-05-1973]
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, [1-03-1973]
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, [27-01-1973]
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, [12-01-1973]
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, [5-01-1973]
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, [9-12-1969]
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, [22-11-1969]
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), [19-10-1968]
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, [4-06-1968]
«Стеклянный зверинец», [6-04-1968]
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, [9-02-1968]
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, [14-06-1967]
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, [8-06-1967]
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, [30-05-1967]
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, [2-03-1967]
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, [7-07-1966]
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), [7-07-1966]
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, [13-06-1966]
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», [28-05-1966]
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, [18-06-1965]
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, [22-04-1965]
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, [17-04-1965]
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, [3-04-1965]
Приедет театр Олега Табакова, Alla Gosteva, Halo Noviny
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Официальный сайт Ивана Жидкова
Официальный сайт Дениса Никифорова
Официальный сайт Дины Корзун
Официальный сайт Виталия Егорова
Павел Руднев: Смещение «Сатирикона», Павел Руднев, Взгляд
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
Владимир Машков: «Режиссура — одна из самых страшных профессий», Елена Дуда, Семь Дней в Новосибирске
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Сергей Безруков: «Играя Ромео, я готов был разорвать Тибальта», Театральная жизнь
Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго, Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»
Официальный сайт Льва Дурова
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
Неофициальный сайт Ярослава Бойко
А в Конго есть тигры?, afisha@mail.ru
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета
Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич
Страница спектакля «Ещё Ван Гог…» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Проект учеников школы № 758 , посвященый спектаклю «Матросская тишина»
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Венецианский еврей на русской сцене
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Беседа с Анатолием Смелянским
Как стать другом Александра Калягина
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Пресса о спектакле на сайте «Театральный смотритель»
Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
Иркутский областной фонд Александра Вампилова
Биография Сергея Безрукова на сайте агентства «Арт-партнер XXI»



© 2002—2019 Школа-студия МХАТpublic@mxat-school.ru